г. Чита |
|
31 мая 2023 г. |
Дело N А19-18427/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 31 мая 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бушуевой Е.М., судей: Горбатковой Е.В., Лоншаковой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Присевко М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "Байкал Аэро" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 ноября 2022 года по делу N А19-18427/2021 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "Добролёт" (ОГРН 1063808145136, ИНН 3808142040) к обществу с ограниченной ответственностью "Авиакомпания Байкал Аэро" (ОГРН 1170327005606, ИНН 0323399826) о взыскании 8 222 639, 20 руб.,
при участии в судебном заседании представителя ООО "Авиакомпания Байкал Аэро" Букчимовой Е.В. по доверенности от 10.05.2023 N 55/23БА,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "Добролёт" (далее - истец, ООО "Авиакомпания "Добролёт") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "Байкал Аэро" (далее - ответчик, ООО "Авиакомпания "Байкал Аэро") о взыскании задолженности по договору аренды воздушного судна без экипажа от 20.02.2020 N 20-02-20 за период с мая 2020 года по февраль 2022 года (включительно) в размере 8 222 639, 12 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 ноября 2022 года исковые требования удовлетворены частично, с ООО "Авиакомпания "Байкал Аэро" в пользу ООО "Авиакомпания "Добролёт" взыскана задолженность в сумме 3 897 908, 21 руб., в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Ответчик, не согласившись с принятым судебным актом в части удовлетворения исковых требований, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что дополнительные соглашения были подписаны по соглашению сторон с учетом замены агрегатов, дополнительные соглашения в судебном порядке не оспаривались и не расторгались, истец не обращался в суд с иском о признании дополнительных соглашений N 2 и N 6 незаключенными, соответственно, не принимать во внимание условия подписанных сторонами дополнительных соглашений неправомерно.
Согласно расчету ООО "Авиакомпания "Байкал Аэро" задолженность по уплате арендных платежей по договору аренды воздушного судна без экипажа от 20.02.2020 N 20-02-20 за период с 01.05.2020 по 20.02.2022, с учетом произведенной ответчиком частичной оплаты в сумме 6 181 955 руб., составляет 2 871 873,86 рублей (9 053 828,86 коп. - 6 181 955 руб.).
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, оставить решение суда первой инстанции без изменений.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако явку своего представителя истец в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, изучив материалы дела, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Из апелляционной жалобы следует, что ответчик не согласен с решением суда первой инстанции в части взыскания с него суммы долга в размере 1 026 134, 35 руб., полагает, что сумма долга по арендной плате составляет 2871773,86 руб., в части отказа во в удовлетворении исковых требований и взыскания суммы долга в размере 2871773,86 руб. ответчик решение суда первой инстанции отменить либо изменить не просит, доводы не приводит.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку до начала судебного заседания истцом не заявлено возражений относительно проверки законности и обоснованности решения суда первой инстанции только в обжалуемой ответчиком части, решение суда первой инстанции проверяется только в обжалуемой ответчиком части, относящейся к взысканию с него суммы долга в размере 1 026 134, 35 руб., соответственно, в остальной части законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверяется.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 20.02.2020 между ООО Авиакомпания "Добролёт" (арендодатель) и ООО "Авиакомпания "Бакал-Аэро" (арендатор) заключен договор аренды воздушного судна без экипажа N 20-02-20, по условиям пункта 1.1 которого арендодатель обязался предоставить арендатору за плату во временное пользование и владение принадлежащее арендодателю воздушное судно, а именно вертолет Ми - 8Т, 1988 года выпуска, в количестве 1 шт., регистрационный номер RA-24114, заводской N 98839711, технические характеристики которого указаны в Приложении N 1 к договору, с целью использования для воздушных перевозок пассажиров, багажа, почты, грузов, разрешенных к перевозке на борту гражданских воздушных судов данного типа и авиационных работ на территории РФ. Воздушное судно предоставлено арендатору без оказания услуг со стороны арендодателя по управлению и его технической эксплуатации.
Воздушное судно передано арендодателем арендатору по приемо-сдаточному акту от 20.02.2020, подписанному сторонами без возражений.
В соответствии с пунктом 8.1. договора арендатор производит арендные платежи арендодателю по стоимости арендной ставки одного летного часа, определенного в Приложении N 2 к договору. Оплата за фактический налёт производится арендатором не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчётным. Если день оплаты, в соответствии с настоящим пунктом приходиться на нерабочий или праздничный день, то арендатор обязан произвести оплату в последний рабочий день, предшествующий нерабочим или праздничным дням (пункт 8.2. договора).
