город Омск |
|
07 июня 2023 г. |
Дело N А70-25220/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4816/2023) Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Тюменский" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 23.03.2023 по делу N А70-25220/2022 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (ОГРН 1147232024455 ИНН 7204205739, адрес 625023, город Тюмень, улица Харьковская, дом 75, корпус 1, офис 301) к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Тюменский" (ОГРН 1117232004900, ИНН 7204165518, адрес: 625049, город Тюмень, улица Московский тракт, дом 175) о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненаправлении ответа на запрос от 03.10.2022 NИ-ТЭО-2022-0163, об обязании предоставить сведения о зарегистрированных гражданах, с указанием их даты и места рождения в отношении прилагаемого к заявлению перечня жилых помещений,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (далее - заявитель, общество, ООО "ТЭО") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Тюменский" (далее - заинтересованное лицо, МО МВД России "Тюменский") о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненаправлении ответа на запрос от 03.10.2022 N И-ТЭО-2022-0163.
В качестве способа восстановления нарушенных прав заявитель просил об обязании заинтересованного лица предоставить сведения о зарегистрированных гражданах, с указанием их даты и места рождения в отношении прилагаемого к заявлению перечня жилых помещений.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 23.03.2023 по делу N А70-25220/2022 с учетом определения об исправлении описки в решении суда от 23.03.2023 признано незаконным бездействие МО МВД России "Тюменский", выразившееся в ненаправлении ответа на запрос ООО "ТЭО" от 03.10.2022. NИ-ТЭО-2022-0163; суд обязал МО МВД России "Тюменский" в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу предоставить ООО "ТЭО" сведения о зарегистрированных гражданах, с указанием их даты и места рождения в отношении прилагаемого к заявлению от 03.10.2022 NИТЭО-2022-0163 перечня жилых помещений.
Этим же решением с МО МВД России "Тюменский" в пользу ООО "ТЭО" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей
Не согласившись с принятым судебным актом, МО МВД России "Тюменский" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал следующее. Приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 28.01.2016 N 18/34/пр "Об утверждении периодичности размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информации о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан" установлено, что МВД России и его территориальные органы размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) информацию о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан, обязательное размещение которой предусмотрено пунктом 8 части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее- Закон N 209-ФЗ). Пунктом 3 приложения к вышеуказанному приказу установлено, что информация формируется МВД России на основе обработки сведений, содержащихся в базе данных и государственной информационной системе миграционного учета. Пунктом 4 приказа Минкомсвязи России и Минстроя России от 23.03.2015 N 89/204/пр определено, что взаимодействие иных информационных систем с ГИС ЖКХ должно осуществляться путем обеспечения информационной и технологической совместимости иных информационных систем с ГИС ЖКХ или с использованием инфраструктуры единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Поскольку оператором ГИС ЖКХ не обеспечена информационная и технологическая совместимость в Системе межведомственного электронного взаимодействия с информационными системами федеральных органов исполнительной власти, в том числе МВД России, в настоящее время функционал размещения в ГИС ЖКХ информации о количестве граждан, зарегистрированных по месту пребывания и по месту жительства, в унаследованных информационных системах МВД России в сфере миграции не реализован. Согласно статье 2 Закона N 209-ФЗ субъектами, размещающими информацию в системе, являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе ГИС ЖКХ. Соответственно, заявитель не лишен возможности обратиться к иным органам, перечисленным в статье 2 Закона N 209-ФЗ, для получения необходимой информации.
ООО "ТЭО" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
МО МВД России "Тюменский", ООО "ТЭО", надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
ООО "ТЭО" в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области от 27.04.2018, заключенным с Департаментом недропользования и экологии Тюменской области, является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности Тюменской области за исключением территорий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и ЯмалоНенецкого автономного округа.
Согласно части 4 статьи 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ, (далее - Закон об отходах, Закон N 89-ФЗ) собственники твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
В отношении ряда жилых помещений у ООО "ТЭО" отсутствуют сведения о собственниках/зарегистрированных лицах, данное обстоятельство подтверждается сведениями из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В этой связи региональному оператору не представляется возможным корректно произвести расчет оказанной услуги.
Для установления зарегистрированных лиц в спорных жилых помещениях заявителем направлен запрос (от 03.10.2022 N И-ТЭО-2022-0163) в Отдел по вопросам миграции МО МВД России "Тюменский" о предоставлении сведений о зарегистрированных гражданах, с указанием их даты и места рождения, а также паспортных данных.
Поскольку ответа на указанный запрос в адрес заявителя не поступило, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Принятое Арбитражным судом Тюменской области решение от 23.03.2023 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Оператором персональных данных является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (пункт 2 статьи 3 Закон N 152-ФЗ).
Судом апелляционной инстанции установлено, что ООО "ТЭО" включено в реестр операторов персональных данных с регистрационным номером 75-23-013175, что подтверждается общедоступными сведениями Роскомнадзора на интернет-сайте https://pd.rkn.gov.ru/operators-registry/operators-list/).
Таким образом, ООО "ТЭО" является оператором персональных данных абонентов - физических лиц, являющихся стороной публичного договора по оказанию услуги по обращению с ТКО. Следовательно, заявитель вправе обрабатывать персональные данные потребителей, в том числе запрашивать их персональные данные.
При этом материалами дела подтверждено, что для установления зарегистрированных лиц в спорных жилых помещениях заявителем направлен запрос от 03.10.2022 N И-ТЭО-2022-0163 в МО МВД России "Тюменский" о предоставлении сведений о зарегистрированных гражданах, с указанием их даты и места рождения, а также паспортных данных в целях корректного расчета платы за оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Учитывая изложенные нормы, ответ на запрос от 03.10.2022 N И-ТЭО-2022-0163 должен был быть направлен в адрес заявителя не позднее 03.11.2022.
Заинтересованным лицом не представлено доказательств направления ответа на указанный запрос в установленные законом сроки, следовательно, заинтересованное лицо допустило незаконное бездействие, выразившееся в ненаправлении ответа на запрос N ИТЭО-2022-0163 от 03.10.2022, на что обснованно указано судом первой инстанции.
Отклоняя доводы заинтересованного лица со ссылками на положения Закона N 152-ФЗ об обработке персональных данных с согласия субъекта персональных данных и неполучении таких согласий ООО "ТЭО", суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных данным Федеральным законом (пункт 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ).
При этом названной нормой допускается возможность обработки персональных данных в отсутствие согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, в том числе в случае если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, а также если обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.
Частями 4, 5 статьи 6 Закона N 152-ФЗ установлено, что лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. В случае, если оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет оператор. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, несет ответственность перед оператором.
Согласно части 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управляющая организация обязана предоставлять ресурсоснабжающей организации информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме, в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного Кодекса.
Постановлением N 897 пункт 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), дополнен, в том числе абзацами седьмым, восьмым, девятым в части указания перечня информации, необходимой для начисления платы за коммунальные услуги.
Действующий в настоящее время порядок предоставления сведений о собственниках жилых помещений в многоквартирном доме (включая конкретный состав документированной информации, подлежащей истребованию) следует применять и к ранее сложившимся (до принятия Постановления N 897) отношениям, в которых ресурсоснабжающая организация приобрела статус исполнителя коммунальной услуги, а с ним и право получения от управляющей организации необходимых сведений.
В соответствии с абзацем 7 пункта 6 Правил N 354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 17 данных Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги.
Такие сведения должны включать в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо.
При этом предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ.
В силу пунктов 1, 2, 3 статьи 17 Федерального закона "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ (далее - Закон о полиции, Закон N 3-ФЗ) полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах. Формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. Внесению в банки данных подлежит информация, в том числе о лицах - гражданах Российской Федерации, зарегистрированных и снятых с регистрационного учета по месту пребывания или по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 17 Закона N 3-ФЗ информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом; правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям - в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" предусмотрено, что в целях предоставления информации о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (адресно-справочная информация) федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел организует и ведет адресно-справочную работу.
Адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается. Порядок предоставления адресно-справочной информации и порядок организации и ведения адресно-справочной работы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В силу части 7 статьи 17 Закона о полиции обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
В силу положений части 8 статьи 9 Закона N 152-ФЗ персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 названного Федерального закона.
Пункт 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ в числе случаев обработки персональных данных устанавливает обработку персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.
С учетом изложенного в рассматриваемом случае ООО "ТЭО" вправе обратиться в МО МВД России "Тюменский" за предоставлением персональных данных потребителей коммунальной услуги в целях и объеме, установленном действующим законодательством для исполнения условий договора на услугу по обращению ТКО.
При этом наличие у общества возможности получить у других лиц запрашиваемые сведения о потребителях коммунальной услуги не отменяет права общества получить такие сведения у МО МВД России "Тюменский".
МО МВД России "Тюменский" в данном случае не представило доказательств того, что передача персональных данных соответствующей информации без согласия субъектов в целях корректного начисления платы за предоставленные коммунальные услуги, нарушает права последних на конфиденциальность и противоречит целям Закона N 152-ФЗ.
При этом, запрашиваемые ООО "ТЭО" у заинтересованного лица сведения являются сведениями, право получения которых у общества имеется, а обязанность по предоставлению указанных сведений возложена на органы МО МВД России, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление общества в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
в соответствии подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации МО МВД России "Тюменский" освобождено от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по его апелляционной жалобе не распределяется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 23.03.2023 по делу N А70-25220/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети " Интернет".
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-25220/2022
Истец: ООО "ТЮМЕНСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ"
Ответчик: МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ТЮМЕНСКИЙ"