город Ростов-на-Дону |
|
01 июня 2023 г. |
дело N А53-40577/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости (жилья) "Ленинец"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 10.04.2023 по делу N А53-40577/2022
по заявлению товарищества собственников недвижимости (жилья) "Ленинец"
к администрации города Ростова-на-Дону
при участии третьих лиц: Государственной жилищной инспекции Ростовской
области; Дядиченко Елены Абрамовны; Шахминой Татьяны Адамовны;
некоммерческой организации "Ростовский областной общественно полезный фонд
содействия капитальному ремонту"
о признании постановления недействительным в части,
при участии:
от товарищества собственников недвижимости (жилья) "Ленинец":
представитель Туманян Я.А. по доверенности от 19.10.2022,
от администрации города Ростова-на-Дону:
представитель Тареев С.П. по доверенности от 19.10.2022,
Дядиченко Елена Абрамовна (лично),
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников недвижимости (жилья) "Ленинец" (далее - заявитель, ТСЖ "Ленинец") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области к администрации города Ростова-на-Дону (далее - заинтересованное лицо, администрация) с заявлением о признании постановления администрации города Ростова-на-Дону от 28.06.2022 N 652 недействительным в части включения многоквартирного дома N 235 по пр. Стачки в г. Ростове-на-Дону в перечень многоквартирных домов, которые формируют фонд капитального ремонта на счете Регионального оператора.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 05.12.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Государственная жилищная инспекция Ростовской области, некоммерческая организация "Ростовский областной общественно полезный фонд содействия капитальному ремонту".
В качестве третьих лиц также привлечены: Дядиченко Елена Абрамовна, Шахмина Татьяна Адамовна.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 10.04.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ "Ленинец" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что судом первой инстанции не дана оценка доводу заявителя о наличии коммерческого кредита. В соответствии с решениями собственников помещений 20.06.2022 был подписан договор подряда N 20/06-22 на выполнение работ по ремонту фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр-кт Стачки, 235. 28.06.2022 подрядчику был перечислен по указанному договору аванс в размере 1 078 696, 08 руб. В связи с этим заявитель жалобы полагает, что поскольку договор подряда N 20/06-22 от 20.06.2022 содержит положения о рассрочке платежа, что представляет собой коммерческий кредит, данное обстоятельство, согласно положениям части 10 статьи 173 ЖК РФ, исключает возможность принятия решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
В отзыве на апелляционную жалобу Дядиченко Е.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали занимаемые правовые позиции по рассматриваемому спору.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представители лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, в декабре 2022 года Госжилинспекцией области была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ТСН (жилья) "Ленинец".
В ходе проверки установлено, что многоквартирный дом N 235 по пр. Стачки в г. Ростове-на-Дону изначально включен в Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2014 - 2049 годы, утвержденную постановлением Правительства Ростовской области от 26.12.2013 N 803 (далее - Региональная программа).
На основании положений части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), части 2 статьи 7 Областного закона от 11.06.2013 N 1101-ЗС "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области" обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у собственников помещений в указанном доме с 01.05.2014.
В соответствии с частью 5 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в указанном доме на основании решения их общего собрания (протокол от 02.02.2014 N 7) с мая 2014 года формировали фонд капитального ремонта на специальном счете N 40705810952090090450 (до перенумерации в установленном порядке - N 40703810352090090450) в Юго-Западном банке ПАО Сбербанк, владельцем которого было определено ТСН (жилья) "Ленинец" (до реорганизации в форме преобразования - ЖК "Ленинец").
12.01.2022 по решению собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 235, принятому 22.12.2021, заключен договор подряда на проведение работ по ремонту системы электроснабжения МКД. Указанные работы были проведены и оплачены со специального счета (л.д. 20-25).
20.06.2022 между собственниками помещений многоквартирного дома по адресу:
г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 235 и ИП Ткаченко А.В. был заключен договор подряда N 20/06-22 на выполнение работ по ремонту фасада многоквартирного дома. Платежным поручением от 28.06.2022 перечислен аванс по указанному договору в размере 1 078 696,08 руб. (л.д. 40-43).
Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 28.06.2022 N 652 "О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 02.12.2015 N 1166 "О формировании фонда капитального ремонта на счет регионального оператора" многоквартирный дом N 235 по пр. Стачки включен в перечень многоквартирных домов, которые формируют фонд капитального ремонта на счете Регионального оператора (л.д. 11-13).
Собственники помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу:
г. Ростов-на-Дону, пр-кт Стачки, 235, 22.12.2021 приняли решение о проведении ремонтных работ капитального характера в отношении системы электроснабжения многоквартирного дома. В качестве источника финансирования утверждены средства, сформированные на специальном счете, владельцем которого является ТСН (жилья) "Ленинец". Указанные работы были проведены, приняты заказчиком (акт о приемке выполненных работ от 04.03.2022) и оплачены со специального счета (справка о стоимости выполненных работ от 04.03.2022).
28.05.2022 было проведено еще одно внеочередное собрание собственников жилья. Согласно протоколу N 2 от 15.06.2022 собственниками помещений было принято решение об определении в качестве вида работ по капитальному ремонту общего имущества ремонта фасада многоквартирного дома. В качестве источника финансирования утверждены средства, сформированные на специальном счете, владельцем которого является ТСН (жилья) "Ленинец". На указанном собрании была утверждена также подрядная организация, выбранная для проведения работ, стоимость работ, включая размер аванса, подлежащего выплате подрядной организации.
Копия протокола N 2 от 15.06.2022 была направлена в отдел сопровождения капитального ремонта Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области
В соответствии с вышеуказанными решениями собственников помещений 20,06.2022 был подписан договор подряда N 20/06-22 на выполнение работ по ремонту фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр-кт Стачки, 235. 28.06.2022 подрядчику был перечислен аванс по указанному договору в размере 1 078 696,08 руб.
По мнению заявителя, поскольку договор подряда N 20/06-22 от 20.06.2022 содержит положения о рассрочке платежа, что представляет собой коммерческий кредит, данное обстоятельство, согласно положениям части 10 статьи 173 ЖК РФ, исключает возможность принятия решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Несогласие с постановлением в части включения многоквартирного дома N 235 по пр. Стачки в г. Ростове-на-Дону в перечень многоквартирных домов, которые формируют фонд капитального ремонта на счете Регионального оператора, послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Принимая обжалуемый акт, суд первой инстанции с учетом положений статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о необоснованности заявленных требований.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы жалобы, исходит из следующих обстоятельств дела и норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный Региональной программой, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме требуется оказание какого-либо вида услуг и (или) выполнение какого-либо вида работ, предусмотренных для этого многоквартирного дома Региональной программой, орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения соответствующего уведомления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета. Владелец специального счета обязан перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления. В случае, если владелец специального счета не перечислил средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в срок, установленный частью 7 статьи 189 ЖК РФ, региональный оператор, любой собственник помещения в многоквартирном доме, орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании средств, находящихся на специальном счете, с перечислением их на счет регионального оператора. Положения данной части не применяются в случае наличия непогашенных кредита и (или) займа, погашение которых осуществляется за счет средств, поступающих на соответствующий специальный счет.
Согласно Региональной программе по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2014-2049, утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 26.12.2013 N 803, работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме N 235 по пр. Стачки, формирующим фонд капитального ремонта на специальном счете, согласно информационным базам ИБ ЖКХ и ГИС ЖКХ владельцем которого является ТСН "Ленинец", были запланированы в следующие сроки: электроснабжение - 2021; подвальные помещения - 2021; фундамент - 2021; фасады - 2021; газоснабжение - 2021; теплоснабжение - 2022; холодное водоснабжение - 2022; водоотведение - 2022;
крыша - 2025.
В соответствии с частью 7 статьи 177 и статьи 183 ЖК РФ, а также со статьей 12 Областного закона от 11.06.2013 N 1101-ЗС "О капитальном ремонте общего имущества", постановления Правительства Ростовской области от 28.06.2013 N 421 "О некоторых вопросах, связанных с организацией проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области", постановления Правительства Ростовской области от 26.12.2013 N 803 "Об утверждении Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2014 - 2049 годы" полномочия, по осуществлению деятельности в области организации обеспечения т своевременного и качественного проведения капитального ремонта на территории Ростовской области, возложены на министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области.
В соответствии с письмом Министерства ЖКХ РО от 18.05.2022 N 16-01/3184 информация об исполнении капитального ремонта в многоквартирном доме по адресу:
пр. Стачки, 235 или переносе срока реализации с предоставлением протокола общего собрания собственников, не поступала.
ЖК РФ установлено, что проведение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах осуществляется в рамках региональных программ капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 189 ЖК РФ проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 указанной статьи.
На территории Ростовской области постановлением Правительства Ростовской области от 26.12.2013 N 803 утверждена Региональной программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2014-2049 годы. Региональная программа капитального ремонта включает в себя, в том числе, сведения о плановом периоде проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ.
Одновременно, согласно статье 172 ЖК РФ владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном 4 собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета.
Также, в соответствии с пунктом 3 статьи 172 ЖК РФ и статьей 12 Областного закона Ростовской области от 11.06.2013 N 1101-ЗС "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области" владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора - % в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, сведения о размере остатка средств на специальном счете, сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.
Орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений об открытии специального счета, а также предоставляет указанную выше информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства, в порядке, установленном этим федеральным органом.
В соответствии со статьей 13 Областного закона Ростовской области от 11.06.2013 N 1101-ЗС "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области" контроль за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, путем их перечисления на специальный счет и обеспечением сохранности этих средств осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме, органом государственного жилищного надзора.
На основании письма от 18.04.2022 N 37/6738-ОГ документы в адрес Государственной жилищной инспекции Ростовской области об исполнении работ также не поступали.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 7 статьи 189 ЖК РФ, администрацией города Ростова-на-Дону 28.06.2022 принято постановление N 652 "О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 02.12.2015 N 1166 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" в части определения способа формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, в том числе в отношении многоквартирного дома по адресу: пр. Стачки, 235.
