г. Самара |
|
06 июня 2023 г. |
Дело N А49-8453/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июня 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Бажана П.В., Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трошенковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 31.05.2023 в помещении суда апелляционную жалобу акционерного общества "Молочный комбинат "Пензенский" на решение Арбитражного суда Пензенской области от 13.02.2023 по делу N А49-8453/2022 (судья Алексина Г.В.), возбужденному по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал" (ИНН 5836623790, ОГРН 1065836023714), г.Пенза, к акционерному обществу "Молочный комбинат "Пензенский" (ИНН 5837006078, ОГРН 1025801441709), г.Пенза, о взыскании денежных средств,
в судебном заседании приняли участие:
от ООО "Горводоканал" - Семенова К.О. (доверенность от 04.07.2022), Флягин А.А. (доверенность от 04.07.2022),
от АО "МОЛКОМ" - не явился, извещено,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Горводоканал" (далее - ООО "Горводоканал") обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с исковым заявлением о взыскании с акционерного общества "Молочный комбинат "Пензенский" (далее - АО "МОЛКОМ") платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за март 2022 года в сумме 31 084 423 руб. 66 коп., платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов за март 2022 года в сумме 4 733 001 руб.
Определением от 07.02.2023 по делу N А49-8453/2022 Арбитражный суд Пензенской области требование о взыскании платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов за март 2022 в сумме 4 733 001 руб. выделил в отдельное производство.
Предметом спора по настоящему делу является требование о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за март 2022 года в сумме 31 084 423 руб. 66 коп.
Решением от 13.02.2023 по делу N А49-8453/2022 Арбитражный суд Пензенской области исковые требования удовлетворил.
АО "МОЛКОМ" в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
ООО "Горводоканал" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
В судебном заседании представители ООО "Горводоканал" апелляционную жалобу отклонили, просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
На основании ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя АО "МОЛКОМ", надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей ООО "Горводоканал" в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, ООО "Горводоканал" (организация ВКХ) и АО "МОЛКОМ" (абонент) заключили договор холодного водоснабжения и водоотведения от 21.05.2008 N 140 (в редакции дополнительного соглашения от 23.10.2015), по которому организация ВКХ обязалась подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из центральных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду на объект абонента по адресу: г.Пенза, ул.Курская, 70, а абонент - оплачивать холодную (питьевую) воду и (или) холодную (техническую) воду установленного качества в объеме, определенном договором. Организация ВКХ обязалась осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязался соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы) (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В соответствии с пп."т" п.14 раздела IV договора АО "МОЛКОМ" приняло на себя обязательство соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, не превышать концентраций загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в систему канализации, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
Контроль состава и свойств сточных вод абонента, места и порядок отбора проб сточных вод определен в разделе VIII договора.
Контроль за составом и свойствами сточных вод абонента осуществляет организация водопроводно-канализационного хозяйства путем отбора проб сточных вод и последующего анализа отобранных проб сточных вод (п.28.1 договора).
Сроки отбора проб (контрольных проб) и время проведения отбора определяются организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб. В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в течение 15 минут после времени, указанного в уведомлении о проведении отбора проб сточных вод, пробы сточных вод отбираются без абонента. При отборе проб сточных вод составляется двухсторонний акт отбора проб сточных вод, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом (п.28.2, 28.3, 28.8 договора).
В соответствии с п.28.5 договора абонент обязан обеспечить возможность проведения отбора проб сточных вод в любое время суток; содержать контрольные канализационные колодцы и подходы к ним в состоянии, обеспечивающем свободный доступ к сточным водам и отбор их проб; обеспечить беспрепятственный доступ к месту отбора проб сточных вод; обеспечить присутствие абонента при проведении отбора проб сточных вод; обеспечить идентификацию мест отбора проб сточных вод (наличие различимых указателей, содержащих идентифицирующие признаки места отбора проб сточных вод и позволяющих определить их на местности).
П.28.9 договора установлено, что при несогласии абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений. Акт отбора проб сточных вод в случае отказа абонента от его подписания подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой "абонент от подписи отказался". В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в установленное время акт отбора проб сточных вод подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой "абонент на отбор проб сточных вод в установленное время не явился". Один экземпляр акта отбора проб сточных вод в течение 3 рабочих дней со дня отправки пробы сточных вод в аккредитованную лабораторию направляется абоненту любым способом, позволяющим подтвердить факт получения этого акта абонентом.
Согласно п.28.10 договора при отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе одновременно произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств. При параллельном отборе проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, осуществляет отбор резервной пробы (п.28.11 договора).
В соответствии с условиями договора параллельная и резервная пробы не могут быть использованы для определения содержания веществ (показателей), которые изменяются при контакте с атмосферным воздухом или в короткие промежутки времени (рН, растворенные газы), а также веществ, не смешивающихся с водой. Результаты отбора параллельных и резервной проб сточных вод указываются в акте отбора проб сточных вод (3 экземпляра), которые подписываются организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом в течение 1 рабочего дня со дня отбора проб. Третий экземпляр такого акта хранится вместе с резервной пробой. Абонент при несогласии с содержанием акта отбора пробы сточных вод обязан подписать его с изложением особого мнения не позднее 1 рабочего дня со дня отбора проб. В случае если результаты анализа отобранных проб сточных вод не сопоставимы и хотя бы одна из сторон отказывается принимать за истинное значение результатов анализа среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб, за счет такой стороны в течение 1 рабочего дня проводится анализ резервной пробы. При наличии такой возможности анализ резервной пробы осуществляется в аккредитованной лаборатории, не участвовавшей в анализе параллельных проб сточных вод. За истинное значение результатов анализа по каждому из исследуемых показателей принимается среднее арифметическое результатов резервной пробы и одной из параллельных проб, результаты которой меньше отличаются от результатов резервной пробы (п.28.12, 28.13, 28.14 договора).
