г. Челябинск |
|
05 июня 2023 г. |
Дело N А07-34473/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камаева А.Х.,
судей Колясниковой Ю.С., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания
Шпанагель Т.О., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.03.2023 по делу N А07-34473/2022.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации в сети Интернет, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей.
Общество с ограниченной ответственностью "Альтум Строй" (далее - заявитель, ООО "Альтум Строй", ОГРН 1200200070542) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Министерство, ОГРН 1020202552920) о признании незаконным отказа, выраженного в письме N АМ04-06-3/4571 от 25.10.2022, на заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:010515:6 в общую долевую собственность за плату и об обязании рассмотреть по существу заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:010515:6 в общую долевую собственность за плату.
На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Сбербанк России" (далее - третье лицо, ПАО "Сбербанк России").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.03.2023 (резолютивная часть от 16.02.2023) исковые требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Министерства в предоставлении в собственность ООО "Альтум Строй", ПАО "Сбербанк России" земельного участка с кадастровым номером 02:55:010515:6, площадью 1063 кв.м, расположенного по адресу: РБ, г. Уфа, ул. Кировоградская, д. 31, выраженный в письме N АМ04-06-3/4571 от 25.10.2022.
Обязал Министерство заключить с ООО "Альтум Строй", ПАО "Сбербанк России" договор о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:010515:6, площадью 1063 кв.м, расположенного по адресу: РБ, г. Уфа, ул. Кировоградская, д. 31, в общую долевую собственность за плату и направить в месячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу в адрес ООО "Альтум Строй", ПАО "Сбербанк России" проект договора о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:010515:6, площадью 1063 кв.м, расположенного по адресу: РБ, г. Уфа, ул. Кировоградская, д. 31.
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Министерство (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить.
Апеллянт указывает, что согласно ответу Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации ГО город Уфа РБ от 23.12.2022 N 7-15388/пр земельный участок с кадастровым номером 02:55:010515:6 расположен на территории общего пользования в границах красных линий, установленных в составе проекта планировки и проекта межевания территории квартала ограниченного улицами Пархоменко, Кировоградской, Большой Гражданской, бульваром Ибрагимова в Советском районе ГО г. Уфа РБ, утвержденного постановлением Администрации ГО г. 11.08.2015 N 3136.
По смыслу Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки конкретной территории призван обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
Согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются, в том числе возможностью эксплуатации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 ГрК РФ)
Соответствующий требованиям части 2 статьи 262 АПК РФ отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Альтум Строй" (заявитель) и ПАО "Сбербанк" (третье лицо) являются собственниками объектов недвижимости с кадастровыми номерами 02:55:010515:101, 02:55:010515:102, 02:55:010515:103, 02:55:010515:1003, 02:55:010515:1004, 02:55:010515:1005, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010515:6, площадью 1063 кв.м, расположенном по адресу: г. Уфа, ул. Кировоградская, д. 31, вид разрешенного использования: для гаражного хозяйства.
Доля землепользования ООО "Альтум Строй" - 951/1063 доли, ПАО "Сбербанк" - 112/1063 доли.
Принадлежность зданий заявителю подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости, представленными в материалы дела.
В целях оформления права общей долевой собственности на земельный участок заявитель и третье лицо обратились в Управление по г. Уфа МЗИО РБ с заявлением о предоставлении участка в долевую собственность за плату от 27.09.2022.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан письмом N АМ-М04-06-3/4572 от 25.10.2022 сообщило, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:010515:6 расположен на территории общего пользования в границах красных линий.
Отказ в удовлетворении заявления мотивирован нахождением земельного участка в границах красных линий в соответствии с Проектом планировки и проектом межевания территории квартала, ограниченного улицами Пархоменко, Кировоградской, Большой Гражданской, бульваром Ибрагимова в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного постановлением N 3136 Администрации ГО г. Уфа РБ от 11.08.2015, в связи с чем, спорный земельный участок не подлежит приватизации.
Принятия решения об изъятии земельного участка с кадастровым номером 02:55:010515:6 в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории улиц Пархоменко, Кировоградской, Большой Гражданской, бульваром Ибрагимова в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан постановлением N 3136 Администрации ГО г. Уфа РБ от 11.08.2015 произведено не было.
Из изложенного следует вывод о том, что данный проект планировки и проект межевания территории квартала, ограниченного улицами Пархоменко, Кировоградской, Большой Гражданской, бульваром Ибрагимова в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, на момент подачи заявления о предоставлении за плату земельного участка с кадастровым номером 02:55:010515:6 перестал действовать в части определения границ зон планируемого размещения объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, соответственно и в части красных линий таких объектов, и не может являться основанием для отказа в выкупе земельного участка.
Полагая указанный отказ не соответствующим действующему законодательству, ООО "Альтум Строй" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из отсутствия у заинтересованного лица правовых оснований для отказа ООО "Альтум Строй" в предоставлении земельного участка в общую долевую собственность.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 АПК РФ, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (статья 65, часть 5 статья 200 АПК РФ).
Из буквального толкования положений части 4 статьи 200, статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, должностного лица является совокупность двух необходимых условий: несоответствие данного ненормативного правового акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
По смыслу пункта 1 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 39.20 ЗК РФ предусмотрены особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В пункте 5 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 названного Кодекса, и направить принятое решение заявителю. В данном решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 названного Кодекса).
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с пуектом 17 данной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
Заинтересованное лицо, отказывая в удовлетворении заявления ООО "Альтум Строй", указывает на нахождение земельного участка в границах красных линий в соответствии с Проектом планировки и проектом межевания территории квартала, ограниченного улицами Пархоменко, Кировоградской, Большой Гражданской, бульваром Ибрагимова в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного постановлением N 3136 Администрации ГО г. Уфа РБ от 11.08.2015.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейнокабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Согласно пункту 12 этой же статьи названного кодекса территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Действительно, согласно пункту 12 статьи 85 ЗК РФ и пункту 8 статьи 28 Закона о приватизации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Установление (планирование изменений) красных линий направлено на разграничение территорий общего пользования и мест расположения линейных объектов от иных территорий, в целях строительства которых недвижимость изымается у собственников для государственных или муниципальных нужд (статья 49 ЗК РФ).
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными проектами планировки территории (часть 1 статьи 56.3 ЗК РФ).
При этом, в соответствии с частью 12.6 статьи 45 ГрК РФ в редакции, действовавшей на момент утверждения проекта планировки и проекта межевания территории квартала, ограниченного улицами Пархоменко, Кировоградской, Большой Гражданской, бульваром Ибрагимова в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан (11 августа 2015 года), проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, на земельных участках, принадлежащих либо предоставленных физическим или юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, не действует в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов в случае, если в течение трех лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В силу части 15 статьи 26 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения частей 12.4 - 12.6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации не применяются в отношении проектов планировки территории, утвержденных до дня вступления в силу указанного Федерального закона. Постановление N 3136 Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан принято 11 августа 2015 года.
Учитывая, что заявитель обратился за выкупом земельного участка 27.09.2022, суд первой инстанции указали, что к Постановлению N 3136 Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 11.08.2015 применяются положения части 12.6 статьи
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными проектами планировки территории (часть 1 статьи 56.3 ЗК РФ).
Также, в соответствии с пунктом 3 статьи 56.3 ЗК РФ (в редакции, действующей на 11.08.2015) решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение трех лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.
Доказательства принятия решения об изъятии земельного участка с кадастровым номером 02:55:010515:6 в течение трех лет со дня утверждения проекта планировки территории улиц Пархоменко, Кировоградской, Большой Гражданской, бульваром Ибрагимова в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан постановлением N 3136 Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 11.08.2015, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что проект планировки и проект межевания территории квартала, ограниченного улицами Пархоменко, Кировоградской, Большой Гражданской, бульваром Ибрагимова в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденный постановлением Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 11.08.2015 N 3136, на момент подачи индивидуальным предпринимателем заявления о выкупе земельного участка с кадастровым номером 02:55:010515:6, перестал действовать в части определения границ зон планируемого размещения объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, соответственно и в части красных линий таких объектов и не мог являться основанием для отказа в выкупе земельного участка.
Доказательств наличия иных оснований для отказа в выкупе земельного участка, предусмотренных статьи 39.16 ЗК РФ, не представлено.
Таким образом, совокупность обстоятельств, предусмотренных частью 1 статьи 198 АПК РФ, материалами дела подтверждена, в силу чего требования ООО "Альтум Строй" удовлетворены обоснованно.
Апелляционные жалобы не содержат мотивов, позволяющих апелляционному суду прийти к иным выводам, и по существу представляют собой несогласие апеллянтов с результатами оценки судом представленных в дело доказательств, в то время как в силу правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 16549/12 от 23.04.2013, судебный акт суда первой инстанции, основанный на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменен судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
С учетом изложенных мотивов, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя по правилам статьи 110 АПК РФ. Их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.03.2023 по делу N А07-34473/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.Х. Камаев |
Судьи |
Ю.С. Колясникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-34473/2022
Истец: ООО Альтум Строй
Ответчик: министерство земельных и имущественных отношении РБ
Третье лицо: ПАО СБЕРБАНК РОССИИ