г. Саратов |
|
05 июня 2023 г. |
Дело N А06-8450/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Антоновой О. И.,
судей Жаткиной С. А., Луевой Л. Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шебалковой К. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области на решение Арбитражного суда Астраханской области от 14 марта 2023 года по делу N А06-8450/2022
по исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области (ИНН: 3017036018, ОГРН: 1023000825220)
к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Астрахань" (ИНН: 3006006420; ОГРН: 1023001538460)
об обязании провести мероприятия по обеспечению безопасности скважин N 12, N 40, N 73 в соответствии с требованиями законодательства о недрах путем проведения комплекса ремонтно-изоляционных и ликвидационных работ в целях обеспечения их безопасного состояния,
при участии в судебном заседании:
- представитель ООО "Газпром добыча Астрахань" - Борисенко Александр Владимирович, действующий на основании доверенности от 09 января 2023 года,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области (далее - истец) к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Астрахань" (далее - ООО "Газпром добыча Астрахань", ответчик) с исковым заявлением об обязании провести мероприятия по обеспечению безопасности скважин N 12, N 40, N 73 в соответствии с требованиями законодательства о недрах путем проведения комплекса ремонтно-изоляционных и ликвидационных работ в целях обеспечения их безопасного состояния.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 14.03.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Астраханской области от 14.03.2023 отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Газпром добыча Астрахань" является владельцем лицензии па право пользования недрами N АСТ 14553 НЭ от 20.08.2008, полученной в порядке переоформления лицензии АСТ 10899 НЭ, выданной ООО "Астраханьгазпром" 28.06.2000, на основании п. 19 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 N 3314-1, для добычи углеводородов из башкирских отложений, поиска, разведки и добычи углеводородов из нижележащих палеозойских отложений левобережной части Астраханского месторождения.
Участок недр расположен на территории Красноярского и Харабалинского районов Астраханской области.
Согласно дополнению N 1 к лицензии N АСТ 14553 НЭ от 20.08.2008, срок окончания действия лицензии - 31.12.2222.
На лицензионном участке ООО "Газпром добыча Астрахань" на территории Астраханского месторождения в состоянии ликвидации имеются поисково-разведочные скважины N 12, N 40, N 73, составляющие имущество государственной казны Российской Федерации, и требующие проведения комплекса ремонтно-изоляционных и ликвидационных работ в целях обеспечения их безопасного состояния.
Скважины расположены вблизи населенных пунктов, являются потенциально взрывоопасными, представляют угрозу жизни людей, экологическую опасность и требуют мониторинга, консервации и ликвидации.
С целью обеспечения безопасности Скважин и недопущения возникновения чрезвычайной ситуации недропользователям необходимо осуществить все меры по обеспечению ими мероприятий по их безопасности, в том числе при необходимости их ликвидацию и/или консервацию.
05.08.2020 состоялось совещание у Заместителя Министра финансов Российской Федерации Моисеева А.В. о проблемных вопросах, связанных с финансированием и содержанием имущества государственной казны Российской Федерации, направленного письмом Минфина России от 07.08.2020 N 28-0304/69617.
Протоколом от 05.08.2020 N 28-00-02/ВН-39665 Росимуществу поручено проработать вопрос определения ПАО "Газпром" единственным исполнителем работ по обеспечению безопасности и надлежащей ликвидации скважин N 12, 40 и 73.
Поручением N ЕГ-07/29153 от 16.09.2020 Росимущество поручило Территориальному управлению получить согласия ФАС России на предоставление государственной преференции ПАО "Газпром" путем передачи в аренду поисково-разведочных скважин N 12, 40 и 73.
Письмом от 28.09.2020 N 01-6597 ООО "Газпром добыча Астрахань" отказалось предоставлять необходимые документы для получения согласия на предоставление государственной преференции в отношении скважин N 12, 40 и 73.
Минприроды России письмами от 15.02.2021 N 07-11-32/3789 и от 04.02.2021 N 0711-30/2628 согласовало проект "дорожной карты" по обеспечению безопасности скважин N 12, 40, 73, находящихся в границах участка недр, предоставленного в пользование ООО "Газпром добыча Астрахань".
Ростехнадзором письмами от 26.01.2021 N 00-07-04/50 и N 00-07-04/49 согласованы проекты "дорожной карты" по указанным скважинам.
Однако ПАО "Газпром" письмом от 08.02.2021 N 03-347 не согласовало проект "дорожной карты". По мнению ПАО "Газпром", финансирование работ по обеспечению безопасности и ликвидации скважин не должно осуществляться за счет средств ПАО "Газпром" или ООО "Газпром добыча Астрахань".
