г. Пермь |
|
08 июня 2023 г. |
Дело N А60-8612/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Герасименко Т.С.,
судей Васильевой Е.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Климашевской К.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 24 апреля 2023 года
по делу N А60-8612/2023
по заявлению Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (ИНН 6670073005, ОГРН 1046603570386)
к арбитражному управляющему Чернову Андрею Сергеевичу
о привлечении к административной ответственности по части 3, части 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - заявитель, административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Чернова Андрея Сергеевича (далее - заинтересованное лицо, арбитражный управляющий Чернов А.С.) к административной ответственности, предусмотренной частями 3, 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 25000 рублей; в удовлетворении остальной части требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит отменить решение суда в части указания на отсутствие состава административного правонарушения по факту неуказания в отчете финансового управляющего Чернова А.С. о своей деятельности (о результатах проведения реализации имущества гражданина Чечулиной Т.В.) от 05.12.2022 всех предусмотренных сведений; установить наличие в действиях (бездействии) арбитражного управляющего Чернова А.С. состава административного правонарушения по указанному факту.
Заявитель жалобы настаивает на том, что решение принято с нарушениями норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Управление считает, судом не принято во внимание, что в отчете финансового управляющего Чернова А.С. о своей деятельности (о результатах проведения реализации имущества гражданина Чечулиной Т.В.) от 05.12.2022 отсутствует раздел "Сведения о размере требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов", предусмотренный типовой формой отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства (Приложение N 4 к Приказу Министерства от 14.08.2003 N 195); также типовой формой отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства (Приложение N 4 к Приказу Министерства от 14.08.2003 N 195) в разделе "Приложение" предусмотрена необходимость указывать перечень документов, прилагаемых к отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства, но в отчете финансового управляющего Чернова А.С. о своей деятельности (о результатах проведения реализации имущества гражданина Чечулиной Т.В.) от 05.12.2022 отсутствует раздел "Приложение", нет необходимого перечисления документов и не указано количество прилагаемых материалов, подтверждающих необходимые сведения.
В письменном отзыве арбитражный управляющий Чернов А.С. возражает против требований апелляционной жалобы, считает оспариваемый судебный акт законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Поскольку Управлением в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения суда (в части отказа в удовлетворении требований), арбитражный суд апелляционной инстанции в порядке части 5 статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения суда только в обжалуемой части. Возражений против этого от сторон не поступило.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.05.2020 по делу N А60-11995/2020 Чечулина Т.В. признана несостоятельной (банкротом), в отношении нее введена процедура реализации имущества гражданина.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 01.07.2021 финансовым управляющим утвержден Чернов А.С.
В Управление поступила жалоба акционерного общества "Банк ДОМ.РФ", содержащая данные, указывающие на наличие события правонарушения, предусмотренного положениями статьи 14.13 КоАП РФ, в действиях арбитражного управляющего Чернова А.С. в деле о несостоятельности (банкротстве) Чечулиной Т.В.
По результатам проведенного Управлением административного расследования выявлено, что арбитражным управляющим Черновым А.С. допущен ряд нарушений, а именно:
- в нарушение пунктов 1, 2 статьи 213.7 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) арбитражный управляющий Чернов А.С. не исполнил в срок, установленный Законом о банкротстве, обязанность по включению в Единый Федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) сообщения об утверждении финансового управляющего;
- в нарушение пункта 4 статьи 20.3, пункта 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве арбитражным управляющим Черновым А.С. не исполнена обязанность по направлению кредиторам Чечулиной Т.В. отчета финансового управляющего не реже чем один раз в квартал;
- в нарушение пункта 4 статьи 20.3, пункта 2 статьи 143 Закона о банкротстве, Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 (далее - Общие правила), Приказа Минюста Российской Федерации от 14.08.2003 N 195 "Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего" (далее - Типовые формы) арбитражный управляющий Чернов А.С. не исполнил обязанность по указанию в отчете финансового управляющего о своей деятельности (о результатах проведения реализации имущества Чечулиной Т.В.) от 05.12.2022 всех сведений, предусмотренных Законом о банкротстве, Общими правилами, Типовыми формами.
Управлением 21.02.2023 по результатам проведения административного расследования в отношении арбитражного управляющего составлен протокол об административном правонарушении.
Поскольку в силу части 1 статьи 23.1 КоАП РФ рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 14.13 КоАП, относится к компетенции арбитражного суда, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Чернова А.С. к административной ответственности.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта допущенных арбитражным управляющим нарушений пункта 4 статьи 20.3, пунктов 1, 2 статьи 213.7, пункта 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве, наличии в действиях арбитражного управляющего состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе административный орган настаивает на подтверждении материалами дела нарушений пункта 2 статьи 143 Закона о банкротстве, Общих правил и порядка заполнения Типовых форм., которые суд первой инстанции посчитал недоказанными.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции соответствующими обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
На основании статьи 29 Закона о банкротстве, Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2005 N 52 "О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих", Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30.05.2016 N П/0263 Управление Росреестра является органом, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении по рассматриваемому правонарушению.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения и вина лица в его совершении.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Частью 3.1. статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до трех лет.
Объектом административного правонарушения является порядок осуществления процедур банкротства юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан.
Объективной стороной названного административного правонарушения является невыполнение правил, применяемых в ходе осуществления процедур банкротства, предусмотренных Законом о банкротстве.
Квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения является повторное невыполнение правил, применяемых в ходе осуществления процедур банкротства, предусмотренных Законом о банкротстве.
С субъективной стороны административное правонарушение характеризуется умыслом или неосторожностью.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.04.2005 N 122-О указал, что положения части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, предусматривающие ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.
Законом о банкротстве установлены основания для признания должника несостоятельным (банкротом), а также порядок и условия проведения процедур банкротства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве, при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Отношения, связанные с банкротством граждан, регулируются главой X "Банкротство гражданина" Закона о банкротстве.
В соответствии с п. 1 ст. 213.1 Закона о банкротстве отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные настоящей главой, регулируются главами I - III. 1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI Закона о банкротстве.
Согласно п. 3 Общих правил, в отчетах (заключениях) арбитражного управляющего указываются сведения, определенные настоящими Правилами, сведения, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", и дополнительная информация, которая может иметь существенное значение для принятия решений арбитражным судом и собранием (комитетом) кредиторов.
Согласно п. 10 Общих правил, отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства должны содержать сведения, предусмотренные п. 2 ст. 143 Закона о банкротстве.
Приказом Министерства юстиции от 14.08.2003 N 195 утверждена типовая форма отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства (Приложение N 4 к Приказу).
В соответствии с п. 11 Общих правил, к отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения.
Типовой формой отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства (Приложение N 4 к Приказу Министерства от 14.08.2003 N 195) в разделе "Приложение" предусмотрена необходимость указывать перечень документов, прилагаемых к отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства.
Как указывает заявитель в отчете финансового управляющего Чернова А.С. о своей деятельности (о результатах проведения реализации имущества гражданина Чечулиной Т.В.) от 05.12.2022 отсутствует раздел "Сведения о размере требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов", а также раздел "Приложение", нет необходимого перечисления документов и не указано количество прилагаемых материалов, подтверждающих необходимые сведения.
Материалами дела подтверждается, что в отчете финансового управляющего Чернова А.С. от 05.12.2022 отсутствуют сведения о кредиторах, включенных в реестр требований кредиторов должника, основания их возникновения, размер обязательств и непогашенного остатка, а также отсутствует раздел "Приложение".
Вместе с тем, нормы параграфа 1.1 "Реструктуризация долгов гражданина и реализация имущества гражданина" главы X "Банкротство гражданина" Закона о банкротстве прямо не устанавливают обязанности финансового управляющего по раскрытию сведений, которые, по мнению Управления, должны быть отражены в названном отчете.
При этом статья 213.9 Закона о банкротстве является специальной по отношению к статье 143 Закона о банкротстве.
Таким образом, норм, обязывающих финансового управляющего при проведении процедур банкротства физического лица в отчете финансового управляющего о своей деятельности отражать "Сведения о размере требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов", а также раздел "Приложение", Закон о банкротстве не содержит.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что сведения, которые, по мнению Управления, должны быть отражены в названном отчете, установлены в подзаконных актах, утверждающих типовые формы отчетов, применяемых при банкротстве юридических лиц. В рассматриваемом деле административным органом не приведены ссылки на положения Закона о банкротстве, устанавливающие обязанность именно для финансовых управляющих, отражать сведения, на которые указывает Управление.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в действиях (бездействии) арбитражным управляющим Черновым А.С., не указавшем в отчете финансового управляющего о своей деятельности (о результатах проведения реализации имущества Чечулиной Т.В.) от 05.12.2022 всех сведений, предусмотренных Законом о банкротстве, Общими правилами, Типовыми формами, отсутствует событие правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса, поскольку размещение таких сведений не является обязательным.
Принимая во внимание, что факт допущенных арбитражным управляющим нарушений пункта 4 статьи 20.3, пунктов 1, 2 статьи 213.7, пункта 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве и наличие в действиях арбитражного управляющего состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, доказаны, установив привлечение арбитражного управляющего Чернова А.С. к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ в виде предупреждения часть 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ предусматривает для арбитражного управляющего только один вид наказания - дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет, применив принципы соразмерности и справедливости, не усмотрел оснований для привлечения к административной ответственности арбитражного управляющего Чернова А.С. по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ и применения к нему меры ответственности в виде дисквалификации и пришел к выводу о возможности привлечения арбитражного управляющего Чернова А.С. по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде наложения штрафа в размере 25 000 руб.
Привлечение арбитражного управляющего к административной ответственности осуществлено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Исключительных обстоятельств, позволяющих снизить предусмотренную законодательством санкцию ниже низшего, учитывая предусмотренную частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ меру ответственности в виде предупреждения, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 апреля 2023 года по делу N А60-8612/2023 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Т.С. Герасименко |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-8612/2023
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Чернов Андрей Сергеевич