Контрольный колодец согласован сторонами путем подписания схемы расположения места отбора проб сточных вод (согласование контрольных колодцев (КК)) по ул.Курской, 70 в г.Пензе (приложение N 5); доказательства внесения в договор изменений в данной части не представлены.
С целью контроля состава и свойств сточных вод ООО "Горводоканал" 30.03.2022 произвело отбор проб сточных вод из согласованного контрольного канализационного колодца N 1 по адресу: г.Пенза, ул.Курская, 70.
Отбор проб произведен в присутствии представителя абонента - главного энергетика Малиничева В.Н. и оформлен актом отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения от 30.03.2022 N 241, который подписан представителем абонента без замечаний с особым мнением (т.1, л.д.42).
В протоколе испытаний от 18.04.2022 N 191-22 зафиксировано превышение нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, ХПК, БПК5, жиры, предусмотренных приложением N 5 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644; далее - Правила N 644) (т.1 л.д.43).
Результаты анализов сточных вод (выписка из журнала контроля состава и свойств сточных вод по результатам количественного химического анализа проб сточных вод) направлены в АО "МОЛКОМ" письмом от 20.04.2022 N 1241/22-3987 и получены обществом 29.04.2022 (т.1, л.д.44-46).
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за март 2022 года на сумму 31 084 423 руб. 66 коп. получен абонентом 24.05.2022 (т.1, л.д.47-48).
Поскольку АО "МОЛКОМ" плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за март 2022 года не произвело, ООО "Горводоканал" обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд.
Возражая против удовлетворения иска, АО "МОЛКОМ" указало, что ООО "Горводоканал" при отборе проб нарушило процедуру и методику отбора проб. Канализационный колодец оснащен двумя канализационными выпусками. Смешение потоков вод из сети N 1 и сети N 2 в контрольном колодце не происходит. АО "МОЛКОМ" считает, что отбор проб сточных вод должен осуществляться из падающей струи трубы и из потока в лотке. При отсутствии такой возможности отбор пробы сточных вод осуществляется в нескольких местах по сечению потока (или колодца, после чего составляется средняя (смешанная) проба. Второй выпуск контрольного колодца в нарушение требований Правил N 644 анализу не подвергался. В связи с чем, при наличии у абонента нескольких выпусков в систему водоотведения и при отсутствии на них приборов учета сточных вод за величину ФКi (фактическая концентрация i-го загрязняющего вещества или фактический показатель свойств сточных вод в пробе сточных вод абонента) принимается усредненное значение концентрации загрязняющего вещества (показателя свойств сточных вод) по различным выпускам, на которых было зафиксировано превышение максимальных допустимых значений. При проведении отбора проб фактический объем сброса за период от предыдущего отбора проб ООО "Горводоканал" не фиксировало, объем сброса получен расчетным путем, исходя из общего объема сброса за период и количества дней в периоде.
Расчет платы выполнен ООО "Горводоканал" без определения фактического показателя свойства сточных вод из второго выпуска контрольного колодца и приращения объема сброса от предыдущего пробоотбора в нарушение п.123 Правил N 644 и п.9.3 ПНД Ф 12.15.1-08 "Методические указания по отбору проб сточных вод". Таким образом, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения является необоснованным и не соответствующим требованиям Правил N 644.
В актах отбора проб указан ручной метод отбора проб, описание выбора точек (места отбора проб), плана на отбор проб, порядок подготовки или обработки образца (проб) отсутствует. Акты не позволяют определить лицо, выполнявшее отбор проб и установить всю номенклатуру оборудования, которое использовалось при отборе проб.
Способ отбора проб, примененный ООО "Горводоканал", соответствует составной пробе, которую не допускается применять для определения веществ и характеристик воды, подвергающихся изменениям при контакте с атмосферным воздухом или в короткие промежутки времени (температура, pH, растворенные газы), пробы нефтепродуктов, масел, жиров. Для показателей ХПК, БПК, жиры, сульфиды необходим отбор разовой, точечной пробы, путем однократного забора необходимого количества воды.
В актах в нарушение раздела 8 ПНД Ф 12.15.01-08 "Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод", п.29 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728; далее - Правила N 728) не содержится информации об условиях транспортировки проб, которая является важным этапом для сохранения неизменности состава пробы. Многие показатели, на которые были отобраны пробы, сохраняются только при пониженных температурах (2-5 °C). Доставка пробы должна исключать перегрев пробы.
Специального устройства для транспортирования пробы на ХПК, жиры, обеспечивающего температурный режим, требуемый методикой и ГОСТ 31861-2012, с места отбора в лабораторию ООО "Горводоканал" не использовалось, в связи с чем ООО "Горводоканал" не обеспечены условия транспортирования пробы на ХПК в соответствие с требованиями ГОСТ 31861-2012 и методикой исследования - ПНД Ф 14.1:2:4.190-03 при необходимой температуре 2-5°С.
Таким образом, ООО "Горводоканал" были нарушены условия транспортировки проб, в результате чего, результаты анализа недостоверны.
По мнению АО "МОЛКОМ", условия договора и представленные документы однозначно указывают на прием ливневого стока и использование ООО "Горводоканал" общесплавной централизованной системы водоотведения. ООО "Горводоканал" при расчете платы применило заниженные нормативы ХПК (установленные для хозяйственно-бытовой системы водоотведения), что привело к увеличению платы за негативное воздействие на систему водоотведения в связи с превышением допустимого значения данных загрязняющих веществ.
ООО "Горводоканал" в свою очередь указало на то, что в соответствии с пп."а" п.7 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 N 782) при разработке схем водоснабжения и водоотведения используются документы территориального планирования, сведения о функциональных зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд и зонах с особыми условиями использования территорий.
Согласно ч.1 ст.18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) документами территориального планирования муниципальных образований являются: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов.
Решением Пензенского городской Думы от 28.03.2008 N 916-44/4 утвержден Генеральный план города Пензы.
В соответствии с разделом 3.1.3 Генерального плана города Пензы перечень объектов местного значения в области электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, инженерной подготовки, планируемых к размещению на территории города Пензы, представлен в таблице 3.1.3-1.
П.72-135 таблицы 3.1.3-1 Генерального плана города Пензы определены объекты, посредством которых осуществляется водоотведение хозяйственно-бытовых сточных вод;
п.136-140 таблицы 3.1.3-1 Генерального плана города Пензы - объекты, посредством которых осуществляется водоотведение дождевых вод. Таким образом, водоотведение хозяйственно-бытовых и дождевых сточных вод разделено в связи с существованием раздельных объектов водоотведения: 1) очистных сооружений канализации, канализационных насосных станций, напорных трубопроводов канализации и самотечных трубопроводов канализации; 2) очистных сооружений дождевой канализации, насосной станции дождевой канализации, канализации дождевой самотечной закрытой.
В соответствии с требованиями ч.1 ст.18 ГрК РФ вышеуказанное разделение объектов водоотведение учтено в схеме водоснабжения и водоотведения города Пензы.
Постановлением администрации города Пензы от 27.08.2014 N 1001 утверждена схема водоснабжения и водоотведения города Пензы.
Согласно ответу Управления градостроительства и архитектуры города Пензы от 05.10.2020 N 7708 на обращение ООО "Горводоканал" в соответствии с разделом 1 "Существующее положение в сфере водоотведения г.Пензы. 1.1. Описание структуры системы сбора, очистки и отведения сточных вод на территории поселения, городского округа и деление территории города Пензы" Схемы водоотведения города Пензы с перспективой развития до 2026 года, разработанной ОАО "МосводоканалНИИпроект", система канализации принимается в соответствии с действующей полной раздельной системой, по которой:
- хозяйственно-бытовые и производственные стоки отводятся и очищаются отдельно от дождевых на единых общегородских очистных сооружениях, размещенных на Северном промрайоне на левом берегу р.Суры;
- дождевые, талые, поливомоечные стоки собираются, отводятся и очищаются отдельными системами водосборных бассейнов на специальных локальных сооружениях.
Согласно п.2.2.12 Устава МКУ "Департамент ЖКХ г.Пензы" (утв.Постановлением администрации города Пензы от 09.02.2017 N 190) основные цели Учреждения организация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, площадей, тротуаров, остановок общественного транспорта, подземных переходов, пешеходных лестниц, ливне-дренажной сети, мостов, путепроводов и других искусственных сооружений, переданных Учреждению в безвозмездное пользование и оперативное управление.
В п.107 Правил N 728 централизованные системы водоотведения классифицированы не по факту приема (отведения) в них поверхностных сточных вод (как было отмечено выше, они поступают в любую систему водоотведения), а по предназначению, т.е. исходя из проектных решений (общесплавные системы водоотведения отличаются от бытовых, как минимум: большими диаметрами трубопроводов и технологической схемой очистки сточных вод. предполагающей существенное увеличение объема поступающих сточных вод в период выпадения атмосферных осадков).
Таким образом, централизованная система водоотведения города Пензы является централизованной бытовой системой водоотведения. Применение ООО "Горводоканал" значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу бытовых систем водоотведения, является правомерным.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Вопросы нормирования и контроля приема (сброса) сточных вод, и, соответственно, правоотношения сторон в рассматриваемом периоде регулировались Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами N 644, Правилами N 728 и условиями договора.
В силу ст.4 Закона N 416-ФЗ к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится, в том числе, утверждение правил холодного водоснабжения и водоотведения и утверждение порядка осуществления контроля состава и свойств сточных вод.
Согласно п.10 ст.7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу п.25 Правил N 644 организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам сбрасываемых сточных вод, установленные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" и настоящими Правилами, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод (в случае установления таких нормативов в порядке, предусмотренном разделом Х настоящих Правил) (далее - нормативы по объему сточных вод) и нормативы состава сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В соответствии с пп."и" п.35 Правил N 644 абонент обязан обеспечивать реализацию плана снижения сбросов, разработанного по форме согласно приложению N 1(2), и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, разработанного по форме согласно приложению N 2 (далее - план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод), соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.
Согласно пп."в" п.36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения;
В силу п.111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).
Согласно п.113 Правил N 644 сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям:
а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно приложению N 4(1);
б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных п.114 данных Правил.
В соответствии с п.118 Правил N 644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным п.113 и 114 данных Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены данными Правилами.
Исходя из п.119 Правил N 644, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных п.120, 123 (1) и 130 Правил N 644, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод.
Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 10 дней со дня выставления счета.
ООО "Горводоканал" произвело расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с результатами анализов контрольных проб сточных вод, на основании формулы, установленной в п.123 Правил N 644.
Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле, приведенной в п.123 Правил N 644:
П = (Макс(Ki1) + Сумм(Ki2) + Макс(Ki3) + Сумм (Ki4) + Kiрн + KiT + Кiлос + Кiжиры + Kiпхб + Макс(Кi5)) x T x Qпр,
где:
Макс(Кi1) - максимальные из всех значений кратностей превышения фактической концентрации i-го загрязняющего вещества или фактического показателя свойств сточных вод абонента над максимальным допустимым значением концентрации i-го загрязняющего вещества или показателя свойств сточных вод (далее - кратность превышения (Кi) по веществам (показателям), отнесенным к группе 1 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к настоящим Правилам, при этом кратность превышения (Кi) определяется по формуле, предусмотренной п.123(1) настоящих Правил;
Сумм(Кi2) - суммарные значения кратностей превышения (Кi) по веществам (показателям), отнесенным к группе 2 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к настоящим Правилам;
Макс(Кi3) - максимальные из всех значений кратностей превышения (Кi) по веществам (показателям), отнесенным к группе 3 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к настоящим Правилам;
Сумм(Кi4) - суммарные значения кратностей превышения (Кi) по веществам (показателям), отнесенным к группе 4 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к настоящим Правилам;
КipH - значение кратности превышения (Кi) по водородному показателю (pH), которое принимается равным коэффициенту воздействия водородного показателя (pH) согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к настоящим Правилам, на основании значения водородного показателя (pH), заявленного абонентом в декларации либо зафиксированного в контрольной пробе сточных вод абонента, если оно отличается от значения, заявленного абонентом в декларации;
КiТ, Кiлос, Кiжиры, Кiпхб - значения кратностей превышения (Кi) соответственно по температуре, летучим органическим соединениям, жирам, полихлорированным бифенилам;
Макс(Кi5) - максимальные из значений кратностей превышения (Кi) по веществам, отнесенным к группе 5 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к настоящим Правилам;
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);
Qпр - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента через канализационный выпуск, определенный по показаниям прибора учета сточных вод (для поверхностных сточных вод - расчетным способом) либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения в случаях, предусмотренных Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, а в иных случаях - общий объем сточных вод с начала календарного месяца, в котором согласно указанию абонентом в декларации либо результатам контроля состава и свойств сточных вод абонента зафиксировано нарушение требований, предусмотренных пп."б" п.113 настоящих Правил, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение (если следующий отбор проб был осуществлен в этом же календарном месяце), или до начала календарного месяца, в котором организацией, осуществляющей водоотведение, произведен следующий отбор проб, но не более чем за 3 календарных месяца (при расчетах платы на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение) (куб. метров). При расчете платы на основании декларации указанные объемы сточных вод учитываются ежемесячно в течение срока действия декларации. В случае если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, значение Qпр такой организации уменьшается на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.
Из схемы расположения места отбора проб сточных вод (согласование контрольных колодцев (КК)) следует, что АО "МОЛКОМ" согласован контрольный канализационный колодец по адресу: г.Пенза, ул.Курская, 70, о чем свидетельствует подпись генерального директора АО "МОЛКОМ" Калентьева В.А. и оттиск печати АО "МОЛКОМ" (т.1, л.д.70-71).
Этот колодец оборудован двумя выпусками внутриплощадочной канализационной сети АО "МОЛКОМ".
Согласно акту о разграничении балансовой принадлежности (приложение N 1 к договору) границей раздела балансовой принадлежности по канализационным сетям является колодец в районе жилого дома N 15 по 2-му Липовскому проезду на месте присоединения канализационной линии от здания к городской канализации, то есть АО "МОЛКОМ" один выпуск в централизованную систему водоотведения.
Указанный контрольный канализационный колодец находится в границах балансовой и эксплуатационной ответственности АО "МОЛКОМ" и является последним колодцем на канализационной сети общества перед ее врезкой в централизованную систему водоотведения, что соответствует положениям п.2 Правил N 644.
Довод АО "МОЛКОМ" о том, что отбор проб сточных вод при наличии двух выпусков должен осуществляться из падающей струи трубы и из потока в лотке суд первой инстанции правильно отклонил как несостоятельный, поскольку ни договор, ни Правила N 644 не содержат указаний на необходимость отбора проб одновременно из всех выпусков абонента.
В соответствии с п.2 Правил N 644 контрольным канализационным колодцем признается колодец или иное сооружение (устройство), предназначенные для отбора проб сточных вод абонента, определенные в договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке сточных вод.
Согласно п.15 Правил N 728 визуальный контроль и (или) отбор проб сточных вод проводится в контрольных канализационных колодцах, а при их отсутствии - в иных канализационных колодцах, указанных в декларации, или в последних колодцах на канализационной сети абонента перед ее врезкой в канализационную сеть, принадлежащую иному лицу, в которых отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
П.18, 19 Правил N 728 предусмотрено, что отбор проб сточных вод осуществляется вне зон действия подпора со стороны централизованной системы водоотведения из лотка канализационного колодца или падающей струи ручным методом (за исключением случая использования автоматического оборудования). При отсутствии лотка или падающей струи отбор проб сточных вод осуществляется в нескольких местах по сечению потока (или колодца), после чего составляется средняя (смешанная) проба.
Объем пробы сточных вод определяется исходя из объема, необходимого для проведения исследований в соответствии с нормативными документами, регулирующими методы определения конкретных фактических показателей состава и свойств сточных вод. При этом для получения указанного объема одной пробы в целях определения фактических показателей состава и свойств сточных вод в одном месте отбора допускается осуществлять неоднократный забор сточных вод в этом месте отбора за максимально короткий период времени (общей продолжительностью не более 2 часов подряд) с учетом требований к максимальному сроку хранения проб сточных вод, установленных нормативными документами, регулирующими методы определения конкретных фактических показателей состава и свойств сточных вод.
Отбор проб сточных вод осуществлялся из лотка согласованного контрольного колодца, который учитывает весь объем сбрасываемых с территории предприятия сточных вод. У АО "МОЛКОМ" отсутствует прибор учета сточных вод.
В п.123 Правил N 644 установлено, что при наличии у абонента нескольких выпусков в систему водоотведения и при отсутствии на них приборов учета сточных вод за величину ФКi принимается усредненное значение концентрации загрязняющего вещества (показателя свойств сточных вод) по различным выпускам, превышающее требования, установленные п.114 Правил N 644.
Редакция п.123 Правил N 644, действовавшая в рассматриваемом периоде, регламентировала алгоритм платы за сброс сточных вод именно с нарушением требований, установленных п.114 Правил N 644, то есть за сброс сточных вод с нарушением требований, установленных приложением N 3 к Правилам N 644.
Соответственно, Правилами N 644 не предусмотрено усреднение всех фактически измеренных концентраций (показателей), включая показатели, соответствующие нормативному сбросу. Усредненное значение концентрации должно рассчитываться только по тем выпускам, на которых зафиксировано превышение концентраций, так как в противном случае может сложиться ситуация, когда усредненное значение концентрации будет соответствовать установленным требованиям, в то время как фактически эти требования нарушались.
Правилами N 644 предусмотрен и порядок определения в подобной ситуации объема сточных вод для целей расчета платы. Так, в соответствии с п.123 Правил N 644 для расчета размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в качестве показателя Qпр формулы по общему правилу используется объем сброшенных абонентом через канализационный выпуск сточных вод, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения в случаях, предусмотренных Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, а в иных случаях - общий объем сточных вод за календарный месяц, в котором зафиксировано превышение максимальных допустимых значений показателей и концентраций, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более трех календарных месяцев (при расчетах платы на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод).
Ссылку АО "МОЛКОМ" на п.9.3 ПНД Ф 12.15.1-08 "Методические указания по отбору проб сточных вод", согласно которым сведения об отборе проб при проведении производственного контроля удостоверяются актом отбора, где должно быть указано в т.ч. приращение объема сброса от предыдущего пробоотбора (фактическое Vn) суд первой инстанции обоснованно отклонил, поскольку требования к оформлению результатов проб, содержащиеся в п.6.3 ГОСТ Р 31861-2012, не предусматривают обязательное указание в акте отбора проб сточных вод сведений об объемах водоотведения. Кроме того, контроль качества сточных вод абонента, производимый ООО "Горводоканал", не является производственным контролем. Такой контроль абонентом осуществляется самостоятельно.
На основании п.85 Правил N 644 контроль состава и свойств сточных вод осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод и условиями договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, договора по транспортировке сточных вод.
Согласно п.3 Правил N 728 контроль состава и свойств сточных вод осуществляется путем: обследования объектов абонента в целях проверки соблюдения требования о запрете сброса в централизованную систему водоотведения веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, по тем веществам, материалам, отходам и (или) сточным водам, по которым проверка соблюдения требования о запрете указанного сброса возможна без отбора проб сточных вод и последующего анализа отобранных проб (далее - визуальный контроль); отбора проб сточных вод; анализа отобранных проб сточных вод.
В соответствии с п.9 Правил N 728 отбор проб сточных вод осуществляется представителями аккредитованной лаборатории или представителями организации, осуществляющей водоотведение, соответствующими требованиям, предъявляемым к лицам для их допуска к отбору проб сточных вод.
Исходя из п.12 Правил N 728, визуальный контроль и (или) отбор проб сточных вод осуществляются в присутствии представителя абонента, за исключением случая его неявки к месту визуального контроля или отбора проб сточных вод и случая, если предварительное уведомление абонента в соответствии с данными Правилами не осуществляется. В случае неявки представителя абонента к месту визуального контроля или отбора проб сточных вод до истечения времени, указанного в уведомлении о проведении контроля состава и свойств сточных вод, визуальный контроль и (или) отбор проб сточных вод осуществляются без представителя абонента.
В случаях, установленных п.23 Правил N 728, отбор проб сточных вод осуществляется представителями аккредитованной лаборатории. Анализ отобранных проб сточных вод осуществляется аккредитованной лабораторией. Отбор проб сточных вод проводится в контрольных канализационных колодцах, а при их отсутствии - в иных канализационных колодцах, указанных в декларации, или в последних колодцах на канализационной сети абонента перед ее врезкой в канализационную сеть, принадлежащую иному лицу, в которых отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов (п.15 Правил N 728).
Согласно п.22 Правил N 728 по результатам отбора проб сточных вод на месте их отбора организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2-х экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме согласно приложению N 1, который подписывается представителями организации, осуществляющей водоотведение, и абонента.
При этом акт отбора проб сточных вод подписывается представителем аккредитованной лаборатории, представителем абонента, а также представителем организации, осуществляющей водоотведение (если отбор проб сточных вод производился аккредитованной лабораторией, не являющейся аккредитованной лабораторией организации, осуществляющей водоотведение) (п.23 Правил N 728).
При несогласии с содержанием акта отбора проб сточных вод и (или) акта обнаружения запрещенного сброса представитель абонента обязан подписать соответствующий акт с указанием в нем своих возражений или особого мнения. Акт отбора проб сточных вод и (или) акт обнаружения запрещенного сброса в случае отказа представителя абонента от его подписания подписывается представителем организации, осуществляющей водоотведение, с отметкой "абонент от подписи отказался".
Один экземпляр акта отбора проб сточных вод и (или) акта обнаружения запрещенного сброса остается у организации, осуществляющей водоотведение, второй - передается представителю абонента на месте после его составления. В случае отсутствия представителя абонента при осуществлении визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод направление абоненту акта отбора проб сточных вод и (или) акта обнаружения запрещенного сброса осуществляется в соответствии с п.51 Правил N 728 (п.27 Правил N 728).
Требования к оформлению результатов проб содержатся также в п.6.3 ГОСТ Р 31861-2012 "Межгосударственный стандарт. Вода. Общие требования к отбору проб" (утв.Приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1513-ст, введенного в действие с 14.01.2014).
Как следует из приложения N 1 к Правилам N 728, а также п.6.3 ГОСТ Р 31861- 2012, результаты отбора проб заносят в акт об отборе, который должен содержать следующую информацию: расположение и наименование места отбора проб с координатами и любой другой информацией о местонахождении; дату отбора; метод отбора; время отбора; климатические условия окружающей среды при отборе проб (при необходимости); температуру воды при отборе пробы (при необходимости); метод подготовки к хранению (при необходимости); цель исследования воды; другие данные в зависимости от цели отбора проб; должность, фамилию и подпись исполнителя.
Суд первой инстанции верно отметил, что акт отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в центральную систему, от 30.03.2022 N 241 содержит все необходимые сведения: место отбора - контрольный колодец N 1 согласованный с абонентом, расположенный по адресу: ул.Курская, 70; дата и время отбора - 30.03.2022 с 14 час 32 мин до 14 час 55 мин; климатические условия окружающей среды - температура воздуха, осадки; метод отбора - ручным пробоотборником; комплект посуды; материал посуды (полимер, стекло); объем каждого из показателей пробы; номера контрольной, параллельной, резервной пломбы; должность, фамилию и подпись исполнителя; а также иные данные - методы хранения (консервации) отдельных показателей, для которых такие методы предусмотрены; методики, применяемые ООО "Горводоканал" при отборе проб, дата и время получения проб и принятия их к исполнению лабораторией организации ВКХ.
Согласно п.25 Правил N 728 при несогласии с содержанием акта отбора проб сточных вод и (или) акта обнаружения запрещенного сброса представитель абонента обязан подписать соответствующий акт с указанием в нем своих возражений или особого мнения.
Акт подписан представителем абонента с особым мнением. Однако конкретное нарушение, допущенное, по мнению представителя абонента, в процедуре отбора проб, в акте не указано.
Правила N 728 не предусматривают предоставление возражений по процедуре отбора сточных вод отдельным письмом после отбора проб.
Таким образом, подписав акт, стороны подтвердили правомерность отбора проб из контрольного канализационного колодца, утвержденного схемой сетей канализации АО "МОЛКОМ".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно признал противоречащим материалам дела довод АО "МОЛКОМ" о том, что в акте не дана характеристика места отбора проб.
АО "МОЛКОМ" также указывает, что в спорном акте отбора проб отсутствует характеристика места отбора в части указания невозможности отбора проб при наличии подпора со стороны централизованной системы водоотведения.
В силу действующего законодательства, отбор проб осуществляется только в отсутствие подпора, а при его наличии ставится соответствующая отметка в графе "Особые отметки" акта отбора проб, что не противоречит требованиям п.4.2 ПНД Ф 12.15.1-08 и п.22 Правил N 728. Отбор проб производится только из контрольного колодца, согласованного с абонентом, о чем сделана запись в акте отбора. Акт отбора подписан представителем абонента фактически без возражений.
Довод АО "МОЛКОМ" о том, что в акте отбора проб не указан вид отобранной пробы, суд первой инстанции обоснованно отклонил, поскольку акт отбора проб в полном объеме соответствуют требованиям ГОСТ Р 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб". В Правилах N 728 требование об указании в акте отбора проб вида отобранной пробы отсутствует.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что представленный ООО "Горводоканал" акт отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения, от 30.03.2022 N 241 соответствует требованиям ГОСТ Р 31861-2012 и Правил N 728.
АО "МОЛКОМ" также возражало относительно метода отбора проб "ручным пробоотборником".
Методы отбора имеют обширную классификацию в зависимости от классифицирующего признака. ГОСТ Р 31861-2012 не указывает конкретный классифицирующий признак. Кроме того, в ГОСТ Р 31861-2012 отсутствует указание на необходимость отражать в акте отбора проб материал, из которого изготовлен пробоотборник.
Лаборатория производит отбор проб при помощи ручных пробоотборников, выполненных из нержавеющей стали, что, как верно отметил суд первой инстанции, соответствует требованиям п.4.7 ГОСТ Р 31861-2012.
Довод АО "МОЛКОМ" о том, что отобранная проба являлась составной, а не точечной, суд первой инстанции обоснованно отклонил.
Согласно п.3.5 ГОСТ Р 31861-2012 объем взятой пробы должен соответствовать установленному в ПНД на метод определения конкретного показателя с учетом количества определяемых показателей и возможности проведения повторного исследования.
При этом для получения одной пробы, отражающей состав и свойства воды в данной точке отбора, допускается неоднократно отбирать воду в этой точке отбора за максимально короткий период времени. В соответствии с таблицей Б.1 ГОСТ Р 31861-2012 составные пробы применяют в случаях, когда требуются усредненные данные о составе воды. Отбор составных проб - это четко планируемый процесс, с установленными показателями по времени и объему, которые необходимо соблюдать для достижения цели отбора.
Согласно ПНД Ф 12.15.1-08 составная проба характеризует средний состав воды за определенный промежуток времени (усреднение по времени), в поперечном сечении потока (усреднение по сечению) или в определенном объеме (усреднение по объему). Усредненные по времени пробы получают смешением простых разовых проб равных объемов, отобранных в одном и том же месте через равные промежутки времени. Составная проба - это смешение точечных проб, поэтому п.3.5 ГОСТ Р 31861-2012 о допуске неоднократного отбора воды в точке отбора за максимальный короткий период времени для взятия необходимого объема (необходимый объем может достигать 30 л) относится к точечным пробам.
Согласно таблице Б.1 ГОСТ Р 31861-2012 отбор точечных проб применяют, когда поток воды не однороден; значения определяемых показателей не постоянны; использование составной пробы делает неясными различия между отдельными пробами; при исследовании возможного наличия загрязнения или для определения времени (в случае автоматического отбора проб) его появления, а также при проведении обширной программы отбора проб.
Точечные пробы предпочтительнее, если цель программы отбора проб - оценить качество воды по отношению к нормативам содержания (предельно допустимых концентраций) показателей в воде, установленных в НД, а также рекомендуются для определения неустойчивых показателей (концентрация растворенных газов, остаточного хлора, растворимых сульфидов и др.).
В настоящее время разработан ГОСТ Р 59024-2020 "Вода. Общие требования к отбору проб", заменяющий ГОСТ Р 31861-2012. В таблице Б1 "Типы проб и их преимущественное использование" для точечных проб указано, что в случае, если объема для точечного отбора, единоразово отобранного вручную пробоотборным устройством, недостаточно для выполнения анализов, допускается получать точечную пробу смешением многократно отобранных порций за максимально короткий промежуток времени, не превышающий 20 минут, а для составных проб - пробы, полученные смешением многократно отобранных порций воды за максимально короткий промежуток времени (например, при отборе сточной воды из колодца), относят к точечным.
Отобранные пробы после завершения отбора и подписания акта об отборе проб доставлены в лабораторию ООО "Горводоканал" для исследования, доставка проб сточных вод в лабораторию для проведения количественного химического анализа осуществлялась на транспортном средстве ООО "Горводоканал", что подтверждается приказом о закреплении транспортного средства за лабораторией ОККПС. Направленная в адрес АО "МОЛКОМ" выписка из журнала контроля состава и свойств сточных вод по результатам отборов проб сточных вод также содержит сведения о точечном отборе проб сточных вод. Выписка из журнала контроля состава и свойств сточных вод по результатам количественного химического анализа пробы содержит сведения о методе отбора проб - точечный.
Суд первой инстанции также признал несостоятельным довод АО "МОЛКОМ" о несоблюдении сотрудниками ООО "Горводоканал" температурного режима транспортировки пробы.
В соответствии с 8.1 ПНД Ф 12.15.1-08 транспортирование проб сточных вод в лабораторию осуществляется любым разрешенным видом транспорта, обеспечивающим сохранность и быструю доставку. После отбора пробы сточных вод, отдельные емкости укладывается в ведро, ведро помещается в полиэтиленовый пакет, который пломбируется в присутствии абонента. Номер пробы указывается в акте отбора проб сточных вод.
В соответствии с п.8.2 ПНД Ф 12.15.1-08 без специального консервирования проб время их хранения зависит от температуры окружающей среды.
Согласно п.8.2.1 ПНД Ф 12.15.1-08 не допускается перегрев и переохлаждение проб, т.е. хранение проб более 0,5 часа при температуре ниже -15°С и выше +30 °С. Доставка должна быть организована таким образом, чтобы исключить перегрев пробы. Рекомендуется применять обеспечивающие меры хранения проб при температуре 2-5 °С.
В акте от 30.03.2022 N 241 указаны климатические условия окружающей среды: t- 9,3 °C, осадки - нет.
Согласно акту отбора проб от 30.03.2022 N 241 температура окружающего воздуха составляла +9,3°С, температура отобранной пробы составляла +21,3°С, следовательно, температурный режим при транспортировке пробы нарушен не был.
В соответствии с актом отбора проб от 30.03.2022 N 241 и журналом приема проб сточной воды N А.14а-21/22 пробы сточных вод приняты в лабораторию 30.03.2022 в 16 час 05 мин.
Согласно рабочему журналу регистрации результатов измерений лаборатории ОККПС (гравиметрический метод) N А.1.4а-21/22 анализ пробы проведен 30.03.2021 с 16 час 30 мин по 31.03.2022 до 15 час 00 мин, что не противоречит требованиям методики измерений ПНД Ф 14.1:2.214-06.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, применение специального устройства для транспортировки пробы не требовалось.
Кроме того, положения п.8.2 ПНД Ф 12.15.1-08, указывающие на возможность охлаждения пробы до 2-5 °С, носят рекомендательный характер и не являются императивной нормой.
Возражая против заявленных требований, АО "МОЛКОМ" также сослалось на то, что ООО "Горводоканал" принимает поверхностные воды, следовательно, эксплуатирует общесплавную и (или) комбинированную централизованную систему водоотведения, однако при расчете платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения ООО "Горводоканал" использовало нормативы БПК и ХПК, установленные для хозяйственно-бытовой системы водоотведения (БПК - 300 мг/куб.дм, ХПК - 500 мг/куб.дм соответственно), а не нормативы, установленные для общесплавной системы водоснабжения (БПК - 500 мг/куб.дм, 700 мг/куб.дм). Таким образом, ООО "Горводоканал" использовало пониженные нормативы на водоотведение в отношении показателей БПК и ХПК, что повлекло увеличение платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения г.Пензы.
В соответствии со ст.2 Закона N 416-ФЗ под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, то есть комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных и непосредственно используемых для водоотведения. Транспортировка - это перемещение сточных вод, осуществляемое с использованием канализационных сетей.
Постановлением администрации г.Пензы от 27.08.2014 N 1001 утверждена схема водоснабжения и водоотведения г.Пензы с перспективой развития до 2026 года.
Согласно письму Управления градостроительства и архитектуры г.Пензы от 05.10.2020 N 7708 сведения, раскрывающие схемы водоснабжения, городов с населением более 200 тыс.человек, являются сведениями, отнесенными к государственной тайне. Таким образом, материалы Схемы водоснабжения г.Пензы с перспективой развития до 2026 года, разработанной ОАО "МосводоканалНИИпроект", являются сведениями, отнесенными к государственной тайне. В соответствии с разделом 1 данной схемы система канализации принимается в соответствии с действующей полной раздельной системой, в которой: - хозяйственно-бытовые и производственные стоки отводятся и очищаются от дождевых на единых общегородских очистных сооружениях, размещенных в Северном промрайоне на левом берегу р.Суры; дождевые, талые, поливомоечные стоки собираются, отводятся и очищаются отдельными системами водосборных бассейнов на специальных локальных сооружениях.
В соответствии с п.107 Правил N 644 в зависимости от своего предназначения централизованные системы водоотведения подразделяются на следующие виды: а) централизованные бытовые системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки сточных вод, образовавшихся в результате хозяйственно-бытовой деятельности населения, а также сточных вод, образовавшихся в результате производства продукции и (или) оказания услуг, при условии их соответствия требованиям, установленным данными Правилами; б) централизованные ливневые системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки поверхностных сточных вод; в) централизованные общесплавные системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод и поверхностных сточных вод, а также производственных сточных вод при условии их соответствия требованиям, установленным данными Правилами; г) централизованные комбинированные системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод и поверхностных сточных вод, а также производственных сточных вод при условии их соответствия требованиям, установленным данными Правилами, состоящие из бытовых, ливневых и общесплавных систем водоотведения.
Проанализировав представленные ООО "Горводоканал" документы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что централизованная система водоотведения г.Пензы является централизованной бытовой системой водоотведения, а потому применение ООО "Горводоканал" максимальных допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу бытовых систем водоотведения, является обоснованным и правомерным.
Факт превышения нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, подтвержден актом отбора проб и протоколом исследований.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что отбор проб сточных вод проведен ООО "Горводоканал" без нарушений требований нормативных актов.
Кроме того, пробоотборщиками ООО "Горводоканал" по заявлению представителя АО "МОЛКОМ" был произведен отбор параллельной пробы сточных вод, о чем имеется отметка в акте отбора проб от 30.03.2022 N 241; параллельная проба сточных вод опломбирована пломбой N 89244486.
Согласно п.34 Правил N 728 при параллельном отборе проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, на месте отбора проб сточных вод осуществляет разделение отобранной пробы на контрольную, параллельную и резервную. Наличие емкостей для резервной пробы обеспечивает организация, осуществляющая водоотведение.
В соответствии с п.36 Правил N 728 резервная проба хранится в организации, осуществляющей водоотведение, осуществившей отбор проб сточных вод, для разрешения возможных разногласий, не менее 12 и не более 30 календарных дней со дня отбора.
Согласно абз.2 п.38 Правил N 728 протокол исследований параллельной пробы сточных вод не позднее 10 рабочих дней (при исследовании по показателю БПКполн - не позднее 20 рабочих дней) со дня отбора проб сточных вод представляется абонентом в организацию, осуществляющую водоотведение, любым доступным способом, позволяющим подтвердить факт получения протокола организацией, осуществляющей водоотведение. На основании результатов анализов контрольной и параллельной проб организация, осуществляющая водоотведение, проводит оценку сопоставимости данных результатов и уведомляет о результатах абонента в течение 2 рабочих дней со дня проведения оценки сопоставимости.
Протокол исследования сточных вод с результатами исследования параллельной пробы сточных вод, отобранной 30.03.2022, в адрес ООО "Горводоканал" не поступал.
Как верно указал суд первой инстанции, поскольку АО "МОЛКОМ" в течение суток не представило в ООО "Горводоканал" результаты исследования параллельной пробы, оно утратило право на сопоставление результатов контрольной и параллельной проб и корректировку размера платы.
Довод АО "МОЛКОМ" о том, что отбор проб на показатели ХПК, БПК, жиры мог проводиться только сотрудником испытательной лаборатории, соответствующим требованиям п.19 Приказа Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326, - подлежит отклонению.
Приказ Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326 утратил силу с 01.01.2021, то есть на момент отбора проб (30.03.2022) не действовал.
В соответствии с п.9.1 ПНД Ф 12.15.1-08 "Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод" в целях обеспечения независимости лаборатории, проводящей анализы и тестирование отобранных проб, и объективности полученных результатов пробоотбор осуществляется лицами, не участвующими в последующем анализе или тестировании проб в специально подготовленные лабораторией сосуды и в соответствии с инструкцией, представленной лабораторией. При осуществлении отбора проб с целью контроля состава и свойств сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, отбор проб воды осуществляется представителем организации, осуществляющей водоснабжение.
Отбор проб сточных вод при производственном контроле сточных вод должны проводить не менее 2-х человек (п.10.4 ПНД Ф 12.15.1-08). 30.03.2022 отбор проб производился с участием 3-х пробоотборщиков: Фролова С.В., Тихоновой Л.В., Писеевой Ж.В.
Сведения о пробоотборщиках, а также химиках-аналитиках, участвующих в исследовании проб сточных вод внесены ООО "Горводоканал" в личный кабинет испытательной лаборатории (центра) в Федеральной государственной информационной системе Федеральной службы по аккредитации.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что замечания АО "МОЛКОМ" относительно нарушения процедуры отбора проб носят формальный характер и при отсутствии опровержения результатов анализа проб в предусмотренном Правилами N 728 порядке не могут свидетельствовать о недостоверности лабораторных исследований. Заявленные АО "МОЛКОМ" возражения относительно процедуры отбора/анализа проб сточных вод фактически направлены на освобождение от платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 01.04.2016 N 304-ЭС16-1525, от 30.09.2016 N 306-ЭС16-12205, доводы о пороках актов отбора и протоколов анализа проб, о формальном оспаривании процедуры отбора проб и иные возражения, направленные на освобождение от компенсации негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, без надлежащего опровержения результатов анализа не могут признаваться обоснованными; такие возражения не влияют на исход дела.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в решении от 25.03.2015 N АКПИ15-167, на абоненте лежит обязанность соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, а также, если сточные воды содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу централизованной системы водоотведения, компенсировать расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения.
Проверив расчет платы, произведенный ООО "Горводоканал", суд первой инстанции признал его верным.
При таких обстоятельствах, учитывая, что АО "МОЛКОМ" доказательств того, что отбор проб сточных вод произведен с нарушением Правил N 728, не представлены, результаты проведенного лабораторией анализа проб сточных вод, а также расчет платы, произведенный истцом, допустимыми и достаточными доказательствами не опровергнуты, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Аналогичные выводы содержатся в судебных актах по делам N N А49-3490/2020, А49-9833/2021, А49-3168/2022, А49-3338/2022, А49-3339/2022, А49-8789/2022 с участием тех же лиц.
Повторно проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а потому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст.270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на АО "МОЛКОМ".
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 13 февраля 2023 года по делу N А49-8453/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-8453/2022
Истец: ООО "Горводоканал"
Ответчик: АО "Молочный комбинат "Пензенский"