г. Москва |
|
06 июня 2023 г. |
Дело N А40-30717/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой,
судей: |
С.М. Мухина, Л.Г. Яковлевой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Е. Нестеровой |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу Управления Росреестра по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.03.2023 по делу N А40-30717/23, по заявлению Управления Росреестра по г. Москве
о привлечении арбитражного управляющего Филина Ю. В. к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ (протокол от 09.02.2023 N 0577723),
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Филин Ю.В., паспорт, Филин Ю.В. дов. от 14.06.2018 |
УСТАНОВИЛ
Управление Росреестра по г.Москве (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Филина Ю.В. (ответчик) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 24.03.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано, арбитражный управляющий освобожден от административной ответственности по ч.3 ст. 14.13 КоАП РФ в связи с малозначительностью правонарушения.
Не согласившись с вынесенным решением, Росреестр обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, привлечь ответчика к административной ответственности.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными.
Представитель Росреестра, извещенный надлежащим образом о времени и месте, в судебное заседание не явился, в связи с чем, дело рассмотрено судом в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется, исходя из следующего.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной
ответственности.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Из материалов дела следует, решением Арбитражного суда города Москвы от 17.04.2019 по делу N А40-161629/17 в отношении ООО "Предприятие Продкомплект" введена процедура конкурсного производства, исполняющей обязанности конкурсного управляющего утверждена Фоминых Диана Евгеньевна.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 16.09.2019 по делу N А40-161629/17 конкурсным управляющим ООО "Предприятие Продкомплект" утвержден Филин Юрий Васильевич.
Согласно п. 4 ст. 61.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон о банкротстве) сведения о подаче в арбитражный суд заявления о признании сделки недействительной по основаниям, указанным в Федеральном законе о банкротстве, о вынесении судебного акта по результатам рассмотрения заявления и судебных актов о его пересмотре подлежат включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) в порядке, установленном ст. 28 Федерального закона о банкротстве, не позднее трех рабочих дней с даты, когда арбитражному управляющему стало известно о подаче заявления или вынесении судебного акта, а при подаче заявления арбитражным управляющим - не позднее следующего рабочего дня после дня подачи заявления.
Согласно п. 8 ст. 28 Федерального закона о банкротстве если иное не предусмотрено Федеральным законом о банкротстве, сведения, подлежащие опубликованию, должны содержать, в том числе установленную арбитражным судом дату следующего судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве в случаях, предусмотренных Федеральным законом о банкротстве.
Согласно определению Арбитражного суда города Москвы от 24.12.2019 по делу N А40-161629/17 судебное заседание по рассмотрению отчета арбитражного управляющего Филина Ю.В. об итогах процедуры конкурсного производства в отношении ООО "Предприятие Продкомплект" назначено на 29.06.2020.
Таким образом, по мнению административного органа, арбитражный управляющий Филин Ю.В. обязан отразить в сообщении ЕФРСБ от 24.03.2020 N 4854805 сведения об установленной арбитражным судом дате следующего судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве ООО "Предприятие Продкомплект".
В нарушение п. 8 ст. 28 Федерального закона о банкротстве арбитражный управляющий Филин Ю.В. не отразил сообщении ЕФРСБ от 24.03.2020 N 4854805 сведения об установленной арбитражным судом дате следующего судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве ООО "Предприятие Продкомплект".
Согласно определению Арбитражного суда города Москвы от 24.09.2020 по делу N А40-161629/17 судебное заседание по рассмотрению отчета арбитражного управляющего Филина Ю.В. об итогах процедуры конкурсного производства в отношении ООО "Предприятие Продкомплект" назначено на 22.03.2021. По мнению административного органа, арбитражный управляющий Филин Ю.В. обязан отразить в сообщении ЕФРСБ от 04.03.2021 N 6277544 сведения об установленной арбитражным судом дате следующего судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве ООО "Предприятие Продкомплект".
Согласно определению Арбитражного суда города Москвы от 22.03.2021 по делу N А40-161629/17 судебное заседание по рассмотрению отчета арбитражного управляющего Филина Ю.В. об итогах процедуры конкурсного производства в отношении ООО "Предприятие Продкомплект" назначено на 22.09.2021. По мнению административного органа, арбитражный управляющий Филин Ю.В. обязан отразить в сообщении ЕФРСБ от 22.07.2021 N 7035070 сведения об установленной арбитражным судом дате следующего судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве ООО "Предприятие Продкомплект".
Согласно определению Арбитражного суда города Москвы 22.03.2021 по делу N А40-161629/17 судебное заседание по рассмотрению отчета арбитражного управляющего Филина Ю.В. об итогах процедуры конкурсного производства в отношении ООО "Предприятие Продкомплект" назначено на 22.09.2021.
По мнению административного органа, арбитражный управляющий Филин Ю.В. обязан отразить в сообщениях ЕФРСБ от 15.04.2021 N 6511428, от 15.04.2021 N 6511380, от 11.05.2021 N 6634760 сведения об установленной арбитражным судом дате следующего судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве ООО "Предприятие Продкомплект".
Согласно определению Арбитражного суда города Москвы от 22.09.2021 по делу N А40-161629/17 судебное заседание по рассмотрению отчета арбитражного управляющего Филина Ю.В. об итогах процедуры конкурсного производства в отношении ООО "Предприятие Продкомплект" назначено на 22.12.2021.
По мнению административного органа, арбитражный управляющий Филин Ю.В. обязан отразить в сообщениях ЕФРСБ от 22.09.2021 N 7374896, от 22.09.2021 N 7374222, от 28.09.2021 N 7409176 сведения об установленной арбитражным судом дате следующего судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве ООО "Предприятие Продкомплект".
Судом первой инстанции верно сделан вывод о том, что в действиях арбитражного управляющего Филина Ю.В. в части не отражения в сообщениях ЕФРСБ от 24.03.2020 N 4854805, от 04.03.2021 N 6277544, от 22.07.2021 N 7035070, от15.04.2021N 6511428, от 15.04.2021 N 6511380, от 11.05.2021 N 6634760, от 22.09.2021 N 7374896, от 22.09.2021 N 7374222, от 28.09.2021 N 7409176 сведений об установленных арбитражным судом датах следующих судебных заседаний по рассмотрению дела о банкротстве ООО "Предприятие Продкомплект", отсутствуют составы административных
правонарушений по ч.3 ст.14.13 КоАП РФ, на основании следующих обстоятельств.
В соответствии с абзацем 5 пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 26.10.2002 N 127- ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, сведения, подлежащие опубликованию, должны содержать: установленную арбитражным судом дату следующего судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, установленная арбитражным судом дата следующего судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве должна содержаться в сообщениях только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
При этом, в данном случае, ссылок на норму, устанавливающую обязательное указание даты следующего судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве, заявление о привлечении к административной ответственности, равно как и протокол об административном правонарушении, не содержат.
Также административным органом указано, что конкурсным управляющим не были отражены сведения о текущих платежах в отчете конкурсного управляющего от 30.09.2022 Согласно Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 N 195 "Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего утверждена типовая форма отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства.
В соответствии с п. 10 и п. 11 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 (далее - Общие правила), отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства должны содержать сведения, предусмотренные п. 2 ст. 143 Федерального закона о банкротстве.
К отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения.
Согласно п. 2 ст. 143 Федерального закона о банкротстве в отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения:
о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника в случае привлечения оценщика для оценки такого имущества;
о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках данных поступлений;
о ходе реализации имущества должника с указанием сумм, поступивших от реализации имущества; - о количестве и об общем размере требований о взыскании задолженности, предъявленных конкурсным управляющим к третьим лицам;
о предпринятых мерах по обеспечению сохранности имущества должника, а также по выявлению и истребованию имущества должника, находящегося во владении у третьих лиц;
о предпринятых мерах по признанию недействительными сделок должника, а также по заявлению отказа от исполнения договоров должника;
о ведении реестра требований кредиторов с указанием общего размера требований кредиторов, включенных в реестр, и отдельно - относительно каждой очереди;
о количестве работников должника, продолжающих свою деятельность в ходе конкурсного производства, а также о количестве уволенных (сокращенных) работников должника в ходе конкурсного производства;
о проведенной конкурсным управляющим работе по закрытию счетов должника и ее результатах;
о сумме текущих обязательств должника с указанием процедуры, применяемой в деле о банкротстве должника, в ходе которой они возникли, их назначения, основания их возникновения, размера обязательства ж непогашенного остатка;
о привлечении к субсидиарной ответственности третьих лиц, вторые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства;
иные сведения о ходе конкурсного производства, состав которых определяется конкурсным управляющим, а также требованиями собрания кредиторов (комитета кредиторов) или арбитражного суда.
В целях реализации Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 утверждены Общие правила подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего (далее - Общие правила).
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 N 195 (далее -Приказ от 14.08.2003 N 195) утверждены типовые формы отчетов (заключений) арбитражного управляющего.
Приложением 4 утверждена типовая форма отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства.
Утвержденные Общие правила и Типовые формы приняты с целью конкретизации и унификации представляемых арбитражным управляющим отчетов и направлены на реализацию и практическое применение положений и обязательных требований, установленных Федеральным законом о банкротстве.
Отчет (заключение) арбитражного управляющего составляется по типовым формам, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 N 195, подписывается арбитражным управляющим и представляется вместе с прилагаемыми документами в сброшюрованном виде.
В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчёт о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное. Общие требования к составлению арбитражным управляющим отчетов арбитражного управляющего о своей деятельности, о результатах проведения конкурсного производства и об использовании денежных средств установлены Общими правилами подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных Постановлением Правительства от 22.05.2003 N 299 "Об утверждении общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего" (далее -Общие правила).
Пунктом 10 Общих правил подготовки отчетов установлено, что отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства должны содержать сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 143 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
По мнению заявителя, конкурсным управляющим был нарушен порядок составления формы отчета. В тоже время коллегией принимаются доводы конкурсного управляющего о том, что типовая форма отчета конкурсного управляющего не содержит раздела с данными и о текущих платежах.
Ввиду того, что требование об отражении текущих платежей появилось в законе значительно позже утверждения типовой формы отчета, конкурсным управляющим велся отдельный документы в виде справки о текущих платежах, который передавался кредиторам на собрании для ознакомления вместе с отчетами.
Текущие обязательства не были отражены в отчете конкурсного управляющего ввиду того, что форма отчета конкурсного управляющего, установленная Приказом Минюста РФ от 14 августа 2003 г. N 195 "Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего" не содержит раздела с отражением текущих обязательств Должника. Для отражения текущих обязательств Должника, арбитражным управляющим Филиным Ю.В. велся отдельный реестр текущих требований, который представлялся кредиторам для ознакомления.
Ранее аналогичный эпизод был предметом рассмотрения в отношении арбитражного управляющего Филина Ю.В. в рамках дела N А83-10768/2019 и действия Филина Ю.В. по ведению отдельного документа с данными о текущих обязательствах в качестве приложения к отчету конкурсного управляющего были признаны соответствующими закону (Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда по делу N А83-10768/2019 от 29.05.2020 г.). В связи с чем, апелляционный суд не усматривает в действиях Филина Ю.В. события вменяемого административного правонарушения и вины в его совершении.
Пунктом 4 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 (далее - Общие правила) установлено, что отчет (заключение) арбитражного управляющего составляется по типовым формам, утвержденным Министерством юстиции Российской Федерации, подписывается арбитражным управляющим и представляется вместе с прилагаемыми документами в сброшюрованном виде.
Приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 N 195 утверждены Типовые формы отчетов (заключавши) арбитражного управляющего (далее - Типовые формы).
Приложением утверждена типовая форма отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства.
Утвержденные Общие правила и Типовые формы приняты с целью конкретизации и унификации представляемых арбитражным управляющим отчетов и направлены на реализацию и практическое применение положений и обязательных требований, установленных Федеральным законом о банкротстве.
В связи с чем, соблюдение Общих правил и Типовых форм является обязательным в процессе осуществления арбитражным управляющим своих полномочий наряду с требованиями Федерального закона о банкротстве, что также согласуется с позицией ВАС РФ, изложенной в Решении высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.08.2011 N ВАС-8861/1.
В соответствии с п. 11 Общих правил к отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения.
Арбитражным управляющим Филиным Ю.В. проведено собрание кредиторов должника 30.09.2022, в том числе, с целью предоставления отчета конкурсного управляющего о ходе процедуры конкурсного производства (сообщение из Единого федерального реестра сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) от 30.09.2022 N 9762025).
Согласно заявлению Росреестра, Конкурсным управляющим ООО "Предприятие Продкомплект" Филиным Ю.В. к отчету конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства ООО "Предприятие Продкомплект" от 30.09.2022 за период с 27.07.2022 по 30.09.2022 не приложены копии документов - банковская выписка, отражающая поступления на счет денежных средств в размере 52 тыс. руб. за июль-сентябрь 2022 года (данные об указанных поступлениях отражены в отчетах конкурсного управляющего).
В указанной части апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что имеется в действиях Филина Ю.В. событие вменяемого административного правонарушения и вины в его совершении.
При этом апелляционный суд не может согласиться с возражениями апеллянта об ошибочном применении судом первой инстанции нормы о малозначительности административного правонарушения, предусмотренной ст.2.9 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной
ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п.18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности
правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1. КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.
В соответствии с п.18.1. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 N 60 "О внесении дополнений в некоторые Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях" квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что ст. 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Таким образом, по смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Учитывая изложенное, выше апелляционная коллегия не усматривает достаточных оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, отраженными в оспариваемом решении.
При рассмотрении дела и принятии обжалуемого решения судом первой инстанции были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно.
Иные доводы жалобы не содержат ссылок на факты не установленные судом или иные доказательства отсутствие вины общества, а сам факт несогласия заявителя с выводами суда первой инстанции, основанными на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка без документального опровержения не может служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, апелляционным судом не установлено.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.03.2023 по делу N А40-30717/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-30717/2023
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Ответчик: Арбитражный управляющий Филин Юрий Васильевич, АУ Филин Ю.В.