город Ростов-на-Дону |
|
05 июня 2023 г. |
дело N А53-21277/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Илюшина Р.Р., Нарышкиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бобровой М.Ю.,
при участии:
от ответчика: представитель Божкова С.В. по доверенности от 03.08.2023; представитель Савин С.Н. по доверенности от 04.06.2023;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 22.03.2023 по делу N А53-21277/2022
по иску Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
к ПАО "Миллеровосельмаш"
о взыскании субсидии,
по встречному иску ПАО "Миллеровосельмаш"
к Министерству науки и высшего образования Российской Федерации,
при участии третьих лиц Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Мичуринский государственный аграрный университет"; общества с ограниченной ответственностью "Инконсалт К"
о признании уведомления о расторжении договора недействительным
УСТАНОВИЛ:
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском о взыскании с публичного акционерного общества "Миллеровосельмаш" средств субсидии в сумме 25 000 000 рублей.
Публичное акционерное общество "Миллеровосельмаш" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области со встречным иском к Министерству науки и высшего образования Российской Федерации о признании недействительным уведомления N МН-5/1425-ДА от 12.04.2022 о расторжении соглашения от 22.11.2019 N 075-11-2019-041.
Решением от 22.03.2023 исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взысканы средства субсидии в сумме 5 000 000 рублей. В удовлетворении остальной части первоначального иска отказано. В удовлетворении встречного иска отказано.
Истец обжаловал решение суда в части отказа в удовлетворении иска, в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение в указанной части отменить, иск удовлетворить в полном объеме.
Жалоба мотивирована следующим.
Так как обществом не предоставлены отчеты, следовательно, отсутствуют какие-либо доказательства достижения получателем установленных значений показателей результативности. Обязанность по возврату субсидии в полном объеме у общества возникла как в силу пункта 6.3.1 договора, на основании которого оно расторгнуто, так и в силу прямого указания закона, предусматривающего необходимость взыскания средств субсидии в случае невозможности реализации проекта на условиях, предусмотренных договором о ее выдаче. Так как договор является расторгнутым, средства субсидии подлежат возврату в полном объеме.
В отзыве ответчик указал на несостоятельность доводов жалобы.
В судебном заседании представитель ответчика дал пояснения по существу спора, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Истец и третьи лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены о процессе, апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 22.11.2019 между Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (Министерство) и ОАО "Миллеровосельмаш" (получатель) заключено соглашение N 075-11-2019-041 о предоставлении субсидии в целях финансового обеспечения затрат, связанных с оплатой научно-исследовательских опытно-конструкторских технологических работ по реализации комплексного проекта по созданию высокотехнологичного производства: "Создание высокотехнологичного производства многофункциональных комплексов для посева и возделывания пропашных и овощных культур в системе "точного" и "нулевого" земледелия на базе интеллектуальных мехатронных модулей".
Исполнителем работ в силу пункта 1.1.1 соглашения выступало ФГБОУ ВО "Мичуринский государственный аграрный университет".
Субсидия предоставлялась в следующем размере:
- в 2019 году - 5 000 000 рублей,
- в 2020 году - 10 000 000 рублей,
- в 2021 году - 10 000 000 рублей.
Условия предоставления субсидии - создание на территории Российской Федерации продукции в соответствии с приложением N 1. Выполнение работ по созданию продукции должно было осуществляться в соответствии с планом-графиком работ (приложение N 2).
В соответствии с приложением N 1 в ходе выполнения работ по освоению проекта должен быть создан типоразмерный ряд многофункциональных комплексов типа еМС (электрический МС) для посева и возделывания пропашных и овощных культур на базе интеллектуальных мехатронных модулей, включающий:
- базовый вариант многофункционального посевного комплекса еМС-8 с технологическими модулями, системами контроля и мехатронными модуль-системами;
- модифицированные варианты многофункциональных посевных комплексов еМС с технологическими модулями, системами контроля и мехатронными модуль-системами, а именно еМС-3, еМС-4, еМС-6.
Кроме того, должны быть созданы наукоемкие технологии, определяющие инновационность и конкурентные преимущества многофункциональных посевных комплексов типа еМС.
В соответствии с пунктами 4.3.7, 4.3.8 соглашения получатель субсидии должен:
- обеспечивать достижение показателей результативности, установленных в приложении N 3 к соглашению,
- предоставлять в Министерство отчеты:
- о расходах получателя, источником которых является субсидия,
- о достижении показателей результативности,
- о ходе реализации проекта.
В последующем к данному соглашению о предоставлении субсидии заключались дополнительные соглашения от 25.12.2019, от 20.06.2020, от 29.12.2020, от 24.03.2021, от 29.04.2021, от 05.08.2021.
Данными дополнительными соглашениями вносились изменения в план-график производства работ (приложение N 2), а также в показатели результативности (приложение N 3).
С учетом последних изменений в план-график работ, работы должны были выполняться в пять этапов:
- с даты подписания соглашения по 31.12.2019,
- с 01.01.2020 по 30.06.2020,
- с 01.07.2020 по 31.12.2020,
- с 01.01.2021 по 30.06.2021,
- с 01.07.2021 по 31.12.2021.
В целях освоения субсидии 20.09.2019 между ОАО "Миллеровосельмаш" и ФГБОУ ВО "Мичуринский государственный аграрный университет" (исполнитель) был заключен договор на исполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ N 2009, по условиям которого исполнитель обязуется выполнить научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы по теме "Создание высокотехнологичного производства многофункциональных комплексов для посева и возделывания пропашных и овощных культур в системе "точного" и "нулевого" земледелия на базе интеллектуальных мехатронных модулей".
Содержание и сроки выполнения работ определялись календарным планом, который коррелировался с планом-графиком работ к соглашению о предоставлении субсидии. Работы также должны были быть выполнены в пять этапов. Сроки выполнения работ соответствовали срокам в приложении N 2 к соглашению о предоставлении субсидии.
По итогам выполнения каждого этапа работ между ФГБОУ ВО "Мичуринский государственный аграрный университет" и ОАО "Миллеровосельмаш" составлялись акты сдачи-приемки выполненных работ.
Так, факт выполнения:
- 1-го этапа подтвержден актом N 0000000007519SQE0002/1 от 31.12.2019 года (л.д. 129, том 1),
- 2-го этапа подтвержден актом N 0000000007519 SQE0002/2 от 30.06.2020 года (л.д. 130-131, том 1),
- 3-го этапа подтвержден актом N 0000000007519 SQE0002/3 от 31.12.2020 года (л.д. 132-133, том 1),
- 4-го этапа подтвержден актом N 0000000007519 SQE0002/4 от 30.06.2021 года (л.д. 134-135, том 1),
- 5-го этапа подтвержден актом N 0000000007519 SQE0002/5 от 25.05.2022 года (л.д. 136-137, том 1).
Из указанных актов следует, что пятый этап работ в срок, установленный в плане-графике работ - с 01.07.2021 до 31.12.2021, ФГБОУ ВО "Мичуринский государственный аграрный университет" выполнен не был.
Соответственно, субсидия, полученная ОАО "Миллеровосельмаш" в установленный в соглашении о предоставлении субсидии сроки обществом освоена не была.
Соответствующие отчеты о расходах, достижении показателей результативности, ходе реализации проекта по 5-му этапу работ получателем субсидии в Министерство в установленные в плате - графике сроки представлены не были.
Учитывая не предоставление данных отчетов, а также не достижение показателей результативности и не реализацию проекта в сроки, установленные соглашением о предоставлении субсидии Министерство направило ОАО "Миллеровосельмаш" уведомление от 12.04.2022 N МН-5/1425-ДА о расторжении соглашения о предоставлении субсидии, в котором просило общество осуществить возврат субсидии в сумме 25 000 000 рублей в течение 10 дней со дня получения уведомления.
Невозврат ОАО "Миллеровосельмаш" полученной субсидии явился основанием для обращения министерства в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
На основании пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
При применении данных норм права судом учитывается, что сама суть проекта, затраты на который возмещались субсидией, заключается в создании нового типового комплекта типа еМС для посева и возделывания пропашных и овощных культур на базе интеллектуальных мехатронных модулей, в том числе:
- базового варианта еМС-8,
- модифицированных вариантов еМС-3, еМС-4, еМС-6.
Результатом освоения субсидии (1-4 этапы работ) явилась разработка многофункционального комплекса еМС-8, его изготовление, проведение предварительных испытаний.
Результатом освоения субсидии на пятом этапе должно было явиться изготовление опытных образцов типоразмерного ряда многофункциональных посевных комплексов еМС-3, еМС-4, еМС-6 и еМС-8 и проведение приемочных испытаний данных комплексов.
При этом образцы типоразмерного ряда еМС-3, еМС-4, еМС-6 разрабатываются на базе многофункционального комплекса еМС-8, созданного по итогам выполнения 1-4 этапов работ.
Все работы по 1-4 этапам были выполнены ФГБОУ ВО "Мичуринский государственный аграрный университет" в полном объеме, что подтверждено вышеупомянутыми актами выполненных работ, заключением монитора проекта - ООО "Инконсалт-К" от 12.08.2020, и по существу не оспаривается истцом. Денежные средства по 1-4 этапу работ были перечислены ответчиком исполнителю - ФГБОУ ВО "Мичуринский государственный аграрный университет" в полном объеме, что лицами, участвующими в деле, по существу также не оспаривается.
Более того, как следует из представленного в материалы дела акта N 0000000007519 SQE0002/5 от 25.05.2022 года, составленного между ФГБОУ ВО "Мичуринский государственный аграрный университет" и ПАО "Миллеровосельмаш", вышеуказанные образцы типоразмерного ряда многофункциональных посевных комплексов еМС-3, еМС-4, еМС-6 и еМС-8 были изготовлены ФГБОУ ВО "Мичуринский государственный аграрный университет" в рамках выполнения 5-го этапа работ, проведены стендовые и полевые испытания данных образцов, метрологическая экспертиза, внесены соответствующие изменения в техническую документацию.
Указанное еще раз доказывает выполнение 1-4 этапов соглашения о предоставлении субсидии в полном объеме.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ответчик исполнил все принятые на себя обязательства в рамках 1-4 этапов работ, в связи с чем удовлетворение требования о возврате субсидии в полном объеме за все 5 этапов работ будет свидетельствовать о явной несоразмерности и нарушении баланса интересов сторон.
Суд посчитал возможным возвратить субсидию, полученную за 5-й этап работ в сумме 5 000 000 рублей, учитывая, что результаты работ по 5-му этапу не были приняты Министерством.
В связи с чем, в удовлетворении остальной части иска отказано.
При этом судом учтены выводы, изложенные в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 02.11.2021 по делу N А40-2562/2020, а также то, что предоставление субсидии носило компенсационный характер и было направлено на возмещение расходов университета, связанных с НИОКТР.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что средства субсидии подлежат возвращению в полном объеме, так как договор расторгнут, а обществом не выполнены условия договора.
Как следует из материалов дела, с учетом последних изменений в план-график работ, работы должны были выполняться в пять этапов:
- с даты подписания соглашения по 31.12.2019,
- с 01.01.2020 по 30.06.2020,
- с 01.07.2020 по 31.12.2020,
- с 01.01.2021 по 30.06.2021,
- с 01.07.2021 по 31.12.2021.
Так, факт выполнения:
- 1-го этапа подтвержден актом N 0000000007519SQE0002/1 от 31.12.2019 года (л.д. 129, том 1),
- 2-го этапа подтвержден актом N 0000000007519 SQE0002/2 от 30.06.2020 года (л.д. 130-131, том 1),
- 3-го этапа подтвержден актом N 0000000007519 SQE0002/3 от 31.12.2020 года (л.д. 132-133, том 1),
- 4-го этапа подтвержден актом N 0000000007519 SQE0002/4 от 30.06.2021 года (л.д. 134-135, том 1),
- 5-го этапа подтвержден актом N 0000000007519 SQE0002/5 от 25.05.2022 года (л.д. 136-137, том 1).
По итогам выполнения каждого этапа работ между ФГБОУ ВО "Мичуринский государственный аграрный университет" и ОАО "Миллеровосельмаш" составлялись акты сдачи-приемки выполненных работ.
Все работы по 1-4 этапам были выполнены ФГБОУ ВО "Мичуринский государственный аграрный университет" в полном объеме, что подтверждено вышеупомянутыми актами выполненных работ, заключением монитора проекта - ООО "Инконсалт-К" от 12.08.2020, и по существу не оспаривается истцом. Денежные средства по 1-4 этапу работ были перечислены ответчиком исполнителю - ФГБОУ ВО "Мичуринский государственный аграрный университет" в полном объеме, что лицами, участвующими в деле, по существу также не оспаривается.
Обязательство по возврату субсидии относится к мерам ответственности за неисполнение обязательств по Соглашению, и для ее применения необходимо установить все элементы состава правонарушения, то есть Правилами N 218 и Соглашением не предусмотрено безусловное истребование субсидии в полном объеме при добросовестном поведении получателя субсидии.
Суть правового регулирования, закрепленного в Правилах N 218, заключается, прежде всего, в стимулировании добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Субсидия безусловно должна быть возвращена по двум основаниям: при получении субсидии лицом, не имеющим по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (в силу статья 78 БК РФ); при использовании средств нецелевым образом как мера бюджетного принуждения (статья 306.4 БК РФ).
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.06.2022 по делу N А45-19380/2021.
В настоящем деле указанные выше безусловные основания для возврата субсидии в полном объеме отсутствуют.
Доводы Минобрнауки о невозможности реализации проекта не подтверждены и противоречат фактическим обстоятельствам. Доказательств наличия неустранимых замечаний и нарушений при выполнении ответчиком соглашения истцом также не представлено.
Также судом учтена позиция, поддержанная в определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.10.2021 N 305-ЭС21-17323 по делу N А40-112356/2020.
С учетом изложенного, возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.03.2023 по делу N А53-21277/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-21277/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ПАО "МИЛЛЕРОВОСЕЛЬМАШ"
Третье лицо: ООО "Инконсалт К", ФГБОУВО "МИЧУРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Мичуринский государственный аграрный университет", Чопурян Аркадий Татевосович