г. Вологда |
|
06 июня 2023 г. |
Дело N А52-5966/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 06 июня 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой Р.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "СОВА" Душаниной Г.В. по доверенности от 25.10.2022, от Псковской таможни Малкова А.Б. по доверенности от 10.01.2023 N 08-31/003, Воробъевой О.А. по доверенности от 29.12.2022 N 07-38/51,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу Псковской таможни на решение Арбитражного суда Псковской области от 07 марта 2023 года по делу N А52-5966/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СОВА" (ОГРН 1147746029925, ИНН 7720801600; адрес: 111394, Москва, Зелёный проспект, дом 34, помещение 1, комната 1; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Псковской таможне (ОГРН 1026000979058, ИНН 6027019031; адрес: 180000, город Псков, улица Воровского, дом 20; далее - таможня) о признании незаконными решений от 13.10.2022 о классификации товара РКТ-10209000-22/000389, РКТ-10209000-22/000390, РКТ-10209000-22/000391, РКТ-10209000-22/000392, РКТ-10209000-22/000393, РКТ-10209000-22/000394, РКТ-10209000-22/000395, РКТ-10209000-22/000396, РКТ-10209000-22/000397, РКТ-10209000-22/000398, РКТ-10209000-22/000399, РКТ-10209000-22/000400, РКТ-10209000-22/000401, РКТ-10209000-22/000402, РКТ-10209000-22/000403, РКТ-10209000-22/000404, решений от 14.10.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее - ДТ) N 10113110/221119/0178117, 10013160/200320/0146947, 10013160/130820/0423193, 10131010/270422/3216913, 10131010/270821/0566291, от 17.10.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10131010/290321/0194558, 10131010/070621/0367780, 10013160/161220/0728248, от 18.10.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10013160/061020/0551289, 10131010/121121/0761055.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 07 марта 2023 года по делу N А52-5966/2022 оспариваемые решения признаны незаконными и отменены. На таможню возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя в установленном законом порядке. С таможни в пользу общества взыскано 78 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Таможня с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции неверно указано, что в товарной позиции 7310 классифицируются емкости для любых веществ, кроме сжатого и сжиженного газа, поэтому спорный товар из данной товарной позиции исключен, поскольку не учтены пояснения к товарным позициям 7309, 7310, 7311, из которых следует, что в товарные позиции 7309, 7310 не включаются специальные емкости, предназначенные для содержания только сжатого или сжиженного газа, а не емкости, которые одновременно заполняются сжатым газом и другим веществом. Не согласилось с выводами суда о неправомерном применении разъяснений о классификации ввиду иных значений объема и толщины стенки баллонов, предназначения емкостей для заполнения только огнетушащим веществом, неотражения о применении емкостей именно для огнетушителей (только для заполнения огнетушащим веществом и его хранения). Считает необоснованным применение судом примечания 2(а) к XVI разделу ТН ВЭД, неверной оценку судом понятий "распылитель" и "огнетушитель". Отражает, что описание товара в акте таможенного досмотра как части огнетушителя является верным, однако не свидетельствует о необходимости классификации в заявленной субпозиции 8424 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
В судебном заседании представители таможни жалобу поддержали.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав пояснения представителей общества, таможни, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, отделом проверки деятельности лиц службы таможенного контроля после выпуска товаров на основании статьи 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в период с 15 июля по 05 сентября 2022 проведена камеральная таможенная проверка ООО "СОВА" по вопросу достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, в части контроля достоверности заявления кода ТН ВЭД ЕАЭС товара "части механических устройств для разбрызгивания и распыления: части огнетушителей (корпуса) для изготовления переносных огнетушителей, с пластмассовым внутренним покрытием, горловина с резьбой из нержавеющей стали...", задекларированного по ДТ N 10113110/221119/0178117 (товар N 1), 10013160/200320/0146947 (товар N 1), 10013160/130820/0423193 (товар N 1), 10013160/061020/0551289 (товар N 1), 10013160/161220/0728248 (товар N 1), 10131010/290321/0194558 (товар N 1), 10131010/070621/0367780 (товар N 1), 10131010/270821/0566291 (товар N 1), 10131010/121121/0761055 (товар N 1), 10131010/270422/3216913 (товар N 1).
ООО "СОВА", выступая получателем, декларантом и лицом, ответственным за финансовое урегулирование, ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза и задекларировало с помещением под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" по ДТ N 10113110/221119/0178117 (товар N 1), 10013160/200320/0146947 (товар N I), 10013160/130820/0423193 (товар N 1), 10013160/061020/0551289 (товар N 1), 10013160/161220/0728248 (товар N 1), 10131010/290321/0194558 (товар N 1), 10131010/070621/0367780 (товар N 1), 10131010/270821/0566291 (товар N 1), 10131010/121121/0761055 (товар N 1), 10131010/270422/3216913 (товар N 1) товары "части механических устройств для разбрызгивания и распыления: части огнетушителей (корпуса) для изготовления переносных огнетушителей, с пластмассовым внутренним покрытием, горловина с резьбой из нержавеющей стали...", производитель - ООО "VALPRO" (Латвия), различного объема и артикулов, общей таможенной стоимостью 32 711 844 руб. 19 коп.
Таможенное декларирование от имени декларанта производилось ООО "АЛЬФА ТРАНС ТЕРМИНАЛ", перемещение товара - через таможенные посты МАПП Убылинка и МАПП Бурачки Псковской таможни.
Поставки товаров осуществлялись в рамках внешнеэкономического контракта от 06.07.2015 N 2/1/5/15, заключенного ООО "СОВА" и изготовителем ООО "VALPRO" (Латвия).
В графе 33 ДТ обществом заявлен код товара 8424 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС "Механические устройства (с ручным управлением или без него) для метания, разбрызгивания или распыления жидкостей или порошков; огнетушители заряженные или незаряженные; пульверизаторы и аналогичные устройства; пароструйные или пескоструйные и аналогичные метательные устройства: - части", ставка ввозной таможенной пошлины - 0 %.
При таможенном декларировании по ДТ N 10013160/200320/0146947, 10013160/130820/0423193, 10013160/161220/0728248 проведен фактический контроль в форме таможенного досмотра (акты от 21.03.2020 N 10113100/210320/000628, от 14.08.2020 N 10113100/140820/001723, от 22.12.2020 N 10113100/221220/002890). В результате таможенного досмотра установлено, что товар представляет собой изделия из металла, окрашенные в красный цвет, - части огнетушителей (корпуса) для изготовления огнетушителей, с пластмассовым внутренним покрытием, горловина с резьбой из нержавеющей стали.
В ходе проведения камеральной таможенной проверки ООО "СОВА" представлены фотографии товара и техническая документация на товар (сертификаты качества).
Согласно представленным сертификатам качества товар представляет собой баллоны из стали марок DC04, Р355 NL с наружным покрытием полиэфирной порошковой краской цвета RAL 3000 ("огненно-красный" согласно источникам, размещенным в сети Интернет) и имеет следующие характеристики:
- артикул 568.00 (толщина стенки 1,6 мм, объем 7л);
- артикул 569.00 (толщина стенки 1,6 мм, объем 8,4 л);
- артикул 633.00 (толщина стенки 1,3 мм, объем 3 л);
- артикул 697.00 (толщина стенки 1,6 мм, объем 6 л);
- артикул 837.00 (толщина стенки 2,0 мм, объем 58 л);
- артикул 893.00 (толщина стенки 2,0 мм, объем 15 л);
- артикул 936.00 (толщина стенки 1,6 мм, объем 11,8 л);
- артикул 962.00 (толщина стенки 2,00 мм, объем 29 л);
- артикул 1032.00 (толщина стенки 1,3 мм, объем 1,7 л);
- артикул 1065.00 (толщина стенки 2,00 мм, объем 36л).
