г. Санкт-Петербург |
|
07 марта 2024 г. |
Дело N А56-60741/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черемошкиной В.В.,
судей Масенковой И.В., Нестерова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зотовой А.И.,
при участии:
от заявителя: представитель Тарасова В.А., на основании доверенности от 01.06.2023,
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2280/2024) Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.10.2023 по делу N А56-60741/2023 (судья Бугорская Н.А.), принятое по иску:
заявитель: Общество с ограниченной ответственностью "С.Пресса"
заинтересованное лицо: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "С.Пресса" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет) о признании незаконным решения об отказе в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта (далее - НТО), выраженного в уведомлении N 05-26-22248/23-0-0 от 07.06.2023, об обязании Комитета устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия, в течение 30 дней с даты вступления в законную силу решения суда, решения о заключении с Обществом договора на размещение НТО в месте, определенном пунктом 2 раздела VI "Объекты, используемые для реализации периодической печатной продукции. Павильоны, киоски" (Петроградский район, номер заявления в РГИС N 29070) части 2 "Прочие торговые объекты" Схемы размещения НТО, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, улица Рюхина, участок 30 (юго-западнее дома 8, литера А), сроком на 5 лет.
Решением от 19.10.2023 исковые требований удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, Комитет подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, считая решение незаконным.
В судебном заседании представитель Общества просил в удовлетворении жалобы отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество обратилось в Комитет с заявкой от 16.05.2023 N 54731149 о заключении договора на размещение НТО, без проведения аукциона в месте, определенном пунктом 2 раздела VI "Объекты, используемые для реализации периодической печатной продукции. Павильоны, киоски", (Петроградский район, номер заявления в РГИС N 29070) части 2 "Прочие торговые объекты" Схемы размещения НТО, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Рюхина улица, участок 30 (юго-западнее дома 8, литера А), площадью 11,5 кв. м.
Уведомлением N 05-26-22248/23-0-0 от 07.06.2023 (далее - уведомление) Комитет отказал Обществу в заключении договора на размещение НТО, в связи с наличием оснований, указанных в подпункте 1 пункта 3 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 08.04.2015 N 165-27 "О размещении нестационарных торговых объектов" (далее- Закон N 165-27) - испрашиваемое место размещения НТО не соответствует положениям статьи 1 Закона N 165-27, цель использования НТО, указанная Обществом в заявке, не соответствует цели, указанной в Схеме размещения НТО.
Общество полагает, что оспариваемое решение Комитета не соответствует закону и иным нормативным правовым актам, а также нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает препятствие для заключения договора на размещение НТО с Обществом в соответствии с установленным законодательством порядком, тем самым создает препятствие для осуществления Обществом предпринимательской деятельности.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения Общества в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса РФ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании схемы размещения НТО, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В силу статьи 1 Закона N 165-27 размещение нестационарных торговых объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также на землях и земельных участках, находящихся на территории Санкт-Петербурга, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - Схема) в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и договором на размещение нестационарного торгового объекта.
Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
По смыслу статьи 2 Закона N 165-27 предоставление права на размещение нестационарного торгового объекта в местах, определенных Схемой, производится на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта, заключаемого по результатам аукциона либо в случаях, установленных этим Законом, без проведения торгов.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 N 1045 "О размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственностью на которые не разграничена, внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга" утвержден Порядок разработки и утверждения Схемы размещения НТО на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена (далее - Порядок).
В соответствии с разделом 2 Порядка часть 2 Схемы размещения НТО "Прочие торговые объекты" разрабатывается Комитетом по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга (далее - КППИТ) на основании предложений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга о земельных участках, сбор которых осуществляют администрации районов Санкт-Петербурга, на территории которых расположены земельные участки (далее - администрации районов), посредством получения, размещения и анализа информации, сведений и пространственных данных, входящих в состав региональной информационной системы, содержащей сведения об объектах недвижимости и объектах землеустройства "Геоинформационная система Санкт-Петербурга" (далее - РГИС).
Отказ Комитета обусловлен тем, что цель использования НТО, указанная в заявке Общества, не соответствовала цели, указанной в Схеме, в отношении участка не подлежит заключению договор с хозяйствующим субъектом на размещение НТО в соответствии с положениями ЗаконаN 165-27.
В отношении места размещения НТО (участка) в Схеме содержится примечание "Для целей реализации Специальной программы".
Распоряжением КППИТ от 24.04.2023 N 1868-Р утверждена специальная программа "Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по реализации периодической печатной продукции в Санкт-Петербурге" (далее - Специальная программа), предполагающая предоставление хозяйствующим субъектам права использования мест размещения НТО, для реализации периодической печатной продукции, одновременно с уже размещенным на таком месте за счет средств бюджета Санкт-Петербурга типового нестационарного торгового объекта.
Специальная программа подразумевает предоставление права на использование оборудованного торгового места по результатам конкурса.
Места размещения НТО, включенные в Схему размещения НТО с примечанием "Для целей реализации Специальной программы" не предоставляются хозяйствующим субъектам, поскольку в таком месте подлежит размещению ГБУ ЦРПП за счет средств бюджета НТО, в котором по результатам конкурса будет предоставлено торговое место.
Между тем, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что ссылаясь на Распоряжение КППИТ от 24.04.2023 N 1868-Р и подпункт 9 части 1 статьи 6 Закона N 165-27, Комитет не учел то обстоятельство, что подпункт 9 части 1 статьи 6 Закона N 165-27 веден Законом Санкт-Петербурга от 28.12.2022 N 774-142 и вступил в законную силу с 30.06.2023.
Заявка Общества датирована 16.05.2023, уведомлением N 05-26-22248/23-0-0 от 07.06.2023 Комитет отказал заявителю в заключении договора на размещение НТО.
Таким образом, повторно исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Комитет в нарушение части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не доказал наличие на момент принятия оспариваемого решения предусмотренных пунктом 3 статьи 6 Закона N 165-27 оснований для отказа в заключении с Обществом испрашиваемого договора на размещении НТО, а потому заявленные требования Общества удовлетворены судом первой инстанции обоснованно и правомерно.
При вынесении решения судом первой инстанции оценены все доводы сторон и представленные ими доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, при вынесении решения судом также не допущено, а потому решение следует оставить без изменения, а жалобу Комитета - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.10.2023 по делу N А56-60741/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Черемошкина |
Судьи |
И.В. Масенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-60741/2023
Истец: ООО "С.ПРЕССА"
Ответчик: КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Третье лицо: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ИМУЩЕСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"