г. Пермь |
|
07 июня 2023 г. |
Дело N А60-70746/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июня 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Васильевой Е.В., Герасименко Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Климашевской К.И.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "АВТ-Урал",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 31 марта 2023 года
по делу N А60-70746/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АВТ-Урал" (ИНН 6615011311, ОГРН 1076615000747)
к Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 6671290250, ОГРН 1096671008345)
о признании незаконным решения N УР.54.016627.22 от 22.03.2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АВТ-УРАЛ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - заинтересованное лицо, Уральское управление Ростехнадзора, Управление) о признании незаконным решения N УР.54.016627.22 от 02.03.2022.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 31.03.2023 (резолютивная часть решения объявлена 24.03.2023) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что на основании п. 7 Требований N 471 при осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, указанными в приложении 1 к приложении 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ), позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов.
На основании требований абз.2 п. 10 Требований N 471 "При проведении идентификации необходимо учитывать, что опасным производственным объектом не является отдельный механизм, оборудование (техническое устройство), емкость с опасным веществом, сосуд под избыточным давлением. Опасным производственным объектом является определенная площадка производства, на которой при осуществлении определенного вида деятельности применяется то или иное техническое устройство, есть обращение опасного вещества или горючей пыли.".
Согласно п. 27 Требований N 471 основаниями для внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются изменения состава технических устройств (замена оборудования или реконструкция, модернизация, исключение, использование на опасном производственном объекте новых (дополнительных) технических устройств, эксплуатация которых обуславливает признаки опасности, перечисленные в приложении 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ.
К признакам опасности, перечисленным в приложении 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ относятся получение, использование, переработка. образование, хранение, транспортирование, уничтожение в указанных в приложении 2 к Федеральному закону N 116- ФЗ количествах опасных веществ следующих видов: воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные вещества и вещества, представляющие опасность для окружающей среды.
Эмульсия является окисляющим и токсичным веществом, дизельное топливо - горючей жидкостью, используемой в технологическом процессе. Опасные вещества загружаются в смесительно-зарядные машины (далее - СЗМ) на территории опасного производственного объекта "Цеха изготовления взрывчатых материалов", эксплуатируемого ООО "АВТ-Урал" (далее - Цех). После загрузки в СЗМ опасных веществ она находится на территории Цеха до ее отправки к местам производства взрывных работ. На основании п.694 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при производстве, хранении и применении взрывчатых материалов промышленного назначения", утвержденных приказом Ростехнадзора от 03.12.2020 N 494: "Допускается хранение смесительно-зарядной машины, загруженной взрывчатыми веществами или эмульсией без металлических горючих, на охраняемой территории пункта сроком не более двух суток на специально отведенной площадке или в помещении загрузки смесительнозарядных машин.".
Согласно разделу 6 формы "Сведений, характеризующий опасный производственный объект", приложения N 2 к Административному регламенту Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденному приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 N 140. сведения, характеризующие опасный производственный объект, должны содержать информацию о техническом устройстве, обладающем любым признаком опасности и количестве опасных веществ, регламентированного объемом его емкостей, если они находятся или могут находиться на опасном производственном объекте (п. 1 Приложения 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ).
Признаки опасности по отраслевой принадлежности установлены Требованиями N 471 в целях присвоения типового наименования опасному производственному объекту (техническому устройству типовое наименование не присваивается). При регистрации опасного производственного объекта, при внесении изменений в сведения, характеризующие опасный производственный объект, учитываются все признаки опасности, предусмотренные приложением 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ, что подтверждает письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.04.2023 N 07-00- 05/372 "О регистрации ОПО".
Таким образом, отсутствие в смесительно-зарядной машине (далее - СЗМ) взрывчатых материалов, как признака опасности технического устройства, не является основанием не включения СЗМ в сведения, характеризующие опасный производственный объект "Цех изготовления взрывчатых материалов", эксплуатируемый ООО "АВТ-Урал".
Заинтересованное лицо с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Судом рассмотрены заявления общества и Управления о рассмотрении дела в отсутствие представителей и в порядке статьи 159 АПК РФ удовлетворено.
Приложенные к апелляционной жалобе дополнительные доказательства приобщению к материалам дела не подлежат, поскольку ходатайство о приобщении, а также причины их непредставления в суд первой инстанции не заявлены (ч. 2 ст. 268 АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "АВТ-Урал" является организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект (далее - ОПО): Цех изготовления взрывчатых материалов, регистрационный номер А54-04542-0002, дата регистрации 06.03.2008, III класс опасности, что подтверждается Свидетельством о регистрации N А54-04542 от 28.05.2020.
26.01.2022 ООО "АВТ-Урал" направило в Уральское управление Ростехнадзора заявление (вх. N ЗД.54.003878.22 от 02.02.2022) о предоставлении государственной услуги по внесению изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре опасных производственных объектов в отношении опасного производственного объекта: Цех изготовления взрывчатых материалов, рег. N А54-04542-0002, в связи с изменением состава применяемых на опасном производственном объекте предприятия технических устройств, а именно:
1) исключение из состава применяемого на ОПО технического устройства - смесительно-зарядной машины SCANIA P380CB6X600 EHZ "Универсал" ТС-4, рег. номер М110НХ 96 (продажа смесительно-зарядной машины).
2) включение в состав применяемых на ОПО нового технического устройства - смесительно-зарядной машины MEMU Универсал ТС-4 RE-PUMP 15 на базе шасси Scania, рег. номер Н772РТ196 (покупка новой смесительно-зарядной машины).
Уведомлением от 02.03.2022 N УР.54.016627.22 Управление отказало Заявителю во внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре опасных производственных объектов, в связи с выявленными несоответствиями требованиям Административного регламента предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.04.2019 N 140 и зарегистрированного Минюстом РФ 16.08.2019 рег. N 55649 (далее - Административный регламент), а именно:
- идентификация ОПО не проведена правильно и в полном объеме;
- заявление, сведения, характеризующие ОПО, комплект документов не соответствуют требованиям Административного регламента;
- класс опасности ОПО не соответствует требованиям, установленным приложением N 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
В обосновании своего решения Уральское управление Ростехнадзора указало, что наименование ОПО (Цех изготовления взрывчатых материалов) и цифровое обозначение раздела отраслевой принадлежности (3), присвоенное объекту при идентификации ОПО заявителем не соответствует сведениям о составе ОПО (отсутствуют взрывчатые вещества и материалы).
Не согласившись с решением Уральского управления Ростехнадзора, ООО "АВТ-Урал" обратилось с жалобой об отмене решения к руководителю Уральского управления Ростехнадзора (исх.N 0101-353 от 27.06.2022), но получило отказ в удовлетворении жалобы (исх. N 332-13478 от 26.07.2022): наименование ОПО (Цех изготовления взрывчатых материалов А54-04542-0002) и цифровое обозначение раздела отраслевой принадлежности (3) не соответствует сведениям о составе ОПО (отсутствуют взрывчатые вещества и материалы).
05.08.2022 ООО "АВТ-Урал" обратилось с жалобой (исх.N 0101-411) в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, по результатам рассмотрения которой принято решение об отказе в удовлетворении жалобы Заявителя (письмо исх. N 332-16299 от 02.09.2022 с актом N А-332-4-р от 30.08.2022): наименование ОПО (Цех изготовления взрывчатых материалов рег. N А54-04542-0002), который идентифицирован как ОПО, на котором хранятся, получаются, используются и транспортируются взрывчатые вещества, не соответствует действительности, так как на данном объекте отсутствуют взрывчатые вещества и материалы.
Не согласившись с вынесенным решением от 02.03.2022 N УР.54.016627.22, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным, в связи с нарушением прав и законных интересов.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии совокупности правовых оснований для признания оспариваемого решения Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору недействительным.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (статья 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Порядок и процедура осуществления регистрации опасных производственных объектов и ведение государственного реестра таких объектов предусмотрена Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.04.2019 N 140 (далее- Административный регламент).
В соответствии с п. 1. Административного регламента он устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц Ростехнадзора (его территориальных органов) при предоставлении государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (далее - государственная услуга), а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями Ростехнадзора (его территориальных органов) и их должностными лицами, взаимодействия Ростехнадзора (его территориальных органов) с заявителями при предоставлении государственной услуги.
В соответствии с пп. 8 п. 11 Административного регламента - результатом предоставления государственной услуги является внесение изменений в сведения, содержащиеся в Реестре.
Исчерпывающий перечень оснований для внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре опасных производственных объектов (далее - Реестр), установлен пунктом 27 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 30 ноября 2020 года N 471 (далее Требования N 471).
Согласно пункту 11 Требований по результатам идентификации эксплуатирующая организация присваивает опасному производственному объекту типовое наименование (именной код объекта) в соответствии с Приложением N 1 к Требованиям.
Присвоение наименования ОПО осуществляется в соответствии с признаком опасности, наиболее полно характеризующим деятельность, осуществляемую на объекте.
Под понятием "взрывчатые материалы промышленного назначения", в соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 N 1435, понимаются взрывчатые вещества и изделия на их основе, используемые в промышленных целях для проведения взрывных работ
В соответствии с пунктом 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при производстве, хранении и применении взрывчатых материалов промышленного назначения", утвержденных приказом Ростехнадзора от 03.12.2020 N 494, зарегистрированным в Минюсте России 25.12.2020 N 61824, взрывчатые материалы промышленного назначения, применяемые при взрывных работах, должны иметь разрешение на постоянное применение в соответствии со статьей 3 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 028/2012 "О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе", утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 N 57.
В соответствии с критериями идентификации п. 3 приложения N 1 Требований N 471 ОПО (типовое наименование объекта) "Цех, участок, пункт изготовления (подготовки) взрывчатых материалов" идентифицируется по признаку получения, использования, переработки, образования, хранения, транспортирования и уничтожения взрывчатых материалов в количествах согласно проектной документации.
Как следует из материалов дела, основанием для принятия оспариваемого заявителем решения Управления, послужило то, что наименование ОПО (Цех изготовления взрывчатых материалов А54-04542-0002) который идентифицирован заявителем как ОПО, на котором хранятся, получаются, используются и транспортируются взрывчатые вещества, не соответствует действительности, так как на данном объекте отсутствуют взрывчатые материалы промышленного назначения.
Управлением установлено, что на указанном Заявителем ОПО изготавливается эмульсия нитронита, не являющаяся взрывчатым веществом, а являющаяся пожароопасным и токсичным веществом, что следует из требований безопасности и охраны окружающей среды Технических условий ТУ 7276-003-58995878-2004.
Машина "Смесительно-Зарядной" МЗУ-14-5К предназначена для раздельной транспортировки к местам производства взрывных работ невзрывчатых компонентов (эмульсии, гранулированной аммиачной селитры, газогенерирующей добавки (раствора нитрита натрия, кислотного раствора), дизельного топлива), загружаемых на стационарном пункте, изготовления из них промышленного эмульсионного взрывчатого вещества и заряжания приготовленным взрывчатым веществом сухих и обводнённых (методом "под столб воды") скважин на открытых горных разработках.
Принцип действия машины основан на механическом способе дозированной подачи компонентов (с помощью винтовых насосов и шнековых дозаторов), смешивания их в определённой последовательности (с помощью шнековых смесителей) и подачи приготовленного взрывчатого вещества в скважину (с помощью винтового насоса готового продукта и зарядного рукава).
Компоненты эмульсионных взрывчатых веществ загружаются в смесительно-зарядные машины и транспортируются к местам производства взрывных работ, где в процессе их смешивания в смесительно-зарядной установке автомашины получается и заряжается в скважины эмульсионное взрывчатое вещество.
Эмульсионные взрывчатые вещества "Нитрониты" представляют собой механическую смесь эмульсии, пористой гранулированной аммиачной селитры или гранулированной аммиачной селитры, дизельного топлива, газогенерирующей добавки (ГГД) и ускорителя газификации (УГ) или эмульсии, ГГД и УГ (Технические условия ТУ 7276-003-58995878-2004 Вещества взрывчатые промышленные. Нитрониты).
Нитрат аммония, горючие жидкости, а также окисляющие вещества не являются самостоятельно взрывчатыми веществами, а являются лишь составными частями взрывчатых веществ, само же образование взрывчатых веществ происходит в процессе смешения вышеуказанных компонентов в скважинах на открытых горных разработках.
При этом Заявитель недостоверно указывает информацию о месте расположения ОПО - 624350 Свердловская обл., г. Качканар, п. Валериановск, поскольку данная территория не является территорией карьера АО ЕВРАЗ Качканарский горно-обогатительный комбинат" либо границей горного отвода.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал суждение, что включение смесительно-зарядной машины в состав опасного производственного объекта, эксплуатируемого ООО "АВТ-Урал" "Цех, участок, пункт изготовления (подготовки) взрывчатых материалов", изготавливающего эмульсии на основе нитрата аммония без применения взрывчатых веществ заводского производства для получения водоэмульсионных взрывчатых веществ как технического устройства, на котором хранятся, получаются, используются и транспортируются взрывчатые вещества, и присвоение ему наименования "Цех изготовления взрывчатых материалов", не соответствует законодательству Российской Федерации в области промышленной безопасности.
Данное суждение привело суд к выводу, что в соответствии с Требованиями N 471 техническое устройство машина СЗМ не может быть включена в "Цех, участок, пункт изготовления (подготовки) взрывчатых материалов" с цифровым кодом отраслевой принадлежности - 3, так как не обладает соответствующими признаками опасности по отраслевой принадлежности.
С учетом изложенного суд, не усмотрел несоответствия решения N УР.54.016627.22 от 22.03.2022 закону или иному нормативному правовому акту, нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выводы суда подробно мотивированы в судебном акте, базируются на нормах действующего законодательства.
Оснований для иных суждений апелляционный суд не усматривает.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходит из того, что при осуществлении идентификации опасного производственного объекта эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов.
Учитывая, что компонентами эмульсионных взрывчатых веществ являются вещества (минеральные масла, нефтепродукты, нитрат аммония и др.), определяемые Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" как опасные, технология (процессы) получения (подготовки) компонентов для производства эмульсионных взрывчатых веществ относится к химико-технологическим процессам, то объекты, на которых обращаются (используются, получаются, перерабатываются, транспортируются) указанные вещества, а также осуществляются перечисленные процессы, могут определяться как взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты.
Опасные производственные объекты, на которых обращаются взрывчатые материалы промышленного назначения, например, пункты приготовления собственно эмульсионных взрывчатых веществ (а не только их компонентов) идентифицируются по признаку получения, хранения и транспортирования взрывчатых материалов. Если опасный производственный объект, на котором обращаются эмульсионные взрывчатые вещества (только компоненты взрывчатых веществ), то такие объекты идентифицируются по признаку получения, использования, хранения и транспортирования опасных веществ, но не взрывчатых веществ.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции поддерживает позицию Управления о проведении идентификации ОПО по пункту 7 приложения 1 Требований N 471 с присвоением наименования ОПО - площадка цеха (участка, установки) производства по признаку получения, использования, переработки, образования, хранения и транспортирования опасных веществ.
Ссылку заявителя на ответ Ростехнадзора от 12.04.2023 N 07-00-05/372 "О регистрации ОПО" суд признает несостоятельной, так как в данном письме содержатся общие формулировки нормативных правовых актов в области промышленной безопасности.
Вопреки позиции заявителя жалобы, оснований для иных выводов с учетом материалов дела, при действующем нормативно-правовом регулировании спорных правоотношений суд апелляционной инстанции не усматривает.
В целом, все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции, им в решении дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
На основании изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 31 марта 2023 года по делу N А60-70746/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-70746/2022
Истец: ООО "АВТ-УРАЛ"
Ответчик: УРАЛЬСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