г. Челябинск |
|
31 мая 2023 г. |
Дело N А76-12976/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Калашника С.Е.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Биленко К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экосистема" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.03.2023 по делу N А76-12976/2022.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В судебном заседании приняли участие представители:
Прокуратуры города Златоуста - Дроженко И.Н. (служебное N 333226).
Прокуратуры Челябинской области - Дроженко И.Н. (доверенность от 21.03.2023, служебное удостоверение N 333226);
Управления Росприроднадзора по Челябинской области - Заварухина Л.В. (доверенность от 16.01.2023).
В судебное заседание представитель общества с ограниченной ответственностью "Экосистема" и индивидуальный предприниматель Ликанин Владимир Николаевич не явились, направили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы без их участия.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Общество с ограниченной ответственностью "Экосистема" (далее - заявитель, общество "Экосистема") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Прокуратуре города Златоуста (далее - административный орган, Прокуратура города Златоуста) о признании недействительным представления N 24-2022 от 20.01.2022.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Прокуратура Челябинской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Челябинской области (далее - третье лицо, Росприроднадзор, Управление), индивидуальный предприниматель Ликанин Владимир Николаевич (далее - третье лицо, ИП Ликанин В.Н.).
Решением суда от 15.03.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество "Экосистема" обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на отсутствие обязанности по переоформлению паспорта на отход III опасности - грунт, загрязненный нефтью или нефтепродуктами, поскольку данный отход образовался не в результате хозяйственной деятельности общества. Ссылается на отсутствие договорных отношений между обществом "Экосистема" и ИП Анфаловым К.В. Отмечает, что в ходе проверки фактических измерений расстояния не производилось, наличие снежного покрова и почвенного грунта, не препятствует водоотведению, поскольку осмотр проводился в зимний период времени. Договор на передачу отходов производства не являлся предметом проверки и, соответственно, не истребовался у субъекта проверки.
В представленных в материалы дела возражениях на апелляционную жалобу Прокуратура города Златоуста и Прокуратура Челябинской области просят решение суда оставить без изменения. Судом, в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возражения приобщены к материалам дела.
Представители Прокуратуры и Управления в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Прокуратурой города Златоуста с привлечением специалистов Росприроднадзора в отношении общества "Экосистема" проведена проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, о лицензировании, об экологической экспертизе при исполнении муниципального контракта от 24.05.2021 N 27 на выполнение работ по объекту "Очистка и рекультивация земельного участка, загрязненного мазутом и расположенного по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, с северо-западной стороны дома N 3 по ул. 4-я Нижне-Вокзальная" на сумму 160 млн. рублей.
В ходе проверки установлено, что в рамках Национального проекта "Экология" Федерального проекта "Чистая страна" Администрацией Златоустовского городского округа заключен муниципальный контракт от 24.05.2021 N 27 с обществом "Экосистема" на выполнение работ по объекту "Очистка и рекультивация земельного участка, загрязненного мазутом и расположенного по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, с северо-западной стороны дома N 3 по ул. 4-я Нижне-Вокзальная" на сумму 160 млн. рублей. Работы выполняются в соответствии с техническим заданием, сметным расчетом, проектной документацией в 3 этапа в сроки, указанные в календарном плане. Проектная документация прошла экологическую экспертизу.
В соответствии с муниципальным контрактом общество "Экосистема" осуществляет выемку замазученного грунта на земельном участке, загрязненном мазутом и расположенном по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, с северо-западной стороны дома N 3 по ул. 4-я Нижне-Вокзальная, его транспортировку и последующую утилизацию.
Вывоз замазученного грунта осуществляется обществом "Экосистема" на площадку по адресу Сосновский район Челябинской области, 6170 м на юго-восток от южной окраины п. Трубный.
Обществом "Экосистема" представлен паспорт на отход III класса опасности - грунт, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов более 15%), код по ФККО 93110001393, утвержденный генеральным директором общества Гофманом А.А. В паспорте указано местонахождение общества: г. Челябинск, ул. Ширшова, д.11 В.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ адрес места нахождения общества - Челябинская область, г. Челябинск, ул. Курчатова, д.5В, помещ. 19.
В нарушение пункта 9 Порядка паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденного Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1026, паспорт на отход не переоформлен.
01.12.2021 в 08 часов 58 минут водитель Сартасов В.В. на автомобиле "КАМАЗ" с государственным номером Х920АМ 774 и прицепом "ТОНАР" с государственным номером ВС6077 74 в районе д. 1 "А" по ул. Малковский тупик осуществлял транспортирование отхода III класса опасности "грунт, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более)" в отсутствие путевого листа.
Сартасовым В.В. предъявлена товарно-транспортная накладная на перевозимый груз, в которой в нарушение Постановления Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" в транспортном разделе не указаны данные водителя, а также в нарушение статьи 16 Закона N 89-ФЗ, статьи 12 Закона N 259-ФЗ не указано количество перевозимого груза.
В соответствие с проектной документацией по выполнению работ по муниципальному контракту от 24.05.2021 N 27, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Управления Росприроднадзора по Челябинской области от 13.02.2018 N 211, транспортировка отходов должна производиться с соблюдением правил экологической безопасности, обеспечивающих охрану окружающей среды при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и при перевозке, в том числе при условии оборудования самосвальною транспорта пологом при перевозке сыпучих отходов с целью предотвращения загрязнения окружающей среды перевозимыми отходами.
В нарушение требований проектной документации при транспортировании отхода III класса опасности (умеренно опасные отходы) на автомобиле КАМАЗ с государственным номером Х920АМ 774 и прицепом "ТОНАР" с государственным номером ВС6077 74 не соблюдены требования безопасности для окружающей среды, кузов прицепа не накрыт пологом.
01.12.2021 в 09 часов 07 минут водитель Безруков В.А. на автомобиле "MERSEDES-BENZ AXOR" с государственным номером А575ТЕ 174 и прицепом "НЕФАЗ" с государственным номером ВС7212 74 в районе д. 1 "А" по ул. Малковский тупик осуществлял транспортирование отхода III класса опасности "грунт, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более)".
Безруковым В.А. предъявлен путевой лист грузового автомобиля, выданный ИП Анфаловым К.В.
Путевой лист не отвечает требованиям, установленным приказом Минтранса России от 11.09.2020 N 368 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", поскольку не содержит порядкового номера, сведения о собственнике транспортного средства указаны не в полном объеме (отсутствует номер телефона, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя), штамп о проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства не имеет отметки "выпуск на линию разрешен".
Также Безруковым В.А. предъявлена товарно-транспортная накладная на перевозимый груз, в которой в нарушение статьи 16 Закона N 89-ФЗ. Постановления Госкомстата Российской Федерации от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" не указано количество перевозимого груза.
В нарушение требований проектной документации при транспортировании отхода III класса опасности (умеренно опасные отходы) на автомобиле "MERSEDES-BENZ AXOR" с государственным номером А575ТЕ 174 и прицепом "НЕФA3" с государственным номером ВС7212 74 не соблюдены требования безопасности для окружающей среды, кузов прицепа не был накрыт пологом.
Согласно учетных данных в области обращения с отходами на момент проверки общества "Экосистема" получено 23 766,20 тонн отходов III класса опасности - грунт, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов более 15%), код по ФККО 9 31 100 01 39 3, обезврежено 6 768 тонн отходов, остаток 16 998,220 тонн.
Всего обществом накоплено 10 465,249 тонн отходов, образовано 3,780 тонн, получено от других лиц 23 818,527 тонн, утилизировано 26,799 тонн, обезврежено 8 617,746 тонн, передано 205,080 тонн, на конец отчетного периода накоплено 25 448,231 тонна.
Согласно отчета по форме 2-ТП (отходы) за 2020 год у общества "Экосистема" образовались отходы I-V классов опасности в количестве 51 наименования.
Обществом "Экосистема" представлен проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), который не утвержден территориальным органом Росприроднадзора, что является нарушением требований законодательства.
При исполнении муниципального контракта от 24.05.2021 N 27 обществом "Экосистема" используются:
- установка для утилизации нефтешламов "УУН-0,8", на которую представлено положительное заключение государственной экологической экспертизы проекта технической документации, утвержденное приказом Росприроднадзора от 27.07.2015 N 606, срок действия 5 лет, срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы продлен до 31.12.2023 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 - 2022 годах";
- инсинератор серии ЭПС и ЭПС-М, на который представлено положительное заключение государственной экологической экспертизы проекта технической документации, утвержденное приказом Росприроднадзора от 17.08.2016 N 469, срок действия 5 лет, срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы продлен до 31.12.2023 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 - 2022 годах".
14.12.2021 работником прокуратуры Сосновского района с привлеченными специалистами Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора осуществлен выезд на производственную территорию общества "Экосистема", находящуюся по адресу: Челябинская область, Сосновский район, 456520, Челябинская обл., Ориентир южная окраина п. Трубный. Участок находится примерно в 6170 м от ориентира по направлению на юго-восток. Объект поставлен на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, под номером 15-0174-002616-П.
Согласно представленного заключения Уральского межрегионального управления Росприроднадзора при проведении проверки установлено, что для осуществления деятельности по обезвреживанию отходов производства и потребления общество "Экосистема" использует инсинерагор серии ЭПС (установки для термического обезвреживания отходов) ЭПС.3618.2015 на основании договора купли-продажи от 24.11.2017. На соответствующее оборудование имеется Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта технической документации на новую технику "Инсинераторы серий ЭПС и ЭПС-М" от 15.08.2016, утвержденного Приказом от 17.08.2016 N 469 "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта технической документации на новую технику "Инсинераторы серий ЭПС и ЭПС-М" (далее - Заключение).
Согласно вышеуказанному Заключению (стр. 59), при временном хранении отходов на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями: допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями.
При натурном осмотре установлено отсутствие какого-либо покрытия отходов, накапливаемые отходы не защищены от влияния атмосферных осадков и климатических условий. Внутренняя часть каналов, предназначенная для водоотведения, замусорена, под снежным покровом во множественном количестве имеются следы почвенного грунта. Следов водоотведения визуально не наблюдается. Система водоотведения не эксплуатируется, соответственно, сброс в централизованные (локальные) очистные сооружения не осуществляется.
На производственной площадке предприятия также имеется "Установка для утилизации нефтешламов УУН-0.8" (далее - установка, УУН-0.8). На соответствующее оборудование имеется Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта технической документации на новую технику "Установка для утилизации нефтешламов УУН-0.8" от 27.07.2015, утвержденное приказом от 27.07.2015 N 606 "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта технической документации на новую технику "Установка для утилизации нефтешламов УУН-0.8" (далее - Заключение ГЭЭ).
В соответствии с содержанием Заключения ГЭЭ (стр.4) установку планируется располагать на подготовленных полигонах по утилизации нефтешлама на бетонном основании, на расстоянии не менее 50 м от строений и мест складирования утилизируемого материала. Покрытие площадки должно быть твердое (водонепроницаемое), оборудованное системой ливневой канализации, предусматривающей сброс в централизованные (локальные) очистные сооружения.
При натурном выездном обследовании 14.12.2021 установлено, что грунт, загрязненный нефтепродуктами и предполагаемый к утилизации на установке УУН-0.8, располагается на расстоянии менее 50 метров от фактического месторасположения установки.
Каналы для водоотведения на территории производственной площадки общества "Экосистема" содержатся в ненадлежащем состоянии: внутренняя часть каналов, предназначенная для водоотведения, замусорена, под снежным покровом во множественном количестве имеются следы почвенного грунта. Следов водоотведения визуально не наблюдается. Система водоотведения не эксплуатируется, соответственно, сброс в централизованные (локальные) очистные сооружения не осуществляется.
В соответствии с Заключением ГЭЭ (стр. 20), по истечении 20 рабочих смен необходима очистка скруббера от накопившихся в нем пылевых отложений, для чего необходимо слить порядка 200 литров щелочного раствора, находящегося в скруббере, что в свою очередь приведет к смыву пылевых отложений, находящихся в скруббере.
Образованный раствор с NaOH, сливаемый из скруббера, является отходом (раствор едкого натрия, загрязненный пылевыми отложениями, отходящих газов скруббера), который необходимо передавать специализированным организациям, имеющим соответствующую лицензию на обезвреживание.
Пункт 2.3 Положения об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного приказом Госэкомэкологии России от 16.05.2000 N 372 (стр. 22 Заключения ГЭЭ), в части недопущения (предупреждения) возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в случае реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности при размещении установки для утилизации нефтешламов "УУН-0,8" на территории Заказчика рекомендуется обеспечить дополнительную проработку и согласование порядка обращения с отходом - (раствор едкого натра, загрязненный пылевыми отложениями, отходящих газов скруббера) - дополнительно определять и согласовывать порядок обращения с отходами: раствор гидроксида натрия с рН = 10,1-11,5 - при технических испытаниях и измерениях; раствор гидроксида натрия с рН больше 11.5 - при технических испытаниях и измерениях.
В соответствии с ФККО отходы растворов гидроксида натрия с рН 11,5 при технических испытаниях и измерениях, код 9 41 101 01 10 2 (2 класс опасности), отходы растворов гидроксида натрия с рН = 10,1 - 11,5 при технических испытаниях и измерениях, код 9 41 101 02 10 3 (3 класс опасности). В ходе проверки паспорта на указанные виды отходов не представлены.
Согласно данных учета в области обращения с отходами отходы указанного вида не образовывались.
При выездном обследовании договора на передачу соответствующих отходов производства, акты передачи отходов должностным лицам представлены не были, в адрес Управления не направлялись. Отсутствие вышеперечисленных документов и данных учета по указанным видам отходов свидетельствует об отсутствии образования вышеуказанных отходов ввиду ненадлежащей реализации хозяйственной и иной деятельности предприятия.
Соответствующие нарушение отражены в акте проверки от 20.01.2022, копия которого получена представителем общества 21.01.2022.
Поскольку при проведении прокурорской проверки выявлены вышеизложенные нарушения, Прокуратурой города Златоуста в отношении общества "Экосистема" вынесено представление N 24-2022 от 20.01.2022, которым обществу вменено в обязанность рассмотреть настоящее представление с участием представителей прокуратуры города, о дне рассмотрения известить заблаговременно в письменной форме, принять меры к устранению допущенных нарушений, а именно: обеспечить разработку проекта норматива образования отходов и лимитов на их размещение и его утверждение территориальным органами Росприроднадзора; обеспечить надлежащее ведение документов при транспортировании отходов; обеспечить выполнение требований документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы; переоформить паспорт на отход III класса опасности "грунт, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более)", принять меры к устранению причин и условий, способствующих совершению выявленных нарушений, обществу предложено рассмотреть вопрос о привлечении к установленной законом ответственности виновных лиц, а также разъяснено, что представление об устранении нарушений закона подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме с приложением копий документов, подтверждающих устранение нарушений закона, приказа о применении дисциплинарного взыскания.
Не согласившись с указанным представлением, общество "Экосистема" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое представление соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
Исходя из целей, задач и предмета прокурорского надзора, реализация указанной функции прокуратуры обеспечивается, в том числе нормами статьи 22, 24 названного Закона, которые позволяют прокурору устанавливать обстоятельства, свидетельствующие о фактах нарушения законов, и при наличии достаточных данных, указывающих на нарушение закона органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Закона, вносить соответствующее представление.
Пунктом 1 статьи 24 Закона о прокуратуре предусмотрено, что представление об устранении нарушений закона выносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Таким образом, представление является мерой прокурорского реагирования, имеющей целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий.
Оспариваемое представление вынесено прокурором города Златоуста, в рамках предоставленных ему законодательством полномочий по итогам проведения прокурорской проверки.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ, Закон об отходах) юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением отходов, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные действующим законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Статьей 16 Закона N 89-ФЗ установлены требования к транспортированию отходов. Согласно указанной нормы транспортирование отходов осуществляется с соблюдением экологических требований, санитарно-эпидемиологических требований и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации об автомобильном, железнодорожном, воздушном, внутреннем водном и морском транспорте.
Организация транспортирования отходов осуществляется при следующих условиях:
наличие паспорта отходов при транспортировании отходов I - IV класса опасности;
наличие документации для транспортирования и передачи отходов, оформленной в соответствии с правилами перевозки грузов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования;
соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов транспортными средствами.
В силу пункта 2.1.1 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки путевой лист, документы на перевозимый груз, а также специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ, УАТ) запрещается осуществление перевозок грузов грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 7 Закона N 259-ФЗ для перевозки перевозчиком не принимается груз, на который не оформлена транспортная накладная (за исключением груза, перевозимого по договору фрахтования).
Форма и порядок заполнения транспортной накладной устанавливаются правилами перевозок грузов.
Согласно пункту 7 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 N 2200, транспортная накладная составляется на бумажном носителе (до 01.02.2022).
В силу статьи 12 Закона N 259-ФЗ при предъявлении грузоотправителем и приеме перевозчиком грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом или в контейнерах, их масса должна быть определена и указана в соответствующих транспортных накладных.
Согласно статье 14 Закона N 89-ФЗ юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 9 Порядка паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденного Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1026, паспорт отходов, включенных в ФККО, подлежит переоформлению в случае реорганизации юридического лица, изменение наименования юридического лица, адреса места его нахождения.
В соответствие с проектной документацией по выполнению работ по муниципальному контракту N 27 от 24.05.2021, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Управления Росприроднадзора по Челябинской области от 13.02.2018 N 211, транспортировка отходов должна производиться с соблюдением правил экологической безопасности, обеспечивающих охрану окружающей среды при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и при перевозке, в том числе при условии оборудования самосвальною транспорта пологом при перевозке сыпучих отходов с целью предотвращения загрязнения окружающей среды перевозимыми отходами.
В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 18 Закона об отходах в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 19 Закона N 7-ФЗ нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду.
Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (статья 21 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона N 7-ФЗ, частями 1, 2, 7 статьи 18 Закона N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1029 утвержден порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, действующий с 01.01.2021, до 31.12.2020 действовал Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их, размещение, утвержденный приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50.
Согласно статье 33 Закона N 7-ФЗ экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статье 1 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон N 174-ФЗ) экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
В силу абзаца 2 части 5 статьи 18 Закона N 174-ФЗ положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 30 Закона N 174-ФЗ осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, является нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.
Фактические обстоятельства и выводы о нарушении вышеизложенных положений законодательства об охране окружающей среды и об отходах, изложенные в описательно-мотивировочной части оспариваемого представления подтверждаются материалами прокурорской проверки, постановлениями о назначении административного наказания Росприроднадзора N 160-2022 от 28.03.2022, N 157-2022 от 28.03.2022, решением Челябинского областного суда от 21.06.2022 по делу N 7-676/2022, решением Советского районного суда города Челябинска от 02.06.2022 по делу N 12-201/2022.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки в отношении общества "Экосистема" установлено, что обществом в производственной деятельности используется площадка по адресу: 456520, Челябинская обл., ориентир южная окраина п. Трубный. Участок находится примерно в 6170 м от ориентира по направлению на юго-восток, имеет код объекта НВОС 75-0174-002616-П, относится к федеральному уровню надзора, 1-я категория. Предприятие относится к значительной категории риска (приказ от 04.05.2018 N 449), дата включения в реестр 16.07.2018.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 18 Закона N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Судом первой инстанции верно указано, что обязанность общества "Экосистема" по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и направлению указанного проекта на утверждение возникла с момента постановки на учет объекта негативного воздействия на окружающую среду I категории, то есть с 16.07.2018.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 26.03.2022) внесены изменения в Федеральный закон "Об охране окружающей среды", в частности закон дополнен нормами о комплексном экологическом разрешении (статья 31.1).
Согласно статье 11 указанного закона нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Законом N 7-ФЗ к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
С 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи.
Таким образом, в силу указанной нормы хозяйствующий субъект в период с 01.01.2019 по 01.01.2025 (переходный период) вправе по своему усмотрению определить, какой документ будет им получен - согласование проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо комплексное экологическое разрешение.
После 01.01.2025 хозяйствующие субъекты должны иметь комплексное экологическое разрешение.
Вместе с тем наличие указанного переходного периода не освобождает хозяйствующий субъектов от обязанности согласование проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение до получения комплексного экологического разрешения при фактическом осуществлении ими соответствующей деятельности.
В ином случае в течение всего переходного периода до получения комплексного экологического разрешения отсутствует правовая определенность в разрешительном режиме деятельности соответствующих субъектов.
Судом первой инстанции отмечено, что вывод прокуратуры о ненадлежащем оформлении обществом "Экосистема" документов на транспортируемые отходы документально и нормативно обоснован, является правильным. При этом между обществом "Экосистема", обществом с ограниченной ответственностью "Агат", обществом с ограниченной ответственностью "УралАвтоПром", руководителем в которых является Анфалов К.В., заключены договоры аренды транспортных средств с экипажем N 103/334/1 и N 103/334/2. По данным договорам автомобили, у водителей которых выявлены нарушения при транспортировке опасных отходов, находились в аренде у общества "Экосистема" с экипажем.
Из представленных в ходе проверки документов (товарно-транспортных накладных и иных документов) следовало, что транспортирование отходов осуществляет общество "Экосистема", соответственно на обществе лежит ответственность за надлежащее оформление документов, необходимых для транспортировки отходов.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае доказательств несоответствия оспариваемого представления требованиям действующего законодательства, равно как и доказательств того, что указанным представлением нарушены права и законные интересы заявителя не представлено, в связи с чем основания для признания его незаконным отсутствуют.
Ссылка заявителя на то обстоятельство, что он является "микропредприятием", в связи с чем на него не распространяется требование разработать норматив образования отходов и лимитов на их размещение, судом не принята, поскольку соответствующее исключение установлено в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, подлежащие нормированию. В данном случае заявитель явился адресатом вынесенного представления, поскольку осуществляет деятельность по очистке и рекультивации земельного участка, загрязненного иными лицами мазутом, на основании муниципального контракта от 24.05.2021 N 27.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.03.2023 по делу N А76-12976/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экосистема" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.Е. Калашник |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-12976/2022
Истец: ООО "Экосистема"
Ответчик: Прокуратура города Златоуста
Третье лицо: Ликанин Владимир Николаевич, Прокуратура Челябинской области, Управление Росприроднадзора по Челябинской области, Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора