г. Владивосток |
|
06 июня 2023 г. |
Дело N А51-16059/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июня 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу прокурора Магаданской области,
апелляционное производство N 05АП-1288/2023
на решение от 23.01.2023
судьи Н.А. Плехановой
по делу N А51-16059/2022 Арбитражного суда Приморского края
по иску и.о. прокурора Магаданской области (ИНН 4909130406, ОГРН 1194910001670)
к Департаменту по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу (ИНН 2721117859, ОГРН 1042700152990), обществу с ограниченной ответственностью "Райз" (ИНН: 4909906625, ОГРН: 1034900006624),
уполномоченный орган публично-правового образования: Магаданское областное государственное бюджетное учреждение "Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений" (ИНН 4909912837, ОГРН 1194910001670);
о признании недействительными аукциона от 02.08.2019, итогов аукциона, приказа Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу от 14.11.2019 N 1263,
третьи лица: Министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области (ИНН 4909912837, ОГРН 1044900036433), Федеральное государственное бюджетное учреждение науки "Институт биологических проблем Севера Дальневосточного отделения Российской академии наук" (ИНН 4909003415, ОГРН 1024900960941),
при участии:
от прокурора Магаданской области: Гучанова Т. В. (участие онлайн), по доверенности от 19.01.2023, сроком действия на 1 год, паспорт,
от ООО "Райз": Созкесен О.А. (участие онлайн), по доверенности от 26.12.2022, сроком действия до 31.12.2023, паспорт, копия диплома (регистрационный номер 19118),
от Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу: Хаджаев М.М. (участие онлайн), по доверенности от 19.09.2022, сроком действия на 1 год, паспорт, диплом (регистрационный номер 64515),
от Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области, уполномоченного органа публично-правового образования: Магаданского областного государственного бюджетного учреждения "Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений", Федерального государственного бюджетного учреждения науки "Институт биологических проблем Севера Дальневосточного отделения Российской академии наук": не явились,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности прокурора Магаданской области (далее - истец, прокурор) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Департаменту по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу (далее - ответчик, департамент) о признании недействительными:
- аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи золота из россыпных месторождений, в том числе ранее нарушенных добычей, на участке руч. Плавный с притоком руч. Тур, пр. пр. руч. Веселый в Среднеканском городском округе Магаданской области, оформленного приказом N 729 от 02.08.2019;
- итогов аукциона, оформленных протоколом заседания аукционной комиссии по проведению аукциона на получение права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи золота из россыпных месторождений, в том числе ранее нарушенных добычей, на участке руч. Плавный с притоком руч. Тур, пр. пр. руч. Веселый в Среднеканском городском округе Магаданской области от 15.10.2019;
- приказа от 14.11.2019 N 1263, которым утверждены итоги аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи золота из россыпных месторождений, в том числе ранее нарушенных добычей, на участке руч. Плавный с притоком руч. Тур, пр. пр. руч. Веселый в Среднеканском городском округе Магаданской области.
Определением суда от 21.09.2022 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области, общество с ограниченной ответственностью "Райз", Федеральное государственное бюджетное учреждение науки "Институт биологических проблем Севера Дальневосточного отделения Российской академии наук".
Определением суда от 08.12.2022 на основании статьи 46 АПК РФ общество с ограниченной ответственностью "Райз" (далее - ответчик, общество, ООО "Райз") привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Решением суда от 23.01.2023 в удовлетворении исковых требований прокурора отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, прокурор обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы истец указывает, что право пользования участком недр руч. Плавный, с притоком руч. Тур, пр. пр. руч. Веселый Среднеканского городского округа Магаданской области предоставлено ООО "Райз" в нарушение закона, решение о признании спорного участка объектом аукциона принято вопреки требованиям действующего законодательства.
Относительно вывода арбитражного суда о пропуске срока исковой давности прокурор отмечает, что о проведении спорных торгов в нарушение требований законодательства было установлено на основании проведенной Магаданской межрайонной природоохранной прокуратурой в период с 21.06.2022 по 24.06.2022 проверки.
При этом исковые требования заявлены прокурором в частности в интересах публично-правового образования - Российской Федерации, субъекта Российской федерации - Магаданской области, уполномоченным органом которого является Магаданское областное государственное бюджетное учреждение "Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений", созданная Постановлением Правительства Магаданской области от 25.02.2021 N 118-пп.
