г. Пермь |
|
02 июня 2023 г. |
Дело N А60-4709/2023 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Якушева В. Н.
рассмотрел без вызова сторон и проведения судебного заседания апелляционную жалобу
Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области,
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области.
от 13 апреля 2023 года по делу N А60-4709/2023,
принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (ИНН 6661009187 ОГРН 1026605235623)
к обществу с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Цитадель" (ИНН 3811094220 ОГРН 105381146696)
о взыскании 23 500 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (далее - истец, Отделение СФР по Свердловской области, Фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Цитадель" (далее - ответчик, страхователь, общество, ООО "Охранное агентство "Цитадель") о взыскании финансовых санкций в сумме 23 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.04.2023, принятым в порядке упрощенного производства, (резолютивная часть от 03.04.2023), в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Отделение СФР по Свердловской области обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить. Заявитель жалобы настаивает на том, что судом допущены существенные нарушения норм материального права: неправильно истолкованы и не применены нормы права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, не исследованы фактические обстоятельства дела, не дана надлежащая правовая оценка представленным доказательствам. При принятии обжалуемого решения суд первой инстанции не дал правовую оценку тому обстоятельству, что в данном случае наличие ошибки в представленных сведениях было выявлено не самим страхователем, а территориальными органами ПРФ при проведении проверки, уточненные сведения были представлены страхователем по истечении установленного срока, соответственно, основания для освобождения страхователя от применения финансовых санкций у суда отсутствовали.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве.
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Охранное агентство "Цитадель" в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 16.12.2001 N 167 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) является страхователем.
Фондом проведена проверка страхователя, в ходе которой установлено несвоевременное представление обществом сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Установлено, что страхователем 01.12.2021 представлена форма СЗВ-СТАЖ за 2021 год с типом "исходная" на 3 застрахованных лиц; 01.03.2022 страхователем представлена форма СЗВ-СТАЖ за 2021 год с типом "исходная" на 79 застрахованных лиц.
Указанные действия признаны Фондом грубой ошибкой, 03.03.2022 в адрес страхователя направлено уведомление об устранении ошибок.
18.03.2022 страхователем была представлена "дополняющая" форма СЗВ-СТАЖ за 2021 год на 61 застрахованное лицо.
Указанные действия страхователя квалифицированы Фондом как непредставление сведений в установленный срок.
По данному факту в отношении ООО "Охранное агентство "Цитадель" Фондом составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования 03.08.2022, вынесено решение от 30.08.2022, которыми страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде взыскания штрафа в общей сумме 30 500 руб. (500*61).
В целях добровольной уплаты финансовых санкций должнику выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которое исполнено обществом в сумме 7 000 руб.
Поскольку в остальной части требование не было исполнено добровольно, истец обратился в арбитражный суд с иском о принудительном взыскании финансовых санкций в сумме 23 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что в настоящем случае страхователь выявил и устранил допущенные ошибки еще до обнаружения их Фондом, представив необходимые исправленные сведения, недостоверность которых не установлена.
Между тем суд апелляционной инстанции, повторно исследовав доказательства, представленные в материалы электронного дела, по правилам 266-68, 272 АПК РФ, приходит к иным выводам, влекущим отмену решения суда первой инстанции.
При этом суд руководствуется следующим.
Частью 1 статьи 212 АПК РФ установлено, что дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными в главе 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций (часть 2 статьи 212 АПК РФ).
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 4 и 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Сведения подаются по формам, утвержденным Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 N 3п "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц" (СЗВ-СТАЖ).
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ и Инструкцией N 766 страхователю предоставлено право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в отношении застрахованных лиц.
При обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (абзац 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
Согласно пункту 37 Инструкции N 766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Согласно абзацу 2 пункта 39 Инструкции N 766н в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Аналогичные положения содержит действующий с 27.07.2020 Приказ Минтруда России от 22.04.2020 N 211н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах".
Судом апелляционной инстанции по материалам дела установлено, что отделением Фонда 03.03.2022 по телекоммуникационным каналам связи в составе протокола проверки отчетности направлено уведомление об исправлении сведений в отношении застрахованных лиц в течение 5 рабочих дней. Получив уведомление 03.03.2022 страхователь не исправил сведения в 5-дневный срок, а представил верные данные (дополняющая форма "СЗВ-СТАЖ") лишь 18.03.2022, то есть с нарушением 5-дневного срока, согласованного со страховщиком, указанные действия страхователя правильно квалифицированы страховщиком по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ как несвоевременное представление страхователем сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, и страховщиком правомерно применены финансовые санкции в размере 30 500 руб.
Как установлено ранее, датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
Факт получения обществом уведомления Фонда от 03.03.2022 о необходимости устранения ошибок в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета подтвержден реестром транзакций, предоставленным Фондом в материалы электронного дела, который судом первой инстанции не проверен и не оценен.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждена правомерность привлечения страхователя к ответственности. Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что представление сведений с нарушением срока было допущено вследствие объективных обстоятельств, не зависящих от страхователя. В частности, в материалы дела не представлено доказательств наличия в электронной системе документооборота какого-либо сбоя, способного повлиять на содержание и состав представляемой отчетности.
Таким образом, исковые требования Отделения СФР по Свердловской области подлежали удовлетворению.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 НК РФ ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты (пункт 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах").
Если суд удовлетворяет заявленные требования, государственная пошлина взыскивается с другой стороны непосредственно в доход федерального бюджета применительно к части 3 статьи 110 АПК РФ (пункт 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах").
Поскольку заявление и апелляционная жалоба Фонда удовлетворены судом в полном объеме, с предпринимателя в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 5 000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271, 270, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 апреля 2023 года по делу N А60-4709/2023, принятое в порядке упрощенного производства, отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Цитадель" (ИНН 3811094220 ОГРН 105381146696) в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (ИНН 6661009187 ОГРН 1026605235623) финансовые санкции в размере 23 500 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Цитадель" (ИНН 3811094220 ОГРН 105381146696) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 5 000 руб.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
В.Н. Якушев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-4709/2023
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО и социального страхования РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "Охранное агентство "Цитадель"