г. Санкт-Петербург |
|
31 мая 2023 г. |
Дело N А56-101336/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Нестерова С.А., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: Марковой А.А.
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 24.05.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11246/2023) Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2023 по делу N А56-101336/2022, принятое по заявлению: заявитель: общество с ограниченной ответственностью "Прагма Плюс" заинтересованное лицо: Комитет по природным ресурсам Ленинградской области о признании отказа недействительным, обязании устранить нарушение,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Прагма Плюс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным отказа Комитета по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Комитет) в предоставлении в аренду на срок до 20.05.2028 в границах земель лесного фонда лесного участка общей площадью 36,34 га, кадастровый номер 47:00:0000000:500/1761, местоположение: Ленинградская область, МО "Выборгский район", Северо-Западное лесничество, Большепольское участковое лесничество, квартал 86 (выделы 17, 18, 19, 20, 21, части выделов 6, 10, 12, 13, 15, 23, 24, 25, 26, 27), квартал 102 (части выделов 1, 2, 3, 8, 10, 21, 24); об обязании Комитета заключить на срок до 20.05.2028 договор аренды лесного участка общей площадью 36,34 га, кадастровый номер 47:00:0000000:500/1761, местоположение: Ленинградская область, МО "Выборгский район", Северо-Западное лесничество, Большепольское участковое лесничество, квартал 86 (выделы 17, 18, 19, 20, 21, части выделов 6, 10, 12, 13, 15, 23, 24, 25, 26, 27), квартал 102 (части выделов 1, 2, 3, 8, 10, 21, 24).
Представитель Общества в судебном заседании, уточнив заявленные требования в порядке статьи 49 АПК РФ (л.д. 9), просил признать незаконным бездействие Комитета по непредоставлению в аренду на срок до 20.05.2028 в границах земель лесного фонда лесного участка общей площадью 36,34 га, кадастровый номер 47:00:0000000:500/1761, местоположение: Ленинградская область, МО "Выборгский район", Северо-Западное лесничество, Большепольское участковое лесничество, квартал 86 (выделы 17, 18, 19, 20, 21, части выделов 6, 10, 12, 13, 15, 23, 24, 25, 26, 27), квартал 102 (части выделов 1, 2, 3, 8, 10, 21, 24); обязать Комитет заключить на срок до 20.05.2028 договор аренды лесного участка общей площадью 36,34 га, кадастровый номер 47:00:0000000:500/1761, местоположение: Ленинградская область, МО "Выборгский район", Северо-Западное лесничество, Большепольское участковое лесничество, квартал 86 (выделы 17, 18, 19, 20, 21, части выделов 6, 10, 12, 13, 15, 23, 24, 25, 26, 27), квартал 102 (части выделов 1, 2, 3, 8, 10, 21, 24). Уточнение заявленных требований принято судом к рассмотрению.
Решением от 15.02.2023 заявленные требования удовлетворены судом. Суд обязал Комитет по природным ресурсам Ленинградской области заключить с обществом с ограниченной ответственностью "Прагма Плюс" (ИНН 7810587887) договор аренды лесного участка общей площадью 36,34 га, кадастровый номер 47:00:0000000:500/1761 на срок до 20.05.2028, местоположение лесного участка: Ленинградская область, МО "Выборгский район", Северо-Западное лесничество, Большепольское участковое лесничество, квартал 86 (выделы 17, 18, 19, 20, 21, части выделов 6, 10, 12, 13, 15, 23, 24, 25, 26, 27), квартал 102 (части выделов 1, 2, 3, 8, 10, 21, 24).
Не согласившись с решением, Комитет обратился с апелляционной жалобой об его отмене, указав на неполное исследование судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и не согласившись с оценкой доказательств, данной судом в решении.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, Обществу выдана лицензия на пользование недрами ЛОД 47742 ТЭ с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение, разведка и добыча песчано-гравийных смесей и песков на месторождении "Большое поле-1". Участок недр расположен в Выборгском районе Ленинградской области, имеет статус горного отвода; дата окончания действия лицензии - 20.05.2028; лицензия зарегистрирована в Комитете 24.05.2018. Неотъемлемой составной частью лицензии являются условия пользования недрами (приложение 1), статьей 4 которых установлены обязательства недропользователя.
Так, в силу подпункта "б" пункта 4.1 недропользователь обязан обеспечить оформление правоустанавливающих документов на земельный участок для целей недропользования в порядке и на условиях, которые установлены действующим законодательством, до начала добычных работ на участке лицензирования.
Во исполнение данного условия Общество обратилось в Комитет с заявлением (вх. N 23808/2022 от 01.09.2022), приложив соответствующие документы о предоставлении в аренду на срок до 20.05.2028 без торгов образованного лесного участка общей площадью 36,34 га, кадастровый номер 47:00:0000000:500/1761, местоположение: Ленинградская область, МО "Выборгский район", Северо-Западное лесничество, Большепольское участковое лесничество, квартал 86 (выделы 17, 18, 19, 20, 21, части выделов 6, 10, 12, 13, 15, 23, 24, 25, 26, 27), квартал 102 (части выделов 1, 2, 3, 8, 10, 21, 24).
Как указал заявитель, ранее Комитет сообщил, что в результате рассмотрения Комитетом заявления вх. N 01-22836/2020 от 13.08.2020 о предоставлении лесного участка в аренду был подготовлен и направлен на согласование в установленном порядке в Правительство Ленинградской области проект распоряжения Правительства Ленинградской области "О предоставлении лесных участков из категории земель лесного фонда в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Прагма Плюс" с целью разведки и добычи песчано-гравийных смесей и песков на месторождении "Большое поле-1", в муниципальном образовании Выборгский район Ленинградской области"; в настоящее время решение о предоставлении в аренду Обществу лесного участка в целях разведки и добычи песков прочих на месторождении "Большое поле-1" Правительством Ленинградской области не принято; к ответу приложены листы согласования на 4 страницах; в пункте 7.3 листа указано на отказ в согласовании документа протокольным отделом; в графе 8 "Дрозденко Александр Юрьевич - Губернатор Ленинградской области" проставлена подпись с указанием "Возражаю!".
Заявитель, указав, что отказ в предоставлении государственной услуги не соответствует административным регламентам и установленным процедурам заключения договора аренды, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Поскольку фактически отказ Комитетом не представлен на бумажном носителе, Общество впоследствии, ссылаясь на бездействие Комитета, уточнило заявленные требования, просило признать незаконным бездействие Комитета по непредоставлению в аренду лесного участка.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых отнесены к виду использования лесов. Согласно частям 1, 2 статьи 43 ЛК РФ использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 названного Кодекса. Для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 названной статьи.
В силу части 3 статьи 43 ЛК РФ допускается использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр без предоставления лесного участка, установления сервитута, если выполнение работ в указанных целях не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или строительство объектов капитального строительства.
Согласно части 4 статьи 43 ЛК РФ в случае, предусмотренном частью 3 названной статьи, использование лесов осуществляется на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 названного Кодекса.
Правила использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующего полномочия в области лесных отношений: выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда.
Согласно пункту 2 Правил использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 07.07.2020 N 417, на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, допускается выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений.
Порядок предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда в Ленинградской области установлен Административным регламентом, утвержденным постановлением Губернатора Ленинградской области от 28.05.2018 N 29-пг.
Согласно пункту 3.1 Административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: - прием, регистрация заявления, проверка полноты и правильности оформления заявления, а также полномочий лица, подавшего заявление, - 3 дня;
- рассмотрение заявления и документов, направление межведомственных запросов, принятие решения о выдаче разрешения или об отказе в выдаче разрешения - 25 дней;
- выдача разрешения или направление уведомления об отказе в выдаче разрешения - 2 дня.
В соответствии с пунктом 3.3.4 Административного регламента при отсутствии оснований для отказа в предоставлении государственной услуги специалист отдела подготавливает и направляет проект распоряжения Правительства Ленинградской области о выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, без проведения рубок лесных насаждений (далее - проект распоряжения) на согласование начальнику отдела, начальнику департамента, начальнику административного департамента Комитета.
После согласования проекта распоряжения всеми уполномоченными лицами Комитета проект распоряжения направляется для согласования в Правительство Ленинградской области в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в органах исполнительной власти Ленинградской области, утвержденной постановлением Губернатора Ленинградской области от 29.12.2005 N 253-пг. Максимальный срок выполнения административной процедуры составляет 25 дней.
После получения всех необходимых согласований проект распоряжения направляется на подписание Губернатору Ленинградской области.
Согласно пункту 3.4.2 Административного регламента после получения Комитетом подписанного Губернатором Ленинградской области распоряжения Правительства Ленинградской области о выдаче разрешения специалист отдела в течение двух дней подготавливает и подписывает у председателя Комитета разрешение по форме согласно приложению 4 к Административному регламенту и выдает (направляет) разрешение заявителю.
Разрешение выдается заявителю (представителю заявителя - по доверенности) способом, указанным в заявлении: на бумажном носителе лично, на бумажном носителе почтовым отправлением.
В случае принятия решения об отказе в выдаче разрешения специалист отдела выдает (направляет) заявителю (представителю заявителя - по доверенности) письмо об отказе в выдаче разрешения способом, указанным в заявлении.
Результатом административной процедуры является выданное (направленное) заявителю разрешение либо выданное (направленное) письмо об отказе в выдаче разрешения (пункт 3.4.5 Административного регламента).
Из материалов дела следует, что проект распоряжения Правительства Ленинградской области о выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, без проведения рубок лесных насаждений Комитетом подготовлен и направлен на согласование в Правительство Ленинградской области.
Между тем испрашиваемое Обществом разрешение так и не было выдано. Также Комитетом не принималось решения об отказе в выдаче такого разрешения. Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о допущенном со стороны Комитета бездействии, выразившемся в непредоставлении Обществу государственной услуги по выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда.
Таким образом, лицом, ответственным перед Обществом за своевременное рассмотрение заявления от 01.09.2022, является именно Комитет, и отсутствие со стороны исполнительных органов государственной власти должного внутриведомственного рассмотрения документов, как это предусмотрено Административным регламентом, не может служить оправданием бездействия Комитета по своевременному рассмотрению заявления Общества и принятию по нему соответствующего решения. То обстоятельство, что Комитет оформил проект распоряжения Правительства Ленинградской области и направил его для соответствующего согласования, в отсутствие результатов рассмотрения вопроса о разрешении использования лесного участка не свидетельствует о совершении Комитетом действий по отношению к Обществу.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2023 по делу N А56-101336/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
С.А. Нестеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-101336/2022
Истец: ООО "ПРАГМА ПЛЮС"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