Именно указанным постановлением предусмотрены цели деятельности Дирекции в виде управления особо охраняемыми природными территориями, осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в отношении управляемых Дирекцией особо охраняемых природных территорий регионального значения и их охранных зон.
Таким образом, поскольку о наличии ограничений, связанных с нахождением на участке недр особо охраняемой территории - заказника "Омолонский", прокурору и уполномоченному органу стало известно только в ходе проведения проверки в июне 2022 года по обращению, поступившему в апреле 2022 года, а исковое заявление поступило в суд в сентябре 2022 года, прокурор полагает, что срок исковой давности не пропущен.
Магаданское областное государственное бюджетное учреждение "Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений" и Министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области в своих письменных отзывах, приобщенных апелляционным судом к материалам дела на основании статьи 262 АПК РФ, также выразили несогласие с выводами арбитражного суда, поддержав доводы апелляционной жалобы прокурора.
Департамент по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу и общество с ограниченной ответственностью "Райз" по тексту представленных письменных отзывов, приобщенных в порядке статьи 262 АПК РФ к материалам дела, считают решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
При этом общество отмечает, что дата проведения прокуратурой проверки сама по себе для определения начала течения срока исковой давности правового значения не имеет, поскольку информация о проведении спорного аукциона была доведена до неопределенного круга лиц путем размещения в сети Интернет, то есть была доступна большому количеству заинтересованных пользователей с момента размещения (публикации) соответствующих сведений.
В свою очередь Департамент по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу указывает, что согласно действующему законодательству пользование недрами на особо охраняемых природных территориях осуществляется в соответствии с режимом особой охраны их территорий. При этом Положением о государственном комплексном охотничьем заказнике областного значения "Омолонский" каких-либо запретов на проведение работ по геологическому изучению, разведке и добыче полезных ископаемых не предусмотрено.
Предоставление участка недр руч. Плавный с притоком руч. Тур, пр. пр. руч. Веселый в пользование было согласовано с соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Министерством природных ресурсов и экологии Магаданской области.
Обращает внимание на то, что согласно выписке из Единого государственного кадастра недвижимости от 24.04.2022 N КУВИ-001/2022-61998789 сведения о географических координатах особо охраняемой природной территории были внесены лишь 11.11.2019. В связи с чем, довод истца о том, что аукцион проведен в нарушение действующего законодательства ввиду нахождения участка недр в границах особо охраняемой природной территории является несостоятельным, поскольку границы особо охраняемой природной территории на момент проведения торгов фактически отсутствовали.
Также полагает необоснованным довод истца о незаконности аукциона ввиду возможного причинения вреда особо охраняемой природной территории, поскольку фактически работы, предусмотренные выданной ООО "Райз" лицензией МАГ 04987 БР, в настоящее время не осуществляются.
В судебном составе, рассматривающем настоящее дело, в связи с нахождением судьи Л.А. Бессчасной в отпуске на основании определения суда от 01.06.2023 произведена её замена на судью Е.Л. Сидорович и рассмотрение апелляционной жалобы в порядке части 5 статьи 18 АПК РФ начато сначала.
В судебном заседании представитель прокурора Магаданской области поддержал доводы апелляционной жалобы, представители департамента и ООО "Райз" на доводы апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в письменных отзывах на апелляционную жалобу.
Министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области, уполномоченный орган публично-правового образования: Магаданское областное государственное бюджетное учреждение "Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений", Федеральное государственное бюджетное учреждение науки "Институт биологических проблем Севера Дальневосточного отделения Российской академии наук", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о причине неявки не сообщили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
02.08.2019 приказом Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу N 729 объявлен аукцион на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи золота из россыпных месторождений, в том числе ранее нарушенных добычей, на участке недр руч. Плавный с притоком руч. Тур, правый приток руч. Веселый в Среднеканском городском округе Магаданской области.
Протоколом заседания аукционной комиссии от 15.10.2019 к участию в аукционе были допущены ООО "Райз" и ООО "Вектор".
В результате проведения аукциона издан приказ Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу от 14.11.2019 N 1263, согласно которому победителем аукциона признано ООО "Райз", предложившее максимальный размер разового платежа за пользование недрами в сумме 4 290 000 рублей.
На основании данного приказа 10.12.2019 ООО "Райз" выдана лицензия МАГ 04987 БР на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых. Дата окончания действия лицензии - 10.12.2029.
