г. Самара |
|
05 июня 2023 г. |
Дело N А55-6480/2022 |
Резолютивная часть постановления оглашена 30 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июня 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ястремского Л.Л.,
судей Дегтярева Д.А., Коршиковой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кистановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Вираж" на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 марта 2023 года по делу N А55-6480/2022 (судья Шабанов А.Н.),
по иску Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Вираж",
о внесении изменений в договор, о взыскании задолженности,
при участии представителей:
от истца - представитель Тарасов В.В. по доверенности от 30.12.2022,
от ответчика - представитель Клюшина Е.В. по доверенности от 26.01.2023.
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области обратилось в арбитражный суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Вираж" о внесении изменений, в договор аренды лесного участка от 25.08.2010 N 256/07, путем заключения дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 25.08.2010 N 256/07; о взыскании арендной платы по договору аренды лесного участка от 25.08.2010 N 256/07 за период за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 в сумме 24 456 руб. 37 коп. в части: платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера арендной платы (федеральный бюджет) - 24 456 руб. 37 коп.
Протокольным определением от 06.10.2022 принято заявление истца об изменении предмета исковых требований, путем внесения изменений в договор аренды лесного участка от 25.08.2010 N 256/07, заключенный министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области и ООО "Вираж" путем заключения дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 25.08.2010 N 256/07, а именно, в п. 5 договора, определяющий порядок расчета арендной платы.
Министерство также просило взыскать с ООО "Вираж" в пользу министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области арендную плату по договору аренды лесного участка от 25.08.2010 N 256/07 за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 в размере 24 456 руб. 37 коп.
Арбитражный суд Самарской области решением от 21 марта 2023 года исковые требования удовлетворил частично, взыскал с общества с ограниченной ответственностью "Вираж", в пользу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, задолженность в сумме в сумме 24 456 руб. 37 коп. В удовлетворении остальной части иска отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой прocил отменить обжалуемое решение в части удовлетворения исковых требований, принять новый судебный акт об отказе в иске в полном объеме, ссылаясь на неверный расчет и применяемый коэффициент.
Министерство представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы жалобы.
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, полагая обжалуемое решение законным и обоснованным.
В соответствии с положениями ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
От сторон возражений относительно проверки законности и обоснованности решения только в обжалуемой части не поступало.
В силу изложенного, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд полагает необходимым в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверить законность и обоснованность обжалованного судебного акта в пределах апелляционной жалобы, поданной ответчиком.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный пришел к вывoду об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что между министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (арендодатель) и ООО "Вираж" (арендатор) заключен договор от 25.08.2010 N 256/07 аренды лесного участка площадью 0,9 га, имеющего местоположение: Самарская область, Красноярское лесничество, Болынецаревщинское участковое лесничество, квартал 78 выдел 25, 26, 27 для осуществления рекреационной деятельности (далее - договор). Срок действия договора установлен с 25.08.2010 по 25.08.2059.
Вышеуказанный договор был зарегистрирован в установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" порядке и в порядке, предусмотренном статьями 131, 609 Гражданского кодекса Российской Федерации от 01.07.2011, номер регистрации 63-63-26/021/2011-336.
Информация о лесах, содержащаяся в данном договоре, указана в соответствии с материалами лесоустройства 1995 года.
В 2015 году было проведено новое лесоустройство Красноярского лесничества, в результате которого было установлено существенное изменение количественных и качественных характеристик арендованного лесного участка по сравнению с данными, указанными в договоре, что подтверждается пунктом "2" приказа Рослесхоза от 24.05.2017 N 219 "Об отнесении лесов к защитным лесам и установлении их границ, о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ на территории Самарской области" где выделены особо защитные участки лесов на территории Безенчукского, Кинельского, Клявлинского, Кошкинского, Красноярского, Нефтегорского, Ново-Буянского, Рачейского, Сергиевского, Ставропольского, Шенталинского лесничеств Самарской области и установлены их границы согласно приложениям 12-22.
В соответствии с приложением 16 к Приказу и выпиской из государственного лесного реестра лесной участок, арендованный ООО "Вираж" по договору аренды лесного участка от 25.08.2010 N 256/07 относится к особо защитным участкам Красноярского лесничества, а именно в выдел 27 к участкам лесов вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ.
Согласно подпункту "а" примечания к таблице 11 Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах установлен коэффициент - 2.
Согласно пункту 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Также согласно пункту 21 Приказа Минприроды России от 29.03.2018 N 122 (ред. от 12.05.2020) "Об утверждении Лесоустроительной инструкции" особо защитные участки лесов проектируются в целях сохранения защитных и иных экологических функций лесов, расположенных на таких участках, с установлением в них соответствующего режима ведения лесного хозяйства и использования лесов.
Таким образом изменился расчет арендной платы, в связи с этим у ответчика образовалась задолженность по арендной плате по договору аренды лесного участка от 25.08.2010 N 256/07 за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 в сумме 24 456 руб. 37 коп.
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, министерство направило в адрес ответчика письмо от 23.11.2021 N МЛХ-05-02/28508 с предложением подписать дополнительное соглашение к договору и погасить задолженность по договору, однако, задолженность не оплачена, дополнительное соглашение не подписано.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении требований о внесении изменений в договор аренды, суд первой инстанции руководствовался условиями договора аренды, а также статьями 421, 451, 614 ГК РФ, статьями 71,73 ЛК РФ.
В указанной части решение суда первой инстанции стороны не оспаривают.
Довод заявителя, не согласного со взысканием задолженности, суд апелляционной инстанции нашел несостоятельными.
Участок, арендованный ООО "Вираж" по договору аренды лесного участка 25.08.2010 N 256/07 по новому лесоустройству относится к особо защитным лесам Красноярского лесничества, а именно в выдел 27 к участкам лесов вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ.
В соответствии со статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых строны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или росторжения, если: иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В 2015 году было проведено новое лесоустройство Красноярского лесничества, в результате которого было установлено существенное изменение количественных и качественных характеристик арендованного лесного участка по сравнению с данными, указанными в договоре, что подтверждается пунктом 2 Приказа Роелесхоза от 24.05.2017 N 219 "Об отнесении лесов к защитным лесам и установлении их границ, о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ на территории Самарской области" где выделены особо защитные участки лесов на территории Безенчукекского, Кинельского, Клявлинского, Кошкинского, Красноярского, Нефтегорского. Ново-Буянского, Рачейского, Сергиевского, Ставропольского, Шенталинского лесничеств в Самарской области и установлены их границы согласно приложениям 12-22.
Согласно положениям статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.
Согласно пункту 5 статьи 4 ЛК РФ федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
Вышеизложенное в указанных нормах позволяет сделать вывод о том, что именно сведения, содержащиеся в сведениях из Государственного лесного реестра, по мнению министерства, стоит считать первостепенными.
В соответствии с приложением 16 к Приказу и выпиской из Государственною лесного реестра лесной участок, арендованный ООО "Вираж" по договору аренды лесного участка от 25.08.2010 N 256/07 относится к особо защитным участкам Красноярского лесничества, а именно в выдел 27 к участкам лесов вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ. В настоящее время положения Приказа Рослесхоза от 24.05.2017 N 219 не утратили силу.
Согласно пункту 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно подпункту "а" примечания к таблице 11 Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах для участков, предоставленных для рекреационной деятельности, установлен коэффициент -2.
Ссылка на Лесохозяйственный регламент Красноярского лесничества, утвержденная Приказом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 31.07.2018 N 405, в данном случае не может быть принята во внимание, поскольку она противоречит нормам Приказа Рослесхоза N 219.
Кроме того, согласно Регламенту в качестве оснований для отнесения квартала N 78 к целевому назначению "леса, расположенные в лесопарковых зонах" выступали Решение Куйбышевского облисполкома от 05.08.1977 N 481, Распоряжение Рослесхоза от 14.11.1995 N 152. Отнесение лесного участка происходило без учета материалов лесоустройства, проводимого в 2015 году.
Иных сведений, опровергающих невозможность использования повышающего коэффициента 2 в отношении арендуемого лесного участка, в материалах дела не имеется.
Довод, что в отношении выделов 25 и 26 должен применяться коэффициент ниже 1,5, не может быть принят во внимание, так как согласно действующему договору арендная данная цена была определена и согласована сторонами с учетом текущего коэффициента, что следует из действующего содержания договора.
При расчете арендной платы министерство руководствовалось сведениями, представленными сотрудниками Красноярского лесничества, в которых отражена информация, в том числе, о приближенности лесного участка к автомобильным дорогам.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Расходы по государственной пошлине в связи с рассмотрением апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 марта 2023 года по делу N А55-6480/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.Л. Ястремский |
Судьи |
Д.А. Дегтярев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-6480/2022
Истец: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Ответчик: ООО "Вираж"