город Ростов-на-Дону |
|
07 марта 2024 г. |
дело N А32-37103/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 марта 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Новик В.Л., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Боровковой Е.С.,
при участии:
от истца посредством использования системы "Картотека арбитражных дел (веб-конференция)": подключение не обеспечил, извещен надлежащим образом;
от ответчика: представитель Семенова Н.В.по доверенности от26.01.2024;
от третьего лица: представителей не направил, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
акционерного общества "Крайжилкомресурс"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2023 по делу N А32-37103/2023
по иску акционерного общества "Крайжилкомресурс"
(ОГРН 1062308034920 ИНН 2308124997)
к Федеральному Государственному казенному учреждению "Центральный Клинический Санаторий им. Ф.Э. Дзержинского"
(ОГРН 1022302953925 ИНН 2320054778)
при участии третьего лица: Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ОГРН 1037700012613 ИНН 7702232171)
о взыскании задолженности, неустойки,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Крайжилкомресурс" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Федеральному Государственному казенному учреждению "Центральный Клинический Санаторий им. Ф.Э. Дзержинского" (далее - ответчик) о взыскании задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2020 по 16.06.2022 в размере 46 550 474,20 руб., неустойки за период с 01.01.2020 по 16.06.2022 в размере 13 262 489,72 руб. (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2023 по делу N А32-37103/2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Акционерное общество "Крайжилкомресурс" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, исковые требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что вывод суда первой инстанции о том, что в материалы дела не представлены достаточные доказательства оказания истцом услуг по обращению с ТКО, является необоснованным.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указал, что в материалы дела не представлен мотивированный отказ заказчика от приемки выполненных работ, отсутствуют доказательства уклонения регионального оператора оказания услуг, а также претензий относительно качества и объема оказываемых истцом услуг, а также информацию о том, что объекты не эксплуатируются, не образуют твердые коммунальные отходы.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик считает решение суда законным и обоснованным, просит суд решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание не явились истец, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства.
Суд рассматривает дело в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражал, дал пояснения по существу спора.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ) должны перейти на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), при которой их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение на территории региона должны обеспечиваться региональным оператором по обращению с ТКО (одним или несколькими) в соответствии с региональной программой в территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N потребления" региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
По результатам проведения конкурсных процедур 14.01.2019 заключено соглашение между Министерством топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края и АО "Крайжилкомресурс". Приказом Министерства от 15.09.2019 N 6 статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Белореченской зоне, в которую входит Апшеронский, Белореческий, Туапсинский районы, Город Горячий Ключ и Сочи, присвоен АО "Крайжилкомресурс" (далее - Региональный оператор), которое начало осуществлять свою деятельность с 01.01.2020.
Согласно статье 24.7 Закона N 89-ФЗ региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение ТКО на территории Краснодарского края по Белореченской зоне обеспечиваются региональным оператором по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Пунктами 1, 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ установлено, что договор на оказание услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным и заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" операторы ТКО заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с их собственниками, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Оператор ТКО не вправе отказать в заключении указанного договора собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Согласно пункту 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2012 N 1156 (далее - Правила N 1156, Постановление N 1156), региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Пункт 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ содержит указание на то, что договор об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
По пункту 8.17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2012 N 1156, потребитель услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку на заключение договора.
Форма и содержание заявки, а также необходимые документы в качестве приложения к заявке определены пунктами 8.5 - 8.7 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2012 N 1156.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и необходимые документы в течение 15 рабочих дней, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно исковому заявлению АО "Крайжилкомресурс" исполнило обязанность по направлению публичной оферты: филиал "Сочинский" региональный оператор своевременно известив потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте www.kgkr.ru, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на сайте администрации муниципального образования г. Сочи, в средствах массовой информации в газете "Новости Сочи" N 5 (3191) - N 6 (3392) от 18.01.2020.
Истец полагает, что с учетом того, что заявка от потребителя на заключение договора не направлена региональному оператору до 10.02.2020, начало возникновения обязательства ответчика перед истцом подлежит определению в соответствии с требованиями пункта 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Норматив накопления ТКО установлен в постоянной твердой цифре в кубических метрах в год на расчетную единицу. Расчетные единицы определяются уполномоченным органом по каждой категории объектов недвижимого имущества.
