город Ростов-на-Дону |
|
05 июня 2023 г. |
дело N А32-39010/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июня 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яицкой С.И.,
судей Абраменко Р.А., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чекуновой А.Т.
при участии в судебном заседании:
от истца - представитель Шаповал С.А. по доверенности от 26.08.2022,
от ответчика - представитель Гунченко М.Э. по доверенности от 20.04.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного казенного учреждения Краснодарского края "Комитет по лесу"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2023 по делу N А32-39010/2022
по иску индивидуального предпринимателя Арутюнян Сережи Сергоевича (ИНН 230401138988, ОГРНИП 30423040710042)
к ответчику государственному казенному учреждению Краснодарского края "Комитет по лесу" (ИНН 2348027076, ОГРН 1072348002253)
при участии третьего лица министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113)
об обязании внести изменения в договор аренды лесного участка,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Арутюнян Сережа Сергоевич, (далее - предприниматель, истец) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края исковым заявлением к государственному казенному учреждению Краснодарского края "Комитет по лесу" (далее - комитет, ответчик), в котором просило обязать ответчика внести изменения в договор аренды лесного участка от 31.07.2009 N 09-03а-004, а именно в схему расположения и границ лесного участка, являющуюся приложением N 1 к договору аренды лесного участка от 31.07.2009 N 09-03а-004, изложив Приложение N 1 к договору в приложенной к уточнению редакции (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявленные требования мотивированы изменением количественных и качественных характеристик лесного участка, предоставленного в аренду предпринимателю по договору от 31.07.2009 N 09-03а-004.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2023 заявленные требования удовлетворены, суд обязал комитет внести изменения в договор аренды лесного участка от 31.07.2009 N 09-03а-004, а именно: в схему расположения и границ лесного участка, являющуюся приложением N 1 к договору аренды лесного участка от 31.07.2009 N 09-03а-004, изложив Приложение N 1 к договору в приложенной к уточнению редакции. Суд пришел к выводу о существенном изменении количественных и качественных характеристик лесного участка, что является основанием для изменения условий договора аренды
Не согласившись с данным судебным актом, учреждение обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 28.02.2023 отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что предоставленный по договору аренды земельный участок сформирован в соответствии с требованиями лесного законодательства Российской Федерации и кадастровый учет должен соответствовать сведениям, содержащимся в государственном лесном реестре. Договор аренды лесного участка, заключенный по результатам торгов, не может быть изменен в порядке части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации на основании постановки на государственный кадастровый учет лесного участка вне установленных договором границ, потому как это противоречит нормам права. Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем у суда отсутствовали основания для взыскания с него 6 000 руб. государственной пошлины.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание третье лицо явку представителя не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом согласно части 6 статьи 121, части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", пунктов 16, 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов". В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей истца и ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 31.07.2009 между ГКУ КК "Комитете по лесу" и ОДО "Детско-юношеская спортивная школа "Пилот рейсинг тим" заключен договор аренды лесного участка N 09-03а-004, предметом которого выступал лесной участок площадью 0,9 гектара, местоположение: Краснодарский край, лесничество Геленджикское, участковое лесничество Пшадское, квартал 66Б, выдел 1, 3, 4, номер учетной записи в государственном лесном реестре 23-05-03-08-00308. Границы лесного участка определены на плане (схеме) расположения и границ лесного участка, являющегося неотъемлемой частью договора аренды. Срок действия договора установлен до 31.07.2058.
Договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной Регистрационной службы Краснодарского края 06.11.2009, номер государственной регистрации 23-23-12/117/2009-200.
Согласно сведениям ЕГРН указанный земельный поставлен на кадастровый учет 27.08.2010 с присвоением кадастрового номера 23:40:0605000:49.
26.05.2011 после проведения кадастровых работ и постановки лесного участка на кадастровый учет между департаментом лесного хозяйства Краснодарского края и ОДО "Детско-юношеская спортивная школа "Пилот рейсинг тим" заключено дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 31.07.2009 N 09-03а-004 с указанием кадастрового номера лесного участка 23:40:0605000:49 со ссылкой на кадастровый паспорт земельного участка от 27.08.2010 с новыми уточненными границами.
27.05.2011 между арендатором лесного участка ОДО "Детско-юношеская спортивная школа "Пилот рейсинг тим" и ОДО "Рейсинг" заключено соглашение о переуступке прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 31.07.2009 N 09-03а-004.
12.12.2012 в соответствии с дополнительным соглашением к договору аренды арендатором лесного участка стало выступать ООО "Детско-юношеская спортивная школа "Рейсинг".
На сегодняшний день на основании договора уступки прав и обязанностей от 11.09.2019 по договору аренды лесного участка N 09-03а-004 от 31.07.2009 арендатором указанного лесного участка является ИП Арутюнян С.С.
23.06.2022 ИП Арутюнян С.С. обратился к арендодателю лесного участка ГКУ КК "Комитет по лесу" с просьбой внести изменения в схему расположения и границ лесного участка, являющуюся приложением N 1 к договору аренды лесного участка N 09-03а-004 от 31.07.2009, согласно границ участка, поставленного на кадастровый учет, в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 27.08.2010 и согласно данных государственного кадастрового учета.
Письмом от 13.07.2022 N 111-5212/22 ответчик сообщил истцу, что в соответствии с пунктом 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен исключительно по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка, в связи с чем рекомендовал истцу обратиться с соответствующим заявлением в суд.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 1 статьи 451 Российской Федерации основанием для изменения или расторжения договора является также существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
На основании пункта 8 статьи 448 Российской Федерации условия договора, заключенного по результатам торгов в случаях, когда его заключение в соответствии с законом допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами: 1) по основаниям, установленным законом; 2) в связи с изменением размера процентов за пользование займом при изменении ключевой ставки Банка России (соразмерно такому изменению), если на торгах заключался договор займа (кредита); 3) по иным основаниям, если изменение договора не повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах.
В силу части 2 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.
Частью 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка (часть 3 статьи 74.1 ЛК РФ).
Из приведенных норм права следует, что Лесного кодекса Российской Федерации установлена возможность изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, только в судебном порядке при наличии установленных законом оснований, в том числе существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка.
В настоящее время понятие "количественные и качественные характеристики лесного участка" и критерии "существенного изменения" законодательно не закреплены.
Исходя из буквального толкования норм части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации в ее взаимосвязи с частью 2 этой статьи, изменение количественно-качественных характеристик лесного участка должно носить объективный характер и иметь место в период действия договора аренды, то есть после его заключения. По общему правилу действующее законодательство не предусматривает возможности изменения договора аренды лесного участка в целях приведения его условий в соответствие с характеристиками лесного участка, фактически имевшими место на момент заключения договора аренды, но не отраженными в аукционной документации при проведении торгов на право заключения договора аренды.
Из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в определениях от 30.06.2020 N 1540-О, от 29.05.2014 N 1021-О, следует, что лесной фонд представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Положения статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривающие лишь в установленных в них случаях и только по указанным в них основаниям возможность изменения условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, создают, наряду с другими законоположениями, необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлены на обеспечение стабильности гражданского оборота, справедливого баланса интересов сторон договора, баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в том числе материалы лесоустройства, суд установил факт изменения количественных и качественных характеристик переданного в аренду предпринимателю лесного участка и правомерно счел необходимым внести изменения в договор аренды в части расположения и границ лесного участка.
Повторно оценив обстоятельства дела с учетом приведенных в апелляционной жалобе доводов, суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции по существу спора обоснованными.
В данном случае материалами дела, в том числе сведениями из ЕГРН, а также представленным проектом освоения лесов, подтверждается факт наличия в договоре недостоверных сведений в части расположения и границ лесного участка, что является достаточным основанием для внесения актуальных сведений в условия договора.
Довод заявителя апелляционной жалобы о невозможности изменения условий договора в порядке части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку спорный договор аренды заключен на торгах, обоснованно отклонен судом первой инстанции со ссылкой на положения статьи пункта 3 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку из представленного заявителем содержания приложения N 1 к договору (схемы), его изменение требуется не для изменения каких-либо условий договора, которые имеют существенное значение, а с целью актуализации информации об объекте аренды в части внесения в него сведений о местоположении границ содержащихся в ЕГРН.
Довод комитета о неправомерном взыскании с него (освобожденного от уплаты государственной пошлины) в пользу общества судебных расходов, подлежит отклонению. В пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" разъяснено, что исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации, отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются. Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа, должностного лица такого органа, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2023 по делу N А32-39010/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Яицкая |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-39010/2022
Истец: Арутюнян Сережа Сергоевич
Ответчик: ГКУ КК "Комитет по лесу", Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Комитет по лесу"
Третье лицо: Министерство природных ресурсов, Министерство природных ресурсов Краснодарского края