Согласно представленным фотографиям, чертежам и заявленным сведениям товары имеют технологическое отверстие в верхней части с резьбой.
Задекларированные товары представляют собой емкости из черных металлов без механического или теплотехнического оборудования, а именно баллоны цилиндрические из стали для изготовления огнетушителей с горловиной, имеющей резьбу, не заправленные, различного объема и толщины стенок.
С учетом заявленных сведений и технического описания товара, учитывая положения пункта 107 приказа ФТС России от 14.01.2019 N 28 "О классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных товаров" (далее - Приказ N 28), пункта 119 приказа ФТС России от 17.11.2021N 995 "Об утверждении Разъяснений о классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных видов товаров" (далее - Приказ N 995), в соответствии с правилами 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД таможня посчитала, что задекларированный обществом товар:
- артикулов 568.00, 569.00, 633.00, 697.00, 893.00, 936.00, 962.00, 1032.00, 1065.00 классифицируется в подсубпозиции 7310 29 900 0 "Цистерны, бочки, барабаны, канистры, ящики и аналогичные емкости, из черных металлов, для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью не более 300 л, с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования: - вместимостью менее 50 л: - прочие: - с толщиной стенки 0,5 мм или более", ставка ввозной таможенной пошлины 10 %;
- артикул 837.00 классифицируется в подсубпозиции 7310 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС "Цистерны, бочки, барабаны, канистры, ящики и аналогичные емкости, из черных металлов, для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью не более 300 л, с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования: - вместимостью 50 л или более", ставка ввозной таможенной пошлины - 10 %.
По результатам камеральной таможенной проверки составлен акт от 05.09.2022 N 10209000/210/050922/А000541.
В соответствии с частью 10 статьи 237 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) выписка из акта камеральной таможенной проверки направлена в адрес таможенного представителя ООО "АЛЬФА ТРАНС ТЕРМИНАЛ".
На акт камеральной таможенной проверки в соответствии с положениями пункта 16 статьи 237 Закона N 289-ФЗ от ООО "СОВА" получены возражения от 19.09.2022 N 33.
В соответствии с пунктом 21 статьи 237 Закона N 289-ФЗ составлено письменное заключение по возражению проверяемого лица на акт таможенной проверки N 10209000/210/050922/А000541 и 05.10.2022 направлено в адрес ООО "СОВА".
В соответствии с пунктом 28 статьи 237 Закона N 289-ФЗ по результатам камеральной таможенной проверки приняты решения от 13.10.2022 о классификации товара "части механических устройств для разбрызгивания и распыления: части огнетушителей (корпуса) для изготовления переносных огнетушителей, с пластмассовым внутренним покрытием, горловина с резьбой из нержавеющей стали...":
- по ДТ N 10113110/221119/0178117 (часть товара N 1), 10013160/200320/0146947 (товар N 1), 10013160/130820/0423193 (товар N 1), 10013160/061020/0551289 (часть товар N 1), 10013160/161220/0728248 (часть товара N 1), 10131010/290321/0194558 (часть товар N 1), 10131010/070621/0367780 (часть товар N 1), 10131010/270821/0566291 (товар N 1), 10131010/121121/0761055 (часть товар N 1), 10131010/270422/3216913 (товар N 1) в подсубпозиции 7310 29 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС;
- по ДТ N 10113110/221119/0178117 (часть товара 1), 10013160/061020/0551289 (часть товара N 1), 10013160/161220/0728248 (часть товара N 1), 10131010/290321/0194558 (часть товара N 1), 10131010/070621/0367780 (часть товара N 1), 10131010/121121/0761055 (часть товара N 1) в подсубпозиции 7310 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Таможней 14.10.2022, 17.10.2022 и 18.10.2022 приняты решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров.
Сумма доначисленных таможенных платежей составила 3 923,56 тыс. руб.
Считая незаконными решения о классификации товаров, о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, принятые по результатам камеральной таможенной проверки, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Из части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующий орган, который его принял.
Согласно пункту 1 статьи 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с ТН ВЭД. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы.
На основании пункта 2 указанной статьи в случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Евразийского экономического союза.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20 ТК ЕАЭС коды товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены единая ТН ВЭД ЕАЭС и Единый таможенный тариф Таможенного союза, которым установлены ОПИ ТН ВЭД.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Классификация товаров в ТН ВЭД ТС осуществляется по правилам 1-6.
Первые пять правил ОПИ ТН ВЭД применяются последовательно и служат для определения соответствующей товарной позиции, к которой относится классифицируемый товар. ОПИ ТН ВЭД 6 применяется для дальнейшей детализации товара и определения соответствующей субпозиции и подсубпозиции ТН ВЭД ТС.
Согласно правилу 1 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с Правилами 2 (а), 2 (б), 3 (а), 3 (б), 3 (в), 4, 5 и 6 ОПИ ТН ВЭД.
Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ ТН ВЭД).
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, разделом III которого определен порядок применения ОПИ ТН ВЭД (далее - Положение N 522).
Согласно пунктам 5 и 6 указанного Положения ОПИ ТН ВЭД предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне, и применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно.
Пунктом 7 Положения N 522 определена последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации.
При классификации товара по ТН ВЭД вначале определяется товарная позиция, затем субпозиция исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (ОПИ 6).
Коллегией Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК) государствам - членам Таможенного союза и Единого экономического пространства подготовлены Пояснения к ТН ВЭД (далее - Пояснения к ТН ВЭД), которые рекомендованы к применению (приложение к рекомендации Коллегии ЕЭК от 07.11.2017 N 21).
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление N 49) положениями статьи 20 ТК ЕАЭС предусмотрена классификация товаров по ТН ВЭД при их таможенном декларировании и установлены полномочия таможенных органов по вынесению решений о классификации товаров.
Суд проверяет обоснованность классификационного решения, вынесенного таможенным органом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, руководствуясь Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пункта 6 статьи 21, пунктов 1 и 2 статьи 22 Таможенного кодекса решениями Федеральной таможенной службы и Комиссии по классификации отдельных видов товаров, если такие решения относятся к спорному товару. Для целей интерпретации положений ТН ВЭД судами также учитываются Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов.
Основанием для вывода о неправомерности оспариваемого в суде решения о классификации товара по ТН ВЭД является неправильная классификация товара таможенным органом. В судебном акте, при наличии к тому достаточных доказательств, также может содержаться вывод о верности классификации, произведенной декларантом, и об отсутствии в связи с этим у таможенного органа основания для принятия решения об иной классификации товара, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 20 Таможенного кодекса.
В силу пункта 22 Постановления N 49 участники внешнеэкономической деятельности вправе ожидать, что осуществляемая в соответствии с Гармонизированной системой классификация товаров, имеющая значение в том числе для определения размера таможенных платежей, будет носить объективный, предсказуемый и прозрачный характер.
Как следует из материалов дела, на основании контракта произведена поставка товара и задекларированы в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС товары, полные описания, характеристики и функциональное назначение которых содержатся в дополнении к декларациям на товары к графе 31: "части огнетушителей (корпуса) для изготовления переносных огнетушителей, с пластмассовым внутренним покрытием, горловина с резьбой из нержавеющей стали..., чертеж...", производитель ООО "VALPRO" (Латвия).
Общество классифицировало товар по коду 8424 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС "Механические устройства (с ручным управлением или без него) для метания, разбрызгивания или распыления жидкостей или порошков; огнетушители заряженные или незаряженные; пульверизаторы и аналогичные устройства; пароструйные или пескоструйные и аналогичные метательные устройства: - части", ставка ввозной таможенной пошлины - 0 %.
Согласно Пояснениям к ТН ВЭД по группе 84 "Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части" в товарную позицию 8424 "Механические устройства (с ручным управлением или без него) для метания, разбрызгивания или распыления жидкостей или порошков; огнетушители заряженные или незаряженные; пульверизаторы и аналогичные устройства; пароструйные или пескоструйные и аналогичные метательные устройства (+)" включаются машины и устройства для метания, разбрызгивания или распыления пара, жидкостей или твердых материалов (например, песка, порошков, гранул, щебня или металлических абразивов) в виде струи, дисперсии (капельной или нет) или брызг.
В товарную позицию 8424 включаются
(А) заряженные или незаряженные огнетушители. К данной категории товаров относятся огнетушители (заполненные или нет) тех видов, которые используют пенообразующие или другие заряды, включая простые огнетушители, оборудованные кранами, клапанами, ударными колпачками или другими устройствами для приведения огнетушителей в действие.
Части, при условии соблюдения общих положений, относящихся к классификации частей (см. общие положения к разделу XVI), в данную товарную позицию включаются части устройств и аппаратов данной товарной позиции. Таким образом, части, входящие в данную товарную позицию, включают, inter alia, резервуары для распылителей, распылительные форсунки, трубки и головки турбулентных распылителей, кроме тех видов, которые включаются в товарную позицию 8481.
В соответствии с указанными Пояснениями, по мнению таможни, в товарную позицию 8424 ТН ВЭД ЕАЭС могут быть включены резервуары, используемые только для распылителей. При этом "распылитель" и "огнетушитель" не являются тождественными.
Согласно статьи 107.1 Приказа N 28, утратившего силу 10.02.2022, емкость из нелегированной стали - баллон металлический, окрашенный в красный цвет, с технологическим отверстием в верхней части, имеющим резьбу, вместимостью 2,3 литра и толщиной стенки 1 миллиметра, предназначенный для заполнения огнетушащим веществом, классифицируется в товарной позиции 7310 ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с ОПИ 1 ТН ВЭД.
Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 119 Приказа N 995, действующего с 10.02.2022, согласно которым емкость из нелегированной стали - баллон металлический, окрашенный в красный цвет, с технологическим отверстием в верхней части, имеющим резьбу, вместимостью 2,3 литра и толщиной стенки 1 миллиметр, предназначенный для заполнения огнетушащим веществом, классифицируется в товарной позиции 7310 ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с ОПИ ТН ВЭД 1.
В соответствии с ТН ВЭД и Пояснениями к ТН ВЭД по группе 73 "Изделия из черных металлов" в товарную позицию 7310 включаются "Цистерны, бочки, барабаны, канистры, ящики и аналогичные емкости, из черных металлов, для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью не более 300 л, с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования":
- вместимостью 50 л или более 7310 10 000 0,
- вместимостью менее 50 л: 7310 29 -- прочие: 7310 29 900 0 --- с толщиной стенки 0,5 мм или более.
При таможенном декларировании по ДТ N 10013160/200320/0146947, 10013160/130820/0423193, 10013160/161220/0728248 проведен фактический контроль в форме таможенного досмотра (акты от 21.12.2020 N 10113100/210320/000628, от 14.08.2020 N 10113100/140820/001723, от 22.12.2020 N 10113100/221220/002890). В результате таможенного досмотра установлено, что товар представляет собой изделия из металла, окрашенные в красный цвет, - части огнетушителей (корпуса) для изготовления огнетушителей, с пластмассовым внутренним покрытием, горловина с резьбой из нержавеющей стали.
Руководствуясь статьей 107.1 Приказа N 28 и статьей 119 Приказа N 995, таможня осуществила переклассификацию спорного товара.
