Г. Владимир |
|
31 мая 2023 г. |
Дело N А11-4800/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.05.2023.
Полный текст постановления изготовлен 31.05.2023.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 04.04.2023 по делу N А11-4800/2022,
принятое по заявлению администрации муниципального образования поселок Мстера Вязниковского района о признании недействительными решений Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области от 04.10.2021 N ДИЗО-9318/061-11, от 23.12.2021 N ДИЗО-12178/062-11,
при участии в деле третьего лица - Министерства природопользования и экологии Владимирской области (прежнее наименование - Департамент природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области).
В судебном заседании принял участие представитель Министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области - Баракова Ю.В. по доверенности от 09.01.25023 N 3 сроком действия до 31.12.2023.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя Министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Решением Вязниковского районного суда Владимирской области от 07.12.2018 удовлетворен административный иск Вязниковского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования поселок Мстера Вязниковского района (далее - администрация). Администрация обязана в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право собственности муниципального образования поселок Мстера Вязниковского района Владимирской области на занятые кладбищем земельные участки, в том числе в поселке Мстера.
В целях исполнения решения суда администрация обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области.
Уведомлением от 29.11.2022 N КУВД-001/2022-52384716/1 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области приостановило государственную регистрацию права, указав, в том числе, на то, что земельный участок с кадастровым номером 33:08:060203:2224 имеет категорию земель: земли запаса, использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.
Администрация 07.09.2021, 07.12.2021 обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Владимирской области (прежнее наименование - Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области) (далее - Министерство) с ходатайствами о переводе земельного участка с кадастровым номером 33:08:060203:2224 из категории земель запаса в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.
Министерство письмами от 04.10.2021, от 23.12.2021 отказало администрации в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из одной категории в другую, ссылаясь на отсутствие в приложенных к ходатайству документах государственной экологической экспертизы.
Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Министерства от 04.10.2021 N ДИЗО-9318/061-11, от 23.12.2021 N ДИЗО-12178/062-11.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природопользования и экологии Владимирской области (прежнее наименование - Департамент природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области).
Решением от 04.04.2023 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил заявленное администрацией требование.
Министерство обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы (часть 3 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ)).
По мнению Министерства, судом при разрешении спора не применены положения Федерального закона N 8-ФЗ, в соответствии с которыми земельный участок для организации кладбища без предоставления положительного заключения экологической экспертизы не может быть определен.
Представитель Министерства в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в суд не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу пункта 1.1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 20.12.2005 N 739 (действующего в спорный период), Министерство является органом исполнительной власти Владимирской области, проводящим государственную политику в установленной сфере деятельности по полномочиям, возложенным на администрацию Владимирской области, и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории Владимирской области.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 постановления Губернатора Владимирской области от 14.06.2005 N 341 "О реализации Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) рассмотрение в установленном порядке ходатайств заинтересованных лиц о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую от имени администрации области осуществляет Министерство.
Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (статья 2 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные категории, исчерпывающий перечень которых приведен в данной норме, в том числе: земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1); земли населенных пунктов (подпункт 2); земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (подпункт 3); земли особо охраняемых территорий и объектов (подпункт 4); земли лесного фонда (подпункт 5); земли водного фонда (подпункт 6); земли запаса (подпункт 7).
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, среди прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Таким образом, действующее правовое регулирование предусматривает возможность использования земельных участков исключительно в соответствии с их целевым назначением. При этом законодатель предусмотрел возможность перевода земельного участка из одной категории в другую на основании решения соответствующего уполномоченного органа.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется ЗК РФ, Федеральным законом N 172-ФЗ, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 1 Федерального закона N 172-ФЗ).
Статьей 13 Федерального закона N 172-ФЗ установлены особенности перевода земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель, согласно которой перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.
Таким образом, перевод земель запаса зависит от целей дальнейшего использования земельного участка и осуществляется только после формирования земельного участка в установленном порядке.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен в статье 2 Федерального закона N 172-ФЗ.
Согласно части 1 приведенной нормы Федерального закона N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Необходимые сведения, подлежащие отражению в ходатайстве, и перечень документов, подлежащих приложению к названному ходатайству, приведены в частях 3 и 4 статьи 2 Федерального закона N 172-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона N 172-ФЗ по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт об отказе в переводе земель или земельных участков).
В статье 4 Федерального закона N 172-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при наличии которых перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается. К таким случаям отнесены: 1) установление в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; 2) наличие отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; 3) установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
В силу части 12 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 103 ЗК РФ использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию за исключением установленных случаев.
Как установлено судом первой инстанции по сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 33:08:060203:2224, категории земель: земли запаса, виды разрешенного использования: кладбище.
На момент обращения администрации с соответствующими заявлениями земельный участок был отнесен к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
В данном случае перевод земельного участка из одной категории в другую необходим с целью обеспечения разрешенного использования земельного участка, занятого кладбищем, и регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, занятый кладбищем, во исполнение судебного акта.
В качестве основания отказа в переводе земельного участка из одной категории в другую Министерство сослалось на отсутствие в приложенных к ходатайству администрации документах заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертиз.
При этом, Министерством не установлено несоответствие испрашиваемой категории земельного участка утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории.
Вместе с тем согласно положениям пункта 4 части 4 статьи 2 Федерального закона N 172-ФЗ заключение государственной экологической экспертизы необходимо представлять с ходатайством о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую только в случаях, если ее проведение предусмотрено федеральными законами
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) порядок проведения экологической экспертизы устанавливается Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ).
Перечень объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе регионального уровня, определен статьей 12 Федерального закона N 174-ФЗ. Данный перечень является закрытым и включает: проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации; проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов; объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае: доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы; реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию; истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы; внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Суд первой инстанции правильно указал, что Федеральными законами N 172-ФЗ, N7-ФЗ, N174-ФЗ, иными нормативными правовыми актами не предусмотрено проведение государственной экологической экспертизы в случае перевода земель из категории запаса в другую категорию.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона N 8-ФЗ создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 данной статьи.
Ссылка Министерства на часть 3 статьи 16 Федерального закона N 8-ФЗ, согласно которой создание новых мест погребения возможно при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы, правомерно отклонена судом первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона N 8-ФЗ местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
То есть, экологическую экспертизу проходит проект организации кладбища и отвод земельного участка.
Действующее законодательство не предусматривает обязанности проведения экологической и санитарно-гигиенической экспертиз на стадии рассмотрения вопроса о переводе земель из одной категории в другую при наличии на земельном участке действующего кладбища.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование администрации.
Исследовав материалы дела в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции не установлено каких-либо препятствий в переводе земельного участка из одной категории в другую, посчитав соответствующий перевод, с учетом установленных по делу обстоятельств, целесообразным.
В качестве правовосстановительной меры суд первой инстанции правильно обязал Министерство перевести земельный участок с кадастровым номером 33:08:060203:2224 из категории земель запаса в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Владимирской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Министерство от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 04.04.2023 по делу N А11-4800/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-4800/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСЕЛОК МСТЕРА ВЯЗНИКОВСКОГО РАЙОНА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