Согласно приложению 1 к Приказу N 43/2019-ТКО (с учетом изменений от 16.09.2020 N 8/2020-тко) установлен тариф со дня вступления в силу приказа по 31.09.2020 в отношении Сочи -825,14 руб./куб. м.
С 01.10.2020 по 31.12.2020 город-курорт Сочи - 803,96 руб./куб. м.
Приказом Департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края от 18.12.2020 N 35/2020-тко от "Об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами" (с учетом изменений от 20.12.2021 г. N 24/2021-ТКО) с 01.01.2021 по 30.06.2022 - город-курорт Сочи - 803,96 руб./куб. м - с 01.01.2021 - по 30.06.2021; 832,88 руб./куб. м - с 01.07.2021 по 30.06.2022.
Во исполнение условий типового договора истцом оказаны услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2020 по 16.06.2022 на сумму 46 550 474,20 руб.
Однако, как указывает истец, ответчиком оказанные услуги не были оплачены.
В связи с неисполнением ответчиком своих обязательств по оплате предоставленных услуг истцом начислена неустойка в размере 13 262 489,72 руб.
Задолженность ответчика перед истцом в общем размере составила 59 812 963,92 руб.
До настоящего момента сформировавшаяся задолженность ответчиком не погашена.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса.
Согласно статье 780 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.
В силу положений статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
В соответствии с частью 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Исследовав представленные в материалы дела документы с учетом позиций лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Истец по результатам проведения конкурсной процедуры приказом Министерства топливно-энергетического комплекса от 15.09.2019 N 6 выбран региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами по Белореченской зоне, в которую входит город-курорт Сочи с 01.01.2020.
Согласно пунктам 1, 5 статьи 24.7. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" операторы ТКО заключают типовые договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с их собственниками, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8.17. Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2012 N 1156 (далее - Правил N 1156), потребитель услуг должен направить заявку на заключение договора в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В случае отсутствия заявки со стороны потребителя услуги, договор считается заключенным на условиях типового договора и вступает в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении договора на своем официальном сайте.
Истец полагает, что если ответчиком не направлена заявка до 10.02.2020, то началом возникновения обязательств ответчика перед истцом в соответствии с пунктом 8 (17) Правил N 1156 является 16-й рабочий день - 10.02.2020.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Истец указывает, что АО "Крайжилкомресурс" были оказаны услуги ответчику по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2020 по 16.06.2022 на общую сумму 46 550 474,20 руб.
При рассмотрении споров, связанных с оплатой оказанных в соответствии с договором услуг, арбитражным судам необходимо руководствоваться положениями статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, по смыслу которых исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности).
При этом следует исходить из того, что отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.1999 N 48 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг").
Предъявляя требование о взыскании с ответчика стоимости услуг, истец должен доказать факт оказания услуг, их объем и стоимость.
Согласно приложению 1 к Приказу N 43/2019-ТКО (с учетом изменений от 16.09.2020 N 8/2020-тко) установлен тариф со дня вступления в силу приказа по 31.09.2020 в отношении Сочи -825,14 руб./куб. м.
С 01.10.2020 по 31.12.2020 город-курорт Сочи - 803,96 руб./куб. м.
Приказом Департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края от 18.12.2020 N 35/2020-тко от "Об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами" (с учетом изменений от 20.12.2021 г. N 24/2021-ТКО) с 01.01.2021 по 30.06.2022 - город-курорт Сочи - 803,96 руб./куб. м - с 01.01.2021 - по 30.06.2021; 832,88 руб./куб. м - с 01.07.2021 по 30.06.2022.
По мнению истца, во исполнение условий типового договора истцом оказаны услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2020 по 16.06.2022 на сумму 46 550 474,20 руб.
По правилам части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Между тем, истец не представил документы, подтверждающие фактическое оказание услуг ответчику, такие как акты оказанных услуг и выставленные счета на суммы, рассчитанные исходя из объемов оказанных услуг.
Кроме того, судом учтено, что свободный доступ на территорию ответчика исключен ввиду режимности объекта и особых правовых требований в части обеспечения безопасности и пропускного режима санатория, допуск на территорию ответчика осуществляется по пропускам.
Согласно отзыву ответчика, в период с 01.01.2020 по 16.06.2022 истец не обращался к ответчику с заявлением об оформлении пропусков на территорию санатория с целью вывоза ТКО для своих сотрудников и транспортных средств.
Обратного в материалы дела не представлено.
Более того, ответчиком с целью вывоза и утилизации медицинских отходов в период с 01.01.2020 по 2022 год были проведены закрытые электронные аукционы на оказание услуг по вывозу медицинских отходов в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". По итогу проведения данных процедур были заключены следующие государственные контракты:
1. N 0318100001619000256-0318100001619000256-1642-425 от 24.12.2019 на все объекты учреждения с 01.01.2020 по 31.12.2020 с ООО "Эко-Сервис";
2. N 0318100001629000120-0318100001629000120-1642-543 от 17.06.2020 на все объекты учреждения с даты подписания до 31.12.2020;
3. N 485-д от 30.12.2020 с 01.01.2021 по 31.01.2021;
4. N 8-д от 29.01.2021 с 01.02.2021 по 28.02.2021;
5. N 0318100001621000002-0318100001621000002-1642-607 от 24.02.2021 с даты подписания по 31.12.2021;
6. N 6-д от 02.03.2022 с 01.01.2022 по 31.03.2022;
7. N 50-д от 24.03.2022 с даты заключения по 30.04.2022;
8. N 0318100001622000007-0318100001622000007-1642-911 от 12.04.2022 с даты подписания по 31.12.2022.
9. N 03181000016220001810001 от 19.09.2022 с даты подписания до 31.12.2022.
Все выше указанные контракты заключены на основании действующего законодательства, были надлежащим образом исполнены Исполнителем по контракту и Заказчиком (Ответчиком), что подтверждается актами оказанных услуг и платежными поручениями.
Ответчик является военно-медицинским учреждением, оказывающим санаторно-курортные услуги. В процессе деятельности образует медицинские отходы, в том числе медицинские отходы класса "А".
По мнению истца, помимо медицинских отходов, у ответчика образовывались также твердые коммунальные отходы, которые подлежат вывозу АО "Крайжилкомресурс".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 19.12.2022) "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.01.2023) к твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
К твердым коммунальным отходам также относятся и отходы, образующиеся в деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Судом установлено, что ответчик является военно-медицинским учреждением, оказывающим санаторно-курортные услуги. В процессе деятельности образует медицинские отходы, в том числе медицинские отходы класса "А".
Медицинскими отходами в соответствии с пунктом 1 статьи 49 закона N 323-ФЗ от 21.11.2011 являются все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов.
В пункте 2 статьи 49 Закона N 323-ФЗ указано, что медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:
1) класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
2) класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;
3) класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
4) класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
5) класс "Д" - радиоактивные отходы.
Медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 3 статьи 49 Закона N 323-ФЗ).
Санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур, а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами определены СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010, действующего в спорный период.
Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур, а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами установлены Санитарными правилами.
Пунктами 16, 170, 171, 193, 200, 201, 203, 204 и 244 СанПиН 2.1.3684-21 установлены особенности обращения с медицинскими отходами класса "А" по сравнению с ТКО по вопросам их сбора, хранения, размещения и транспортирования; оборудования и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами; дезинфекции, мойки и дезинсекции транспортных средств и контейнеров; порядка утверждения схемы обращения с медицинскими отходами и обращения с ними в соответствии с этой схемой.
В указанных пунктах, а также иных положениях СанПиН 2.1.3684-21, касающихся обращения с медицинскими отходами в целом и с медицинскими отходами класса "А" непосредственно, нет отсылок к нормам законодательства, регулирующего обращение с ТКО.
Таким образом, действующие Санитарные правила содержат положения, разграничивающие порядок обращения с медицинскими отходами класса "А" и с ТКО.
Пункт 14 Правил N 1156 содержит прямой запрет на складирование в контейнерах, предназначенных для складирования ТКО медицинских отходов, а также иных отходов, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО. Необходимо отметить, что данный запрет касается всех видов медицинских отходов независимо от класса опасности.
Данная правовая позиция изложена в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 25.05.2023 N 309-ЭС22-25180, от 04.07.2023 N 308-ЭС22-5243, от 10.07.2023 N 309-ЭС22-25256.
Таким образом, собственники медицинских отходов класса "А" не обязаны заключать договор на оказание услуг по вывозу медицинских отходов только с региональным оператором как с единственным поставщиком услуги.