В ходе проверки, проведенной в период с 21.06.2022 по 24.06.2022 Магаданской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с должностными лицами Северо-Восточного межрегионального управления Росприроднадзора, Охотского территориального управления Росрыболовства, МОГКУ "Лесничества Магаданской области", а также привлеченного специалиста-маркшейдера АО "Серебро Магадана", установлено, что спорный лицензионный участок расположен в границах государственного комплексного охотничьего заказника областного значения "Омолонский".
Полагая, что определение предмета проведенного аукциона и его последующая передача в пользование хозяйствующего субъекта были осуществлены департаментом с нарушением требований закона, прокурор обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о признании указанного аукциона и его итогов, оформленных протоколом от 15.10.2019 и приказом от 14.11.2019 N 1263, недействительными, в удовлетворении которого арбитражным судом было отказано со ссылкой на пропуск срока исковой давности.
Исследовав представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом (пункт 4 статьи 447).
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с нефтью, газом и газовым конденсатом (углеводородное сырье), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд регулируются Законом Российской Федерации "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 (далее - Закон N 2395-1).
Согласно статье 11 Закона РФ N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами и определяющие основные условия пользования недрами, за исключением случаев, установленных настоящим Законом.
В силу пункта 4 статьи 10.1 Закона РФ N 2395-1 основанием возникновения права пользования участками недр является в том числе решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением участков недр федерального значения.
Из изложенного следует, что по общему правилу, право пользования участками недр в целях геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых может быть приобретено по результатам проведения торгов в форме аукциона.
Из материалов дела следует, что по результатам торгов, проведенных по форме аукциона, объявленного приказом Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу от 02.08.2019 N 729, ООО "Райз" получило право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи золота из россыпных месторождений, в том числе ранее нарушенных добычей, на участке недр руч. Плавный с притоком руч. Тур, правый приток руч. Веселый в Среднеканском городском округе Магаданской области.
Между тем, из полученного в ответ на запрос Магаданского межрайонного природоохранного прокурора письма Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу от 02.08.2022 N 05-004365 следует, что лицензионный участок недр, в отношении которого ООО "Райз" выдана лицензия МАГ 04987 БР на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, полностью расположен в границах государственного природного заказника регионального значения "Омолонский".
В силу статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов относятся к землям особо охраняемых природных территорий.
Из преамбулы Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995 N 33-ФЗ (далее - Закон N 33-ФЗ) следует, что под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Согласно части 1 статьи 22 Закона N 33-ФЗ государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается (часть 3 статьи 95 ЗК РФ).
Аналогичное положение изложено в части 1 статьи 24 Закона N 33-ФЗ, согласно которой на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона N 33-ФЗ задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Соответствующее Положение о государственном комплексном охотничьем заказнике областного значения "Омолонский" первоначально было утверждено Постановлением Губернатора Магаданской области от 13.07.2000 N 99 "О продлении срока действия государственного комплексного охотничьего заказника областного значения "Омолонский".
Согласно пункту 1 указанного Положения Государственный комплексный охотничий заказник областного значения "Омолонский" образован на территории Среднеканского района Магаданской области в соответствии с Решением Магаданского облисполкома от 07.03.1980 N 85 "Об организации областного заказника "Омолонский" по охране лося".
Государственный комплексный охотничий заказник областного значения "Омолонский" является долгосрочным резерватом (площадью 102,7 тыс. га) и создан с целью охраны и воспроизводства лосей, водоплавающих перелетных птиц и мест их гнездований, проведения биотехнических мероприятий, увеличения численности охотничьих животных, обогащения ими смежных с заказником угодий (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 4 Положения на территории государственного комплексного охотничьего заказника областного значения "Омолонский" полностью запрещается: производство всякой охоты, нахождение посторонних лиц без соответствующего разрешения Магаданоблохотуправления, а также проезд на всех видах наземного и водного транспорта.
В последующем Указом губернатора Магаданской области от 22.08.2022 N 141-у утверждено Положение о государственном природном заказнике регионального значения "Омолонский".
Согласно пункту 1.3 данного Положения заказник имеет биологический (зоологический) профиль и предназначен для сохранения и восстановления лосей, водоплавающих перелетных птиц и мест их гнездования.
При этом пунктом 3.1 указанного Положения также предусмотрено, что на территории заказника запрещается любая деятельность, противоречащая целям создания заказника или причиняющая вред объектам животного мира, природным комплексам и их компонентам, в том числе изыскательские работы и разработка полезных ископаемых, нарушение почвенного покрова, выходов минералов, обнажений и горных пород, взрывные работы.
Таким образом, из изложенного следует, что вопреки доводам департамента на территории заказников как особо охраняемых природных территорий законодательством Российской Федерации установлен специальный правовой режим, которым не предусмотрена возможность осуществления такой деятельности как геологическое изучение недр, разведка и добыча полезных ископаемых.
В связи с чем апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что определение предмета проведенного аукциона и его последующая передача в пользование хозяйствующего субъекта осуществлены Департаментом по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу с нарушением требований земельного и природоохранного законодательства.
По тексту письменного отзыва департамент ссылается на то, что предоставление спорного участка в пользование было согласовано с соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Министерством природных ресурсов и экологии Магаданской области. При этом согласно выписке из Единого государственного кадастра недвижимости от 24.04.2022 N КУВИ-001/2022-61998789 сведения о географических координатах особо охраняемой природной территории были внесены лишь 11.11.2019, в связи с чем границы особо охраняемой природной территории на момент проведения торгов фактически отсутствовали. При этом фактически работы, предусмотренные лицензией МАГ 04987 БР, в настоящее время ООО "Райз" не осуществляются.
Вместе с тем апелляционная коллегия признает указанные доводы подлежащими отклонению, как не имеющие правового значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку указанные обстоятельства не отменяют самого факта расположения спорного участка недр в границах заказника и, следовательно, отсутствия у департамента оснований для проведения торгов на право его предоставления с целью геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых.
При этом, согласно акту проверки от 26.06.2022 в ходе осмотра было установлено, что работы по добыче полезных ископаемых ООО "Райз" не производились, вместе с тем, на земельном участке с географическими координатами GPS 65.86309С.Ш. и 157.58225 В.Д. общество разместило 20 объектов некапитального строительства (жилые модули, состоящие из контейнеров), 11 тяжелой техники, 9 мягких резервуаров для топлива, 34 покрышки для тяжелой техники со следами износа, лом черных и цветных металлов, 226 металлических бочек, 2 промывочных прибора и запасные части к нему. Также установлен факт снятия плодородного слоя почвы, рубки лесных насаждений. Кроме того, обнаружено 2 лица, которые пояснили, что являются сотрудниками ООО "Райз", работают в должности сторожей, на земельном участке находятся с начала марта 2022 года - охраняют имущество общества.
Таким образом, факт нахождения ООО "Райз" на территории заказника подтвержден.
Из текста обжалуемого решения следует, что суд первой инстанции, рассматривая настоящий спор, принял во внимание доводы департамента о пропуске прокурором срока исковой давности, что явилось основанием для отказа в удовлетворении заявленных им требований.
Апелляционная коллегия не может согласиться с указанным выводом арбитражного суда в силу следующего.
В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения (пункт 2 статьи 199 ГК РФ).
В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" указано, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 197 ГК РФ для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
Так, действительно, по правилам пункта 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица только в течение одного года со дня проведения торгов.
При этом в указанном пункте отражено, что торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Из анализа изложенных положений коллегия приходит к выводу о том, что срок обжалования торгов, ограниченный одним годом со дня их проведения, предусмотрен в отношении установленных фактов нарушения процедурных правил проведения таких торгов.
Указанный вывод согласуется с позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 15.07.2010 N 948-О-О, согласно которому положение пункта 1 статьи 449 ГК РФ, устанавливающее, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица, во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 166 данного Кодекса и частью 1 статьи 4 АПК РФ направлено на соблюдение режима законности при проведении торгов и защиту интересов лиц, чьи права затронуты нарушением правил проведения торгов.
Между тем в настоящем случае, поскольку правовой режим особо охраняемых природных территорий, установленный федеральным законодательством, не позволяет использовать указанные объекты в хозяйственной деятельности, у Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу в целом отсутствовали правовые основания для объявления спорного аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр, входящем в границы заказника "Омолонский".
В связи с чем, коллегия приходит к выводу, что в настоящем случае подлежит применению предусмотренный гражданским законодательством общий срок исковой давности, который в соответствии с пунктом 1 статьи 196 ГК РФ составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Из материалов дела следует, что о несоблюдении охранного режима на территории государственного природного заказника регионального значения "Омолонский" в связи с выдачей ООО "Райз" лицензии МАГ 04987 БР на право геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр, входящем в границы заказника, прокурор узнал из обращения Федерального государственного бюджетного учреждения науки "Институт биологических проблем Севера Дальневосточного отделения Российской академии наук" (исх. N 16153-217), поступившего 27.04.2022.
В период с 21.06.2022 по 25.06.2022 Магаданской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с должностными лицами Северо-Восточного межрегионального управления Росприроднадзора, Охотского территориального управления Росрыболовства, МОГКУ "Лесничества Магаданской области", а также привлеченного специалиста-маркшейдера АО "Серебро Магадана" была проведена проверка изложенных в указанном обращении обстоятельств, в том числе натурный осмотр территории заказника, по итогам которой составлен акт проверки от 26.06.2022.
При этом по результатам проведенной проверки, с учетом установления оснований для признания спорных торгов недействительными, соответствующее исковое заявление было направлено прокурором посредством почтовой связи (почтовое отправление N 80084776201997) 15.09.2022, поступило в арбитражный суд 20.09.2022.
При таких обстоятельствах, коллегия приходит к выводу, что срок обращения с настоящим исковым заявлением о признании недействительными аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи золота из россыпных месторождений, в том числе ранее нарушенных добычей, на участке руч. Плавный с притоком руч. Тур, пр. пр. руч. Веселый в Среднеканском городском округе Магаданской области, оформленный приказом Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу от 02.08.2019 N 729, а также итогов торгов, оформленных протоколом заседания аукционной комиссии от 15.10.2019 и приказом Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу от 14.11.2019 N 1263, прокурором пропущен не был.
Изложенный в решении арбитражного суда вывод о том, что информация о проведении спорного аукциона была доведена до неопределенного круга лиц путем размещения в сети Интернет, кроме того, на сайте ФГБУ "Росгеолфонд" (https://rfgf.ru/ReestrLic/) организовано представление открытых данных, а именно размещен государственный реестр участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами, следовательно, любой желающий мог ознакомиться с информацией о наличии у ООО "Райз" лицензии от 10.12.2019 N МАГ 04987 БР, владельце и координатах этой лицензии, коллегия признает ошибочным, поскольку сами по себе сведения, указанные в данном реестре, а также информация о проведении спорного аукциона, не отражают возможного пересечения координат предоставленного в пользование на основании лицензии участка недр с какими-либо особо охраняемыми природными территориями.
В связи с чем, установление данных обстоятельств возможно лишь по результатам исследования факта наложения границ участка недр на границы особо охраняемой природной территории, определенные на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
При этом в материалы дела истцом представлено решение Магаданского городского суда от 31.01.2017 по делу N 2-255/2017, согласно которому Департаментом по охране и надзору за использованием объектов животного мира и среды их обитания Магаданской области не были исполнены полномочия по внесению сведений о государственном комплексном охотничьем заказнике областного значения "Омолонский", в том числе о его границах, в государственный кадастр недвижимости, что предусмотрено статьей 4 Закона N 33-ФЗ, а также Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации19.03.2012 N 69 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий"
Неисполнение данным органом указанных полномочий привело к тому, что заинтересованные лица не имели возможности получить сведения о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями пользования.
В связи с чем, суд общей юрисдикции по иску Магаданского межрайонного природоохранного прокурора обязал Департамент по охране и надзору за использованием объектов животного мира и среды их обитания Магаданской области в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу предоставить в орган государственного кадастрового учета недвижимости документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории регионального значения государственного комплексного охотничьего заказника областного значения "Омолонский", для ее постановки на государственный кадастровый учет.
При этом из письма Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области от 10.11.2022 N 11906/12-102 следует, что указанное решение Магаданского городского суда исполнено Департаментом по охране и надзору за использованием объектов животного мира и среды их обитания Магаданской области только в 2019 году.
Так, пакет документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о государственном природном заказнике регионального значения "Омолонский" было направлено указанным органом в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Магаданской области и Чукотскому автономному округу письмом от 01.11.2019 N 2415/010.
Постановка на учет государственного природного заказника регионального значения "Омолонский" и внесение сведений о его границах были осуществлены 11.11.2019 за реестровым номером 49:04-9.1, что следует из уведомления Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Магаданской области и Чукотскому автономному округу от 13.11.2019 N 799.
Следовательно, до внесения сведений о границах охраняемой природной территории в соответствующий реестр у прокурора отсутствовала возможность узнать о наложении предоставленного участка недр на границы заказника. При этом, на дату обращения прокурора с иском в суд (20.09.2022) трехлетний срок, предусмотренный статьей 196 ГК РФ, со дня размещения соответствующих сведений о границе заказника (11.11.2019) прокурором не пропущен.
Кроме того, заслуживает внимания довод прокурора о том, что отраженные на сайте ФГБУ "Росгеолфонд" географические координаты угловых точек участка недр, верхняя и нижняя границы участка недр обозначены в геодезической системе координат 2011 года (ГСК-2011), утвержденной Постановлением Правительства от 24.11.2016 N 1240 "Об установлении государственных систем координат, государственной системы высот и государственной гравиметрической системы".
При этом в соответствии с выпиской из Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Магаданской области и Чукотскому автономному округу координаты заказника "Омолонский" обозначены в системе координат 49.2, которые применимы только на территории Магаданской области и перевод которых в систему ГСК-2011 без необходимых ключей невозможен.
Из пояснений прокуратуры следует, что сотрудниками Федерального государственного бюджетного учреждения науки "Институт биологических проблем Севера Дальневосточного отделения Российской академии наук" перед обращением в природоохранную прокуратуру проведено исследование, в ходе которого вручную соотнесены границы предоставленного ООО "Райз" на основании лицензии МАГ 04987 БР участка недр и границы особо охраняемой природной территории, и по результатам которого сделан вывод о нахождении участка недр в границах особо охраняемой природной территории.
В связи с чем, апелляционный суд признает обоснованным довод апелляционной жалобы о том, что до получения 27.04.2022 соответствующего обращения федерального государственного бюджетного учреждения науки "Институт биологических проблем Севера Дальневосточного отделения Российской академии наук" у прокурора не имелось возможности узнать о допущенном нарушении прав.
Довод прокурора о том, что Магаданское областное государственное бюджетное учреждение "Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений", в интересах которого подан настоящий иск, создано только в 2021 году на основании Постановления Правительства Магаданской области от 25.02.2021 N 118-пп, в связи с чем, исковое заявление не могло быть подано ранее, отклоняется апелляционным судом, поскольку из пункта 1 указанного Постановления следует, что данное учреждение создано путем изменения наименования и типа существующего Магаданского областного государственного автономного учреждения "Информационно-аналитический центр" (создано на основании Постановления Правительства Магаданской области от 17.06.2019 N429-пп), в полномочия которого входили функции по управлению особо охраняемыми природными территориями, относящимися к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области.
Ссылка Магаданского областного государственного бюджетного учреждения "Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений" и Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области на абзац 5 статьи 208 ГК РФ, согласно которому исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения, также не принимается во внимание апелляционным судом.
Так, в абзаце 2 пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что положения, предусмотренные абзацем пятым статьи 208 ГК РФ, не применяются к искам, не являющимся негаторными.
Настоящий иск, предметом которого является признание недействительными торгов, негаторным (то есть направленным на защиту прав владеющего имуществом собственника - статья 304 ГК РФ) не является.
В связи с чем, указанное положение не подлежит применению в рассматриваемом случае.
Между тем с учетом вышеизложенных обстоятельств коллегия приходит к выводу о том, что необоснованность отдельных доводов прокурора, Магаданского областного государственного бюджетного учреждения "Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений" и Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области не влияет в целом на оценку апелляционным судом обстоятельств соблюдения истцом срока исковой давности при подаче настоящего искового заявления.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношении должны действовать добросовестно, никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В силу пункта 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Между тем, нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995 N 33-ФЗ запрета на осуществление хозяйственной деятельности на территории государственного комплексного охотничьего заказника областного значения "Омолонский" путем проведения торгов на право пользования недрами на спорной территории свидетельствует о том, что проведение рассматриваемых торгов противоречит требованиям закона, основам правопорядка и нравственности.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.06.2004 N 226-О указано, что понятия "основы правопорядка" и "нравственность", как и всякие оценочные понятия, наполняются содержанием в зависимости от того, как их трактуют участники гражданского оборота и правоприменительная практика, однако они не являются настолько неопределенными, что не обеспечивают единообразное понимание и применение соответствующих законоположений.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 (далее - Закон о прокуратуре) в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
В целях осуществления прокурорского надзора за соблюдением природоохранного законодательства на территории Российской Федерации созданы природоохранные прокуратуры.
В соответствии с пунктом 4 Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" в полномочия природоохранного прокурора в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации входит осуществление:
- надзора за исполнением законов и соблюдением прав граждан природоохранными межрегиональными, территориальными органами и подразделениями федеральных органов исполнительной власти, некоммерческими организациями, уполномоченными в сфере охраны окружающей среды и природопользования, расположенными на территории, на которую распространяется компетенция соответствующей природоохранной прокуратуры (на правах прокуратуры субъекта Российской Федерации);
- надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного экологическими правонарушениями, законодательными (представительными) органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, расположенными на территории, на которую распространяется компетенция соответствующей природоохранной прокуратуры (на правах прокуратуры субъекта Российской Федерации), а также надзора за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
В силу пункта 3 статьи 35 Закона о прокуратуре прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Таким образом, осуществление хозяйственной деятельности по геологическому изучению, разведке и добыче полезных ископаемых на предоставленном ООО "Райз" участке недр представляет собой существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере охраны окружающей среды в виде причинения ущерба для объектов растительности и животного мира природного комплекса государственного природного заказника регионального значения "Омолонский" и нарушения конституционных прав граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду.
При этом противодействие осуществлению указанных действий относится к полномочиям природоохранного прокурора.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, прокурор сослался на наличие признаков недействительности спорных торгов, а именно их несоответствие требованиям закона, а также посягательство на публичные интересы, а также указал, что иск подан в интересах публично-правовых образований - Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Магаданской области, а также уполномоченного органа - Магаданского областного государственного бюджетного учреждения "Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений".
При этом под действиями, нарушающими публичные интересы, в данном случае необходимо понимать такие действия, которые посягают на основы государственного порядка, а также нарушают существо общественных отношений, что приводит к нарушению прав и законных интересов неограниченного круга лиц.
В связи с чем, коллегия признает, что в рассматриваемом случае прокурор Магаданской области имеет охраняемый законом интерес в признании спорных торгов и результатов их проведения недействительными, и наделен правом предъявления в арбитражные суды соответствующих исков.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что оспариваемый аукцион на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи золота из россыпных месторождений, в том числе ранее нарушенных добычей, на участке руч. Плавный с притоком руч. Тур, пр. пр. руч. Веселый в Среднеканском городском округе Магаданской области проведен в нарушение требований действующего законодательства, что противоречит основам правопорядка и свидетельствует о нарушении при этом публичных интересов, в защиту которых выступает истец, апелляционный суд приходит к выводу о наличии в настоящем случае правовых оснований для признания данных торгов и их итогов, оформленных протоколом заседания аукционной комиссии от 15.10.2019 и приказами Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу от 02.08.2019 N 729 и от 14.11.2019 N 1263, недействительными (ничтожными).
В связи с чем, учитывая неправильное применение судом норм материального права, судебная коллегия на основании пункта 2 статьи 269, пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ считает необходимым отменить решение арбитражного суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований прокурора Магаданской области в полном объеме.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины апелляционным судом не распределяются, поскольку как истец, так и ответчик на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственный пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 23.01.2023 по делу N А51-16059/2022 отменить.
Признать недействительными:
- аукцион на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи золота из россыпных месторождений, в том числе ранее нарушенных добычей, на участке руч. Плавный с притоком руч. Тур, пр. пр. руч. Веселый в Среднеканском городском округе Магаданской области, оформленного приказом N 729 от 02.08.2019.
- итоги аукциона, оформленные протоколом заседания аукционной комиссии по проведению аукциона на получение права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи золота из россыпных месторождений, в том числе ранее нарушенных добычей, на участке руч. Плавный с притоком руч. Тур, пр. пр. руч. Веселый в Среднеканском городском округе Магаданской области от 15.10.2019;
- приказ от 14.11.2019 N 1263, которым утверждены итоги аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи золота из россыпных месторождений, в том числе ранее нарушенных добычей, на участке руч. Плавный с притоком руч. Тур, пр. пр. руч. Веселый в Среднеканском городском округе Магаданской области.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Пяткова |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-16059/2022
Истец: Прокуратура Магаданской области
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Третье лицо: Арбитражный суд Магаданской области, ГУ Магаданское областное "Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений", МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "РАЙЗ", ФГБУ НАУКИ ИНСТИТУТ БИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ СЕВЕРА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК