город Томск |
|
02 июня 2023 г. |
Дело N А27-23379/2022 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кривошеиной С. В., рас-смотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу Кемеровской таможни (N 07АП-2822/2023) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 03.03.2023 по делу N А27-23379/2022 (судья В.В. Власов), рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Логистикасервис-К", г. Кемерово (ОГРН 1124205019421, ИНН 4205254290) к Кемеровской таможне, г. Кемерово (ОГРН 1024200707079, ИНН 4205009474) об оспаривании постановления N 10608000- 1044/2022 от 08.12.2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Логистикасервис-К" (далее - общество, ООО "ЛСК", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Кемеровской таможни (далее - Кемеровская таможня, административный орган) от 08.12.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10608000-1044/2022, которым ООО "Логистикасервис-К" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статье 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде предупреждения.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением от 03.03.2023 (резолютивная часть от 21.02.2023) Арбитражного суда Кемеровской области заявленное требование удовлетворено, постановление Кемеровской Таможни от 08.12.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10608000-1044/2022 признано судом незаконным и отменено.
Не согласившись с указанным решением, Кемеровская таможня обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В обоснование апелляционной жалобы Кемеровская таможня указывает, что незаполнение граф отчета, заполнение которых является обязательным, свидетельствует о том, что содержащиеся в нем сведения не соответствуют действительности (фактическим обстоятельствам), то есть являются недостоверными; в представленном ООО "ЛогистикаСервис-К" отчете по форме ДО-1 N 1000147 в графе 10 "Примечание" отсутствуют обязательные к заполнению сведения о временном хранении товара без выгрузки из транспортного средства, что свидетельствует о том, что сведения, заявленные в отчете, не соответствуют действительности, т.е. являются недостоверными; состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ, подтвержден материалами дела об административном правонарушении, не оспорен Обществом по существу, основания для признания постановления Кемеровской таможни незаконным и его отмене отсутствуют.
В порядке статьи 262 АПК РФ от заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 13 октября 2022 года в адрес ООО "КАМИ-ГРУПП" автомобильным транспортом ЕН176077/Т642МА799 из Китая по транзитной декларации N 39855408/081022/0015234, CMR N417778 от 28 сентября 2022 года, инвойсу N OTURN2022010 от 29 августа 2022 года поступил товар "портальный сверлильно-фрезерный станок (High Speed CNC Drillihg Machine BOSM-DT2020)".
В 09:59 13 октября 2022 года Кузбасским таможенным постом Кемеровской таможни по ТД N 39855408/081022/0015234 завершена процедура таможенного транзита.
В 11:00 13 октября 2022 года ООО "КАМИ-ГРУПП" были представлены документы (транзитная декларация N 39855408/081022/0015234, CMR N 417778 от 28 сентября 2022 года, инвойс N OTURN2022010 от 29 августа 2022 года) для помещения товаров на временное хранение.
14 октября 2022 года на Кузбасский таможенный пост Кемеровской таможни поступило письмо ООО "ЕЛТРАНС+" от 13 октября 2022 года N 873 (вх. от 14 октября 2022 года N 0967) о помещении поступившего в адрес ООО "КАМИ-ГРУПП" товара на временное хранение на склад временного хранения (далее - СВХ) ООО "Логистикасервис-К" без его выгрузки из транспортного средства (договор хранения от 31 августа 2022 года N 161/08).
На основании письма ООО "ЕЛТРАНС+" от 13 октября 2022 года N 87э Кузбасским таможенным постом Кемеровской таможни товар, прибывший по вышеуказанным транспортным и товаросопроводительным документам, был помещён на временное хранение на СВХ ООО "Логистикасервис-К" (свидетельство N10608/310120/10060/2 от 03 июля 2020 года), о чём выдано соответствующее подтверждение о регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение N10608070/141022/0000124 от 14 октября 2022 года.
14 октября 2022 года ООО "Логистикасервис-К" на Кузбасский таможенный пост в электронном виде подан отчет по форме ДО-1 N 1000147. Данный отчёт принят и зарегистрирован Кузбасским таможенным постом N 10608070/141022/0000106 от 14 октября 2022 года. По результатам проверки сведений, содержащихся в отчете по форме ДО таможенным органом установлено, что в нарушение требований приказа ФТС России от 18 марта 2019 года N 444 владельцем СВХ ООО "Логистикасервис-К" в представленном отчете по форме ДО-1 N 1000147 в графе 10 "Примечание" не указаны сведения, обязательные к заполнению, а именно: отсутствует запись о временном хранении товара без выгрузки из транспортного средства, несмотря на то, что товар "портальный сверлильно-фрезерный станок (High Speed CNC Drillihg Machine BOSM-DT2020)", прибывший в адрес ООО "КАМИ-ГРУПП", был размещен на временное хранение без выгрузки из транспортного средства.
08.12.2022 таможенным органом вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10608000-1044/2022, согласно данного постановления ООО "Логистикасервис-К" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ (Непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения).
Полагая, что указанное постановление является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "Логистикасервис-К" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя требование, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что объект административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ, установлен таможенным органом неправильно, объективная сторона данного административного правонарушения, отсутствует, виновность ООО "Логистикасервис-К" в совершении указанного административного правонарушения таможней не доказана, соответственно, состав вменяемого обществу административного правонарушения отсутствует.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 16.15 КоАП РФ непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом правонарушения по данной статье являются общественные отношения, связанные с проведением таможенного контроля.
Объективная сторона вменяемого Обществу правонарушения выражается в совершении одного из следующих действий (бездействия): несвоевременное представление отчетности в таможенный орган; представление недостоверной отчетности.
Диспозиция статьи 16.15 КоАП России предусматривает ответственность за непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.
Согласно пункту 1 статьи 1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), в Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их таможенным декларированием и проведения таможенного контроля.
В соответствии со статьей 414 ТК ЕАЭС владелец СВХ обязан соблюдать условия и выполнять требования, установленные настоящим Кодексом в отношении хранения товаров и совершения операций на складах временного хранения, вести учет товаров, находящихся на СВХ, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств - членов Евразийского экономического союза.
Приказом Федеральной таможенной службы от 18.03.2019 N 444 "Об утверждении порядка совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров, порядка регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение и выдачи подтверждения о регистрации документов, порядка выдачи (отказа в выдаче) разрешения на проведение операций, указанных в пункте 2 статьи 102 таможенного кодекса евразийского экономического союза, определении условий и порядка выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах, способа предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков представления отчетности" (далее - Приказ ФТС России от 18.03.2019 N 444) определен способ представления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, формы отчетов, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности.
Согласно пункта 2 Приложения N 5 к Приказу ФТС России от 18.03.2019 N 444 владельцы складов временного хранения (далее - СВХ) и лица, получившие разрешения на временное хранение в местах временного хранения товаров, обязаны вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ, отчеты об их хранении в электронном виде по следующим формам (ДО-1, ДО-2, ДО-3).
Владелец СВХ (лицо, получившее разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) представляет таможенному посту отчет по форме ДО-1 при принятии (после принятия) товаров на хранение не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем фактического размещения товаров на СВХ (ином месте временного хранения товаров) (пункт 4 Приложения N 5 Приказа ФТС России от 18.03.2019 N 444).
В соответствии с пунктом 5 Приложения N 5 к приказу ФТС России от 18.03.2019 N 444, заполнение отчета по форме ДО-1 включает в себя заполнение владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) всех предусмотренных данным отчетом граф с указанием в них сведений о товарах, принятых на хранение, с учетом следующих особенностей.
Владельцы СВХ (лица, получившие разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) формируют отчет по форме ДО-1 на основании информации, полученной в соответствии с пунктом 4 приложения N 2 к настоящему приказу. Сведения о наименовании, количестве мест и (или) весе товаров, подлежащие указанию в отчете по форме ДО-1, формируются на основании информации, полученной при приеме товаров на хранение.
Пунктом 4 приложения N 2 к приказу ФТС России от 18.03.2019 N 444 предусмотрено, что информация о факте регистрации документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, о реквизитах указанных документов и содержащихся в них сведениях передается в информационную систему владельца склада временного хранения (далее - СВХ) (лица, получившего разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) при условии наличия у таможенного поста сведений, подтверждающих заключение договора хранения (иного договора, в соответствии с которыми осуществляется временное хранение товаров) между указанным владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) и уполномоченным лицом.
Пунктом 9 приложения N 1 к приказу ФТС России от 18.03.2019 N 444 предусмотрено, что если в процессе временного хранения товаров владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) осуществляется разделение товарной партии и (или) устанавливаются факты повреждения или порчи товаров, а также несоответствие их наименования и количества, количества грузовых мест, характера и способов упаковки и маркировки, веса брутто (в килограммах) либо объема (в кубических метрах), указанным в транспортных или коммерческих документах, или в случае прибытия товаров воздушным транспортом без транспортных документов владелец СВХ (лицо, получившее разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) извещает об этом таможенный пост (либо оперативно-дежурную службу данного таможенного поста либо таможни) путем представления соответствующих документов, которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации фиксируются данные обстоятельства. Указанные документы представляются таможенному посту в течение шести часов с момента их оформления.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с ТК ЕАЭС. Порядок проведения таможенного контроля с применением форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, определяется ТК ЕАЭС, а в части, не урегулированной ТК ЕАЭС, или в предусмотренных им случаях - в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Судом первой инстанции верно отмечено, что в связи с тем, что в силу указанных положений ТК ЕАЭС общество не является субъектом проведения таможенного контроля, оно по определению не способно нарушить порядок проведения таможенного контроля.
В силу пункта 1 статьи 18 ТК ЕАЭС лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченные экономические операторы и лица, владеющие и (или) пользующиеся иностранными товарами, а также товарами Союза, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и таможенную процедуру свободного склада, обязаны представлять таможенным органам отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях с учетом абзаца второго настоящего пункта.
Статьей 414 ТК ЕАЭС предусмотрено, что владелец склада временного хранения обязан вести учет товаров, находящихся на складе временного хранения, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств-членов.
Таким образом, объектом вменяемого обществу правонарушения является установленный таможенным законодательством ЕАЭС и РФ порядок представления отчетности о товарах, находящихся на складе временного хранения.
При этом довод таможни о том, что объект правонарушения определен таможенным органом в соответствии с нормами ТК ЕАЭС, судом первой инстанции правомерно отклонен, поскольку объект административного правонарушения определяется КоАП РФ.
Согласно пункту 5 Приложения 5 к приказу ФТС России от 18.03.2019 N 444 если временное хранение товаров осуществляется без их выгрузки из транспортных средств (контейнеров), отчет по форме ДО-1 формируется на основании информации, полученной в соответствии с пунктом 4 приложения N 2 к настоящему приказу.
Пунктом 4 приложения N 2 к приказу ФТС России от 18.03.2019 N 444 предусмотрено, что информация о факте регистрации документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, о реквизитах указанных документов и содержащихся в них 10 сведениях передается в информационную систему владельца склада временного хранения (далее - СВХ) (лица, получившего разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) при условии наличия у таможенного поста сведений, подтверждающих заключение договора хранения (иного договора, в соответствии с которыми осуществляется временное хранение товаров) между указанным владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) и уполномоченным лицом.
Согласно пункту 3 приложения N 2 к приказу ФТС России от 18.03.2019 N 444 регистрация документов, представленных в соответствии с пунктом 4 приложения N 1 к приказу, осуществляется не позднее 1 часа с момента их представления таможенному посту. После регистрации данных документов лицу, указанному в пункте 2 приложения N 1 к приказу (далее - уполномоченное лицо), направляется подтверждение об их регистрации, содержащее в том числе информацию об истечении срока временного хранения товаров.
В соответствии с пунктом 4 приложения N 1 к приказу ФТС России от 18.03.2019 N 444 для помещения товаров на временное хранение уполномоченное лицо представляет таможенному посту, в регионе деятельности которого планируется временное хранение указанных товаров (далее - таможенный пост), транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе и получателе товаров, стране их отправления и стране назначения, либо документ, содержащий сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа, при условии, что такая предварительная информация содержит сведения, необходимые для совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение
Как следует из оспариваемого постановления, письмо ООО "ЕЛТРАНС+" от 13.10.2022 N 873 с просьбой поместить товар на временное хранение без выгрузки из транспортного средства, имелось в распоряжении Кузбасского таможенного поста на момент выдачи подтверждения о регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение N 10608070/141022/0000124.
Вместе с тем, в информации, полученной обществом от Кузбасского таможенного поста в соответствии с пунктом 4 приложения N 2 к приказу ФТС России от 18.03.2019 N 444, на основании которой согласно пункту 5 Приложения 5 к приказу ФТС России от 18.03.2019 N 444 формируется отчет по форме ДО-1, не содержится сведений об указанном документе.
Судом первой инстанции верно отмечено, что в связи с тем, что отчет по форме ДО-1 сформирован обществом в соответствии с пунктом 5 Приложения 5 к приказу ФТС России от 18.03.2019 N 444 на основании информации, полученной от Кузбасского таможенного поста в соответствии с пунктом 4 приложения " 2 к данному приказу, не содержащей сведения о письме ООО "ЕЛТРАНС+" от 13.10.2022 N 873 с просьбой поместить товар на временное хранение без выгрузки из транспортного средства, событие вменяемого обществу административного правонарушения отсутствует.
При этом доводы таможенного органа о том, что представление в качестве отчета документа, не содержащего всех предусмотренных сведений или содержащего только часть таких сведений, не соответствует целям представления отчетности, определенным Порядком, судом первой инстанции правомерно отклонены в связи с тем, что общество привлекается к административной ответственности по статье 16.15 КоАП РФ не за представление в качестве отчета документа, не содержащего всех предусмотренных сведений или содержащего только часть таких сведений, не соответствующее целям представления отчетности, определенным Порядком, а за представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.
Судом верно отмечено, что не каждое несоблюдение порядка представления отчетности образует событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ, а только то, которое предусмотрено диспозицией указанной статьи.
Данный вывод подтверждается судебной практикой, а именно постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 02.03.2022 N Ф06-14162/2021, в котором указано, что незаполнение графы в таблице Отчетности является нарушением порядка оформления данной отчетности и не может быть квалифицировано, как представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ, в действиях ООО "ЛогистикаСервис-К", выраженных в неуказании в графе "Примечание" отчета по форме ДО-1 от 14.10.2022 N 1000147 сведений об осуществлении временного хранения товара без его выгрузки из транспортного средства, отсутствует, т.к. незаполнение графы "Примечание" ДО-1 в рассматриваемом случае не может быть квалифицировано, как представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.
Таким образом, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ, в действиях общества отсутствует.
В настоящем случае, суд не усматривает в деянии общества субъективной стороны вменяемого правонарушения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обжалуемое постановление является незаконным и подлежит отмене.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 03.03.2023 по делу N А27-23379/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Кемеровской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Судья |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-23379/2022
Истец: ООО "ЛогистикаСервис-К"
Ответчик: Кемеровская таможня