г. Воронеж |
|
25 апреля 2024 г. |
Дело N А08-9659/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 апреля 2024 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Песниной Н.А.,
судей Капишниковой Т.И.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Климентовым А.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Торжок": Борделиус И.О. - представитель по доверенности от 15.09.2023 сроком на 3 года;
от Администрации Белгородского района: Полуянова Т.В. - представитель по доверенности N 50-30 исх от 18.01.2024 сроком на 1 год,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торжок" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 15.02.2024 по делу N А08-9659/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торжок" (ИНН 3123305174, ОГРН 1123123013496) к администрации Белгородского района (ИНН 3102003133, ОГРН 1023100508090) о признании незаконными бездействия и уведомлений,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Торжок" (далее - ООО "Торжок", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации Белгородского района (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия (от 11.08.2023 N 50-359) по незаключению дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка для строительства от 13.06.2017 N 6854/137-2017/-ЮЛ, предусматривающего увеличение срока действия данного договора аренды; о признании недействительным уведомления от 11.08.2023 N 50-359 об отказе от исполнения обязательств по договору аренды земельного участка для строительства от 13.06.2017 N 6854/137-2017/-ЮЛ; о признании недействительным уведомления от 29.09.2023 N 50/13/2736 исх о прекращении срока действия договора аренды земельного участка для строительства от 13.06.2017 N 6854/137-2017/-ЮЛ; об обязании администрации Белгородского района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя: рассмотреть обращение исх.N 1 от 19.01.2023 о заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка для строительства от 13.06.2017 N 6854/137-2017/- ЮЛ о продлении срока действия договора с учетом представленных дополнений исх.N 4 от 20.03.2023 и исх.N 6 от 17.04.2023, и заключить дополнительное соглашение, предусматривающее увеличение срока действия договора аренды на три года (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 15.02.2024 по делу N А08-9659/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Торжок" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
В апелляционной жалобе ее заявитель ссылается на то, что судом первой инстанции не рассмотрены требования о признании незаконным бездействия заинтересованного лица, а в этой связи и всех заявленных Обществом требований; приводит иную оценку фактических обстоятельств дела, указывая на наличие оснований для продления срока действия спорного договора аренды.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация Белгородского района оспаривает доводы заявителя жалобы, поддерживая выводы суда, изложенные в обжалуемом решении.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Торжок" поддержал доводы апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, без учета фактических обстоятельств дела, просил суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В свою очередь, представитель администрации Белгородского района полагал обжалуемое решение законным и обоснованным, по основаниям, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав правовые позиции представителей сторон, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на заседании Инвестиционного совета при Губернаторе области было принято решение об одобрении согласно постановлению Правительства Белгородской области от 27.04.2005 N 93-пп "Об утверждении порядка рассмотрения и одобрения инвестиционным советом при губернаторе Белгородской области инвестиционных проектов" инвестиционный проект "Создание Садового центра в поселке Северный Белгородского района", реализуемый ООО "Торжок", для оказания государственной поддержки в соответствии с Законом Белгородской области от 03.04.2015 N 345 "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов", оформленное протоколом от 03.03.2017 N 438 (т.1 л.д.62-63).
На основании данного протокола губернатором Белгородской области издано распоряжение от 16.05.2017 N 356-р о предоставлении в порядке, установленном действующим законодательством, в аренду без проведения торгов ООО "Торжок" для реализации инвестиционного проекта "Создание Садового центра в поселке Северный Белгородского района" земельных участков, расположенных на территории Белгородского района, относящихся к землям, государственная собственность на которые не разграничена: с кадастровым номером 31:15:0406002:173 площадью 6843 кв.м и с кадастровым номером 31:15:0406002:174 площадью 1000 кв.м (т.2 л.д.167).
Распоряжением администрации Белгородского района Белгородской области от 09.06.2017 N 920 по результатам рассмотрения обращения ООО "Торжок" об изменении вида разрешенного использования земельных участков и о предоставлении земельных участков в аренду на основании, в том числе, статей 39.6, 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Белгородской области от 03.04.2015 N 345 "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов", в числе прочего, установлен срок аренды 3 года земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных ООО "Торжок": с кадастровым номером 31:15:0406002:173 площадью 6843 кв.м. (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения), с видом разрешенного использования: автомобильный транспорт, по адресу: Белгородская область, Белгородский район, юго-западнее пос.Северный; с кадастровым номером 31:15:0406002:174 площадью 1000 кв.м (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения), с видом разрешенного использования торговые центры, по адресу: Белгородская область, Белгородский район, юго-западнее пос.Северный (пункт 4) (т.1 л.д.35-36).
Согласно указанным распоряжениям, 13.06.2017 между муниципальным образованием Муниципальным районом "Белгородский район" Белгородской области в лице администрации Белгородского района Белгородской области (арендодатель) и ООО "Торжок" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка для строительства N 6854/137-2017/-ЮЛ (далее - Договор), по условиям которого арендодатель передал, а арендатор принял в аренду за плату земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена:
- с кадастровым номером 31:15:0406002:173 площадью 6843 кв.м (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения), с видом разрешенного использования: автомобильный транспорт, по адресу: Белгородская область, Белгородский район, юго-западнее пос.Северный;
- с кадастровым номером 31:15:0406002:174 площадью 1000 кв.м (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения), с видом разрешенного использования: торговые центры, по адресу: Белгородская область, Белгородский район, юго-западнее пос.Северный (т.1 л.д.29-32).
В соответствии с пунктом 2.1 Договор заключен на 3 года до 08.06.2020, по истечении срока действия договора он не подлежит возобновлению на неопределенный срок.
Пунктами 4.3.3, 4.3.4 Договора арендатор обязался использовать земельный участок в соответствии с его видом разрешенного использования, приступить к освоению земельного участка не позднее трехмесячного срока с даты предоставления земельного участка, а также приступить к строительству объекта после получения разрешения на строительство в установленном законом порядке.
Согласно пункту 8.2 Договора срок освоения земельного участка 3 года. Под освоением земельного участка понимаются действия арендатора по реализации требований градостроительного законодательства РФ по оформлению разрешительной строительной документации, по проведению самих строительных работ и по регистрации права собственности на законченный строительством объект недвижимости.
Пунктом 3.1.1 Договора предусмотрено право арендодателя в одностороннем внесудебном порядке досрочно отказаться от исполнения обязательств по договору и расторгнуть договор в случаях: 1) неустранения в установленный срок последствий совершенного земельного правонарушения; 2) использования земельного участка не в соответствии с видом его разрешенного использования и (или) установленной категорией земель; 3) неисполнения обязательств по строительству объекта в срок, установленный в пункте 8.2 договора, в случае, если строительная готовность объекта недвижимого имущества на последний день такого срока составляет менее чем сорок процентов общего объема его строительства, предусмотренного утвержденной в установленном законодательством РФ порядке проектной документацией. В случае прекращения договора по основанию, указанному в настоящем пункте, права на объект недвижимости определяются в порядке аналогичном предусмотренному пунктом 4.1. Договора; 4) в случае неиспользования земельного участка для строительства в срок, установленный пунктом 8.2 договора; 5) по иным основаниям, предусмотренным законодательством РФ.
В разделе 7 (7.1-7.5), Договора предусмотрен порядок изменения и расторжения договора, в том числе, согласно пункту 7.1.1 сторона, заинтересованная в изменении или расторжении договора, направляет в адрес другой стороны уведомление об изменении условий, либо расторжении договора. К уведомлению может быть приложен подписанный инициирующей стороной проект дополнительного соглашения к договору, предусматривающий внесение изменений, либо проект соглашения о расторжении договора; в пункте 7.2.2 стороны предусмотрели, что при одностороннем расторжении договора арендодателем, в случае, предусмотренном пунктом 3.1.1. договора, арендодатель направляет нарочно с отметкой о получении, либо заказным письмом с уведомление о вручении в адрес арендатора уведомление о досрочном расторжении договора в одностороннем порядке. В этом случае, арендатор считается уведомленным о досрочном расторжении договора аренды, а договор считается расторгнутым с момента: получения арендатором уведомления о досрочном расторжении договора в одностороннем порядке; получения арендатором заказного письма с уведомлением о досрочном расторжении договора в одностороннем порядке; возврата заказного письма с уведомлением о вручении, направленного в адрес арендатора, которое не получено арендатором.
Земельные участки переданы арендодателем арендатору по акту приема-передачи от 13.06.2017, 21.08.2017 произведена государственная регистрация Договора (т.1 л.д.33-34).
30.05.2019 администрацией Беломестненского сельского поселения муниципального района "Белгородский район" Белгородской области проведено обследование земельных участков с кадастровыми номерами 31:15:0406002:173 и 31:15:0406002:174, по результатам которого составлены акты обследования земельных участков от 30.05.2019, согласно которым установлено, что на данных земельных участках постройки отсутствуют (т.2 л.д.166).
На основании вышеизложенного и в соответствии с пунктами 3.1.1 Договора администрацией Белгородского района в адрес ООО "Торжок" было направлено уведомление от 11.06.2019 N 50/13/1224-исх о досрочном расторжении Договора с приложением проекта соглашения о расторжении Договора (т.2 л.д.165).
Поскольку соглашение о расторжении Договора арендатором подписано не было, администрации Белгородского района обратилась в арбитражный суд с иском к ООО "Торжок" о расторжении Договора.
Определением Арбитражного суда Белгородской области от 23.03.2020 производство по делу N А08-8797/2019 прекращено в связи с утверждением мирового соглашения, заключенного между сторонами, на следующих условиях:
1. По настоящему мировому соглашению Ответчик обязуется:
1.1. Освоить земельные участки: - с кадастровым номером 31:15:0406002:173 площадью 6843 кв.м. (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения), с видом разрешенного использования: автомобильный транспорт, расположенный по адресу: Белгородская область, Белгородский район, юго-западнее пос. Северный, - с кадастровым номером 31:15:0406002:174 площадью 1000 кв.м. (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения), с видом разрешенного использования: торговые центры, расположенный по адресу: Белгородская область, Белгородский район, юго-западнее пос. Северный, согласно следующим этапам:
1.1.1. В срок до 01.05.2020 г. осуществить строительство плоскостной автостоянки площадью 700 кв.м.
1.1.2. В срок до 08.06.2020 г. зарегистрировать объект незавершенного строительства - плоскостную автостоянку площадью 700 кв.м.
1.1.3. В срок до 01.05.2020 г. получить технические условия на подключение к сетям электро-, газо- и водоснабжения 1-ой очереди строительства.
На основании распоряжения администрации Белгородского района Белгородской области от 17.07.2020 N 1648 "Об увеличении срока действия договора аренды земельных участков для размещения объектов автомобильного транспорта и торгового центра в границах Беломестненского сельского поселения" 21.07.2020 между муниципальным образованием Муниципальным районом "Белгородский район" Белгородской области в лице администрации Белгородского района Белгородской области (арендодатель) и ООО "Торжок" (арендатор) заключено дополнительное соглашение к Договору (далее - Дополнительное соглашение от 21.07.2020), которым продлен срок действия Договора с 08.06.2020 по 07.06.2023. 27.08.2020 произведена государственная регистрация Дополнительного соглашения от 21.07.2020 (т.1 л.д.38-39).
25.01.2023 в администрацию Белгородского района поступило обращение ООО "Торжок" от 19.01.2023 N 1 о заключении в соответствии с частями 3,4,5 статьи 8 Федерального закона от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" без проведения торгов дополнительного соглашения к Договору, предусматривающего увеличение срока действия договора на 3 года (т.1 л.д.19,74).
Письмом от 22.02.2023 N 50-359 Администрация сообщила Обществу о необходимости предоставления инвестиционного проекта и протокола инвестиционного совета для рассмотрения вопроса о продлении Договора (т.1 л.д.20,75).
В свою очередь, письмом от 20.03.2023 N 4 ООО "Торжок" в дополнение к ранее направленному обращению направило администрации Белгородского района паспорт проекта и протокол заседания Инвестиционного совета при Губернаторе области от 03.03.2017 N 438 (т.1 л.д.21,75-80).
Ответным письмом от 07.04.2023 N 50-359 Администрация рекомендовала Обществу продлить сроки реализации инвестиционного проекта "Создание Садового центра в поселке Северный Белгородского района", срок завершения которого истек 28.12.2016, для заключения дополнительного соглашения к Договору (т.1 л.д.22,80).
Письмом от 17.04.2023 N 6 ООО "Торжок" в дополнение к ранее направленному обращению направило администрации Белгородского района согласованные с администрацией Белгородского района мероприятия (дорожную карту) по реализации проекта ООО "Торжок" по созданию садового центра в поселке Северный 1-1 Белгородского района, согласно которому сроки реализации проекта, включая первую и вторую его очереди строительства, были продлены до 30.05.2026 (т.1 л.д.23-26,81-83).
Так, согласно Мероприятиям (дорожная карта) по реализации проекта ООО "Торжок" по созданию садового центра в поселке Северный 1-й Белгородского района мероприятия 1-ой очереди строительства включают, в числе прочих: строительство плоскостной автостоянки площадью 700 кв.м в срок исполнения 20.03-01.05.2020; государственную регистрацию права собственности на объект незавершенного строительства - плоскостную автостоянку площадью 700 кв.м., в срок до 08.06.2020; получение технических условий на подключение к сетям электро-, газо- и водоснабжения в срок 01.03-01.05.2020; строительство объекта в срок 01.09.2020-30.04.2021; мероприятия второй очереди строительства включают, в числе прочего: строительство объекта в срок 01.06.2021-30.05.2026.
14.07.2023 в Администрацию поступило повторное обращение ООО "Торжок" от 10.07.2023 N 12 о заключении в соответствии с частями 3,4,5 статьи 8 Федерального закона от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" без проведения торгов дополнительного соглашения к Договору, предусматривающего увеличение срока действия договора на 3 года, с указанием на продление срока завершения реализации инвестиционного проекта до 30.05.2026, а также на факт реализации Обществом мероприятий 1-ой очереди строительства (т.1 л.д.27,84).
В ответ письмом от 11.08.2023 N 50-359 администрация Белгородского района сообщила ООО "Торжок" о неиспользовании земельных участков в соответствии с условиями Договора, отсутствии объектов строительства и неосвоении земельных участков, указала на наличие оснований (пункты 3.1.1 и 8.2 Договора) для одностороннего отказа от Договора, а также, что будут осуществлены действия по инициированию прекращения записи о регистрации права аренды в ЕГРН (т.1 л.д.28,85).
09.10.2023 в адрес Общества поступило уведомление Администрации от 29.09.2023 N 50/13/2736 исх о прекращении с 09.01.2024 срока действия Договора на основании пункта 3 статьи 425, пункта 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации (т.1 л.д.86,98-99, т.2 л.д.168-172).
10.10.2023 должностными лицами администрации Белгородского района (комитета имущественных и земельных отношений управления земельных отношений) проведено выездное обследование территории земельных участков с кадастровыми номерами 31:15:0406002:173 и 31:15:0406002:174, по результатам которого составлены акт выездного обследования от 10.10.2023 и протокол к акту выездного обследования от 10.10.2023 с приложением фототаблицы, согласно которым установлено, что на данных земельных участках отсутствуют ограждения, доступ неопределенного круга лиц осуществляется свободно, объекты капитального строительства, здания и сооружения, в том числе автомобильного транспорта, отсутствуют, хозяйственная деятельность не ведется, территория участков поросла сорной растительностью, строительные и иные работы, связанные с освоением и использованием земельного участка не ведутся (т.1 л.д.87-89).
Полагая бездействие Администрации по незаключению дополнительного соглашения к Договору, предусматривающего увеличение срока действия данного договора аренды, уведомления от 11.08.2023 N 50-359 об отказе от исполнения обязательств по Договору и от 29.09.2023 N 50/13/2736 исх о прекращении срока действия Договора незаконными, ООО "Торжок" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением, уточненным в ходе производства по делу в суде первой инстанции.
Арбитражный суд Белгородской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы и исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (пункт 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации).
С учетом положений статей 11, 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" суд области верно не усмотрел нарушений компетенции при рассмотрении Администрацией обращений о заключении дополнительного соглашения к договору аренды спорных земельных участков.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 8.5 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок реализации масштабного инвестиционного проекта, указанного в подпунктах 2 и 3 пункта 2 статьи 39.6 настоящего Кодекса.
Также подпунктом 1 пункта 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случае, если земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса).
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий: 1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;
2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; 3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса; 4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлены в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов (пункт 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 2 Федерального закона от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" дополнен статьей 20 следующего содержания: "особенности регулирования земельных отношений в 2022 году устанавливаются федеральными законами".
В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 58-ФЗ) до 1 марта 2023 года арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия данного договора аренды, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при условии, что: 1) на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек либо арендодателем не заявлено в суд требование о расторжении данного договора аренды; 2) на дату обращения арендатора с указанным требованием у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Срок, на который увеличивается срок действия договора аренды земельного участка в соответствии с дополнительным соглашением, указанным в части 3 настоящей статьи, не может превышать три года. При этом положения пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации не применяются (часть 4 статьи 8 Закона N 58-ФЗ).
Арендодатель обязан без проведения торгов заключить соглашение, указанное в части 3 настоящей статьи, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня обращения арендатора с требованием о его заключении (часть 5 статьи 8 Закона N 58-ФЗ).
Направляя уведомления от 11.08.2023 N 50-359, от 29.09.2023 N 50/13/2736 исх и тем самым отказываясь от исполнения обязательств по договору аренды земельного участка для строительства от 13.06.2017 N 6854/137-2017/-ЮЛ, администрация Белгородского района исходила из обстоятельств нарушения ООО "Торжок" условий заключенного Договора, выразившихся в неиспользовании земельных участков в соответствии с условиями данного Договора, неосвоении земельных участков и отсутствии объектов строительства на земельных участках.
Обстоятельства нарушения Обществом условий Договора дополнительно были подтверждены актом выездного обследования от 10.10.2023 и протоколом к акту выездного обследования от 10.10.2023 с приложением фототаблицы, согласно которым должностными лицами администрации Белгородского района установлено, что на данных земельных участках с кадастровыми номерами 31:15:0406002:173 и 31:15:0406002:174 отсутствуют ограждения, доступ неопределенного круга лиц осуществляется свободно, объекты капитального строительства, здания и сооружения, в том числе автомобильного транспорта, отсутствуют, хозяйственная деятельность не ведется, территория участков поросла сорной растительностью, строительные и иные работы, связанные с освоением и использованием земельного участка не ведутся.
Изложенное применительно к фактическим обстоятельствам заключения Договора в своей совокупности свидетельствуют о недостижении цели заключения Договора - реализации ООО "Торжок" инвестиционного проекта "Создание Садового центра в поселке Северный Белгородского района" для оказания государственной поддержки в соответствии с Законом Белгородской области от 03.04.2015 N 345 "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов", как в установленный (08.06.2020) и продленный с учетом дополнительно соглашения от 21.07.2020 (07.06.2023) срок его действия.
Более того, с учетом неоднократно устанавливаемых Администрацией обстоятельств неосвоения спорных земельных участков усматривается, что в указанные в инвестиционном проекте сроки мероприятия по его реализации, в том числе 1-ой очереди, осуществлены Обществом не были, надлежащих доказательств обратного материалы дела не содержат. При этом представленные ООО "Торжок" в материалы дела документы не опровергают данное обстоятельство.
Так, материалы дела не содержат доказательств добросовестного и надлежащего (в полном объеме) исполнения Обществом мирового соглашения, утвержденного определением Арбитражного суда Белгородской области от 23.03.2020 производство по делу N А08-8797/2019, а также надлежащей и результативной реализации мероприятий инвестиционного проекта "Создание Садового центра в поселке Северный Белгородского района", в том числе и мероприятий (дорожной карты) по его реализации, а именно как всех мероприятий 1-й очереди: строительство плоскостной автостоянки площадью 700 кв.м в срок до 01.05.2020 и регистрация на таковую права собственности в срок до 08.06.2020; получение технических условий на подключение к сетям электро-, газо- и водоснабжения в срок до 01.05.2020; строительство объекта в срок до 30.04.2021, так и части мероприятий 2-й очереди: строительство объекта начиная с 01.06.2021.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ООО "Торжок" как арендатором условий пунктов 4.3.3, 4.3.4, 8.2 Договора, а также об обоснованности довода Администрации о неиспользовании и неосвоении Обществом земельных участков.
С учетом изложенного, отсутствуют правовые основания для продления срока действия Договора в порядке статьи 8 Закона N 58-ФЗ (то есть соблюдение соответствующих условий предусмотренных данной номой права).
При таких обстоятельствах, администрацией Белгородского района не было допущено незаконного бездействия по незаключению дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка для строительства от 13.06.2017 N 6854/137-2017/-ЮЛ в рассматриваемом случае.
В соответствии с пунктом 1 статьи 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.
В рассматриваемом случае первоначально ООО "Торжок" - арендатор обратилось к администрации Белгородского района - арендодателю с заявлением о заключении в порядке частей 3,4,5 статьи 8 Закона N 58-ФЗ дополнительного соглашения к Договору 25.01.2023 (до истечения срока действия Договора - 07.06.2023), которое фактически было рассмотрено (с учетом вышеприведенной переписки сторон) 11.08.2023.
В пункте 23 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 2(2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020, указано, что положениями Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 1 марта 2015 г., прямо не исключено применение положении пункта 2 статьи 621 ГК РФ к договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, правомерно заключенному без проведения торгов до 1 марта 2015 г., в случае когда арендатор имеет право на заключение нового договора аренды без проведения торгов.
Спорный Договор заключен уже после 01.03.2015, то есть - 13.06.2017.
Следуя правовой позиции Арбитражного суда Центрального округа, приведенной в постановлении от 26.09.2019 N Ф10-4448/2019 по делу N А14-26708/2018, из буквального толкования статьи 39.6 ЗК РФ следует, что Земельным кодексом РФ не предусмотрено автоматической пролонгации договора аренды земельного участка. Так как с 01.03.2015 нормами ЗК РФ урегулировано право на заключение договора аренды земельного участка с арендатором на новый срок, эти нормы ЗК РФ имеют приоритет над нормами ГК РФ, то статья 621 ГК РФ с 01.03.2015 к нормам земельного законодательства не применяется.
При этом пунктом 2.1 Договора установлено, что по истечении срока действия договора он не подлежит возобновлению на неопределенный срок.
Как усматривается из материалов дела, письмом от 11.08.2023 N 50-359 администрация Белгородского района сообщила ООО "Торжок" о неиспользовании земельных участков в соответствии с условиями Договора, отсутствии объектов строительства и неосвоении земельных участков, указала на наличие оснований (пункты 3.1.1 и 8.2 Договора) для одностороннего отказа от Договора, а также, что будут осуществлены действия по инициированию прекращения записи о регистрации права аренды в ЕГРН; уведомлением от 29.09.2023 N 50/13/2736 исх Администрация сообщила о прекращении с 09.01.2024 срока действия Договора на основании пункта 3 статьи 425, пункта 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации.
То есть правовой интерес администрация Белгородского района -арендодателя был направлен на прекращение с ООО "Торжок" - арендатором арендных отношений в связи с невыполнением арендатором условий Договора (с учетом уже его продления).
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.07.2020, из существа земельного законодательства, регулирующего вопрос о предоставлении в аренду публичных земель, льготный порядок предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов собственнику объекта незавершенного строительства может быть реализован арендаторами, добросовестно исполнявшими обязательства по договору аренды, но не успевшими завершить строительство объекта недвижимого имущества в течение срока действия договора.
Судом первой инстанции установлено, что в материалах дела отсутствуют доказательства ведения на земельных участках строительных и иных работ, связанных с освоением и использованием земельных участков, доказательства наличия на спорных земельных участках (кадастровые номера 31:15:0406002:173, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт, 31:15:0406002:174, вид разрешенного использования: для размещения (строительства) торгового центра) объектов капитального строительства, здания и сооружения автомобильного транспорта отсутствуют. Право собственности Общества на незавершенный строительством объект в ЕГРН на данных земельных участках не зарегистрировано.
Для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая нормативное регулирование в рассматриваемой сфере, разъяснения высших судебных инстанций и вышеприведенные правоотношения сторон по спору, обстоятельств нарушения прав заявителя оспариваемыми бездействиями и уведомлениями, согласующимися с действующим законодательством и направленным на обеспечение соблюдения установленного правового режима использования земель на территории Белгородской области, не усматривается.
Таким образом, основания для признания оспариваемых бездействия и уведомлений администрации Белгородского района незаконными отсутствуют.
С учетом изложенного, суд первой инстанции по существу пришел к верному окончательному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом области были рассмотрены все заявленные ООО "Торжок" требования и по тексту судебного акта содержится вывод об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В связи с вышеизложенным, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств и материалов дела, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта по доводам заявителя не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверены судом апелляционной инстанции. При этом доводы апелляционной жалобы не опровергают окончательного по существу верного вывода суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ним, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на ее заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 15.02.2024 по делу N А08-9659/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Песнина |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-9659/2023
Истец: ООО "ТОРЖОК"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА