г. Санкт-Петербург |
|
06 июня 2023 г. |
Дело N А56-117888/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.,
судей Геворкян Д.С., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания: Новоселовой В.В.,
при участии:
от истца: Крючкова Е.В. по доверенности от 01.11.2022,
от ответчика: Мосякина Ю.П. по доверенности от 01.01.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11723/2023) АО "РН-Транс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.2023 по делу N А56-117888/2022, принятое
по иску АО "РН-Транс"
к ООО "Трансойл"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "РН-Транс" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Трансойл" (далее - ответчик) о взыскании убытков в размере 3 146 331 руб. 00 коп. по договору транспортной экспедиции N 4350014/0312Д от 31.03.2014.
Решением от 28.02.2023 в удовлетворении иска отказано.
ООО "РН-Транс", не согласившись с решением суда, направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы поданной жалобы, представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между АО "РН-Транс" (далее - истец, клиент) и ООО "Трансойл" (далее - ответчик, экспедитор) заключен Договор транспортной экспедиции N 4350014/0312Д от 31.03.2014, согласно которому экспедитор обязался оказывать клиенту транспортно-экспедиционные услуги по организации международных перевозок груза в прямом и непрямом железнодорожном сообщении, организации транспортировки (перевозки) груза в порты РФ для его последующего таможенного оформления в портах РФ, транспортировки на экспорт, а также при внутрироссийских перевозках со станций Новокуйбышевская, Кряж, Кашпир Куйбышевской ж.д.
Под транспортно-экспедиционными услугами понимаются услуги по предоставлению принадлежащих экспедитору на праве собственности, на праве аренды, в том числе финансовой аренды (лизинга), или ином законном основании вагонов для осуществления перевозок, транспортировки (перевозки) груза в порты РФ и транспортировки (перевозки) груза при внутрироссийских перевозках.
По мнению истца, в нарушение условий договора в период с января 2021 по 15 апреля 2021 в адрес истца на станции Кашпир, Кряж, Новокуйбышевская вагоны под погрузку тёмных нефтепродуктов подавались с нарушением условий договора. В результате чего вагоны, прибывающие сверх согласованного количества, простаивали на путях указанных станций.
Данное обстоятельство явилось основанием для списания ОАО "РЖД" с Единого лицевого счета АО "РН-Транс" платы за занятие инфраструктуры подвижным составом собственности/аренды ООО "Трансойл".
В соответствии с п. 6.4. договора в случае нарушения п. 4.1.2. договора (прибытие вагонов на станцию погрузки не в соответствии с графиком погрузки, заявкой формы ГУ-12) Экспедитор (ООО "Трансойл") обязан компенсировать Клиенту (АО "РН-Транс") все понесенные расходы, в том числе, но не ограничиваясь, затраты по организации отстоя, затраты по простою вагонов на путях общего пользования ОАО "РЖД", на станциях, примыкающих к станции погрузки, возникшие по вине Экспедитора.
По итогам каждого месяца 2021 АО "РН-Транс" направляло в адрес ООО "Трансойл" протоколы N 1, 2, 3, 4, в которых отражены суммы, отнесённые на ответственность ответчика - 3 146 331,00 рублей.
Претензионные требования истца оставлены ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции в иске отказал.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 393 ГК РФ предусмотрено, что должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В силу статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что отношения между сторонами регулируются не только Договором транспортной экспедиции N 4350014/0312Д от 31.03.2014, но и Соглашением о взаимодействии АО "РН-Транс" ОАО "РЖД" филиал Куйбышевская железная дорога и ООО "Трансойл" по нормированию потребного содержания парка порожних собственных вагонов (цистерн) на Куйбышевской железной дороге в целях организации вывоза готовой продукции (нефтепродукты) по станциям Кашпир, Новокуйбышевская и Кряж, заключенным между ООО "Трансойл", АО "РН-Транс" и ОАО "РЖД".
Согласно п. 5.1.1. Соглашения, оператор подвижного состава несет ответственность перед Грузоотправителем (в виде сборов и плат Перевозчика за занятие порожними вагонами инфраструктуры ОАО "РЖД", в том числе перевыставляемых Грузоотправителем) за соблюдение уточненного графика погрузки, сверхнормативное наличие вагонов на станциях погрузки, в пути следования на полигоне Куйбышевской дороги, в том числе в составе отставленных/брошенных поездов.
Факт предоставления вагонов под погрузку, итоги выполнения графика отгрузки с указанием причин погрузки и причин простоя вагонов на инфраструктуре общего пользования определяются и фиксируются сторонами Соглашения в Отчете о выполнении плана погрузки и содержания парка по форме Приложения N 4 к Соглашению (пп. 3.3., 3.6. Соглашения).
