г. Челябинск |
|
08 июня 2023 г. |
Дело N А76-45392/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Калашника С.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22 февраля 2023 года по делу N А76-45392/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - Матвеева К.О. (паспорт, доверенность от 05.12.2022, диплом);
Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области - Пимштейн Н.В. (паспорт, доверенность от 09.01.2023, диплом).
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, ФГБУ "ЦЖКУ", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство, МТРиЭ) с заявлением:
о признании незаконным отказ Министерства в заключении Соглашения о предоставлении субсидии, компенсирующую выпадающие доходы, связанных с осуществлением теплоснабжения населения по льготным тарифам с ФГБУ "ЦЖКУ" М за период с января 2018 г. по декабрь 2018 г. в размере 35874562,96 руб., за период с ноября 2019 г. по декабрь 2019 г. в размере 7623859,13 руб.; всего 43498422,09 руб. (далее - оспариваемый отказ);
об обязании Министерство заключить Соглашение о предоставлении субсидии, компенсирующую выпадающие доходы, связанных с осуществлением теплоснабжения населения по льготным тарифам с ФГБУ "ЦЖКУ" за период с января 2018 г. по декабрь 2018 г. в размере 35874562,96 руб., за период с ноября 2019 г. по декабрь 2019 г. в размере 7623859,13 руб.; всего 43498422,09 руб.
Определениями Арбитражного суда Челябинской области в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: АО "712 АРЗ", МБДОУ "Детский сад N 14", МАДОУ ЦРР "Детский сад N 378", МУП ПОВВ, МБОУ "СОШ N 28", ООО "Троицкий водоканал водоснабжение", ООО "Троицкий водоканал водоотведение", ООО "Урал-Снаб", АО "Воен-Торг", МБДОУ "Детский сад N 35", МБДОУ "Детский сад N 8 комбинированного вида", МБОУ "НОШ N 11", МБОУ "СОШ N 4", МКДОУ "Детский сад N7", ГБУЗ "Областная больница г. Чебаркуль", ФГУП "ГВСУ N 8", ООО "Ника", ИП Седова К.В., МКОУ "СОШ N4" г. Щучье, АНО ДПО "Учебный автомобильный центр", ТНС "Наш дом", ТСЖ "УРАЛВО", ФГУП "Почта России", АО "УТСК", ФГАУ "Управление лесного хозяйства" МО, ИП Верхотурцевой О.Ю., ИП Шкандратовой Е.Н., Управления судебного департамента в Челябинской области, АО Челябкоммунэнерго, ФГАУ "Росжилкомплекс", МУ ДЗОЛ "Чайка", Филиала "Санаторий "Чебаркульский" МО РФ, ООО "Городское водоснабжение", ООО "Сервис М", ООО "Визард", ООО "НикоСС", ООО "ВитаФарм", МКОУ "СОШ N 6", филиала "Уральский" АО "Оборонэнерго".
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.02.2023 (резолютивная часть решения объявлена 15.02.2023) по делу N А76-45392/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ФГБУ "ЦЖКУ" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает, что вывод суда первой инстанции о нарушении срока предоставления документов, предусмотренные пунктами 8, 9 Порядка N 151-П, пунктами 8, 9 Порядка N 50-П является не верным. Обязанность по возмещению ресурсоснабжающей организации ее расходов обусловлена самим фактом наличия установленных публичными субъектами тарифов на уровне ниже экономически обоснованных, и является следствием реализации соответствующими органами своих полномочий. Апеллянт полагает, что Министерство искусственно исключило из валовой выручки истца за 2021-2025 год выпадающие доходы истца за 2018-2019 гг. и включил межтарифную разницу, что прямо запрещено законом, так как норма по предоставлению субсидии является императивной. Кроме того, при установлении для отдельных категорий (групп) потребителей льготных регулируемых тарифов повышение регулируемых тарифов для других потребителей не допускается. Для взыскания межтарифной разницы в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьих лиц.
Представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы. Просит решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ФГБУ "ЦЖКУ" является ресурсоснабжающей организацией по поставке тепловой энергии и горячему водоснабжению для многоквартирных домов, расположенных на территории Челябинской области, в частности, в г. Челябинске, г. Чебаркуле, г. Карабаше, ЗАТО г. Трехгорный и ряде других населенных пунктах Челябинской области.
В соответствии с Законом Челябинской области от 27.06.2013 N 503-З0 "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения на территории Челябинской области" постановлениями Минтарифа в 2018-2019 годах установлены льготные тарифы па тепловую энергию и горячую воду, поставляемые населению Челябинской области.
20.09.2021 учреждение обратилось в Министерство с заявлением о возмещении межтарифной разницы за 2018-2019 год путем предоставления субсидии в порядке, установленном пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (материалы электронного дела, документы от 23.12.2021).
Согласно выписке из протокола заседания Правления Министерства от 23.09.2021 N 51 Правлением принято решение отказать ФГБУ "ЦЖКУ" в заключении Соглашения и предоставлении субсидии на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, связанных с осуществлением теплоснабжения населения по льготным тарифам, за периоды январь-декабрь 2018 г., ноябрь-декабрь 2019 г., сумма заявки - 43 498 422,08 со ссылкой на пункты 8, 13 Порядка предоставления в 2018 году субсидий на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 18.04.2018 N 151-П (далее - Порядок N 151-П), пункты 8, 9 Порядка предоставления в 2019 году субсидий на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 20.02.2019 N 50-П (далее - Порядок N 50-П) по следующим основаниям:
Письмами от 10.09.2021 N 10365, N10364 и N 10366 (peг. 20.09.2021) организация обратилась за дополнительным предоставлением субсидии за январь-декабрь 2018, ноябрь-декабрь 2019 по основаниям, предусмотренным разделом V Порядка.
Субсидии с целью возмещения выпадающих доходов, возникших в связи с применением льготных тарифов для населения, за 2018 год, а также за ноябрь-декабрь 2019 года не были выплачены ФГБУ "ЦЖКУ" из-за несоблюдения организацией обязательных требований, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг" (далее - Постановление N 887), в том числе согласно представленным справкам Федеральной налоговой службы у организации имелась задолженность по уплате налогов, сборов на территории Челябинской области.
ФГБУ "ЦЖКУ" нарушены сроки предоставления документов, предусмотренные пунктами 8, 9 Порядка N 151-П, пунктами 8, 9 Порядка N 50-П.
Предельные суммы субсидий определяются исходя из объемов полезного отпуска тепловой энергии (теплоносителя) населению, учтенных при регулировании тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, и установленных экономически обоснованных и льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения на территории Челябинской области на соответствующий финансовый год.
Порядком не предусмотрено возможности возмещения сумм выпадающих доходов, невыплаченных теплоснабжающей организации за предыдущие периоды в связи с несоответствием получателя субсидий установленным действующим законодательством критериям.
Законодательством Российской Федерации в сфере тарифного регулирования предусмотрен механизм корректировки тарифов на тепловую энергию с учетом фактических значений параметров расчета тарифов за прошедшие периоды, который позволяет учесть экономически обоснованные выпадающие доходы регулируемых организаций в течение 3 следующих лет.
Постановлениями Министерства от 05.11.2020 N 50/8, 50/9, 50/10, 50/11, 50/13,50/14, 50/25, 50/31 утверждены тарифы на тепловую энергию для ФГБУ "ЦЖКУ" на 2021 год, в которых учтены выпадающие доходы, вызванные неполучением субсидий за 2018 год в сумме 35 919,69 тыс. рублей и за ноябрь-декабрь 2019 года в сумме 6611,92 тыс. рублей.
Таким образом, обязанность по компенсации ФГБУ "ЦЖКУ" межтарифной разницы, возникшей в связи с установлением льготных тарифов на тепловую энергию для населения в 2018 и 2019 годах, исполнена Челябинской областью в полном объеме (материалы электронного дела, документы от 23.12.2021).
Полагая, что оспариваемый отказ Министерства нарушает права и законные интересы учреждения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ФГБУ "ЦЖКУ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований отказано, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ соответствует действующему законодательству, вынесен уполномоченным органом в рамках его компетенции с соблюдением процедуры принятия и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать заявитель.
Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ, Закон о теплоснабжении) в соответствии с Основами ценообразования, Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075), иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (часть 1 статьи 10 Закона N 190-ФЗ).
В силу пункта 8 Основ ценообразования предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов с учетом инвестиционных программ регулируемых организаций, утвержденных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о теплоснабжении или об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, а также с учетом долгосрочных тарифов, установленных для теплоснабжающих организаций, долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций и долгосрочных обязательств по концессионным соглашениям, объектами которых являются системы теплоснабжения. Указанные предельные уровни сроком действия один финансовый год устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям и могут быть установлены с разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей.
Согласно пункту 13 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.
Пунктом 6 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э (далее - Методические указания) предусмотрено, что при регулировании тарифов в сфере теплоснабжения используются следующие методы: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации установленных тарифов; метод обеспечения доходности инвестированного капитала; метод сравнения аналогов. В соответствии с пунктом 7 Методических указаний тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
Согласно абзацу первому пункта 12 Методических указаний определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В случае, если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности подтверждаются выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, то средства на компенсацию таких выпадающих доходов учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные выпадающие доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме (абзац третий пункта 12 Методических указаний).
В соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам относится к бюджетным ассигнованиям.
Пунктом 1 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг).
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 данной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
Установление льготных тарифов на тепловую энергию для населения осуществляется в целях обеспечения соблюдения ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренного частями 1 и 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно части 14 статьи 10 Закона N 190-ФЗ наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
В силу статьи 2 Закона Челябинской области от 27.06.2013 N 503-ЗО "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения на территории Челябинской области" (далее - Закон N 503-ЗО) право на льготные тарифы имеют физические лица, проживающие на территории Челябинской области.
Основанием для предоставления льгот являются принятые в соответствии с данным Законом решения органа исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования тарифов об установлении льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения (статья 3 Закона N 503-ЗО).
Возмещение выпадающих доходов, возникающих у теплоснабжающих организаций в связи с начислением платы населению за услуги теплоснабжения по льготным тарифам на тепловую энергию, осуществляется за счет средств бюджета Челябинской области.
В соответствии с Законом N 503-ЗО порядок предоставления субсидий в целях возмещения выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в связи с установлением льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, устанавливается ежегодно нормативными правовыми актами Челябинской области.
Выплата субсидий на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающим организациям в 2018 году осуществлялась на основании Порядка предоставления в 2018 году субсидий на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающим организациям, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 18.04.2018 N 151-П (далее - Порядок N 151-П) в редакции постановления Правительства Челябинской области от 26.10.2018 N 503-П.
Пунктом 2 Порядка предусматривается цель предоставления субсидии - возмещение выпадающих доходов, возникающих в связи с установлением в соответствии с Законом N 503-ЗО льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения на территории Челябинской области.
В соответствии с пунктом 3 Порядка органом государственной власти Челябинской области, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на 2018 год, является МТРиЭ.
Из пунктов 4, 6 Порядка N 151-П следует, что субсидии предоставляются организациям, осуществлявшим теплоснабжение населения по льготным тарифам (далее - получатели субсидии) в целях возмещения выпадающих доходов с января по декабрь 2018 года, на основании соглашений о предоставлении субсидий, заключенных МТРиЭ с каждым получателем субсидий.
Согласно пункту 5 Порядка N 151-П субсидии предоставляются за счет средств, предусмотренных Законом Челябинской области от 26.12.2017 N 636- ЗО "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования.
Предельная сумма субсидий определяется исходя из объемов полезного отпуска тепловой энергии (теплоносителя) населению, учтенных при регулировании тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, и установленных льготных тарифов для населения на соответствующий финансовый год.
Указанная норма пункта 5 Порядка N 151-П соответствует требованиям Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования).
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
Тарифы на тепловую энергию, дифференцированные органом регулирования, должны обеспечивать получение в расчетный период регулирования регулируемыми организациями необходимой валовой выручки (пункт 25 Основ ценообразования).
При отсутствии льготных тарифов получение годовой экономически обоснованной необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной при утверждении тарифов на текущий год в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования, полностью обеспечивается путем реализации расчетного объема полезного отпуска тепловой энергии, учтенного при установлении тарифов на текущий год, по экономически обоснованным тарифам, утвержденным для теплоснабжающей организации.
В соответствии с пунктом 6 Порядка N 151-П субсидии предоставляются на основании соглашений о предоставлении субсидий, заключаемых МТРиЭ с каждым получателем субсидии в соответствии с типовой формой договора (соглашения).
Пунктом 7 Порядка N 151-П урегулированы условия предоставления субсидии, в том числе, определено требование о том, что у получателя субсидии по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором заключается Соглашение, должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из материалов дела следует и заявителем не оспаривается, что в 2018 году ФГБУ "ЦЖКУ" не соответствовало данному условию.
Соответствующий вывод подтверждается также вступившими в законную силу Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.12.2019, Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2020 N 18АП-1350/2020, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20.10.2020 N Ф09-5466/20 по делу N А76-28498/2019.
Пунктом 8 Порядка N 151-П предусматривается, что в целях заключения Соглашения и получения субсидии получатель субсидии в срок не позднее 15 декабря 2018 года представляет в МТРиЭ документы, указанные в данном пункте.
Пунктом 9 Порядка N 151-П установлено, что в качестве расчетного периода для определения размера субсидий используется календарный месяц.
Получатели субсидий вправе обращаться в МТРиЭ в целях получения субсидий для возмещения выпадающих доходов, возникающих в результате применения льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель в течение одного или нескольких расчетных периодов.
Получатель субсидии, с которым было заключено Соглашение, вправе обратиться в МТРиЭ в целях получения субсидий в целях компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникших в связи с применением льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения на территории Челябинской области в отношении одного или нескольких расчетных периодов с января по ноябрь 2018 года, учтенных при предоставлении данным получателем субсидии документов в целях заключения Соглашения, путем представления в МТРиЭ документов, указанных в подпунктах 1, 2, 4 - 6 пункта 8 настоящего Порядка, не позднее 15 числа каждого календарного месяца 2018 года. Документы, представленные в МТРиЭ позже 15.12.2018 в целях получения субсидий в отношении расчетных периодов с января по ноябрь 2018 года, к рассмотрению не принимаются. Для получения субсидии в целях компенсации получателям субсидии выпадающих доходов, возникающих в результате применения льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель в декабре 2018 года, получатель субсидии представляет в МТРиЭ указанные документы в срок до 15.12.2018.
В соответствии с пунктом 11 Порядка N 151-П по результатам проверок, проведенных в соответствии с пунктом 10 настоящего Порядка, МТРиЭ в течение одиннадцати календарных дней со дня окончания срока приема документов, указанного в пунктах 8, 9 настоящего Порядка, принимает решение:
1) о заключении Соглашения и предоставлении субсидии (в случае, если документы получателем субсидий представлялись в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка - решение о предоставлении субсидии);
2) об отказе в заключении Соглашения и предоставлении субсидии (в случае, если документы получателем субсидии представлялись в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка - решение об отказе в предоставлении субсидии).
В силу подпункта 4 пункта 12 Порядка N 151-П к числу оснований для принятия МТРиЭ решения об отказе в заключении Соглашения и предоставлении субсидии (решения об отказе в предоставлении субсидии) относится нарушение срока представления документов получателем субсидии, предусмотренного пунктом 8 настоящего Порядка (в случае, если документы представлялись получателем субсидии в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка - срока, предусмотренного пунктом 9 настоящего Порядка).
Пунктом 13 Порядка N 151-П предусматривается, что в случае принятия решения об отказе в заключении Соглашения и предоставлении субсидии (решения об отказе в предоставлении субсидии) МТРиЭ уведомляет получателя субсидии об указанном решении в письменной форме с указанием причин отказа в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
После устранения причин принятия решения об отказе в заключении Соглашения и предоставлении субсидии (решения об отказе в предоставлении субсидии) получатель субсидии вправе повторно обратиться в МТРиЭ за предоставлением субсидии.
Порядок N 151-П опубликован для всеобщего сведения в установленном порядке на Официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 19.04.2018.
Изменения, внесенные в Порядок N 151-П Постановлением Правительства Челябинской области от 26.10.2018 N 503-П, опубликованы для всеобщего сведения в установленном порядке на Официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 30.10.2018.
Порядок N 151-П является нормативным правовым актом, утвержденнй Правительством Челябинской области в соответствии со статьей 78 БК РФ, Законами Челябинской области "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения на территории Челябинской области", "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", официально опубликован, в судебном порядке недействующим не признан.
Порядок N 151-П регламентирует правоотношения между МТРиЭ и получателями субсидий за конкретные периоды времени (пункт 4), при этом лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на 2018 год доводятся до МТРиЭ в соответствии с положениями Закона Челябинской области от 26.12.2017 N 636-ЗО "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".
В связи с обстоятельствами, обусловленными особенностями бюджетного процесса, в пункте 8 Порядка N 151-П предусмотрена крайняя дата представления документов для получения субсидии в 2018 году - 15.12.2018, в пункте 9 указанного Порядка закреплено, что документы, представленные в МТРиЭ позже 15.12.2018 в целях получения субсидий в отношении расчетных периодов с января по ноябрь 2018 года, к рассмотрению не принимаются, а для получения субсидии в целях компенсации получателям субсидии выпадающих доходов, возникающих в результате применения льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель в декабре 2018 года, получатель субсидии представляет в МТРиЭ указанные документы в срок до 15.12.2018, при этом подпункт 4 пункта 12 Порядка N 151-П устанавливает в качестве самостоятельного основания для принятия решения об отказе в заключении Соглашения и предоставлении субсидии (решения об отказе в предоставлении субсидии) нарушение срока представления документов получателем субсидии, предусмотренного пунктами 8, 9 Порядка.
При этом заявитель ошибочно толкует положения абзаца 2 пункта 13 Порядка N 151-П как позволяющие ему повторно обратиться в любое время за предоставлением субсидии, тогда как указанная норма, понимаемая в системном единстве с другими положениями Порядка N 151-П, должна толковаться иначе - по смыслу абзаца 2 пункта 13 Порядка N 151-П устранение причин, послуживших основанием для отказа в предоставлении субсидии, ограничено сроками, предусмотренными пунктами 8, 9 Порядка N 151-П.
Иное толкование указанной нормы (предлагаемое заявителем) своим логическим следствием будет иметь возможность, по существу, корректировки тарифа "задним числом" в интересах ресурсоснабжающей организации без учета того, что действующим законодательством предусматривается механизм выравнивания фактического дисбаланса доходов и расходов ресурсоснабжающей организации мерами последующего тарифного регулирования.
Правовое регулирование порядка получения субсидии в 2019 году урегулировано по аналогичной модели нормативными положениями Порядка N 50-П, который также устанавливает факт того, что получатель субсидии должен не позднее 15.12.2019 представить в МТРиЭ ряд документов (пункт 8) и устанавливает нарушение срока представления документов в качестве одного из оснований для отказа в предоставлении субсидии (подпункт 4 пункта 11).
Пунктом 7 Порядка N 50-П урегулированы условия предоставления субсидии, в том числе, определено требование о том, что у получателя субсидии по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором заключается Соглашение, должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из материалов дела следует и заявителем не оспаривается, что и в спорные расчетные периоды 2019 года ФГБУ "ЦЖКУ" не соответствовало данному условию.
Порядок N 50-П опубликован для всеобщего сведения в установленном порядке на Официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 22.02.2019.
Порядок N 50-П является нормативным правовым актом, он был утвержден Правительством Челябинской области в соответствии со статьей 78 БК РФ, Законами Челябинской области "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения на территории Челябинской области", "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", официально опубликован, в судебном порядке недействующим не признан.
Доводов о противоречии нормативных положений Порядка N 50-П вышестоящим в иерархии нормативным правовым актам ФГБУ "ЦЖКУ" не заявлено, судом таковых не установлено.
Вопреки доводам заявителя Порядок N 50-П является, как и Порядок N 151-П, нормативным правовым актом ограниченного срока действия по вышеизложенным основаниям.
Кроме того, вопреки соответствующим доводам заявителя, действующим законодательством предусмотрен конкретный порядок возмещения неучтенных экономически обоснованных расходов и выпадающих доходов в рамках установления тарифов в сфере теплоснабжения.
Так, механизм корректировки тарифов и компенсации организации экономически обоснованных расходов урегулирован пунктом 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования).
Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку (далее также - НВВ), и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, а также в соответствии с пунктом 12 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э (далее - Методические указания).
Неучтенные экономически обоснованные расходы подлежат учету регулирующим органом начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы и доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме (пункт 13 Основ ценообразования, абзацы третий и пятый пункта 12 Методических указаний).
Выпадающие доходы - это разность между фактическими обоснованными расходами и доходами регулируемой организации при условии, что расходы превосходят доходы.
При расчете товарной выручки в соответствии с пунктом 52 Методических указаний применяются установленные тарифы для потребителей, в том числе льготные тарифы для населения, дифференциации по остальным потребителям нет.
Необходимая валовая выручка определяется на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных (пункт 55 Методических указаний).
В данном пункте приводится конкретная формула расчета НВВ.
Законодательством Российской Федерации в сфере тарифного регулирования предусмотрен механизм корректировки тарифов на тепловую энергию с учетом фактических значений параметра расчета тарифов за прошедшие периоды, который позволяет учесть экономически обоснованные выпадающие доходы регулируемых организаций в течение 3 следующих лет.
Таким образом, с учетом уменьшения товарной выручки в 2018 и 2019 году Министерством для учреждения был скорректирован показатель НВВ, положенный в основу для установления тарифа заявителю на 2021 год, в котором учтены фактические экономически обоснованные расходы, понесенные заявителем.
Постановлениями МТРиЭ от 05.11.2020 N 50/8, 50/9, 50/10, 50/11, 50/13, 50/14, 50/25, 50/31 утверждены тарифы на тепловую энергию для ФГБУ "ЦЖКУ" на 2021 год, указанные нормативные акты в установленном законом порядке не оспорены, недействующими не признаны.
Корректировка НВВ проводится Министерством согласно пунктом 49 Методических указаний. Необходимая валовая выручка, определяемая на последующий период регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования с учетом корректировки необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования.
При этом предельные суммы субсидий, определенные в отношении каждого установленного тарифа на тепловую энергию, в соответствии с требованиями абзаца 2 пункта 5 Порядка N 151-П в полном объеме обеспечивают получение теплоснабжающей организацией годовой экономически обоснованной необходимой валовой выручки, определенной при утверждении тарифов на соответствующий год, как это предусмотрено пунктами 22 и 25 Основ ценообразования.
В силу пунктов 28, 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и отражает их в экспертном заключении.
Из материалов дела следует, что выпадающие доходы организации включены в необходимую валовую выручку при установлении тарифа учреждению на 2021 год, что отражено в экспертных заключениях Минтарифа, приобщенных к материалами дела (т. 5, л.д. 1-83), в которых отражена корректировка НВВ на 2021 год с учетом выпадающих доходов ФГБУ "ЦЖКУ".
Доводы о несогласии с содержанием экспертных заключений, порядком формированием НВВ с конкретными показателями и расчетами, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого отказа и не могут быть предметом рассмотрения в рамках настоящего дела, поскольку экспертное заключение является частью тарифного дела, по результатам рассмотрения которого устанавливается регулируемая цена (тариф), структура формирования НВВ также относится к содержанию тарифного дела, что влияет на размер установленного тарифа, следовательно, соответствующие доводы подлежат правовой оценке только при рассмотрении судом общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства дела по оспариванию нормативного правового акта об установлении соответствующего тарифа.
Следовательно, в рамках настоящего дела суд не может высказываться по существу о законности и обоснованности установления тарифа в том или ином размере, в том числе, и по тем вопросам, которые были обозначены заявителем в части того, что своими действиями по корректировке тарифа на 2021 год Минтариф фактически возложил бремя возмещения выпадающих доходов на иных (не льготных) потребителей коммунальных услуг, поскольку данное обстоятельство не входит в предмет доказывания по настоящему делу.
Соответствующий довод может быть заявлен заинтересованными лицами в рамках оспаривания нормативного правового акта об установлении соответствующих тарифов для ФГБУ "ЦЖКУ".
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал факт нарушения оспариваемым отказом своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку Министерство продемонстрировало суду механизм, компенсирующий соответствующие недополученные доходы заявителя в 2018 и 2019 годах в связи с неполучением соответствующих субсидий, а само существо механизма такой компенсации предметом настоящего судебного разбирательства не является, поскольку, по существу, судом установлено, что ФГБУ "ЦЖКУ" не согласно с установленным для него тарифом.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют правовую позицию ФГБУ "ЦЖКУ", изложенную в суде первой инстанции и сводятся к изложению обстоятельств, на которых оно основывает заявленные требования, указанные доводы являлись предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не находит.
Доводы апелляционной жалобы не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы решения суда, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы не имеется.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно, нарушение норм материального и процессуального права, повлекшее вынесение незаконного решения, судом не допущено.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренной нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возможности удовлетворения заявленных требований, поскольку ФГБУ "ЦЖКУ" не доказано, что оспариваемый отказ противоречит закону и приводит к нарушению прав и законных интересов заявителя.
Соответственно суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказал в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права, ведущих к отмене судебного акта, не допущено, при рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
С учётом изложенного, решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, судебные расходы относятся на её подателя.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ФГБУ "ЦЖКУ" освобождается от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 22 февраля 2023 года по делу N А76-45392/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-45392/2021
Истец: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя образовательная школа N4", ФГУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства Обороны Росийской Федерации
Ответчик: Челябинская область в лице МИНИСТЕРСТВА ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЭНЕРГЕТИКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АНО ДПО "Учебный автомобильный центр", АО "218 Авиационный Ремонтный Завод", АО "712 АРЗ", АО "Военторг-Центр", АО УТСК, АО Филиал "Уральский" "Оборонэнерго", АО Челябкоммунэнерго, Верхотурцева О.Ю., ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ОБЛАСТНАЯ БОЛЬНИЦА Г.ЧЕБАРКУЛЬ", ИП Седов К.В., МАДОУ ЦРР "Детский сад N 378", МБДОУ "Детский сад N 35", МБДОУ "Детский садN14", МБОУ "СОШ N 14", МБОУ "СОШ N 4", МКДОУ "Детски сад N7", МКОУ "СОШ N 4", МКОУ "СОШ N6 Г. КАРАБАША", МУ ДЗОЛ "Чайка", МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД N 8 "ТОПОЛЕК" КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Начальная общеобразовательная школа N11", МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА N 28 ИМЕНИ МОЛОДОВА С.Г. Г. ЧЕЛЯБИНСКА", МУП "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" г. Челябинска, ООО "ВитаФарм"", ООО "Городское водоснабжение", ООО "Ника", ООО "НИКОСС", ООО "Троицкий водоканал водоотведение", ООО "Троицкий водоканал водоснабжение", ООО "УРАЛ-СНАБ", ООО "Визард", ООО "Сервис М", ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "НАШ ДОМ", ТСЖ "УралВо", УПРАВЛЕНИЕ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ, ФГАУ "Росжилкомплекс", ФГАУ "Управление лесного хозяйства" МО, ФГУП "Почта России", ФГУП "ГВСУ N 8", Филиал "санаторий "Чебаркульский" МО РФ, Шкандратова Е.Н.