Реализуя соответствующие правомочия, ответчик не заключал договор по обращению с медицинскими отходами с региональным оператором.
Суд пришел к выводу о том, что с учетом специфики деятельности ответчика в результате ее осуществления ТКО не образуются. Следовательно, довод истца о безусловном накоплении ответчиком ТКО подлежит отклонению.
Заключенные между истцом и ответчиком контракты N БО23-1478, N БО22-1478, N БО23-1478 от 30.12.2022, не подтверждают факта оказания услуг истцом за период с 01.01.2020 по 16.06.2022.
Указанные контракты заключены на основании Письма ВМУ ФСБ России от 02.08.2022 N 24/СН-1771 об обращении с ТКО, согласно которому было поручено с 01.01.2023 заключать договоры на вывоз ТКО, в том числе медицинские отходы класса А с региональным оператором, в связи с выделением денежных средств по статье расходов 223 на коммунальные услуги.
Истец также указывает, что не все объекты ответчика охватываются медицинской лицензией.
Объекты, расположенные по адресам: г. Сочи, ул. Пирогова 2, г. Сочи, ул. Виноградная, 43, г. Сочи, ул. Виноградная 35, г. Сочи, Курортный проспект 91Б, г. Сочи, ул. Виноградная, 35/б, г. Сочи, Курортный проспект 87, г. Сочи, п. Кепта, г. Сочи, ул. Виноградная, 35 лит. К, г. Сочи, ул. Ленинградская, 26а, г. Сочи, ул. Виноградная, 35Б, г. Сочи, ул. Виноградная, 35 литер Д, составляют единый объект санатория.
Центральное (главное) здание расположено по адресу: ул. Виноградная, 35, г. Сочи, все остальные объекты расположены под этим единым адресом, литеров у данных зданий нет, корпуса отдельно в адреса не выведены.
Таким образом, лицензия относится ко всем вышеуказанным объектам.
Кроме того, складирование ТКО должно осуществляться в специально отведенных для этого местах в соответствии с Территориальной схемой.
Законом N 89-ФЗ определено, что целью государственного регулирования в области обращения с отходами производства и потребления является предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Достижение указанной цели, в частности, предполагает, что движение ТКО должно контролироваться на каждом этапе, начиная от источника их образования, заканчивая утилизацией, размещением или переработкой. Одновременно любому гражданину или организации, в деятельности которых образуются такие отходы, должна быть предоставлена возможность избавления от них способом, предусмотренным законом, который, исходя из целей и принципов регулирования в области обращения с отходами производства и потребления, рассматривается как наиболее экологичный и бережный по отношению к человеку и окружающей среде.
Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 24.7 Федерального закона и пунктов 9, 13 Правил N 1156, следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Верховный Суд Российской Федерации в определении Судебной коллегии по экономическим спорам от 14.11.2022 N 304-ЭС22-12944 по делу N А75-7519/2021 признал ошибочной позицию, когда суд, предполагая, что в отсутствие места накопления ТКО, предназначенного для данного потребителя, потребитель может складировать отходы в иных местах, внесенных в территориальную схему, допускает ситуацию, когда услуга регионального оператора по обращению с ТКО формально считается предоставленной. Подобный подход не может быть поддержан, поскольку непрозрачность движения отходов препятствует обеспечению их безопасности, минимизации причиняемого ими вреда.
Кроме того, сведения, отраженные в территориальной схеме обращения с отходами, учитываются при установлении предельных тарифов на услуги региональных операторов по обращению с ТКО (пункт 2 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ).
Осуществляя сбор, транспортирование, переработку, захоронение, утилизацию и размещение ТКО в соответствии с территориальной схемой, региональный оператор обеспечивает надлежащее оказание услуги по обращению с такими отходами и получает за это соразмерную плату, возмещающую ему расходы, сопряженные с оказанием услуги, и приносящую нормативную прибыль.
Место накопления, из которого региональным оператором осуществляется вывоз ТКО, является существенным условием договора об оказании услуг в сфере обращения с ТКО. Когда источник образования отходов и соответствующее место накопления ТКО Территориальной схемой не определено, и между региональным оператором и потребителем в порядке, предусмотренном пунктами 8(11) - 8(14), не урегулировано условие об ином способе складирования отходов, договор на оказание услуг по обращению с ТКО не может считаться заключенным.
Также, что возможность складирования абонентом ТКО (с которым не заключен договор в виде одного подписанного сторонами документа, а место его накопления ТКО не включено в территориальную схему) в иных местах, внесенных в территориальную схему, не может подменять доказанность региональным оператором факта оказания услуг по обращению с ТКО этому абоненту, поскольку подобный подход ведет к непрозрачности движения отходов, препятствует обеспечению их безопасности и минимизации причиняемого ими вреда (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.02.2023 N Ф04-7797/2022 по делу N А70-1486/2022).
ФГКУ "Центральный Клинический Санаторий им. Ф.Э. Дзержинского" указывало, что у ответчика имеется запирающийся контейнер, доступ к которому у иных лиц отсутствует.
Договор между сторонами заключен не был и место накопления и вывоза ТКО не было согласовано.
АО "Крайжилкомресурс" не представило доказательств того, что место накопления ТКО, в котором ФГКУ "Центральный Клинический Санаторий им. Ф.Э. Дзержинского" осуществляет складирование отходов, входит в Территориальную схему.
Таким образом, из материалов дела не следует, что ТКО складируются ответчиком в месте, из которого региональный оператор должен осуществлять вывоз ТКО в силу Территориальной схемы или договора.
Достоверных и достаточных доказательств фактического оказания услуги в отношении места складирования ТКО ФГКУ "Центральный Клинический Санаторий им. Ф.Э. Дзержинского", которые должны быть представлены в таком случае, от АО "Крайжилкомресурс" также не поступило.
Само по себе наличие у потребителя контейнера не означает, что услуги по вывозу отходов из него оказывались региональным оператором.
ФГКУ "Центральный Клинический Санаторий им. Ф.Э. Дзержинского" представлены заключенные с ООО "Эко-Сервис" договоры, предметом которых являлись вывоз медицинских отходов класса "А" с объектов ФГКУ "Центральный Клинический Санаторий им. Ф.Э. Дзержинского".
Доказательства исполнения договоров представлены, истцом не оспорены.
С учетом того, что предметом договора являлись медицинские отходы, которые не могут быть отнесены к ТКО и в отношении которых установлен специальный порядок обращения, действия ФГКУ "Центральный Клинический Санаторий им. Ф.Э. Дзержинского" по заключению таких договоров не могут быть расценены как недобросовестные и направленные на уклонение от оплаты стоимости услуг регионального оператора, размер которых определен нормативно, путем заключения договора с третьим лицом (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2021 N 306-ЭС21-8811 по делу N А57-4118/2020).
В силу подпункта "г" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641 "Об оснащении транспортных средств, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS", автомобильные транспортные средства, используемые для транспортировки ТКО, подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Обязанность по оснащению аппаратурой спутниковой навигации каждого мусоровоза, а также по ведению маршрутных журналов по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, предусмотрена пунктами 27 и 30 Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации" от 25.08.2008 года N 641.
В материалы дела не представлены выгрузки из системы "ГЛОНАСС", из которых бы следовало, что мусоровоз истца приезжал к месту складирования ответчиком ТКО.
Также доказательств нахождения площадок для контейнеров за территорией ФГКУ "Центральный Клинический Санаторий им. Ф.Э. Дзержинского", истцом в материалы дела не предствлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о недоказанности истцом факта предоставления услуг, доказательств в опровержение позиции ответчика истцом суду не представлено.
На основании вышеизложенные, в удовлетворении требований о взыскании задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2020 по 16.06.2022 в размере 46 550 474,20 руб. надлежит отказать
Начисленная на отыскиваемую сумму задолженности неустойка в размере 13 262 489,72 руб., носят дополнительный (акцессорный) характер, поэтому отказ в удовлетворении требования истца о взыскании основной задолженности влечет отказ в удовлетворении и требования о начислении неустойки на эту сумму.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2023 по делу N А32-37103/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с акционерного общества "Крайжилкомресурс" (ОГРН 1062308034920 ИНН 2308124997) в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
В.Л. Новик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-37103/2023
Истец: АО "Крайжилкомресурс"
Ответчик: ФГКУ "Центральный клинический санаторий имени Дзержинского", Федеральное Государственнон казеннон учреждение "Центральный Клинический Санаторий им. Ф.Э. Дзержинского"
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФСБ РФ