Более того, из информации департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Ростова-на-Дону от 27.12.2022 N 59.62.5/921 следует, что при рассмотрении представленного 18.08.2022 пакета документов установлено:
- виды капитального ремонта, предусмотренные в 2021 году по состоянию на 01.01.2022 - не выполнены;
- документы о выполненных работах на момент выпуска указанного постановления не поступали;
- протоколом общего собрания от 10.01.2022 был рассмотрен вопрос капитального ремонта системы электроснабжения со сроком выполнения 1 квартал 2022 года (по данному виду работ срок исполнения или принятия решения о переносе срока реализации 2021 год) - решение принято с нарушением сроков действующего законодательства;
- протоколом общего собрания от 15.06.2022 был рассмотрен вопрос капитального ремонта фасада со сроком выполнения 2-4 кварталы 2022 года (по данному виду работ срок исполнения или принятия решения о переносе срока реализации 2021 год) - решение принято с нарушением сроков действующего законодательства;
- протоколом общего собрания от 17.06.2022 был рассмотрен вопрос о переносе срока капитального ремонта системы газоснабжения на 2026 год (по данному виду работ срок исполнения или принятия решения о переносе срока реализации 2021 год) - решение принято с нарушением сроков действующего законодательства;
- не принято решение в отношении капитального ремонта подвала и фундамента МКД, предусмотренного в 2021 году.
В силу части 7 статьи 189 ЖК РФ в случае, если капитальный ремонт в доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта в доме требуется выполнение какого-либо вида работ, предусмотренного для этого дома региональной программой, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о законности оспариваемого заявителем постановления.
Суд первой инстанции также правомерно отметил, что постановление администрации города Ростова-на-Дону от 28.06.2022 N 652 "О внесении изменений в постановление администрации города Ростова-на-Дону от 02.12.2015 N 1166 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" определяет (меняет) только способ исполнения обязанности собственников по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, которые имеется у собственников помещений в многоквартирного дома в силу закона, то есть формирование фонда капитального ремонта теперь должно осуществляться на счете некоммерческой организации "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту".
Таким образом, дополнительными правами или обязанностями постановление от 28.06.2022 N 652 не наделяет, спорным постановлением права собственников в данном случае не нарушены.
Кроме того, ТСН (жилья) "Ленинец" является только владельцем специального счета, на котором аккумулировались денежные средства, а согласно статье 36.1 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, предназначенном для перечисления средств для проведения капитального ремонта общего имущества.
При этом собственники помещений многоквартирного дома не заявляли о нарушении каких-либо своих прав, которые могли бы возникнуть в силу постановления администрации города Ростова-на-Дону от 28.06.2022 N 652. В тоже время вопросы, связанные с капитальным ремонтом и формированием фонда капитального ремонта входят в исключительную компетенцию общего собрания собственников помещений МКД.
Суд апелляционной инстанции считает необоснованным довод жалобы со ссылкой на договор подряда N 20/06-22 от 20.06.2022, который содержит положения о рассрочке платежа, что, по мнению апеллянта, представляет собой коммерческий кредит, и согласно положениям части 10 статьи 173 ЖК РФ, исключает возможность принятия решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Действительно, положения указанной части о перечислении денежных средств на счет регионального оператора не применяются в случае наличия займа и (или) кредита за проведенный капитальный ремонт, которые не погашены в сроки, установленные договором займа и (или) кредитным договором, и погашение которых осуществляется за счет средств, поступающих на специальный счет.
В тоже время в данном случае на момент принятия постановления задолженность за выполненный ремонт у ТСН отсутствовала. Собственно договор подряда заключен только 20.06.2022, постановление принято 28.06.2022. В указанную дату ремонтные работы произведены не были.
Из буквального содержания части 8 статьи 173 ЖК РФ следует, что основанием для совершения органом государственного жилищного надзора действий, указанных в данной норме, являются сведения, полученные в соответствии с частью 3 статьи 172 названного Кодекса.
Данные сведения судом проверены и установлены.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы ТСН (жилья) "Ленинец" о наличии кредита и (или) займа на уже проведенный капитальный ремонт общего имущества, не подтверждены документально и противоречат указанным выше нормам права.
В целом доводы апелляционной жалобы ТСН (жилья) "Ленинец" направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции на основе полного, объективного и всестороннего исследования доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установил совокупности двух условий, необходимых для признания оспариваемого постановления администрации в части, поэтому правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела не установил оснований для иной оценки доказательств, представленных в материалы дела.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.04.2023 по делу N А53-40577/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-40577/2022
Истец: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ (ЖИЛЬЯ) "ЛЕНИНЕЦ", товарищество собстенников недвижимости "Ленинец"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
Третье лицо: Государственная жилищная инспекция Ростовской области, Дядиченко Елена Абрамовна, МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Некоммерческая организация "Ростовский областной общественно полезный фонд содействия капитальному ремонту", Шахмина Татьяна Адамовна