Таможенный орган в зависимости от характеристик товара различных артикулов (емкости) полагает правильной классификацию товара
артикулов 568.00, 569.00, 633.00, 697.00, 893.00, 936.00, 962.00, 1032.00, 1065.00 по коду 7310 29 900 0 "Цистерны, бочки, барабаны, канистры, ящики и аналогичные емкости, из черных металлов, для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью не более 300 л, с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования: - вместимостью менее 50 л: - прочие: - с толщиной стенки 0,5 мм или более", ставка ввозной таможенной пошлины 10 %;
артикула 837.00 - 7310 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС "Цистерны, бочки, барабаны, канистры, ящики и аналогичные емкости, из черных металлов, для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью не более 300 л, с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования: - вместимостью 50 л или более", ставка ввозной таможенной пошлины - 10 %.
Отклоняя доводы таможни о том, что товарную позицию 8424 ТН ВЭД ЕАЭС могут быть включены резервуары, используемые только для распылителей, а понятия "распылитель" и "огнетушитель" не являются тождественными, суд первой инстанции обоснованно учел следующее. В товарную позицию 8424, согласно пояснениям ТН ВЭД ЕАЭС, входят не только устройства для разбрызгивания, но и для метания, распыления пара, жидкостей или твердых материалов, а также в данную позицию входят заряженные и незаряженные огнетушители. Таким образом, чтобы отнести часть огнетушителя к подсубпозиции 8424 90 000 0, не требуется отождествление огнетушителя и распылителя.
Товарная позиция 8424 ТН ВЭД ЕАЭС включает в себя описания разных товаров и описание новых товаров начинается после знака ";", например, "...; огнетушители заряженные и незаряженные;...", а также с учетом того, что подсубпозиция - "- части", суд первой инстанции посчитал, что обществом верно заявлен код товара 8424 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС с детализацией товара по дополнительным признакам, в частности, "части огнетушителей (корпуса) для изготовления переносных огнетушителей, с пластмассовым внутренним покрытием, горловина с резьбой из нержавеющей стали..., чертеж...", что подтверждается фактическим контролем в форме таможенного досмотра.
Ссылка на положения Приказов N 28, 995 судом первой инстанции не принята на основании следующего.
Как следует из акта камеральной таможенной проверки от 05.09.2022, исходя из представленной в ДТ технической документации и заявленных сведений, задекларированные товары представляют собой емкости из черных металлов без механического или теплотехнического оборудования, а именно: баллоны цилиндрические из стали для изготовления огнетушителей с горловиной, имеющей резьбу, не заправленные, различного объема.
При этом вместимость баллонов составляет от 1,7 литров до 36 литров, а толщина стенок от 1,7 мл до 2 мл.
Закачной огнетушитель ОВЭ, производимый обществом, содержит в баллоне огнетушащее вещество (жидкость) и закаченный в корпус огнетушителя сжатый газ (азот), энергия которого обеспечивает вытеснение огнетушащего вещества (ОТВ). Исходя из способа закачки газа в корпус огнетушителя, данное устройство постоянно находится под давлением сжатого газа и жидкости. То есть действие огнетушителей этого типа характеризуется как два в одном (сжатый газ плюс жидкость ОТВ).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал, что положения статьи 107.1 Приказа N 28 и статьи 119 приказа N 995, относящиеся к емкостям вместимостью 2,3 литра и толщиной стенки 1 миллиметра, неприменимы к спорному товару, имеющему иные характеристики, и, как следствие, таможня не имела оснований для классификации спорного товара в товарной субпозиции 7310 29 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что спорный товар используется обществом только при производстве воздушно-эмульсионных огнетушителей.
Из приложений к сертификатам соответствия на указанную продукцию следует, что корпус огнетушителя изготовлен из стали, оснащен внутренним защитным полимерным покрытием и снаружи окрашен порошковой краской IV.4/2.Y3 ГОСТ 9.032-74 красного цвета, в горловину корпуса огнетушителя вкручено запорно-пусковое устройство (ЗПУ), изготовленное из латуни, к выходному штуцеру ЗПУ на резьбе присоединен рукав высокого давления, оснащенный соплом, детали рукава высокого давления (ввертной штуцер и сопло) изготовлены из латуни ЛС59-1 по ГОСТ 15527-70, обжимные втулки - из меди МI по ГОСТ 859-78. Принцип действия огнетушителя основан на использовании энергии сжатого азота для вытеснения и подачи огнетушащего вещества на тушение очага пожара.
Таким образом, баллон огнетушителя предназначен для заполнения огнетушащим веществом, которое находится внутри баллона под давлением сжатого газа азота. Следовательно, цилиндр огнетушителя, являющийся корпусом огнетушителя, в соответствии с сертификатом предназначен одновременно для работы с жидкостью и сжатым газом (азотом), что из товарных позиций 7310 ТН ВЭД ЕАЭС прямо исключено.
Положения статьи 107.1 Приказа N 28 и статьи 119 Приказа N 995 применены таможней необоснованно, поскольку распространяются на баллоны, предназначенные для заполнения огнетушащим веществом, тогда как рассматриваемые баллоны предназначены для заполнения как огнетушащим веществом, так и сжатым газом.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, спорный товар является исключительно составной частью огнетушителя, что само по себе определяет его назначение и исключает применение в иных целях, с иными устройствами или механизмами, а также в качестве ёмкости для хранения каких-либо веществ.
В соответствии с правилом 1 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии со следующими положениями:
2 (а) Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
2 (б) Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо материал или вещество должна рассматриваться и как ссылка на смеси или соединения этого материала или вещества с другими материалами или веществами.
Согласно правилу 3 (а) ОПИ ТН ВЭД в случае, если в силу Правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом: предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что спорный товар подлежит классификации в товарной субпозиции 8424 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС как содержащей наиболее конкретное его описание, максимально подходяще к рассматриваемому товару, по сравнению с товарной субпозицией 7310 29 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
В товарную позицию 8424 00 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС включены механические устройства (с ручным управлением или без него) для метания, разбрызгивания или распыления жидкостей или порошков, огнетушители заряженные или незаряженные, пульверизаторы и аналогичные устройства, пароструйные или пескоструйные и аналогичные метательные устройства.
Товарная позиция 8424 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС наиболее полно отражает характеристики спорного товара.
Таким образом, общество обоснованно классифицировало товар по коду 8424 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
В Разделе XVI ТН ВЭД ЕАЭС, включающем в себя 84 товарную группу, установлено примечание 2 (а), согласно которому при условии соблюдения положений примечания 1 к данному разделу, примечания 1 к группе 84 и примечания 1 к группе 85, части машин (кроме частей изделий товарной позиции 8484, 8544, 8545, 8546 или 8547) должны классифицироваться согласно следующим правилам: части, являющиеся товарами, включенными в какую-либо из товарных позиций группы 84 или 85 (кроме товарных позиций 8409, 8431, 8448, 8466, 8473, 8487, 8503, 8522, 8529, 8538 и 8548), во всех случаях должны классифицироваться в предусмотренных для них товарных позициях.
В рассматриваемом случае ввезенный товар нельзя признать готовым товаром, поэтому он обоснованно классифицирован обществом как часть товара - огнетушителя, а не как самостоятельный товар - емкости в товарной позиции 7310.
Поскольку в данном случае стороны классифицируют спорный товар по двум разным товарным позициям (указанным декларантом и таможней), суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в силу правила 3 (а) ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС и примечания 2 (а) к разделу XVI ТН ВЭД ТС, указанный товар - части огнетушителя - подлежат классификации по товарной позиции 8424 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС как содержащей наиболее конкретное описание товара.
Указанный вывод соответствует также правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.10.2014 N 5820/13 по делу N А51-13330/2012.
Ссылки апеллянта на то, что спорная емкость подлежит классификации в товарной позиции 7310 ТН ВЭД, основанные на толковании пояснений к товарным позициям 7309, 7310, 7311, коллегией судей не принимаются.
В товарной позиции 7310, примененной таможней, а также 7309 подлежат классификации емкости вместимостью не более 300 л для любых веществ кроме сжатого и сжиженного газа, о чем прямо указано, в товарной позиции 7310 - емкости для сжатого или сжиженного газа, из черных металлов.
Спорные баллоны для огнетушителя предназначены для заполнения жидким огнетушащим веществом и вытесняющим сжатым газом (азотом), поэтому не подлежат классификации в товарной позиции 7310 ввиду применения сжатого газа, в товарной позиции 7311 - ввиду применения огнетушащего вещества. При этом ссылка таможни на то, что неприменение к спорному товару товарной позиции 7311 автоматически относит спорный товар к товарной позиции 7310, не принимается апелляционным судом как противоречащая тексту товарной позиции 7310.
Доводы жалобы о том, что в товарную позицию 8424 могут быть включены только резервуары, предназначенные для распылителей, не принимаются апелляционным судом, поскольку из пояснений ТН ВЭД следует, что в данную товарную позицию включаются части устройств и аппаратов данной товарной позиции, к которой, в свою очередь, отнесены заряженные или незаряженные огнетушители (заполненные или нет) тех видов, которые используют пенообразующие или другие заряды, включая простые огнетушители, оборудованные кранами, клапанами, ударными колпачками или другими устройствами для приведения огнетушителей в действие.
Ссылка таможни на статью 242 Приказа N 995, введенную приказом ФТС России от 24.10.2022 N 886, отклонена судом первой инстанции, поскольку данные разъяснения вступили в силу только 31.12.2022, то есть после ввоза товаров и не могут быть применены к спорным правоотношениям.
Доводы в жалобе о том, что суд неверно из актов таможенного досмотра установил, что товар представляет собой изделия части огнетушителей (корпуса) для изготовления огнетушителей, так как описание товара как частей огнетушителей не является достаточным основанием для классификации товара по коду, примененному обществом, апелляционным судом не принимаются, поскольку вывод суда о том, что код товара 8424 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС указан обществом верно, сделан на основании ТН ВЭД, пояснений к ТН ВЭД и иных документов, содержащих описание товара.
В жалобе таможня ссылается, что суд не учел нормативно закрепленные определения корпуса огнетушителя.
Согласно пункту 3.16 "ГОСТ Р 51057-2001. Государственный стандарт Российской Федерации. Техника пожарная. Огнетушители переносные. Общие технические требования. Методы испытаний" корпус огнетушителя - емкость, предназначенная для хранения огнетушащего вещества, монтажа головки и элементов для переноски и установки огнетушителя.
На основании пункта 3.16 " ГОСТ Р 51017-2009 Техника пожарная. Огнетушители передвижные. Общие технические требования. Методы испытаний" корпус огнетушителя - сосуд, предназначенный для хранения огнетушащего вещества, монтажа головки и других элементов конструкции.
Определение корпуса огнетушителя как "емкости, предназначенной для хранения огнетушащего вещества", не свидетельствует об обоснованности применения разъяснений, изложенных в статье 107.1 Приказа N 28 и статье 119 Приказа N 995, поскольку вышеуказанное определение, для полноценного уяснения смысла, предполагает целостное, смысловое восприятие и не предполагает использование баллонов для огнетушителя как отдельной емкости, указывая на целостность всей конструкции огнетушителя.
Текст товарной позиции 8424 ТН ВЭД ТС не включает в себя "емкости", но при этом включает части огнетушителей, а не только механические устройства для метания, разбрызгивания или распыления жидкостей или порошков, огнетушители заряженные или незаряженные.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал, что оспариваемые решения таможенного органа подлежат признанию недействительными.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, что доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 07 марта 2023 года по делу N А52-5966/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Псковской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-5966/2022
Истец: ООО "Сова"
Ответчик: Псковская таможня