город Воронеж |
|
2 июня 2023 г. |
Дело N А48-156/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 июня 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Капишниковой Т.И., Песниной Н.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степиной В.А.,
при участии:
от некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" (ИНН 5751041000, ОГРН 1135700000556, далее - НО "РФКР" или заявитель):
от Управления Федерального казначейства Орловской области (ОГРН 1025700764320, ИНН 5751015786, далее - УФК Орловской области): |
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
Долецкая Е.В. - представитель по доверенности от 10.01.2023 N 54-14-27/20-56, |
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 23.12.2022 по делу N А48-156/2022, принятое по заявлению НО "РФКР" к Управлению Федерального казначейства Орловской области о признании незаконным предписания от 14.12.2021 N 54-14-35/24-5437,
УСТАНОВИЛ:
НО "РФКР" обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства Орловской области о признании незаконным предписания от 14.12.2021 N 54-14-35/24-5437.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 23.12.2022 по делу N А48-156/2022 заявленные требования удовлетворены.
Признано недействительным предписание Управления Федерального казначейства Орловской области от 14.12.2021 N 54-14-35/24-5437.
С Управления Федерального казначейства Орловской области в пользу некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" взысканы расходы по оплате госпошлины в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, УФК орловской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в котором просило решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы ссылается на неправомерное использование заявителем средств фонда капительного ремонта.
Судебное разбирательство по делу откладывалось на 21.04.2023, 26.05.2023.
Определениями суда апелляционной инстанции Управлению Федерального казначейства Орловской области сослаться на доказательства, подтверждающие отнесение рассматриваемого вида работ к текущему ремонту.
Некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" предлагалось сослаться на доказательства, подтверждающие отнесение рассматриваемого вида работ к капитальному ремонту.
Во исполнение указаний суда от НО "РФКР" поступили дополнительные пояснения от 18.04.2023 N 1040.
УФК Орловской области представило объяснения от 19.04.2023, 05.05.2023 с приложением следующих документов: договор о проведении капитального ремонта общества в многоквартирном доме от 26.05.2020 N 150-КР/2020; договор о проведении капитального ремонта общества имущества в многоквартирном доме от 17.03.2020 N 024-КР/2020; договор о проведении капитального ремонта общества имущества в многоквартирном доме от 17.07.2020 N 270-КР/2020; договор о проведении капитального ремонта общества имущества в многоквартирном доме от 26.05.2020 N 154-КР-2020; проектная документация на капитальный ремонт в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Орел, ул. Колпачки, д.11А; локальная смена N 3 на ремонт подвальных помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Орел, ул. Колпачки, д. 31; локальная смена N3 на ремонт подвальных помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Орел, ул. Привокзальная, д.30; проектная документация на капитальный ремонт в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Орел, ул. Колпачки, д.11А; локальная смета N 02-01-02 на ремонт фасада по адресу: г. Орел, ул. Коммуны, д.19; паспорта цветовых решений фасада; обследование.
Указанные документы приобщены к материалам дела протокольными определениями от 21.04.2023, 26.05.2023.
В судебном заседании представитель УФК Орловской области поддержала доводы апелляционной жалобы, просила обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" явку представителя в судебное заседание не обеспечила.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившегося лица
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Управлением Федерального казначейства по Орловской области в соответствии с приказом от 03.09.2021 N 419 в период с 06.09.2021 по 29.10.2021 в отношении НО "РФКР" проведена плановая проверка использования средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта, у региональных операторов в 2019- 2020 годах.
По результатам проверки было установлено, что в нарушение постановления Правительства Орловской области от 28.11.2017 (ред. от 21.04.2020) N 500 "Об утверждении краткосрочного плана реализации областной адресной программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" в 2018-2020 годах" Региональным оператором с ООО "РСУ-2" заключен договор на разработку проектно-сметной документации от 30.12.2020 N 395-ПСД/2020 по многоквартирному дому по адресу: г. Орел, ул. Рельсовая, д. 12, отсутствующему в Краткосрочном плане и впоследствии признанному аварийным, что привело к неправомерному использованию средств фонда капитального ремонта в сумме 20 204,48 рубля.
Также в нарушение частей 1, 2 статьи 166, части 1 статьи 174 Жилищного Кодекса Российской Федерации, статьи 11 Закона Орловской области от 28.06.2013 N 1498-03 "Об отдельных правоотношениях в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области", раздела 4 Областной адресной программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области", утвержденного 3 постановлением Правительства Орловской области от 31.12.2013 N 482, в проверяемом периоде Региональным оператором заключены и оплачены договоры на проведение капитального ремонта общедомового имущества многоквартирных домов, в состав работ которых включены виды работ по ремонту отмостки, которые не подлежат оплате за счет средств фона капитального ремонта, а являются работами, осуществляющимися в рамках текущего ремонта, расположенных по адресу:
- Орловская область, г. Орел, ул. Гуртьева, д. 5;
- Орловская область, г. Орел, ул. Гуртьева, д. 7; -
Орловская область, г. Орел, ул. Коммуны, д. 19;
- Орловская область, г. Орел, ул. Колпакчи, д. ПА;
- Орловская область, г. Орел, ул. Колпакчи, д. 31;
- Орловская область, г. Орел, ул. Привокзальная, д. 30
Общая стоимость работ по ремонту отмостки вышеперечисленных домов составила 839 374,68 рубля, которые оплачены Региональным оператором в полном объеме.
Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи заявителю предписания от 14.12.2021 N 54-14-35/24-5437, в соответствии с которым возложило обязанность по нарушениям N N 1-2 в течение 30 дней со дня получения Предписания возместить на общий счет Регионального оператора, открытый в Орловском отделении N 8595 ПАО Сбербанк России, средства в общей сумме 859 579,16 рубля, в том числе:
- израсходованные на оплату разработки проектно-сметной документации по дому, признанному аварийным, в сумме 20 204,48 рубля;
- израсходованные на оплату работ по ремонту отмостки многоквартирных домов в сумме 839 374,68 рубля.
Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу об отсутствии со стороны заявителя нарушения законодательства при использовании средств фонда капитального ремонта.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 1 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам.
При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 названного Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
Согласно части 1 статьи 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Согласно части 2 статьи 166 ЖК РФ нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен и другими видами услуг и (или) работ.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона Орловской области от 28.06.2013 N 1498-ОЗ "Об отдельных правоотношениях в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области" (далее - Закон N 1498-ОЗ) региональная программа капитального ремонта (далее также - региональная программа) утверждается Правительством Орловской области в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Согласно статье 13 Закона N 1498-ОЗ региональный оператор создается в целях обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе финансового обеспечения, формирования средств и имущества для такого ремонта на территории Орловской области, а также обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Орловской области.
Обеспечение деятельности регионального оператора осуществляется за счет средств областного бюджета.
Распоряжением Правительства Орловской области от 4 июля 2013 года N 263-р в целях обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан Орловской области, реформирования жилищно-коммунального хозяйства Орловской области, внедрения ресурсосберегающих технологий, установления правовых и организационных основ предоставления финансовой поддержки муниципальным образованиям Орловской области на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, в соответствии со статьей 178 ЖК РФ, Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Законом Орловской области от 28.06.2013 года N 1498-ОЗ на территории Орловской области создан региональный оператор НО "РФКР".
Постановлением Правительства Орловской области от 31.12.2013 N 482 утверждена областная адресная программа "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области".
Материалами дела подтверждается, что многоквартирный дом, расположенный по адресу Орловская область, г. Орёл, ул. Рельсовая, д. 12, в соответствии с Постановлением Правительства Орловской области от 22.06.2020 N 387 "О внесении изменений в Постановление Правительства Орловской области от 31.12.2013 N 482 "Об Утверждении Областной адресной программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" включен в Перечень многоквартирных домов, подлежащих комплексному капитальному ремонту в рамках выполнения программы на период 2018- 2020 г.г.
Протоколом внеочередного собрания собственников помещений многоквартирного дома N 12, расположенного по адресу г. Орёл ул. Рельсовая от 28.09.2020 N 1, определен перечь услуг и работ по капитальному ремонту дома, в т.ч.. разработка проектно-сметной документации.