Приложением N 2 к договору аренды воздушного судна без экипажа от 20.02.2020 N 20-02-20 стороны согласовали, что договорная арендная ставка одного летного часа вертолета Ми-8Т N RA-24114 в период аренды составляет 31 300 руб. Единицей измерения количества услуг по договору является формулярный час летного времени ВС. Летным часом является отрезок времени, равный одному часу ресурса арендованного ВС, записанного в формуляр воздушного судна. Для целей настоящего Договора формулярное время понимается - как время от момента начала разбега вертолета при взлете (от начала взятия "шаг-газа" при вертикальном взлете) до конца пробега при посадке (до сброса шаг-газа" при вертикальной посадке) с учетом 20 процентов от времени работы двигателей на земле (пункт 2 приложения).
Пунктом 3 приложения N 2 к договору предусмотрено, что гарантированный налет ВС Ми-8Т N RA-24114 считается за 12 месяцев и составляет 340 часов в течение 12 месяцев, если фактический налет за 12 месяцев больше гарантированного, то арендатор оплачивает арендодателю фактический налет за 12 месяцев.
Согласно дополнительному соглашению N 1 от 06.05.2020 к договору аренды воздушного судна без экипажа от 20.02.2020 N 20-02-20, сторонами согласовано, что в связи с окончанием ресурса агрегатов, установленных на арендованном вертолете Ми-8Т бортовой номер RA-24114 и установкой на него агрегатов ООО "АК "Байкал Аэро" (комплекта ЛРВ (лопастей рулевого винта), втулки несущего винта, карданного вала привода вентилятора, двигателей ТВ2-117 -2 ед., авиационного компрессора АК-50, авиагоризонт АГБ -3К - 2 шт., КАУ-30Б- 3 шт., РА-60Б, промежуточного редуктора, автомата перекоса, лопастей рулевого винта, амортизаторы основной стойки, амортизатор передней стойки, Стартер-генератор (СГО), аккумяторы 12 САМ- 28) стоимость летного часа аренды снижается на 14717 руб. и составит 16 583 руб., на период с даты установки до даты снятия, с подтверждением соответствующими актами установки/снятия, подписанными обеими сторонами. Настоящее дополнительное соглашение N 1 вступает в силу с момента подписания, распространяет свое действие на правоотношения сторон с 06.05.2020 г. и является неотъемлемой частью договора N 20-02-20 от 20.02.2020 г. аренды ВС без экипажа (пункт 3 соглашения).
В силу дополнительного соглашения N 2 от 25.06.2020 к договору аренды воздушного судна без экипажа от 20.02.2020 N 20-02-20, в связи с окончанием ресурса агрегатов, установленных на арендованном вертолете Ми-8Т бортовой номер RA-24114 и установкой на него агрегатов ООО "АК "Байкал Аэро" (комплекта ЛРВ (лопастей рулевого винта), втулки несущего винта, карданного вала привода вентилятора, двигателей ТВ2-117 -2 ед., авиационного компрессора АК-50, авиагоризонт АГБ -3К - 2 шт., КАУ-30Б- 3 шт., РА-60Б, промежуточного редуктора, автомата перекоса, лопастей рулевого винта, амортизаторы основной стойки, амортизатор передней стойки. Стартер-генератор (СГО), аккумяторы 12 САМ- 28) стоимость летного часа аренды снижается на 17 867 руб. и составит 13 433 руб., на период с даты установки 25.06.2020 г. до даты снятия, с подтверждением соответствующими актами установки/снятия, подписанными обеими сторонами. Настоящее дополнительное соглашение N 2 вступает в силу с момента подписания, распространяет свое действие на правоотношения сторон с 06.05.2020 г. и является неотъемлемой частью договора N 20-02-20 от 20.02.2020 г. аренды ВС без экипажа (пункт 3 соглашения).
Дополнительным соглашением N 3 от 16.02.2021 к договору аренды воздушного судна без экипажа от 20.02.2020 N 20-02-20 стороны согласовали продление действия договора с 21.02.2021 до 20.02.2022 (пункт 1), а также внесли изменения в пункт 1 приложения N 2 к договору, согласовав стоимость летного часа 32 000 руб. и гарантированный налет 50 час. в месяц. При использовании воздушного судна на дежурствах по поисково-спасательному обеспечению, в состоянии "как есть" на момент подписания настоящего дополнительного соглашения, арендатор оплачивает арендодателю арендную плату из расчета 300 000 рублей в месяц (с учетом налета 30 (тридцать) часов в год на тренировку групп по поиску и спасению), без всяких вычетов из арендной платы стоимости установленных агрегатов арендатора на арендованное воздушное судно. В случае поставки отсутствующих агрегатов арендодателем, стоимость дежурства на ПСО пересчитывается с учетом вычетов стоимости отсутствующих агрегатов путем подписания дополнительного соглашения к договору.
Кроме того, сторонами заключено дополнительное соглашение N 6 к договору аренды воздушного судна без экипажа от 20.02.2020 N 20-02-20, по условиям которого стороны договорились, что стоимость летного часа аренды увеличивается на 700 рублей и составит 14 133 рубля с момента подписания настоящего дополнительного соглашения и до даты снятия агрегатов, установленных на ВС Ми-8Т RA-24114 и принадлежащих ООО "АК Байкал Аэро" (комплекта ЛНГЗ (лопастей несущего винта), ЛРВ (лопасти рулевого винта), втулки несущего винта, карданного вала привода вентилятора, двигателей ТВ2-117- 2 ед., авиагоризонт АГБ 3К-lшт, КАУ-30Б - 3 шт., РА-60Б. промежуточного редуктора, автомата перекоса, амортизаторы основной стойки, амортизатор передней стойки. Стартер-генератор (СГО), аккумуляторы 12 САМ-28). Факт снятия должен подтверждаться актом снятия и установки, подписанным обеими сторонами. Настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с момента подписания, распространяет свое действие на правоотношения сторон с 25.06.2020 года и является неотъемлемой частью договора N 20-02-20 от 20.02.2020 г. аренды ВС без экипажа (пункт 2 соглашения).
Из представленной ООО Авиакомпания "Добролёт" претензии следует, что в связи с нарушением арендатором сроков оплаты арендной платы, общество обращалось к ООО "Авиакомпания "Байкал-Аэро" с просьбой об уплате арендных платежей по договору аренды воздушного судна без экипажа от 20.02.2020 N 20-02-20, в ответ на которую (письмо от 14.05.2021) ООО "Авиакомпания "Бакал-Аэро" указало на необходимость проведения сверки расчета по размеру задолженности и после согласования результатов с ООО Авиакомпания "Добролёт" задолженность будет погашена.
Согласно представленному истцом расчету к заявлению об уточнении исковых требований и увеличении суммы иска от 14.11.2022 (приложение N 1) размер арендной платы за период с мая 2020 по февраль 2022 года по договору составил 14 404 594 руб. 12 коп., тогда как арендатор произвел оплату арендных платежей только в сумме 6 181 955 руб.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязанностей по внесению арендной платы явилось основанием для обращения истца в суд с иском.
Суд первой инстанции, принимая решение, руководствовался положениями: статей 1, 10, 431, 432, 614, 642 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора".
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 642 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.
Согласно пункту 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции установил, что количество летных часов за спорные периоды сторонами согласованы, у сторон возникли разногласия относительно стоимости летного часа.
На основании положений статей 10, 431 Гражданского кодекса Российской Федерации суд первой инстанции оценив в совокупности и взаимосвязи представленные в материалы дела доказательства, приняв во внимание пояснения сторон относительно изменения стоимости арендной платы, верно пришел к выводу о том, что стоимость арендной платы следует считать согласованной в размере, определенном в дополнительном соглашении к договору аренды от 06.05.2020 N 1, с учетом имеющихся разногласий в мнениях сторон и противоречий в тестах дополнительных соглашений N 2 и N 4 относительно даты начала действия указанных в них редакций договора (стороны не согласовали изложенные в них условия), в связи с чем, указанные дополнительные соглашения не могут быть приняты во внимание, как незаключенные.
Установив указанные обстоятельства, а также установив количество часов налета ответчика, суд указал, что задолженность ответчика по уплате арендных платежей за период с 01.05.2020 по 20.02.2022, с учетом произведенной ответчиком частичной оплаты в сумме 6 181 955 руб., составляет 3 998 230, 79 руб. (10 180 185 руб. 79 коп. - 6 181 955 руб.), в связи с чем правомерно удовлетворил иск в части.
Суд апелляционной инстанции полагает верными выводы суда первой инстанции о том, что стороны не доказали иную стоимость летного часа.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены или изменения решения арбитражного суда, поскольку выводов суда первой инстанции они не опровергают, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании дела у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения в обжалуемой части.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 ноября 2022 года по делу N А19-18427/2021 в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.М. Бушуева |
Судьи |
Е.В. Горбаткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-18427/2021
Истец: ООО "Авиакомпания "Добролет"
Ответчик: ООО "Авиакомпания "Байкал Аэро"
Хронология рассмотрения дела:
23.10.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4609/2023
31.05.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-889/2022
23.11.2022 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-18427/2021
04.04.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-889/2022