Как следует из представленных в материалы дела актов общей формы ГУ-23, вагоны простаивали на пути общего пользования в ожидании подачи их к фронту погрузки, а не занятость фронта погрузки.
Как усматривается из п. 5.4. Соглашения, акцептованные расходы к возмещению принимаются сторонами при условии их предъявления в соответствии со ст. 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18- ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав).
В соответствии с частью 12 статьи 39 Устава, в случаях нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расхождения, связанные с таким нахождением.
Пунктом 3.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45, предусмотрено, что в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. При этом в акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, послуживших основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, должны быть указаны причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Как следует из Отчетов о выполнении суточного плана погрузки и содержания парка по станциям Новокуйбышевская, Кашпир, Кряж за январь, февраль, март и с 1 по 15 апреля 2021 г. ответчиком подведены вагоны в количестве, превышающем необходимый парк, в связи с чем у истца возникла занятость путей, что подтверждается анализом заявленных и представленных в/ц под погрузку по станциям назначения, актами общей формы, накопительными ведомостями, памятками приемосдатчика, извещениями о задержке вагонов/на отправление ранее задержанных вагонов.
Ответчик является профессиональным участником рынка грузоперевозок и владельцем железнодорожного подвижного состава и осведомлен о количестве необходимых вагонов, под определенный тоннаж и род груза, места нахождения своего подвижного состава, сроков доставки и т.д.
Пунктами 4.1.6 - 4.1.7 Договора установлено, что ответчик обязан организовывать круглосуточный диспетчерский контроль за продвижением порожних/груженых вагонов. Обо всех затруднениях, возникших в процессе исполнения обязательств, связанных с перевозкой груза/вагонов, Экспедитор в пределах своей компетенции принимает меры к устранению таких обстоятельств.
В соответствии с п. 4.1.12. Договора Экспедитор самостоятельно и за свой счет обязан обеспечить отстой вагонов, прибывших на станцию погрузки сверх графика погрузки, действующего на момент отправки порожних вагонов, либо обеспечить передислокацию таких вагонов.
Поскольку вагоны пришли на станцию погрузки сверх согласованного графика, то это явилось непосредственной причиной скопления вагонов на путях общего пользования, что послужило основанием для начисления платы за простой вагонов на путях общего пользования, что в свою очередь явилось расходами истца.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии причинно-следственной связи между действиями ООО "Трансойл" по подаче вагонов по заявке клиента по договору транспортной экспедиции и расходами АО "РН-Транс" по отстою вагонов на путях общего пользования, поскольку ООО "Трансойл" обеспечивало подсыл порожних вагонов на станцию погрузки под согласованные Заявки и ГУ-12, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и опровергается представленными в материалы дела документами (заявки, отчеты о выполнении суточного плана погрузки), из которых усматривается, что подсыл порожних вагонов осуществлялся с нарушением согласованных заявок.
Следовательно, в результате действий ответчика, связанных с подачей вагонов в количестве, превышающем необходимый парк, у истца возникли убытки в виде возмещения перевозчику платы за занятие подвижным составом инфраструктуры.
В соответствии с п. 3.4. Договора Сторонами ежемесячно утверждался посуточный график подачи вагонов. В нарушение принятого обязательства и согласованных заявок Ответчиком было подано вагонов больше, чем требовалось. Излишне поданные вагоны простаивали на путях общего пользования станций Куйбышевской ж.д. "Кряж", "Кашпир", "Новокуйбышевская".
Следствием ненадлежащего исполнения Ответчиком принятых обязательств является списание с лицевого счета истца ОАО "РЖД" денежных средств в качестве платы за занятие инфраструктуры, что подтверждается предоставленными в материалы дела расчетами убытков: отчеты о выполнении суточного плана погрузки, работа по соглашениям, перечнями железнодорожных документов, актами выполненных работ, счетами - фактурами.
Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности всего состава правонарушения: факта причинения ущерба, причинно-следственной связи между понесенными убытками и противоправными (виновными) действиями (бездействием) ответчика, выразившимися в ненадлежащем исполнении им своих обязательств, и, соответственно, наличии оснований для возложения на него ответственности в виде возмещения ущерба.
С учетом изложенных обстоятельств, решение суда подлежит отмене, а требование истца - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 февраля 2023 года по делу N А56-117888/2022 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Трансойл" в пользу акционерного общества "РН-Транс" убытки в размере 3 146 331 руб. 00 коп., 41 732 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
Д.С. Геворкян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-117888/2022
Истец: АО "РН-Транс"
Ответчик: ООО "Трансойл"
Хронология рассмотрения дела:
06.09.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11760/2023
06.06.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11723/2023
28.02.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-117888/2022