г. Санкт-Петербург |
|
01 июня 2023 г. |
Дело N А56-89303/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Нестерова С.А., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: Марковой А.А.
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 24.05.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11420/2023) Администрации муниципального образования "Светогорское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2023 по делу N А56-89303/2022, принятое по иску Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом государственным имуществом к Администрации муниципального образования "Светогорское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области об обязании принять в муниципальную собственность объекты недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом (далее - истец) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Администрации муниципального образования "Светогорское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области (далее - ответчик, Администрация) с иском об обязании ответчика в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда принять в муниципальную собственность объекты недвижимого имущества:
- газопровод (перевод фонда со сниженного на природный газ) с кадастровым номером 47:01:0000000:18875, протяженностью 20,6 п.м, расположенный по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, пгт Лесогорский, лит. Г.;
- газопровод (перевод фонда со сниженного на природный газ) с кадастровым номером 47:01:0000000:22950, протяженностью 81,5 п.м., расположенный по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, пгт Лесогорский, лит. Г1;
- газопровод (перевод фонда со сниженного на природный газ) с кадастровым номером 47:01:0000000:23661, протяженностью 249,1 п.м., расположенный по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, пгт Лесогорский, лит. Г2.
Решением от 21.02.2023 иск удовлетворен.
Не согласившись с решением, Администрация обратилась с апелляционной жалобой об его отмене, указав на отсутствие полномочий по организации использования спорного имущества по назначению.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержала, представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражала по основаниям, изложенным в отзыв.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, в собственности Ленинградской области находятся объекты недвижимого имущества, расположенные на территории муниципального образования "Светогорское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области (далее - муниципальное образование):
- газопровод (перевод фонда со сниженного на природный газ) с кадастровым номером 47:01:0000000:18875, протяженностью 20,6 п.м, расположенный по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, пгт Лесогорский, лит. Г.;
- газопровод (перевод фонда со сниженного на природный газ) с кадастровым номером 47:01:0000000:22950, протяженностью 81,5 п.м., расположенный по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, пгт Лесогорский, лит. Г1;
- газопровод (перевод фонда со сниженного на природный газ) с кадастровым номером 47:01:0000000:23661, протяженностью 249,1 п.м., расположенный по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, пгт Лесогорский, лит. Г2.
Указанное имущество не закреплено за государственными предприятиями Ленинградской области на праве хозяйственного ведения, за государственными казенными предприятиями Ленинградской области и государственными учреждениями Ленинградской области на праве оперативного управления и согласно положениям абзаца второго статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 3 статьи 3 областного закона Ленинградской области от 12.05.2010 N 22-оз "О казне Ленинградской области" (далее - Закон N 22-оз) входит в имущественную часть казны Ленинградской области.
У Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом (далее - Леноблкомимущество, комитет) отсутствует установленное законом полномочие по организации использования указанного имущества по назначению, а также фактическая возможность финансирования его содержания и поддержания в нормативном состоянии за счет средств бюджета Ленинградской области.
Между тем органы местного самоуправления законодательно наделены полномочиями по решению вопроса местного значения, связанного с газоснабжением населения, а также возможностью оформления в собственность и содержанию за счет средств местного бюджета имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения.
Письмом от 23.06.2020 N 11-4950/2020 комитет направил предложение в адрес муниципального образования о принятии в муниципальную собственность указанных объектов.
В ответ на письмо комитета муниципальное образование выразило несогласие по мотивам того, что объекты не осуществляют подводку природного газа к объектам муниципальной собственности, какого-либо документального подтверждения указанной информации в комитет предоставлено не было.
Письмами от 31.03.2022 N 11-2929/2022, от 17.05.2022 N 11- 4476/2022 комитетом было повторно направлено предложение о принятии указанных объектов в муниципальную собственность.
Указанные письма получены адресатом и оставлены без ответа.
Ссылаясь на абзц. 3 ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" Леноблкомимущество обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 4 областного закона Ленинградской области от 19.01.2001 N 4-оз "Об отдельных вопросах управления и распоряжения государственным имуществом Ленинградской области" (далее - Закон N 4-оз) полномочиями по управлению и распоряжению государственным имуществом Ленинградской области осуществляет Правительство Ленинградской области, которое от имени Ленинградской области осуществляет права собственника.
На основании пункта "д" статьи 12, абзаца третьего части 3 статьи 20 Закона N 4-оз полномочием на принятие решения о безвозмездной передаче государственного имущества Ленинградской области в муниципальную собственность наделено Правительство Ленинградской области.
Согласно абзацу второму ст. 4 Закона N 4-оз Правительство Ленинградской области вправе делегировать осуществление части своих полномочий по управлению и распоряжению государственным имуществом Ленинградской области уполномоченному органу по управлению государственным имуществом, а также отраслевым и иным органам исполнительной власти Ленинградской области путем включения таких полномочий в положение о соответствующем органе исполнительной власти Ленинградской области.
На основании пункта 3.3 Положения о комитете, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 23.04.2010 N 102, комитет осуществляет функцию по организации работы по подготовке проекта решений Правительства Ленинградской области о передаче государственного имущества, в том числе земельных участков Ленинградской области в собственность иных субъектов или в муниципальную собственность, при приемке имущества, в том числе земельных участков, в государственную собственность Ленинградской области из собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, осуществляет исполнение таких решений, осуществляет подготовку предложений о передаче имущества, в том числе земельных участков Ленинградской области, в собственность Российской Федерации и из собственности Российской Федерации в собственность Ленинградской области, если Правительством Ленинградской области исполнение указанных функций не возложено на иные органы исполнительной власти Ленинградской области.
В целях организации работы по подготовке проекта решения Правительства Ленинградской области о передаче спорного государственного имущества в муниципальную собственность письмом от 23.06.2020 N 11-4950/2020 комитет направил предложение в адрес ответчика о принятии в муниципальную собственность спорных объектов.
В ответ на указанное письмо комитета ответчиком было выражено несогласие на принятие в муниципальную собственность спорных объектов, в связи с тем, что указанные объекты не осуществляют подводку природного газа к объектам муниципальной собственности. Документального подтверждения указанной информации предоставлено не было, в том числе и на текущую дату.
Письмами от 31.03.2022 N 11-2929/2022, от 17.05.2022 N 11-4476/2022 комитетом вновь направлено предложение о принятии в муниципальную собственность спорных объектов.
Указанные письма оставлены ответчиком без ответа.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность, установлен в пункте 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 и включает в себя в числе иных документов предложение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о передаче соответствующего имущества в муниципальную собственность; выписку из реестра государственного имущества, содержащую сведения о предлагаемом к передаче имуществе; выписку ЕГРН об объекте недвижимости в отношении предлагаемого к передаче недвижимого имущества, документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче имущества, заверенную в установленном порядке копию устава организации, за которой предлагается закрепить имущество, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении организации, за которой предлагается закрепление имущества.
В целях поддержания единообразия в толковании и применении норм права при передаче имущества надлежит учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определениях от 07.12.2006 N 542-0 и от 04.12.2007 N 828-0-П, согласно которой положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливающие порядок безвозмездной передачи имущества, предполагают соблюдение определенной процедуры, которая проводится в результате согласованных действий сторон с учетом волеизъявления органа местного самоуправления.
Для исполнения названных положений комитетом неоднократно направлялись предложения о принятии спорных объектов в муниципальную собственность, вместе с тем специальных требований к форме предложения законодательно не установлено.
Поскольку ответчиком отказано в принятии указанных объектов в муниципальную собственность, комитет для исполнения установленного порядка передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность и в целях подготовки проекта решения Правительства Ленинградской области о передаче названного государственного имущества в муниципальную собственность обратился в арбитражный суд.
С учетом изложенного довод Администрации о несоблюдении комитетом порядка передачи государственного имущества в муниципальную собственность признан судом несостоятельным.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 10278/13, необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества, в случаях установленных законом.
Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 07.02.2012 N 234-0-Р, арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи из федеральной собственности в муниципальную собственность волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи, то не является ли это решение произвольным.
Согласование позиций органов власти должно осуществляться с учетом состава и назначения имущества, обеспечивающих баланс интересов обеих сторон правоотношения при распределении полномочий и компетенции, подлежащих реализации с помощью данного имущества.
При разрешении поставленных вопросов необходимо исходить из того, что имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом (пункты 2 и 3 статьи 212 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к тому или иному уровню собственности осуществляется в порядке, установленном законом.
Согласно абзацу первому части 3 статьи 20 Закона N 4-оз государственное имущество Ленинградской области подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность и муниципальную собственность по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Из содержания части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ следует, что находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или муниципальную собственность в случае если:
нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, федеральными государственными и муниципальными унитарными предприятиями, федеральными государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии с Законом N 122-ФЗ и со статьей 50 Федерального закона от 06. 10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Исходя из указанной императивной нормы при наличии хотя бы одного из названных оснований, имущество, находящееся в собственности субъекта Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ решений в соответствии с передаточным актом.
Положения части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ соотносятся с положениями пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1), согласно которому объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к Постановлению N 3020-1, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
К таким объектам отнесены объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.
Согласно пункту 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 1.06.1997 N 15 объекты, указанные в Приложении 3 к Постановлению N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Газопровод относится к объектам инженерной инфраструктуры, таким образом, обязанность принятия спорных объектов в муниципальную собственность прямым указанием закона возложена на муниципальное образование.
Таким образом, спорное имущество подлежит передаче в муниципальную собственность в силу закона.
Довод ответчика об отсутствии установленных законом полномочий по организации использования указанного имущества по назначению, а также фактической возможности финансирования его содержания и поддержания в нормативном состоянии за счет средств бюджета Ленинградской области отклонен по следующим основаниям.
Органы местного самоуправления законодательно наделены полномочиями по решению вопроса местного значения, связанного с газоснабжением населения, а также возможностью оформления в собственность и содержанию за счет средств местного бюджета имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения.
В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" к полномочиям органа местного самоуправления поселений по организации газоснабжения на соответствующей территории относятся:
-подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами, газификация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций;
-согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.
Между тем принятие указанных объектов в муниципальную собственность не способствует расширению полномочий органов местного самоуправления, оно лишь порождает вещное право, которое способствует реализации уже установленных законодательством полномочий.
Частью 1 статьи 50 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Законом N 131-ФЗ вопросов местного значения.
Согласно части 2 статьи 18 Закона N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Иное противоречит принципу разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, установленному статьей 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации, означающему закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и, а также определение полномочий органов государственной власти органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.
Без принятия спорных объектов в собственность муниципального образования невозможно их финансирование за счет уровня бюджета соотносимого с полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации, что создает потенциальную угрозу для их поддержания в работоспособном состоянии, выхода из строя, разрушения.
Таким образом, необходимость передачи спорного имущества в собственность муниципального образования обусловлена наличием установленного федеральным законом полномочия органов местного самоуправления, связанного с использованием такого рода имущества, а также в соответствии с Законом N 122- ФЗ и со статьей 50 Закона N 131-ФЗ, отнесением газопроводов к категории имущества (инженерная инфраструктура), которая должна находиться в муниципальной собственности.
При указанных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, признав требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2023 по делу N А56-89303/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
С.А. Нестеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-89303/2022
Истец: ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СВЕТОГОРСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ" ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