г. Чита |
|
05 июня 2023 г. |
Дело N А19-26614/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 05 июня 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Горбатковой Е.В.,
судей: Бушуевой Е.М., Лоншаковой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 марта 2023 года по делу N А19-26614/2022 по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Байкальская энергетическая компания" (ОГРН 1133850020545, ИНН 3808229774) к Министерству строительства Иркутской области (ОГРН 1083808001122, ИНН 3808172165) о взыскании 44 504 руб. 81 коп.,
при участии в судебном заседании:
представителя ООО "Байкальская энергетическая компания" - Перфильевой О.А., полномочия подтверждены доверенностью от 26.01.2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Байкальская энергетическая компания" (далее - истец, ООО "Байкальская энергетическая компания") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Министерству строительства Иркутской области (далее - ответчик, Министерство) о взыскании убытков в сумме 44 504 руб. 81 коп.
постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2022 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19.10.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2022 по делу N А19-26614/2021 отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 09 марта 2023 года исковые требования удовлетворены.
Ответчик, не согласившись с принятым судебным актом, обжаловал его в суд апелляционной инстанции. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что реализация долгосрочной программы по осуществлению строительства руслового рассеивающего выпуска канализационно - очистных сооружений левого берега г. Усть - Илимск и реконструкции участка напорного канализационного коллектора в поселке Невон, осуществлялась в период с 2012 по 2013 гг. Таким образом, сроки ее реализации истекли. Действующее законодательство Иркутской области не предусматривает право или обязанность Министерства реализовывать мероприятия Долгосрочной программы после 2013 года, в том числе в 2020 г., либо в настоящее время. Участок системы водоотведения "Левый берег" поступил в эксплуатацию общества по истечении срока действия программы. Таким образом, выполнение или невыполнение Министерством мероприятий Долгосрочной программы не повлияло и не могло повлиять на права и законные интересы истца.
Кроме того, заявитель указывает, что Министерством были осуществлены все мероприятия, необходимые для реализации данной программы. Вина Министерства в том, что подрядчиками не выполнены проектные и изыскательские работы по объекту, отсутствует.
Ответчик полагает, что превышение нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в составе сточных во в водный объект, свидетельствуют о неправильном функционировании системы бытовой канализации левобережной части города Усть - Илимска, эксплуатируемой обществом. Истец не представил доказательств, подтверждающих, что в случае исполнения Министерством долгосрочной программы, общество бы прекратило осуществлять сбросы сточных вод с превышением нормативов.
В отзыве на апелляционную жалобу истец указал, что до настоящего времени, мероприятия, предусмотренные пунктом 6 раздела 3 Программы, в частности, строительство руслового рассеивающего выпуска канализационно-очистных сооружений левого берега г. Усть-Илимск, не выполнены. Факт превышения в 2020 году количества загрязняющих веществ (фосфатов), допустимых к сбросу, а также размер ущерба, подтверждены материалами дела. До строительства Богучанской ГЭС НДС истцом соблюдались, что подтверждается материалами дела. Бездействие Министерства, выразившееся в ненадлежащем выполнении своих обязанностей по контролю реализации целевой Программы повлекло к сверхлимитным сбросам ООО "Байкальская энергетическая компания" в 2020 году загрязняющих веществ в водный объект (Богучанское водохранилище).
В ходе судебного заседания представитель истца доводы, изложенные в отзыве, поддержал в полном объеме. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако явку своих представителей в судебное заседание ответчик не обеспечил.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, изучив материалы дела, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Байкальская энергетическая компания" является гарантирующей организацией для централизованного водоснабжения и водоотведения на территории города Усть-Илимска с 2020 года на основании постановления Администрации города Усть-Илимска от 25.08.2020 N 463. Участок системы водоотведения канализационно-очистных сооружений "Левый берег" эксплуатировался ПАО "Иркутскэнерго" с 22.12.2011 по 30.08.2020 на праве собственности.
По договору аренды от 29.05.2020 N 1/БЭК-20 с 01.09.2020 участок системы водоотведения канализационно-очистных сооружений "Левый берег" передан ООО "Байкальская энергетическая компания", с 19.03.2021 эксплуатируется ООО "Байкальская энергетическая компания" на праве собственности.
Постановлением Правительства Иркутской области от 03.09.2012 N 480-пп утверждена долгосрочная целевая программа "Подготовка зоны затопления части территории Иркутской области в связи со строительством Богучанской ГЭС" на 2012 - 2013 годы (далее - Программа). Целью Программы являлось выполнение отдельных мероприятий по подготовке зоны затопления части территории Иркутской области, в связи со строительством Богучанской ГЭС, в частности решение экологических проблем, связанных с подготовкой зоны затопления (пункт 2 раздела 1 Программы), в том числе, планировалось выполнить мероприятия по строительству руслового рассеивающего выпуска канализационно-очистных сооружений левого берега г. Усть-Илимск и реконструкции участка напорного канализационного коллектора в п. Невон. Основной причиной строительства нового руслового рассеивающего выпуска явилось изменение условий рассеивания стоков для Богучанского водохранилища.
В соответствии с пунктом 1.2.1. приложения N 1 к Программе в качестве целевых показателей результативности указанного мероприятия установлено:
Приведение к нормативным требованиям напорного коллектора в п. Невон;
Приведение к нормативным требованиям канализационно-напорной станции в поселке Невон;
Приведение к нормативным требованиям выпуска канализационно-очистных сооружений в г. Усть-Илимске.
Согласно разделу 5 Программы "Механизм реализации программы и контроль за ходом ее реализации" в Программу включены мероприятия, входящие в состав Технического проекта. Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для реализации Программы, является Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области, министерство лесного комплекса Иркутской области; Министерство культуры и архивов Иркутской области. Контроль над исполнением Программы возложен на Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области.
До настоящего времени, мероприятия, предусмотренные пунктом 6 раздела 3 Программы, в частности, строительство руслового рассеивающего выпуска канализационно-очистных сооружений левого берега г. Усть-Илимск, не выполнены.
Как указывает истец, по итогам неоднократно проведенных Министерством совещаний, в том числе с участием представителей предыдущей гарантирующей организацией - ПАО "Иркутскэнерго", установлено, что построенный рассеивающий выпуск сточных вод канализационных очистных сооружений (далее - КОС) левого берега является "неработоспособным", так как происходит излив на поверхность земли через колодец, находящийся на берегу реки Ангары (протокол совещания от 15.01.2016). В пункте 5 протокола от 15.01.2016 указано, что Проектом подтверждена необходимость реализации мероприятий по доочистке сточных вод на канализационных очистных сооружениях (КОС) левого берега, строительству канализационной насосной станции (КНС) для обеспечения требуемых скоростей на выпуске сточных вод, но в состав проекта объекты не включены.
В связи с неисполнением ответчиком обязанностей по обеспечению достижения целевых показателей государственной Программы, истец, являясь гарантирующей организацией для централизованного водоснабжения и водоотведения на территории города Усть-Илимска, в 2020 году вынужденно осуществляло сброс сточных вод в водный объект (Богучанское водохранилище) с превышением нормативов допустимого сброса по фосфатам и оплатило сверхлимитные платежи в размере 44 504 руб. 81 коп.
В целях соблюдения претензионного порядка урегулирования спора истец обратился к ответчику с претензией от 25.05.2021 N БЭК/518-51/1403, в которой просил ответчика перечислить денежные средства в размере 44 504 руб. 81 коп., составляющие сверхлимитные платежи в 2020 году по сбросу сточных вод в водный объект с превышением допустимого сброса по фосфатам.
В связи с тем, что ответчиком не произведена компенсация платежей в указанном размере, истец обратился в суд с настоящим иском.
Принимая решение, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 11, 12, 15, 16, 401, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Положением о министерстве строительства, дорожного хозяйства Иркутской области, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 09.02.2011 N 29-пп, Положением о порядке принятия решений о разработке государственных программ Иркутской области и их формировании, и реализации, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 26.07.2013 N282-пп, учел правовую позицию, сформулированную в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пришел к выводу о наличии причинно-следственной связи между бездействием ответчика и возникшими убытками истца, в связи с чем, удовлетворил исковые требования.
Выводы, приведенные судом первой инстанции в обжалуемом судебном акте, суд апелляционной инстанции находит верными, мотивированными и соответствующими обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, требование гарантирующей организации, осуществляющей централизованное водоснабжение и водоотведение г. Усть-Илимска о возмещении убытков, связано с бездействием ответчика, являющегося ответственным исполнителем по реализации целевой программы.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 указанной статьи).
В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В качестве способа защиты права, нарушенного причинением вреда незаконными действиями (бездействиями) органов публичной власти, статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет, в том числе, возмещение убытков.
В силу положений статьей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет их казны.
Противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьей 16 названного Кодекса, выражается в незаконности действий или бездействия органов публичной власти.
Истец связывает возникновение убытков с бездействием Иркутской области в лице Министерства строительства Иркутской области.
Из материалов дела следует, что истец с 2020 года для осуществления своей хозяйственной деятельности по водоотведению эксплуатирует участок системы водоотведения очистных сооружений "Левый берег" и осуществляет сброс сточных вод в водный объект - Богучанское водохранилище (решение о предоставлении водного объекта в пользование от 04.12.2020 N 38-16.01.03.002-Х-РСВХ-Т-2020-04803/00).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации водопользователи обязаны не допускать причинения вреда окружающей среде.
Согласно статье 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов (пункт 1 части 1 статьи 22 названного Закона).
В части 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации определено, что количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с частью 6 статьи 56, пунктом 1 части 6 статьи 60 названного Кодекса при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
Для истца, как водопользователя, установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ. При этом нормативы с 30.09.2020 до 29.09.2027 разработаны с учетом снижения скорости реки и ухудшения смешения вод.
Проектом нормативов допустимого сброса (НДС), разработанным для ТВСК Усть-Илимской ТЭЦ ПАО "Иркутскэнерго" в 2014 году и утвержденным в установленном порядке на срок до 05.02.2020, подтверждена невозможность соблюдения НДС по ряду нормируемых веществ, в том числе фосфатам, без выполнения мероприятий по доочистке сточных вод и устройства канализационной насосной станции. Указанное, ответчиком не опровергнуто.
Факт превышения в 2020 году количества загрязняющих веществ (фосфатов), допустимых к сбросу, а также размер ущерба, подтверждены материалами дела. До строительства Богучанской ГЭС НДС истцом соблюдались, что подтверждается материалами дела.
Основной причиной строительства нового руслового рассеивающего выпуска является изменение условий рассеивания стоков для Богучанского водохранилища.
В протоколе совещания по вопросу "О реконструкции системы водоотведения на территории Усть-Илимского района и г. Усть-Илимска, попадающих в зону влияния Богучанской ГЭС" от 15.01.2016 установлено, что построенный рассеивающий выпуск сточных вод КОС левого берега является "неработоспособным". В пункте 5 протокола от 15.01.2016 указано, что Проектом подтверждена необходимость реализации мероприятий по доочистке сточных вод на канализационных очистных сооружениях (КОС) левого берега, строительству канализационной насосной станции (КНС) для обеспечения требуемых скоростей на выпуске сточных вод, но в состав проекта объекты не включены.
Контроль над исполнением Программы возложен на Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области.
Бездействие Министерства, выразившееся в ненадлежащем выполнении своих обязанностей по контролю реализации целевой Программы "Подготовка зоны затопления части территории Иркутской области, в связи со строительством Богучанской ГЭС" на 2012-2013 годы", в том числе: в непринятии своевременных мер по внесению соответствующих изменений в проектную документацию в части строительства канализационной насосной станции (КНС), явившейся основной причиной "неработоспособности" построенного руслового рассеивающего выпуска канализационно-очистных сооружений левого берега г. Усть-Илимска, повлекло к сверхлимитным сбросам ООО "Байкальская энергетическая компания" в 2020 году загрязняющих веществ в водный объект (Богучанское водохранилище).
Ответчик не отрицает факт невыполнения им мероприятия Программы по строительству руслового рассеивающего выпуска КОС, более того производит действия для ее выполнения, в настоящее время внесены изменения в Программу в части выделения дополнительных финансовых средств на выполнение мероприятия по строительству рассеивающего выпуска КОС, с целью исключения сверхнормативных сбросов загрязняющих веществ ООО "БЭК".
До настоящего времени, мероприятия, предусмотренные Программой, в частности, строительство руслового рассеивающего выпуска канализационно-очистных сооружений левого берега г. Усть-Илимск, не выполнены, обратного ответчиком не доказано.
При таких обстоятельствах подтверждено наличие причинной связи между невыполнением Министерством мероприятий Программы и возникшими убытками истца.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, истечение в 2013 году срока действия Программы не имеет правового значения, поскольку убытки истца возникли в связи с незаконным бездействием ответчика в период действия Программы. Кроме того, истечение срока действия Программы не снимает с исполнителя обязанностей по реализации неисполненных мероприятий.
Министерство от имени Иркутской области выступает учредителем областных государственных учреждений, утверждает их уставы, назначает и увольняет руководителей областных государственных учреждений, а также заслушивает отчеты об их деятельности.
Согласно Приложению 2 к Долгосрочной целевой программе "Система мероприятий" Министерство назначено исполнителем мероприятия Программы "Система водоотведения. Инвестиционный проект "Зона затопления Богучанской ГЭС. Иркутская область". Этап "Водохранилище и охрана окружающей среды" на территории Усть-Илимского района Иркутской области. Корректировка технического проекта "Богучанская ГЭС на реке Ангара".
Как верно указал суд первой инстанции, Министерство является не только ответственным исполнителем по Долгосрочной целевой программе "Подготовка зоны затопления части территории Иркутской области в связи со строительством Богучанской ГЭС" на 2012-2013 годы" в целом, но и непосредственным исполнителем мероприятия "Система водоотведения. Инвестиционный проект "Зона затопления Богучанской ГЭС. Иркутская область". Этап "Водохранилище и охрана окружающей среды" на территории Усть-Илимского района Иркутской области. Корректировка технического проекта "Богучанская ГЭС на реке Ангара".
При таких обстоятельствах, обоснованными являются выводы суда первой инстанции о наличии у общества права на возмещение убытков, связанных с уплатой сборов за сброс загрязняющих веществ за пределами допустимых нормативов, за счет виновника неисполнения государственной программы (необеспечения достижения целевых показателей программы).
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта и отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на ошибочном толковании норм права.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 марта 2023 года по делу N А19-26614/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Горбаткова |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-26614/2021
Истец: ООО "Байкальская энергетическая компания"
Ответчик: Министерство строительства Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
29.08.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4062/2023
05.06.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2436/2022
09.03.2023 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-26614/2021
19.10.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4615/2022
22.06.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2436/2022
13.04.2022 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-26614/2021