По итогам совещания 15.03.2021 с Росимуществом у заместителя Министра финансов Российской Федерации по проблемным вопросам, связанным с финансированием и содержанием имущества государственной казны Российской Федерации, Росимуществу поручено продолжить во взаимодействии с ПАО "Газпром", ООО "Газпром добыча Астрахань" работу по передаче ООО "Газпром добыча Астрахань" астраханских скважин в целях обеспечения безопасности и надлежащей ликвидации астраханских скважин.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, правомерно руководствовался следующим.
ООО "Газпром добыча Астрахань" является владельцем лицензии N ACT 14553 НЭ от 20.08.2008 на недропользование Левобережной части Астраханского газоконденсатного месторождения. В границах горного отвода данного лицензионного участка находятся двенадцать поисково-разведочных скважин: N12, N16, N17, N37, N40, N42, N43, N45, N47, N48, N53, N73, пробуренных в 1980-е годы за счет государственных средств подразделениями ПГО "Нижневолжскгеология" Министерства геологии СССР.
В настоящее время восемь из вышеуказанных двенадцати поисково-разведочных скважин (N 16, N 17, N 37, N 42, N 43, N 45, N 47, N 48) находятся в просроченной консервации и в ожидании ликвидации более 35 лет (с 1983-1987 годов). Четыре поисково-разведочные скважины (N 12, N 40, N 53, N 73) ликвидированы на основании приказа ПГО "Нижневолжскгеология" от 04.09.1992 N 76.
В указанный период порядок ликвидации скважин был определен постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.05.2002 N 22 в РД 08492-02 сроки проведения работ по ликвидации указанных скважин в настоящий момент истекли.
Вступившим в законную силу решением Советского районного суда города Астрахани от 28.10.2010 установлено: 1) бездействие Территориального управления Росимущества в Астраханской области, выразившееся в невключении в реестр государственной собственности поисково-разведочных скважин N 12, N 40, N 53, N 73 и неорганизации работ по надлежащей ликвидации указанных поисково-разведочных скважин, признано незаконным; 2) на Территориальное управление Росимущества в Астраханской области возложена обязанность организовать проведение работ по надлежащей ликвидации поисково-разведочные скважины N 12, N 40, N 53, N 73; 3) на ООО "Газпром добыча Астрахань" возложена обязанность принять под наблюдение скважины N 12, N 40, N 53, N 73 после их надлежащей ликвидации.
Определением Советского районного суда г. Астрахани от 24.07.2015 в отношении ООО "Газпром добыча Астрахань" исполнительное производство с предметом исполнения "обязать ООО "Газпром добыча Астрахань" принять под наблюдение скважины N 12, N 40, N 53, N 73 после их надлежащей ликвидации" приостановлено до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства.
Территориальное управление Росимущества в Астраханской области неоднократно заявляло в суд о предоставлении отсрочки исполнения указанного судебного решения ввиду отсутствия возможности финансирования необходимых ликвидационных мероприятий. Ранее указанные заявления судебными актами были оставлены без удовлетворения. Однако 28.09.2022 Советский районный суд города Астрахани по результатам рассмотрения очередного заявления Территориального управления Росимущества в Астраханской области вынес определение о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта сроком на три года с момента вступления в законную силу данного определения. На указанное определение поданы апелляционные жалобы Прокуратуры Астраханской области и ООО "Газпром добыча Астрахань". До настоящего времени дата судебного разбирательства по рассмотрению апелляционных жалоб в Астраханском областном суде не назначена.
В соответствии с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 23.12.2013 N 408-ФЗ, пунктом 8.1 статьи 22 в Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 23954 "О недрах" (далее - Закон "О недрах"), в перечень обязанностей недропользователя включено обеспечение безопасности горных выработок, буровых скважин и иных связанных с пользованием недрами сооружений, расположенных в границах предоставленного в пользование участка недр.
Собственником указанных поисково-разведочных скважин Астраханского газоконденсатного месторождения является Российская Федерация. Уполномоченным органом по осуществлению функции пользования и распоряжения объектами недвижимости на Астраханском газоконденсатном месторождении является Территориальное управление Росимущества в Астраханской области.
На основании статьи 209 ГК РФ принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Каких-либо изъятий из данного правила применительно к распределению бремени содержания такого имущества, как буровые скважины, закон не содержит.
Старение и утрата полезных свойств оборудования является неизбежным этапом в ходе его промышленной эксплуатации и влечет за собой ликвидацию объекта, обязанность по обеспечению которой лежит на собственнике.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, именно собственник обязан ликвидировать скважины, в использовании которых нет необходимости.
Вопрос о балансовой принадлежности вышеуказанных скважин, в том числе скважин N 12, N 40, N 73, и ответственности за их безопасное состояние рассмотрен в судебном порядке в рамках производства гражданского дела по иску Прокуратуры Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Росимущества в Астраханской области, ООО "Газпром добыча Астрахань", о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия.
Как уже было сказано, вступившим в законную силу решением Советского районного суда города Астрахани от 28.10.2010 установлено: 1) бездействие Территориального управления Росимущества в Астраханской области, выразившееся в невключении в реестр государственной собственности поисково-разведочных скважин N 12, N 40, N 53, N 73 и неорганизации работ по надлежащей ликвидации указанных поисково-разведочных скважин, признано незаконным; 2) на Территориальное управление Росимущества в Астраханской области возложена обязанность организовать проведение работ по надлежащей ликвидации поисково-разведочные скважины N 12, N 40, N 53, N 73; 3) на ООО "Газпром добыча Астрахань" возложена обязанность принять под наблюдение скважины N 12, N 40, N 53, N 73 после их надлежащей ликвидации.
Однако на настоящий момент решение Советского районного суда города Астрахани от 28.10.2010 Территориальным управлением Росимущества в Астраханской области выполнено лишь в части требования по включению поисково-разведочных скважин N 12, N 40, N 53, N 73 в реестр государственной собственности, требование суда в части организации надлежащей ликвидации указанных скважин остается неисполненным.
В силу положений, установленных частью 2 статьи 69 АПК РФ, следует вывод о преюдициальном значении вступившего в законную силу решения Советского районного суда города Астрахани от 28.10.2010.
Формулировка пункта 8.1 статьи 22 Закона "О недрах" не содержит в отношении недропользователя императивного предписания осуществить за счет собственных средств ликвидацию буровых скважин и иных, связанных с пользованием недр сооружений, которые не находятся в его собственности.
Видами пользования недрами применительно к нефтегазовому сектору в соответствии с Законом "О недрах" являются поиск, разведка и добыча полезных ископаемых.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, действия по поиску, оценке и разведке залежей углеводородов в границах горного отвода производились в 1980-е годы НТО "Нижневолжскгеология". Поисково-разведочные скважины N 12, N 40, N 73 не использовались недропользователем - ООО "Газпром добыча Астрахань" и находятся в состоянии простоя более 35 лет.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в соответствии с действующим законодательством и с учетом вышеуказанного судебного акта правовые основания для возложения на ООО "Газпром добыча Астрахань", как на недропользователя Астраханского газоконденсатного месторождения, обязанности по проведению комплекса ремонтно-изоляционных и ликвидационных работ на данных скважинах - отсутствуют, и исковые требования удовлетворению не подлежат.
Довод заявителя жалобы об отсутствии оснований для возложения на Территориальное управление Росимущества в Астраханской области обязанности по проведению комплекса ремонтно-изоляционных и ликвидационных работ на спорных скважинах ввиду того, что истец не является собственником скважин, и такая обязанность возложена на недропользователя - ООО "Газпром добыча Астрахань" в силу статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", судебной коллегией отклоняется.
Из статей 12,22 Закона РФ "О недрах" следует, что обязанность по сохранности и содержанию в безопасном состоянии расположенных в пределах соответствующего горного отвода разведочных горных выработок и буровых скважин возложена на пользователя недр.
В соответствии с "Инструкцией о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов", пользователь недр обязан обеспечить ликвидацию в установленном порядке буровых скважин, не подлежащих использованию, а также обеспечить сохранность скважин.
Владельцем лицензии N ACT 14553 НЭ на недропользование Левобережной части Астраханского газоконденсатного месторождения, в границах горного отвода которого находятся спорные поисково-разведочные скважины, ООО "Газпром добыча Астрахань" является с 20.08.2008.
Следовательно, недропользователем ООО "Газпром добыча Астрахань" является только с 20.08.2008.
При этом поисково-разведочные скважины N 12, N 40, N 73 не использовались недропользователем - ООО "Газпром добыча Астрахань" и находятся в состоянии простоя более 35 лет.
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Советского районного суда города Астрахани еще от 28.10.2010 именно на Территориальное управление Росимущества в Астраханской области возложена обязанность по организации проведения работ по надлежащей ликвидации поисково-разведочных скважин N 12, N 40, N 53, N 73.
При этом довод представителя ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области о том, что ответственность по обеспечению безопасности поисково-разведочных скважин возлагается на недропользователя, Советским районным судом признан несостоятельным, поскольку, как указал суд, данная обязанность в силу норм действующего законодательства возложена на собственника объектов недвижимости.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы обжалуемого судебного акта, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены решений суда первой инстанции, не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 14 марта 2023 года по делу N А06-8450/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О. И. Антонова |
Судьи |
С. А. Жаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-8450/2022
Истец: Территориальное управление Федерального агенства по Управлению государственным имуществом в Астраханской области
Ответчик: ООО "Газпром добыча Астрахань"