30 мая 2023 г. |
А43-3008/2022 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новиковой Е.А.,
судей Богуновой Е.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Худяковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Товарищества собственников жилья "Печеры" и общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области
от 02.03.2023 по делу N А43-3008/2022,
по иску Товарищества собственников жилья "Печеры" (ИНН 5260245080, ОГРН 1095260000604) к обществу с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" (ИНН 5261098663, ОГРН 1155261002720) о внесении изменений в договор,
третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Марс-ОВ" (ИНН 5258114114, ОГРН 1145258001789),
при участии представителя
от ответчика: Рогалевой Ю.А., доверенность от 09.01.2023 N 8, диплом от 07.07.2011 N 17452,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Печеры" (далее - ТСЖ "Печеры", истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" (далее - ООО "Нижэкология-НН", ответчик) о внесении изменений в договор от 27.11.2018 N НЖ/292/18 в следующем виде:
"1. В преамбуле договора и по тексту договора слово "Исполнитель" заменить словом "Потребитель".
2. Пункт 1 договора изложить в следующей редакции: "По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами Региональный оператор обязуется принимать отходы из жилищ при раздельном накоплении (далее - смешанные отходы) в объеме и месте, которые определены приложением N 1 к договору, и обеспечивать их транспортирование, обработку, и захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора в пределах утвержденного в установленном законодательном порядке единого тарифа на услуги Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами при раздельном накоплении (код ФФКО 7 31 120 00 00 0).
Вывоз ТКО осуществляется их двух контейнеров зеленого цвета, которые установлены на контейнерной площадке, указанной в приложении N 1 к договору.
Вывоз отходов от использования товаров (далее - вторичное сырье) из сетчатого контейнера желтого цвета обеспечивается Потребителем самостоятельно.
Вывоз КГО (крупногабаритных отходов) обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации Региональным оператором по заявке Потребителя".
3. Пункт 3 договора исключить.
4. Пункт 5 договора изложить в следующей редакции:
"Под расчетным периодом по настоящему договору принимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного Региональной службой по тарифам Нижегородской области, в установленном законом порядке единого тарифа на услуги Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами при раздельном накоплении."
5. Пункт 15 договора изложить в следующей редакции:
"Стороны согласились производить учет объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, а также графика вывоза ТКО, определенного в приложении 1 к договору.
6. Изменить приложение N 1 к договору, изложив его в следующей редакции:
1. Место накопления твердых коммунальных отходов-контейнерная площадка по адресу: г. Н. Новгород ул. Нижне-Печерская, д. 17.
2. Место складирования КГО (крупногабаритных отходов) - специальная площадка по адресу: г. Н.Новгород ул. Нижне-Печерская, д. 17.
2. График вывоза твердых коммунальных отходов: - ежедневно.
День |
Количество контейнеров |
Объем Контейнера м3 |
Объем ТКО м3 |
понедельник |
2 |
1,1 |
2,2 |
вторник |
2 |
1,1 |
2,2 |
среда |
2 |
1,1 |
2,2 |
четверг |
2 |
1,1 |
2,2 |
пятница |
2 |
1,1 |
2,2 |
суббота |
2 |
1,1 |
2,2 |
воскресенье |
2 |
1,1 |
2,2 |
итого |
14 |
|
15,4 |
Во всем, что не предусмотрено настоящим дополнительным соглашением, действуют положения Договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 27 ноября 2018 года N НЖ/202/18.
3. Настоящее Дополнительное соглашение вступает в силу со дня вступления решения Арбитражного суда Нижегородской области по настоящему делу в законную силу.
4. Настоящее Дополнительное соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой Стороны.
5. Адреса, реквизиты и подписи сторон:
Региональный оператор |
ТСЖ "Печеры" |
Юридический адрес: |
Юридический адрес |
603105 г. Н.Новгород ул. Ошарская, д.95 |
603087 г. Н.Новгород ул. Нижне-Печерская, д. 17 |
Тел./факс 265-39-89 |
Тел./факс 278 27 80 |
р/счет: 40702810842100002604 |
р/счет 40703810242050001729 |
Банк: ПАО АКБ "АВАНГАРД" |
Банк: Волго-Вятский Сбербанк банк ПАО Нижегородский филиал N 7/0556 |
к/с 30101810000000000201 |
к/с 30101810900000000603 |
ИНН 5261098663 КПП 526201001 |
ИНН 5260245080 КПП 526001001 |
ОГРН 1155261002720 ОКПО 48320961 |
ОГРН 1095260000604 ОКПО 89866703 |
e-mail office@nizhecologia-nn.ru |
e-mail tibalashova@mail.ru |
Исполнительный директор А.В.Паршин |
Председатель правления ТСЖ Т.И. Балашова |
".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Марс-ОВ" (далее - ООО "Марс-ОВ", третье лицо).
Решением от 02.03.2023 суд частично удовлетворил исковые требования: внес изменения в договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) от 27.11.2018 N НЖ/292/18, заключенный между ООО "Нижэкология-НН" и ТСЖ "Печеры": в преамбуле договора и по всему тексту договора слово "Исполнитель" заменил словом "Потребитель"; пункт 15 договора изложил в следующей редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из количества и объема установленных контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов"; Приложение N 1 к договору на оказание услуг по обращению с ТКО изложил в следующей редакции:
"Приложение N 1 к договору "Информация по предмету договору":
2. Объем и место накопления твердых коммунальных отходов.
N п /п |
Наименование объекта |
Объем (куб.м.) принимаемых твердых коммунальных отходов в год |
Периодичность вывоза отходов |
Место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов |
Место накопления крупногабаритных отходов |
|
город Нижний Новгород, ул. Нижне-Печерская, д. 17. |
в соответствии с пунктом 15 договора с учетом количества и объема контейнеров, установленных в месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов, а именно:
- для накопления смешанных твердых коммунальных отходов- 2 зеленых контейнера объемом 1,1 куб.м.;
- для накопления крупногабаритных твердых коммунальных отходов - 1 специальная площадка объемом 1,67 куб.м. |
- ежедневно
- по заявке потребителя |
город Нижний Новгород, ул. Нижне-Печерская, д. 17. |
специальная площадка объемом 1,67 куб.м, находящаяся по адресу: город Нижний Новгород, ул. Нижне-Печерская, д. 17. |
". В удовлетворении остальной части иска суд отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ "Печеры" и ООО "Нижэкология-НН" обратились в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своих возражений ТСЖ "Печеры" указало на незаконность и необоснованность изложения пункта 15 договора в редакции ответчика, поскольку последний не подавал встречное исковое заявление, в котором предлагал иные формулировки дополнительного соглашения, не оплачивал его государственной пошлиной. Данное обстоятельство является нарушением норм процессуального законодательства. Заявитель жалобы полагаетт необходимым закрепление в договоре положений о раздельном накоплении ТКО. В отношении разногласий по вопросу вывоза крупногабаритных отходов (КГО) истец пояснил, что при раздельном накоплении (код 7 31 120 00 00 0) крупногабаритные отходы отсутствуют. Никакой дополнительной оплаты за вывоз КГО при раздельном накоплении не требуется, тем более по габаритным размерам площадки для КГО. Габаритные размеры площадки федеральным законодательством не предусмотрены. В связи с этим ссылка в решении на Постановление N 407, которое противоречит федеральному законодательству в части установления объема площадки для накопления КТО, является незаконной. По мнению ТСЖ "Печеры", региональный оператор обязан вывозить КГО со специальной площадки, без дополнительной оплаты. Кроме того, суд при вынесении решения вышел за пределы исковых требований, изложив приложение к договору в редакции, указанной в постановлении Первого Арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022 по аналогичному делу N А43-3007/2022. Ни истец в уточненных исковых требованиях, ни ответчик в отзыве на уточненные исковые требования не предлагал указанную редакцию приложения.
Подробно доводы ТСЖ "Печеры" изложены в апелляционной жалобе и дополнении к ней от 29.03.2023 N 21-4/2023.
ООО "Нижэкология-НН" в отзыве от 11.05.2023 и его представитель в судебном заседании указали на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы ТСЖ "Печеры".
В обоснование своих возражений ООО "Нижэкология-НН" указало на необоснованность определения периодичности транспортирования КГО как "по заявке" потребителя, игнорируя при этом доводы регионального оператора о том, что данный пункт необходимо дополнить словами "...но не реже периодичности вывоза, установленной действующими санитарными нормами и правилами". Данное дополнение следует внести в целях избежания в дальнейшем нарушения действующего законодательства, регулирующего обращение с ТКО, поскольку волеизъявление потребителя на определение условий договора не является безграничным; сдерживающим фактором в данном случае выступают положения действующего законодательства и иные нормативные акты. Требование товарищества об определении периодичности транспортирования КГО "по заявке" не конкретизирует, что эти заявки должны подаваться потребителем не реже, чем с периодичностью, установленной санитарными нормами и правилами. Следовательно, из буквального толкования утвержденного судом условия о периодичности транспортирования КГО следует, что потребитель вправе направлять (или не направлять) заявки региональному оператору, руководствуясь при этом исключительно собственноличным решением, а отнюдь не нормами действующего законодательства. Более того, утверждение периодичности транспортирования КГО "по заявке" нарушает законные права и экономические интересы регионального оператора. Кроме того, может возникнуть ситуация, когда региональный оператор, оказывая услуги товариществу в соответствии с санитарными нормами и правилами в отсутствие заявок потребителя, в последующем будет не в праве требовать оплаты за такие услуги, поскольку это не предусмотрено условиями заключенного договора. Положения о периодичности транспортирования КГО, утвержденные обжалуемым решением, лишают регионального оператора права и законных оснований требовать плату за оказанные в соответствии с действующим законодательством услуги, тем самым нарушая экономические интересы ответчика. Региональный оператор не согласен с выводами о том, что материалами дела подтверждается осуществление ТСЖ "Печеры" раздельного накопления ТКО, следовательно, коммерческий учет ТКО должен производиться в зависимости от количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах их накопления. Изменения в пункт 15 договора внесены неправомерно. Раздельное накопление потребителем фактически не реализовано. Вопреки положениям действующего законодательства, потребитель передает сортированные ТКО третьему лицу, не являющемуся региональным оператором и не имеющему законных оснований для обращения с ТКО. То есть суд, урегулировав разногласия относительно Приложения N 1 без учета объема сортированных ТКО, тем самым не учитывает объема раздельно накопленных ТКО, в связи с чем осуществление достоверного учета объема и количества контейнеров, используемых товариществом, не предоставляется возможным, а значит не может быть применен способ учета объема исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах их накопления. Кроме того, на момент изготовления обжалуемого решения в полном объеме (02.03.2023), в Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) внесены изменения, вступившие в силу с 01.03.2023. Термин "вторичные отходы", используемое в договоре между истцом и третьим лицом, понятийным аппаратом норм действующего законодательства не предусмотрено. Таким оббразом, вторичные ресурсы, образуемые потребителями, подлежат раздельному накоплению на местах (площадках) накопления ТКО, в то время как обращение с отходами, складируемыми на площадке ТКО осуществляет исключительно региональный оператор. И, поскольку дополнительное соглашение к договору от 17.11.2018N НЖ/292/18, заключенное по решению суда начинает свое действие с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу, указанные обстоятельства также не могут быть не приняты во внимание. Однако раздельно накопленные ТКО, складированные потребителями на месте (площадке) накопления в контейнеры-сетки желтого цвета, передаются товариществом на основании заключенного с ООО "Марс-ОВ" договора на оказание услуг по вывозу вторичных материальных ресурсов. Заявитель жалобы просит отменить решение в части, касающейся Приложения N 1 к договору.
Подробно доводы ООО "Нижэкология-НН" изложены в апелляционной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
ТСЖ "Печеры" в отзыве от 24.04.2023 указало на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы ООО "Нижэкология-НН".
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Апелляционные жалобы рассмотрены в порядке статей 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Информация о принятии апелляционных жалоб к производству, движении дела, о дате, времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.1aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным в статье 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 257 - 262, 265, 266, 269, 270 АПК РФ в пределах доводов апелляционных жалоб.
Повторно оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционных жалоб, отзывов на них, заслушав представителя, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Согласно материалам дела ООО "Нижэкология-НН" (региональный оператор) и ТСЖ "Печеры" (исполнитель коммунальных услуг) заключили договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 27.11.2018 N НЖ/292/18 (далее - договор), в силу которого региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а исполнитель коммунальных услуг обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В пункте 15 договора стороны согласовали условие о произведении учета объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема. Нормативы накопления ТКО устанавливаются нормативно-правовыми актами, принятыми Правительством Нижегородской области.
Нормативы накопления ТКО утверждены постановлением Правительства Нижегородской области от 26.12.2018 N 905.
С 06.07.2021 по 20.07.2021 собственниками многоквартирного дома N 17 по ул. Нижне-Печерской принято решение об организации раздельного накопления ТКО на основании пункта 4.3 постановления Правительства Нижегородской области от 05.06.2018 N 407 "Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Нижегородской области".
ТСЖ "Печеры" 30.11.2021 направило в адрес регионального оператора протокол внеочередного общего собрания собственников многоквартирного дома N 17 по ул. Нижне-Печерской об организации раздельного накопления ТКО и проект дополнительного соглашения к договору.
Региональный оператор в письме от 22.12.2021 отклонил проект дополнительного соглашения к договору, указав, что раздельное накопление ТКО потребителями услуг по обращению с ТКО, которые являются собственниками и пользователями помещений многоквартирного дома по адресу: ул. Нижне-Печерская, д. 17, г. Н.Новгород, в соответствии с порядком накопления ТКО, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 05.06.2018 N 407, не реализовано. Ответчик, сославшись на пункт 21 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, обратил внимание истца на то, что вторичные отходы от использования товаров, находящихся в желтом сетчатом контейнере, запрещается размещать на контейнерных площадках без письменного согласия регионального оператора.
Посчитав отказ необоснованным, условия договора от 27.11.2018 N НЖ/292/18 не соответствующими требованиям законодательства, ТСЖ "Печеры" обратилось с соответствующим иском в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
На основании пунктов 1, 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором (пункт 1 статьи 450 ГК РФ).
В силу статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.1 статьи 157 ЖК РФ).
В развитие основных положений, закрепленных ЖК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
На основании подпункта "ж" пункта 4 Правил N 354 обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах, является одним из видов коммунальных услуг.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начиная от места накопления твердых коммунальных отходов, если иное не установлено договором (часть 15.1 статьи 161 ЖК РФ).
В силу частей 1, 2 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, потребители обязаны осуществлять разделение твердых коммунальных отходов по видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов (пункт 19 Правил N 1156).
В пунктах 4.2, 4.3 постановления Правительства Нижегородской области от 05.06.2018 N 407 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Нижегородской области" установлено, что при организации раздельного накопления ТКО применяется двухконтейнерная (двухпоточная) система раздельного накопления ТКО, при которой морфологические компоненты ТКО: бумага, картон, различные виды пластика, металл, стекло, текстиль размещаются в специальном сетчатом контейнере желтого цвета. Компоненты ТКО, не подлежащие размещению в сетчатом контейнере, размещаются в контейнере зеленого цвета. Решение о раздельном накоплении ТКО, образующихся в МКД, принимается на общем собрании собственников помещений в МКД.
Принятое решение о раздельном накоплении ТКО обязательно к реализации для потребителей, органов местного самоуправления, региональных операторов по обращению с ТКО. В целях организации транспортирования ТКО принятое решение о раздельном накоплении ТКО направляется региональному оператору по обращению с ТКО в течение 10 дней.
Согласно подпункту "б" пункта 13 Типовой формы, утвержденной Правилами N 1156, предусмотрено, что потребитель обязан обеспечивать учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
В целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил (пункт 6 Правил N 505).
На основании пункта 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил.
Руководствуясь приведенными нормами, а также принимая во внимание, что правилами N 505 предусмотрена возможность определения объемов при раздельном накоплении исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, при наличии принятого собственниками решения о раздельном накоплении ТКО, которое является обязательным для реализации в силу указанной нормы, суд первой инстанции, вопреки доводам ООО "Нижэкология-НН", пришел к верному выводу, что ответчик необоснованно уклоняется от заключения дополнительного соглашения, изменяющего порядок коммерческого учета.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал обоснованными требования ТСЖ "Печеры" в части внесения изменений в договор, касающихся и обусловленных раздельным накоплением ТКО.
Проверив выводы суда первой инстанции в данной части, с учетом доводов апелляционной жалобы ООО "Нижэкология-НН" и его представителя, суд апелляционной инстанции соглашается с ними ввиду их законности и обоснованности.
Поскольку ответчик указал на отсутствие возражений по предлагаемой ТСЖ "Печеры" редакции преамбулы договора и замене по всему тексту договора слова "Исполнитель" на слово "Потребитель", суд первой инстанции обоснованно внес указанные изменения в договор.
В пункте 1 договора от 27.11.2018 согласовано, что региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а исполнитель коммунальных услуг обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Полный перечень многоквартирных домов, находящихся в обслуживании исполнителя коммунальных услуг установлен сторонами в Приложении N 2 к договору.
По мнению ООО "Нижэкология-НН", данный пункт дополнительного соглашения к договору должен быть изложен в следующей редакции: "Согласно пункту 1 договора от 27.11.2018 года по договору на оказание услуг по обращению с ТКО Региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденных в установленном порядке единых тарифов на услугу Регионального оператора. Полный перечень многоквартирных домов (в том числе в которых осуществляется раздельное накопление твердых коммунальных отходов), управление общим имуществом собственников которых осуществляет Потребитель, установлен Сторонами в Приложении N 2 к настоящему Договору".
Поскольку данный пункт посвящен предмету договора, носит общий характер, не противоречит принципу раздельного накопления ТКО, в состав которых входят смешанные отходы, то суд первой инстанции верно не установил оснований для внесения в него изменений, касающихся смешанных отходов из жилищ, кода ФФКО.
Пункт 2 договора от 27.11.2018 предусматривает, что объем ТКО, места накопления ТКО, в том числе, КГО, и периодичность вывоза ТКО, определены в Приложении N 1 к договору.
Суд первой инстанции верно установил, что приведенный пункт носит общий характер, не противоречит принципу раздельного накопления ТКО и не требует изменений.
При таких обстоятельствах, учитывая, что периодичность вывоза закреплена в Приложении N 1 к договору, которое подлежит изменению в связи с раздельным вывозом отходов, вывод суда об отсутствии правовых оснований для дополнения пункта 1, является обоснованным.
В пункте 3 договора указано, что способы складирования ТКО и КГО определены в Приложении N 1 к договору.
ТСЖ "Печеры" полагает необходимым исключить пункт 3 договора, поскольку он носит декларативный характер.
Однако, установив, что условие о способе складирования ТКО предусмотрено формой Типового договора на оказание услуг с ТКО и не противоречит принципу раздельного накопления ТКО, суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие оснований для его исключения из договора.
В пункте 5 договора предусмотрено, что под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного Региональной службой по тарифам Нижегородской области, в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
Вместе с тем при организации раздельного накопления ТКО применяется двухконтейнерная (двухпоточная) система раздельного накопления ТКО, при которой морфологические компоненты ТКО: бумага, картон, различные виды пластика, металл, стекло, текстиль размещаются в специальном сетчатом контейнере желтого цвета (далее - сетчатый контейнер). Компоненты ТКО, не подлежащие размещению в сетчатом контейнере, размещаются в контейнере зеленого цвета (пункт 4.2 Порядка N 407).
В целях обеспечения утилизации ТКО потребители вправе заключать договоры на оказание услуг по утилизации ТКО с региональным оператором, индивидуальным предпринимателем и (или) юридическим лицом, осуществляющими деятельность по утилизации ТКО, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (пункт 39 Правил N 1156).
ТСЖ "Печеры" заключило договор на утилизацию вторичных материальных ресурсов (отходов от использования товаров, накапливаемые в сетчатом контейнере желтого цвета) с ООО "МАРС-ОВ".
Решениями РСТ по Нижегородской области для ООО "Нижэкология-НН" утверждены: единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО и единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО при раздельном накоплении.
В целях осуществления расчетов по договору на оказание услуг по обращению с ТКО в случае осуществления потребителями раздельного накопления ТКО, к смешанным ТКО, накапливаемым потребителями в контейнерах зеленого цвета, применяется единый тариф регионального оператора, а к морфологическим компонентам ТКО, накапливаемым в специальном сетчатом контейнере желтого цвета, применяется единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО при раздельном накоплении.
Поскольку ТСЖ передает ООО "Нижэкология-НН" только отходы, накапливаемые в контейнерах зеленого цвета, суд верно установил, что расчеты между сторонами должны производится с применением единого тарифа регионального оператора.
При изложенных обстоятельствах, вопреки доводам жалобы ТСЖ "Печеры", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что пункт 5 договора не подлежит изменению, остается в редакции действующего договора от 27.11.2018 N НЖ/292/18, в соответствии с типовой формой договора, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, с учетом решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18.12.2020 N 54/127.
Проверив выводы суда первой инстанции в данной части, с учетом доводов жалобы ТСЖ "Печеры", суд апелляционной инстанции соглашается с ними ввиду их законности и обоснованности.
В пункте 15 договора стороны согласовали производить учет объема и(или) массы ТКО в соответствии с Правилами N 505, следующим способом: расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема. Нормативы накопления ТКО, устанавливаются нормативно правовыми актами, принятыми Правительством Нижегородской области.
В силу пункта 8 Правил N 505 при раздельном накоплении и сборе сортированных ТКО, несортированных ТКО, крупногабаритных отходов, коммерческий учет ТКО, в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО, осуществляется только в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 коммерческого учета расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
Согласно имеющимся в материалах дела доказательствам ТСЖ "Печеры" осуществляет раздельное накопление ТКО, в связи с чем коммерческий учет ТКО должен производиться в зависимости количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно счел возможным внести изменения в пункт 15 договора. Приложение 1 к договору "Информация по предмету договора" обоснованно принято судом первой инстанции в редакции, изложенной в решении.
Проверив выводы суда первой инстанции в данной части, с учетом доводов заявителей жалоб, суд апелляционной инстанции соглашается с ними ввиду их законности и обоснованности.
Установив, что в состав ТКО входят как смешанные отходы, так и крупногабаритные отходы, неизбежно образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, а ТКО из желтого контейнера (сортированные отходы) вывозятся иным лицом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для включения указанного контейнера в объем обязательств регионального оператора по вывозу ТКО (раздел таблицы - объем принимаемых региональным оператором твердых коммунальных отходов).
В отношении разногласий по учету объема, периода вывоза КГО, установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 1156 крупногабаритные отходы (КГО) - это твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
На основании Правил N 1156 потребители (собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО) осуществляют складирование ТКО и КГО в местах сбора и накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО.
Коммерческому учету подлежат объем и (или) масса твердых коммунальных отходов в местах их накопления: сортированных твердых коммунальных отходов; несортированных твердых коммунальных отходов; крупногабаритных отходов (пункт 2 Правил N 505).
В силу пунктов 3.1 Правил N 407 накопление крупногабаритных отходов, кроме отходов строительства и сноса, осуществляется следующим образом: в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; на специальных площадках для складирования КГО.
КГО должны располагаться в месте накопления ТКО, определенном в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО. Для определения объема накопления КГО в случае использования бункера учитывается объем данного бункера, в случае накопления КГО на специальных площадках для складирования КГО объем накопленных ТКО определяется в соответствии с габаритными размерами (длина, высота, ширина) специальной площадки для складирования КГО (пункт 3.2 Правил N 407).
В акте от 12.05.2021 осмотра места накопления ТКО, расположенного по адресу: ул. Ниже-Печерская, д. 17, г. Н.Новгород, отражено, что габаритный размер площадки под КГО составил: длина - 2,7 м, ширина - 1,9 м, высота 1,8 м (9,23 м3).
Вместе с тем полномочные представители сторон провели совместный осмотр места специальной площадки для складирования КГО, расположенной по адресу: ул. Ниже-Печерская, д. 17, г. Н.Новгород, по результатам которого объем накопления КГО не определен, высота к основанию треугольника - 1,97 м, основание треугольника - 0,90 м, высота контейнерной площадки - 1,88 м).
С учетом изложенного суд правомерно пришел к выводу, что в Приложении N 1 к договору следует указать объем специальной площадки для накопления КГО 1,67 м3, что, вопреки доводам истца, соответствует нормам действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 12 Правил N 1156 вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования. Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В письме Минприроды России от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО" разъяснено, что в связи с тем, что площадки для складирования КГО могут быть расположены не в непосредственной близости от источника их образования, пунктом 12 Правил N 1156 предусматривается, что потребители имеют самостоятельную возможность доставить КГО на площадку для их складирования, определенную договором на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором. КГО подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
С учетом изложенного периодичность вывоза КГО обоснованно урегулирована судом первой инстанции в редакции - "по заявке".
Относительно установления периодичности вывоза ТКО и КГО с учетом температурного режима судом верно отмечено, что в соответствии с пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21 срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5°С и выше - не более 1 суток; плюс 4°С и ниже - не более 3 суток. В связи чем неуказание температурного режима в дополнительном соглашении не нарушает права потребителя и регионального оператора, поскольку в дополнительном соглашении установлены: периодичность вывоза ТКО ежедневно, вывоз КГО по заявке потребителя с соответствии с положениями Правил N 1156.
При этом суд апелляционной инстанции отклоняет доводы ответчика относительно того, что вывоз КГО необоснованно утвержден как "по заявке" потребителя, без учета и указания действующих санитарных норм и правил. В рассматриваемом случае утверждение спорного пункта в указанной судом редакции направлено именно на установление баланса интересов сторон и недопущения ими злоупотребления.
Требование о внесении изменений в Приложение N 1 в редакции истца, за исключением предложения: "Во всем, что не предусмотрено настоящим дополнительным соглашением, действуют положения Договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 27 ноября 2018 года N НЖ/202/18", с учетом того, что содержание Приложения N 1 не изменилось, а лишь было изложено более подробно, судом первой инстанции удовлетворено обоснованно.
Основания для указания в договоре условий:
- "Во всем, что не предусмотрено настоящим дополнительным соглашением, действуют положения Договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 27 ноября 2018 года N НЖ/202/18.";
- "Настоящее дополнительное соглашение вступает в силу со дня вступления решения Арбитражного суда Нижегородской области по настоящему делу в законную силу";
- "Настоящее дополнительное соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой стороны",
- а также внесения изменений в адреса, реквизиты сторон в договор, как и исключения,
не имеется, поскольку указанные изменения не связаны каким-либо образом с установлением факта раздельного накопления ТКО и обязательств сторон по отношению друг к другу не изменяют.
ООО "Нижэкология-НН" при рассмотрении спора в суде первой инстанции заявило о заключении договора от 27.11.2020 между ТСЖ "Печеры" и ООО "Марс-ОВ" по поводу оказания услуг по вывозу вторсырья, в обход закона с противоправной целью.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (статья 168 ГК РФ).
В пункте 39 Правил N 1156 определено, что в целях обеспечения утилизации ТКО потребители вправе заключать договоры на оказание услуг по утилизации ТКО с региональным оператором, индивидуальным предпринимателем и (или) юридическим лицом, осуществляющими деятельность по утилизации ТКО, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации
Хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно организовывать раздельное накопление отходов для дальнейшего направления их на утилизацию или заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО (письмо Минприроды России от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ "Об обращении с ТКО").
Исследовав условия договора, принимая во внимание наличие у истца права самостоятельного определения стороны для заключения договора на оказание услуг по утилизации, суд первой инстанции верно установил отсутствие правовых оснований для признания договора от 27.11.2020 совершенным с противоправной целью.
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства и обстоятельства дела по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции законно и обоснованно урегулировал разногласия между ТСЖ "Печеры" и ООО "Нижэкология-НН" в отношении внесения изменений в условия договора от 27.11.2018 N НЖ/292/18 в редакции, изложенной в решении.
Все иные доводы и аргументы заявителей апелляционных жалоб и представителя ответчика также проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта.
Доказательства и доводы, согласно которым у суда апелляционной инстанции возникли бы основания для переоценки выводов суда первой инстанции, в материалах дела отсутствуют и заявителями жалоб не приведено.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционных жалоб по приведенным в них доводам не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб относятся на их заявителей.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.03.2023 по делу N А43-3008/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы Товарищества собственников жилья "Печеры" и общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Нижегородской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Новикова |
Судьи |
Е.А. Богунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-3008/2022
Истец: ТСЖ "Печерская"
Ответчик: ООО "Нижэкология-НН"
Третье лицо: ООО "Марс-ОВ"