30.12.2020 во исполнение Региональной программы утвержденной Постановлением Правительства Орловской области 31.12.2013 N 482 в редакции от 22.06.2020 N387 года НО "РФКР" заключен договор N395-ПСД/2021 на проведение оценки технического состояния и разработку проектной документации на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах от с ООО "РСУ-2".
Согласно приложению N 1 к Договору по многоквартирному дому г. Орёл, ул. Рельсовая, д. 12 определены стоимости проведения работ и (или) оказания услуг, итоговая стоимость разработки проектной документации составила 93 241 руб. 95 коп.
В рамках исполнения обязательств по Договору ООО "РСУ-2" в январе 2021 года проведены обследовательские работы по оценке технического состояния, в результате которых установлено, что основные несущие конструкции, жилого дома по адресу г. Орел, ул. Рельсовая, д. 12, в соответствии с требованиями санитарных правил- СП 13-102- 2003 находятся в аварийном техническом состоянии.
На основании проведенного обследования ООО "РСУ-2" в адрес, НО РФКР предоставлено заключение о техническом состоянии многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу Орловская область, г. Орёл, ул. Рельсовая, д. 12, объект признан аварийным.
Постановлением Правительства Орловской области от 12.08.2021 N 476 "О внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 31 декабря 2013 года N 482 "Об утверждении областной адресной программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" данный дом был исключен из региональной программы.
С момента утверждения региональной программы было предусмотрено проведение комплексного капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: г. Орел, ул. Рельсовая, д. 12.
Постановлением Правительства Орловской области от 12.08.2021 N 476 "О внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 31.12.2013 N 482 "Об утверждении областной адресной программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" данный дом был исключен из региональной программы.
При этом судом первой инстанции обоснованно учтено, что заключение 30.12.2020 НО "РФКР" договора N 395-ПСД/2021 на проведение оценки технического состояния и разработку проектной документации на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах с ООО "РСУ-2" (г. Орел, ул. Рельсовая, д. 12) было связано с необходимостью исполнения Региональной программы, утвержденной Постановлением Правительства Орловской области 31.12.2013 N 482 (ред. от 22 июня 2020 года N 387).
Представленными в материалы дела актом приемки результатов оказанных услуг и (или) выполненных работ по оценке технического состояния общего имущества в многоквартирном доме от 11.02.2021, актом о приемки выполненных работ от 11.02.2021 N 2 по форме КС-2, справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 11.02.2021 N 2 по форме КС-3, также подтверждается оплачены только фактически выполненные работы по проведению оценки технического состояния общего имущества МКД, расположенного по адресу Орловская область, г. Орёл, ул. Рельсовая, д. 12 в размере 20 204,48 руб., что согласуется с условиями договора N 359-ПСД/2021.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в данной части судом нарушений постановления Правительства Орловской области от 28.11.2017 N 500 "Об утверждении краткосрочного плана реализации областной адресной программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" в 2018-2020 годах" (в редакции от 21.04.2020), поскольку средства фонда капитального ремонта в размере 20 204 руб. 48 коп. использованы правомерно.
Суд апелляционной инстанции также не находит оснований для переоценки вывода суда области о правомерном использовании средств фонда при осуществлении работ по ремонту отмостки в МКД, расположенных по адресам Орловская область, г. Орел, ул. Гуртьева, д. 5; Орловская область, г. Орел, ул. Гуртьева, д. 7; Орловская область, г. Орел, ул. Коммуны, д. 19; Орловская область, г. Орел, ул. Колпакчи, д. ПА; Орловская область, г. Орел, ул. Колпакчи, д. 31; Орловская область, г. Орел, ул. Привокзальная, д. 30, исходя из следующего.
Согласно пункту 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) как замену и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Законодательство Российской Федерации разграничивает понятия "капитальный ремонт" и "текущий ремонт", которые содержатся в ведомственных строительных нормах: ВСН 58-88 (р), Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденное Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279, (далее - Положение МДС 13-14.2000), Постановление Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - МДС 13-1.99), Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий, утвержденная Постановлением Госстроя Российской Федерации от 17.12.1999 N 79.
В соответствии с пунктами 5.1, 5.2 ВСН 58-88 (р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта; улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.
На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства.
На основании пункта 4.1 ВСН 58-88 (р) текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию).
При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта. Продолжительность их эффективной эксплуатации до проведения очередного текущего ремонта приведена в рекомендуемом Приложении N 6, а состав основных работ по текущему ремонту - в Приложении N 7.
Согласно ГОСТ Р 51929-2014 "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами" капитальный ремонт предусматривает замену одной, нескольких или всех систем инженерного оборудования, а также приведение в исправное состояние всех конструктивных элементов дома, характеризующееся отсутствием отдельных несоответствий конструкций какому-либо параметру, установленному проектом или нормативным документом (СНиП, ГОСТ, ТУ, СН) и повреждений, влияющих на снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности.
В соответствии с подпунктами 1, 2 Перечня основных работ, проводимых при капитальном ремонте, являющегося Приложением "Б" к "СП 368.1325800.2017. Свод правил. Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта" ремонт отмостки относится к капитальному ремонту стен и фасада, ремонт приямков, входов в подвал - к капитальному ремонту фундаментов, подвалов.
Судом апелляционной инстанции учитывается, что в рамках капитального или текущего ремонта могут выполняться одни и те же виды работ, однако, для квалификации проведенных работ имеют значение не их виды (наименования), а цель проведения, общий объем работ и последствия для объекта.
В частности, ремонт отмостки подлежит отнесению к текущему, в случае, если выполнение этого ремонта направлено на поддержание технического состояния дома, и в таком случае подлежат применению положения пункта 4.1.7 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", в соответствии с которыми в рамках текущего ремонта просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком.
Вместе с тем, необходимый объем работ по каждому конструктивному элементу, гарантирующий указанную минимальную продолжительность эффективной эксплуатации, определяется при проектировании работ по капитальному ремонту, на основании результатов обследования технического состояния дома в соответствии с оценкой физического износа, с учетом факта достижения общим имуществом уровня установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности.
В рассматриваемом случае, изучив представленные в материалы дела ведомости объема работ по капитальному ремонту МКД, расположенных по адресам Орловская область, г. Орел, ул. Гуртьева, д. 5; Орловская область, г. Орел, ул. Гуртьева, д. 7; Орловская область, г. Орел, ул. Коммуны, д. 19; Орловская область, г. Орел, ул. Колпакчи, д. 11А; Орловская область, г. Орел, ул. Колпакчи, д. 31; Орловская область, г. Орел, ул. Привокзальная, д. 30, суд апелляционной инстанции установил, что были запланированы и фактически произведены работы по разборке горизонтальных поверхностей железобетонных конструкций при помощи отбойных молотков, устройство подстилающих слоев щебеночных, устройство асфальтобетонных покрытий дорожек и тротуаров однослойных из литой мелкозернистой асфальтобетонной смеси толщиной 7 см (т.2 л.д. 12, 65).
Также из локальных смет, представленных суду первой инстанции и в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, следует, что при ремонте подвальных помещений, относящих к общему имуществу МКД, были произведены следующие работы в отношении отмосток:
1) разборка горизонтальных поверхностей железобетонных конструкций при помощи отбойных молотков;
2) устройство подстилающих слоев щебеночных;
3) устройство асфальтобетонных покрытий дорожек и тротуаров однослойных из литой мелкозернистой асфальтобетонной смеси толщиной 3 см (т.2 л.д. 85).
Таким образом в рассматриваемом случае были проведены работы по полной замене всей конструкции (разборка с помощью отбойных молотков и устройство новых покрытий), а не по устранению её отдельных недостатков, что в любом случае квалифицируется как работы по капитальном ремонту (пункт 14.2 статьи 1 ГрК РФ, пункты 5.1, 5.2 ВСН 58-88, ГОСТом Р 51929-2014)
Таким образом, исходя из характера произведенных работ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в настоящем случае имела место необходимость замены отмосток спорных МКД, которая должна быть отнесена к капитальному ремонту, финансируемому за счет средств региональной программы капитального ремонта субъекта Российской Федерации.
Указанный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 24.10.2022 N 303-ЭС22-18829 по делу N А04-164/2022.
При таких обстоятельствах требования заявителя правомерно удовлетворены судом области.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 23.12.2022 по делу N А48-156/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства Орловской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-156/2022
Истец: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ НА ТЕРРИТОРИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Орловской области