город Ростов-на-Дону |
|
02 июня 2023 г. |
дело N А32-52582/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, О.Ю. Ефимовой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от акционерного общества "Анапа Водоканал": представители Аманов Н.В. по доверенности от 07.06.2022, диплом, паспорт; Втехина Л.А. по доверенности от 25.05.2023, паспорт; Фролова Е.Г. по доверенности от 25.05.2023, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.03.2023 по делу N А32-52582/2022
по заявлению акционерного общества "Анапа Водоканал" (ИНН 2301078639, ОГРН 1112301009006)
к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752)
об оспаривании приказа
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Анапа Водоканал" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным приказа Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) от 20.09.2022 N 845.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.03.2023: признан недействительным приказ Управления об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; с Управления в пользу Общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6000 рублей.
Решение мотивировано тем, что обеззараживание и обезвоживание подсушенного осадка путём выдерживанием на иловых площадках в течение двух и более лет, не является размещением отходов на объекте размещения отходов.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым отказать удовлетворении требований Общества.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает, что спорные осадки подпадают под действие Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ). Общество располагает объектом размещения отходов. Иловые площадки не являются инженерными сооружениями.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители Общества просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
Управление, извещённое надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
18.05.2022 Общество обратилось в Управление с заявлением о выдаче документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР).
Приказом руководителя Управления от 23.06.2022 N 571 было отказано Обществу в утверждении ПНООЛР. Основанием для отказа явилось наличие недостоверной информации, связанной с наличием арифметических и логических ошибок при заполнении форм, предусмотренных Методическими указаниями по разработке ПНООЛР, утверждёнными приказом Минприроды России от 07.12.2020 N 1021 (далее - Методические указания).
15.08.2022, устранив указанные Управлением недостатки, Общество обратилось в Управление с заявлением о выдаче документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и ПНООЛР.
Приказом руководителя Управления от 20.09.2022 N 845 было отказано Обществу в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Отказ, мотивирован следующим:
1. Выявлено несоответствие сведений раздела 1 и 2 ПНООЛР в части наличия самостоятельно эксплуатируемых объектов размещения отходов (далее - ОРО). В разделе 1 указано, что предприятие не имеет самостоятельно эксплуатируемых ОРО, а в разделе 2 указано, что обеззараживание и обезвоживание подсушенного осадка осуществляется выдерживанием осадка на иловых картах в течение 2 лет, данный факт говорит о наличии ОРО.
2. Раздел 2 содержит сведения о том, что избыточный ил минерализуется в аэробных стабилизаторах и подается в цех механического обезвоживания, и далее выводится на иловые площадки для дальнейшего обезвреживания и обезвоживания, однако, в ПНООЛР отсутствуют сведения об отходе "Ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод" (IV класса опасности).
3. В разделе 2 указано, что на предприятии сырой осадок из отстойников и избыточных ил минерализуется в аэробных стабилизаторах и подаётся в цех механического обезвоживания, и далее выводится на иловые площадки для дальнейшего обезвреживания и обезвоживания, а также осуществляется выдерживание осадка на иловых картах в течение 2 лет. При этом сведения о лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности отсутствуют.
4. Строки 2-6, 9, таблицы 6.3 содержат недостоверные сведения в части несоответствия цели передачи отходов (обезвреживание), виду деятельности, указанному в лицензии на осуществлении деятельности по обращению с отходами (транспортирование). При этом обращение с отходами строк 7, 8 таблицы 6.3, лицензией на осуществлении деятельности по обращению с отходами ООО "ГК ЮГ" не предусмотрено. стр.3
5. Строка 2 таблицы 6.6, в графах 8 и 11, содержит несоответствие сведений в части наименования и номера объекта размещения отходов в государственном реестре.
6. Строка 19 таблицы 7, в графы 7, содержит несоответствие сведений таблицы 6.6, в части и номера объекта размещения отходов в государственном реестре.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно Федеральному закону N 89-ФЗ: норматив образования отходов - это установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции; лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
Как следует из материалов дела, Общество эксплуатирует очистные сооружения канализации г.Анапа (далее - ОСК г.Анапа) (г. Анапа, ул. Народная, 27), которые отнесены к I категории объектов негативного воздействия на окружающую среду
Хозяйственно-бытовые и промышленные сточные воды поступая на ОСК г.Анапа проходят процесс полной биологической очистки.
Состав и технология очистки сточных вод приняты в соответствии с необходимой степенью очистки и производительностью канализации г.Анапа.
В соответствии с технологическим процессом очистка сточных вод осуществляется следующими стадиями:
1. Механическая очистка: механические решетки - оборудование для процеживания сточных вод; песколовки - сооружения для задержания песка и минеральных нерастворимых загрязнений; первичные отстойники - разделение нерастворимой взвеси на сырой осадок и плавающие вещества.
2. Биологическая очистка: аэротенки - сооружения аэробной биологической очистки; вторичные отстойники - сооружения для илоотделения.
3. Обеззараживание сточных вод: электролизная установка - установка для электролитического приготовления гипохлорита натрия для обеззараживания очищенных сточных вод.
4. Обработка образующихся осадков: аэробные стабилизаторы - сооружения для стабилизации осадков; цех механического обезвоживания - обезвоживание сырого осадка и избыточного ила; иловые площадки - сооружения обеззараживания и обезвоживания осадков сточных вод (песок из песколовок, осадок первичных отстойников, избыточный активный ил).
Технологическая схема обработки осадков на ОСК г.Анапа следующая: осадок с песколовок промывается от органических загрязнений в бункерах для песка, обезвоживается и вывозится на иловые площадки для дополнительного обезвоживания и обеззараживания. Осадок из первичных отстойников и избыточный ил из вторичных отстойников подаются в аэробные минерализаторы, где происходит интенсивная их аэрация. После осадок подается в илоуплотнители для стабилизации и уплотнения. Далее аэробно-стабилизированный осадок подается на фильтр-пресс для обезвоживания. Обезвоженный до 72% влажности осадок вывозится на иловые площадки для окончательного обезвоживания и обеззараживания естественным методом - подсушка на иловых площадках с периодом выдержки не менее двух лет, согласно пункту 9.2.14.46а СП 32.13330.2018.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, как нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 утверждён Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Порядок), который устанавливает требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учётом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты.
Согласно пункту 4 Порядка проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.
Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
Таким образом, нормативы образования отходов носят предположительный характер и устанавливают ожидаемое количество образующихся отходов, в связи с чем нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются в отношении лиц, образующих отходы, для целей нормирования количества размещаемых отходов, способных оказать вредное воздействие на качественное состояние окружающей среды.
При этом нормативы образования отходов в качестве самостоятельного норматива допустимого воздействия (без лимитов на размещение) не устанавливаются.
Подсушенные на иловых площадках осадки в установленном порядке отнесены к отходам V класса опасности: ил стабилизированный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод (код ФККО 7 22 200 02 395), осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод практически неопасный (код ФККО 7 22 102 02 395), а также сертифицирован на соответствие требованиям ГОСТ Р 54534-2011 "Ресурсоснабжение. Осадки сточных вод. Требования при использовании для рекультивации нарушенных земель", ГОСТ Р 54535-2011 "Ресурсоснабжение. Осадки сточных вод. Требования при размещении и использовании на полигонах", ГОСТ Р 17.4.3.07-2001 "Охрана природы. Почвы. Требования к свойствам осадков сточных вод при использовании их в качестве удобрений".
Ил стабилизированный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод и осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод практически неопасный передаются по договору оказания услуг с целью их сбора, транспортирования и утилизации.
Из материалов дела следует, что на объекте ОСК г.Анапа Обществом осуществляется технологический процесс по очистке сточных вод на очистных сооружениях водоотведения города Анапа и обработке осадков сточных вод; обработка осуществляется в соответствии с технологическим регламентом, утверждённым генеральным директором Общества (л.д. 35-50); Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям ИТС 10-2019 "Очистка сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов", утверждённый приказом Росстандарта от 12.12.2019 N 2981.
Применяемый процесс очистки сточных вод на ОСК г.Анапа, а также процесс обработки осадков сточных вод соответствует требованиям, установленным СП 32.13330.2018. На основании требований к сооружениям для обработки осадка сточных вод, предусмотренных пунктом 9.2.14.1 раздела 9.2.14 Обработка осадка сточных вод СП 32.13330.2018: "Осадки, образующиеся в процессе очистки сточных вод (песок из песколовок, осадок первичных отстойников, избыточный активный ил и др.) должны подвергаться обработке для обезвоживания, стабилизации, снижения запаха, обеззараживания, улучшения физико-механических свойств, обеспечивающих возможность их экологически безопасной утилизации или размещения (хранения или захоронения) в окружающей среде".
Согласно СП 32.13330.2018 обработка осадков сточных вод является одной из стадий очистки сточных вод, а иловые площадки относятся к инженерным сооружениям для обработки осадка сточных вод и не квалифицируются как объекты обезвреживания и размещения отходов. Аналогичная позиция в отношении обработки осадков сточных вод содержится в Информационно-техническом справочнике по наилучшим доступным технологиям ИТС 10-2019 "Очистка сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов", утверждённый Приказом Росстандарта от 12.12.2019 N 2981 для добровольного применения информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям.
Согласно ИТС 10-2019, утверждённого приказом Росстандарта от 12.12.2019 N 2981 процесс обезвоживания осадков рассматривается как обязательный подпроцесс технологических схем очистки городских сточных вод.
Назначение подпроцесса обезвоживания осадков: удаление свободной влаги до остаточной влажности 70-85% путем подсушки в естественных условиях на иловых площадках или механического обезвоживания на аппаратах механического обезвоживания.
Основным оборудованием являются аппараты механического обезвоживания и иловые площадки.
Дополнительная выдержка в естественных условиях осадков, подсушенных на иловых площадках и механически обезвоженных также рассматривается как подпроцесс очистки городских сточных вод.
В процессе выдержки в течение нескольких лет достигается дополнительное подсушивание, вымораживание, стабилизаций и минерализация органических веществ, обеззараживание за счёт развития естественных микробиологических процессов.
Выдержка может осуществляться от 2-3 до 5 лет и более, чем длительнее выдержка, тем выше степень минерализации и заметнее снижение массы осадков.
Удалению с территории очистных сооружений, на которых осуществляется очистка воды и обработка осадков, подлежат осадки, прошедшие технологические стадии обработки, предусмотренные проектной и технической документацией, не предусматривающей получение из них вторичной продукции, отгружаемой потребителю, либо не получившие применения как удобрение, рекультивант или иное, в соответствии с вышеупомянутыми документами. Таким образом, эти осадки относятся к отходам производства и потребления.
В письме от 07.12.2015 N АС-03-02-36/21630 "О направлении разъяснений" Федеральная служба по надзору в сфере природопользования разъяснила, что иловые площадки относятся к инженерным сооружениям для обработки и обезвоживания осадка сточных вод и не могут классифицироваться как объекты размещения отходов.
С учётом изложенного, обработка осадков сточных вод является одной из стадий очистки сточных вод Обществом, по итогу производственных процессов очистки сточных вод у него образуются отходы V класса опасности: ил стабилизированный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод (код ФККО 7 22 200 02 395); осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод практически неопасный (код ФККО 7 22 102 02 395).
Таким образом, образующиеся в результате очистки Обществом сточных вод отходы V класса опасности ил стабилизированный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод (код ФККО 7 22 200 02 395), осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод практически неопасный (код ФККО 7 22 102 02 395) классифицируется как "отход производства и потребления" и подпадают под действие Федерального закона N 89-ФЗ только после завершения промежуточных стадий очистки сточных вод и обработки осадков.
Доказательства того, что названные виды отходов Общество не отображает в своей отчётности в области обращения с отходами, Управление в материалы дела не представлены.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришёл к выводу о том, что приказ Управления от 20.09.2022 N 845 не соответствует требования Федерального закона N 89-ФЗ и нарушает права и законные интересы Общества.
Довод Управления о том, что поскольку Общество не оспаривает часть мотивированных оснований, послуживших основанием для вынесения оспариваемого приказа, не может служить основанием для признания приказа недействительным, апелляционный суд находит необоснованным.
Мотивированные основания, послуживших основанием для вынесения оспариваемого приказа, изложены в приложении к приказу от 20.09.2022 N 845, недействительность части которого, в данном случае, не свидетельствует о соответствии оспариваемого приказа Управления закону.
Доводы апелляционной жалобы Управления, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Управление освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой, в связи с чем, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.03.2023 по делу N А32-52582/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-52582/2022
Истец: АО "Анапа Водоканал", ООО "Юнона"
Ответчик: Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования