г. Санкт-Петербург |
|
05 июня 2023 г. |
Дело N А21-13047/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: Гречухина Е.А. по доверенности от 19.12.2022 (онлайн)
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10268/2023) Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.03.2023 по делу N А21-13047/2022 (судья Ершова Ю.А.), принятое
по заявлению Калининградской транспортной прокуратуры
к Калининградской областной таможне
3-е лицо: ООО "Мебельная фабрика "Интердизайн"
об изменении постановлений
УСТАНОВИЛ:
Калининградская транспортная прокуратура (далее - Прокуратура) обратилась в Ленинградский районный суд города Калининграда с заявлениями к Калининградской областной таможне (далее - Таможня, Административный орган) с протестами и требованиями об изменении постановлений от 28.07.2022 о назначении административного наказания по делам об административных правонарушениях N N 10012000-1048/2022, 10012000-1049/2022, 10012000-1050/2022, от 09.08.2022 N 10012000-1123/2022, вынесенных в отношении ООО "Мебельная фабрика "ИнтерДизайн" (далее - Общество) на основании части 1 статьи 19.7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 20 000 рублей штрафов по каждому делу об административном правонарушении и назначении административного наказания в общем размере 20 000 рублей и об отмене постановлений от 28.07.2022 о назначении административного наказания по делам об административных правонарушениях NN 10012000-1047/2022, 10012000-1051/2022, от 09.08.2022 N 10012000-1122/2022 в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности.
Протесты Прокуратуры направлены Ленинградским районным судом города Калининграда в Арбитражный суд Калининградской области на рассмотрении по подведомственности.
Определениями Арбитражного суда Калининградской области протесты Прокуратуры приняты к рассмотрению, определениями суда от 28.11.2022 и 16.03.2023 дела N N А21-13047/2022, А21-13048/2022, А21-13049/2022, А21- 15011/2022, А21-15012/2022, А21-15013/2022, А21-15014/2022 по протестам Прокуратуры объединены в одно производство для совместного рассмотрения в рамках дела N А21-13047/2022.
Решением суда от 10.03.2023 постановления Таможни от 28.07.2022 о назначении административного наказания по делам об административных правонарушениях N N 10012000-1047/2022, 10012000-1051/2022, от 09.08.2022 N 10012000-1122/2022 признаны незаконными и отменены, в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности, постановления Таможни от 28.07.2022 о назначении административного наказания по делам об административных правонарушениях NN 10012000-1048/2022, 10012000-1049/2022, 10012000-1050/2022, от 09.08.2022 N 10012000-1123/2022 признаны незаконными и отменены в части назначения ООО "Мебельная фабрика "ИнтерДизайн" административного наказания по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере, превышающем в общей сумме 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным решением, Таможня направила апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что административные правонарушения, предусмотренные статьей 19.7.13 КоАП РФ, выявляются при выполнении полномочия по ведению таможенной статистики внешней торговли товарами Российской Федерации. Указанное полномочие является самостоятельной функцией, возложенной законодательством Российской Федерации на таможенные органы в целях обеспечения контроля за полнотой и достоверностью сведений в статистических формах учета перемещения товаров. Таким образом, если при выполнении данного контроля выявлено два и более факта предоставления статистической формы учета перемещения товаров с нарушениями, то каждый выявленный факт является отдельным правонарушением, и наказание назначается за каждое административное правонарушение. В связи с чем, положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ не могут быть применены по вышеуказанным делам об административных правонарушениях. Также ссылается на то, что противоправные деяния были совершены в форме действий, а следовательно, датой совершения правонарушений выступает дата фактического представления статистической формы в таможенный орган.
В судебном заседании, проведенном в формате "онлайн-заседания", представитель Таможни поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Прокуратура и Общество надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в рамках договоров N 174 от 09.01.2020, N 181 от 16.01.2020, N 181/2 от 05.07.2021, N 107 от 07.11.2018, заключенных на поставку товаров между Обществом (Россия) и ИП Малимоненко Светланой Ивановной (Казахстан), ОАО "Торговый дом "Свислочь" (Беларусь), ИП Харсеевой Верой Александровной (Казахстан) товары вывозились с территории Калининградской области.
19.11.2021 Общество предоставило в Таможню в электронном виде статистические формы учета перемещения товаров (далее - статистические формы) N N ED 20211119182447361, ED 20211119182116247, ED 20211119182407764, ED 20211119181722989 по операциям, совершенным в марте, апреле, июне, июле 2021.
22.11.2021 Общество предоставило в Таможню в электронном виде статистические формы учета перемещения товаров (далее - статистические формы) N N ED 20211122131430228, ED 20211122131518997, ED 20211122131456510 по операциям, совершенным в августе 2021.
Поскольку указанные данные были предоставлены Обществом в Административный орган с нарушением установленного срока, должностным лицом Таможенного органа вынесены постановления по делам об административных правонарушениях от 28.07.2022 N N 10012000-1047/2022, 10012000-1048/2022, 10012000-1049/2022, 10012000-1050/2022, 10012000-1051/2022, от 09.08.2022 N 10012000-1122/2022, N 10012000-1123/2022.
Обращаясь в суд с протестами на указанные постановления, Прокуратура указывает, что к моменту вынесения Таможней части постановлений (N N 10012000-1047/2022, 10012000-1051/2022, от 09.08.2022 N 10012000-1122/2022) истек срок привлечения к административной ответственности, а также полагает необходимым применить часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ и назначить административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии события вмененного Обществу правонарушения. Вместе с тем, суд, установил, что на момент вынесения части постановлений истек срок давности привлечения к административной ответственности, а также установил, что к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ.
Выслушав представителя Таможни, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
Исходя из статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение N 4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными Решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 N 167 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза".
Частью 1 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее - Закон N 289-ФЗ) установлено, что статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации.
Частью 2 указанной статьи обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму установлена для российских лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - Правила), определяющие порядок ведения и заполнения статистической формы учета перемещения товаров (далее - Правила) (дата вступления в законную силу 24.07.2020).
Согласно пункту 5 Правил российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, либо при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные сведения статистическую форму, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет, независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта, которым они перевозятся.
В соответствии с пунктом 6 Правил статистическая форма представляется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет (пункт 8 Правил).
Пунктом 9 Правил установлено, что статистическая форма предоставляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
В соответствии с пунктом 16 Правил непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт представления Обществом в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров с нарушением срока, установленного пунктом 9 Правил, установлен административным органом, подтверждается материалами дела и не оспаривается Обществом, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое установлена части 2 статьей 19.7.13 КоАП РФ.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения) не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Как разъяснено в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения.
Применительно к диспозиции статьи 19.7.13 КоАП РФ правонарушение в виде несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров выражается в том, что в установленный срок в таможенный орган статистическая форма учета перемещения товаров представлена не была, правонарушение совершено в форме бездействия.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 также разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
С учетом изложенного является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что в настоящем деле предельным сроком исполнения обязанности по представлению в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров по ED 20211119181722989 (постановление об АП N 10012000-1051/2022, счета-фактуры за март 2021) являлось 14.04.2021, по ED 20211119182116247 (постановление об АП N 10012000-1047/2022, счета-фактуры за апрель 2021) являлось 24.05.2021, по ED 20211119182407764 (постановление об АП N 10012000- 1122/2022, счет-фактура за июнь 2021) являлось 14.07.2021, вследствие чего с 15.04.2021, 25.05.2021 и 15.07.2021 соответственно срок представления статформ являлся пропущенным и именно в эти даты правонарушения считаются совершенными. Соответственно, с указанных дат следует исчислять годичный срок давности привлечения к ответственности, поэтому привлечение Общества к ответственности по указанным постановлениям об АП от 28.07.2022 и от 09.08.2022 незаконно, поскольку указанные постановления приняты Таможней за сроком привлечения Общества к ответственности, предусмотренной статьей 19.7.13 КоАП РФ.
Таким образом, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемые постановления от 28.07.2022 о назначении административного наказания по делам об административных правонарушениях N N 10012000-1047/2022, 10012000-1051/2022, от 09.08.2022 N 10012000-1122/2022 вынесены за пределами предусмотренного статьи 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности.
Аналогичная правовая позиция поддержана в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.03.2022 по делу N А42-6183/2021, а так же в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.05.2023 по делу N А21-6196/2022.
В соответствии с разъяснениями, изложениями в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и положениями пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, истечение срока давности привлечении к административной ответственности, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконными и отменил постановления Таможни от 28.07.2022 о назначении административного наказания по делам об административных правонарушениях N N 10012000-1047/2022, 10012000-1051/2022, от 09.08.2022 N 10012000-1122/2022 в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности.
Кроме того, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии у таможенного органа оснований для вынесения отдельных постановлений о привлечении к административной ответственности по каждой статистической форме учета перемещения товаров, поскольку таможенным органом фактически было выявлено одно правонарушение по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, поскольку все статистические формы за отчетные месяцы года были предоставлены 22.11.2021 (по делам об АП N N 10012000-1048/2022, 10012000-1049/2022, 10012000-1050/2022) и 19.11.2021 (дело об АП N 10012000-1123/2022).
Помимо этого, сведения были предоставлены Обществом в рамках сделок с двумя контрагентами: ИП Малимоненко Светланой Ивановной (Казахстан) (дело об N 10012000-1050/2022) и ОАО "Торговый дом "Свислочь" (Беларусь) (дела об АП NN 10012000-1048/2022, 10012000-1049/2022, 10012000-1123/2022) и за близкие периоды (июль, август 2021).
Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, введена в действие с 06.04.2022 часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ должны применяться при любом виде государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, поскольку иное не следует из содержания нормы.
Как следует из материалов дела, Таможней было проведено одно контрольное мероприятие, документы в целях проверки исполнения Обществом требований Правил N 891 были затребованы одним письмом от 16.09.2021 N 29-11/19796.
Таким образом, с 06.04.2022 к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ; Общество должно быть привлечено к ответственности за совершение одного административного правонарушения выявленного при проведении одного контрольного мероприятия, с назначением наказания как за совершение одного административного правонарушения.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно признал незаконными и отменил постановления Таможни от 28.07.2022 о назначении административного наказания по делам об административных правонарушениях N N 10012000-1048/2022, 10012000-1049/2022, 10012000-1050/2022, от 09.08.2022 N 10012000-1123/2022 в части назначения ООО "Мебельная фабрика "ИнтерДизайн" административного наказания по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере, превышающем в общей сумме 20 000 рублей.
Нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 10 марта 2023 года по делу N А21-13047/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-13047/2022
Истец: Калининградская транспортная прокуратура
Ответчик: КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: ООО "МЕБЕЛЬНАЯ ФАБРИКА "ИНТЕРДИЗАЙН"