г. Хабаровск |
|
08 июня 2023 г. |
А04-10504/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от ГАУЗ Амурской области "Городская поликлиника N 1": Набоевой Т.В., представителя по доверенности от 23.01.2023;
от Управления Федерального казначейства по Амурской области: Филатовой Е.В., представителя по доверенности от 09.01.2023;
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Амурской области: Дмитриевой М.Н., представителя по доверенности от 01.02.2023;
рассмотрев в судебном заседании в режиме видеоконференц-связи апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Амурской области
на решение от 20.03.2023 по делу N А04-10504/2022
Арбитражного суда Амурской области
по заявление Государственного автономного учреждения здравоохранения Амурской области "Городская поликлиника N 1"
к Управлению Федерального казначейства по Амурской области
о признании незаконным представления
третье лицо: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Амурской области
УСТАНОВИЛ:
Государственное автономное учреждение здравоохранения Амурской области "Городская поликлиника N 1" (далее - ГАУЗ Амурской области "Городская поликлиника N 1", учреждение, заявитель) обратилось в арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Амурской области (далее - управление, УФК по Амурской области) от 09.11.2022 N 23-13- 47/23-5893 в части пунктов 1 и 2.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Амурской области (далее -территориальный фонд).
Решением суда от 20.03.2023 заявленное требование удовлетворено частично: признан недействительным пункт 1 оспариваемого представления; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, УФК по Амурской области заявило апелляционную жалобу, в которой просило его отменить в части признания недействительным пункта 1 представления и принять по делу новый судебный акт, отказав заявителю в полном объеме.
В судебном заседании апелляционной инстанции, проведенном в режиме видеоконференц-связи, представитель апеллянта поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, указывая на неверное применение норм права, регулирующих спорные отношения.
ГАУЗ Амурской области "Городская поликлиника N 1" в представленном отзыве и в заседании суда отклонило позицию управления. Возражений относительно выводов об отказе в требованиях, касающихся пункта 2 представления от 20.03.2022, не высказал.
Представитель территориального фонда выразил несогласие с доводами жалобы, указав на законность судебного решения в оспариваемой части.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обосновать решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и отзывов на ее, заслушав пояснения участников спора, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, органом контроля проведена внеплановая выездная проверка ГАУЗ Амурской области "Городская поликлиника N 1" по вопросу осуществления расходов бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации в части средств территориальной программы обязательного медицинского страхования, источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и федерального бюджета.
В ходе проверочных мероприятий выявлен ряд нарушений, в том числе в нарушение пункта 5 части 2 статьи 20, части 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", пункта 1.1 статьи 6 Федерального закона от 30.03.1995 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", раздела IV, V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 N 1610, пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1438 "О финансовом обеспечении закупок диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления, мониторинга лечения и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С, а также о реализации мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции и гепатитов В и С" (действующего на дату совершения нарушения), раздела 5 территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Амурской области медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от 27.12.2019 N 774, пункта 5.10 договора от 01.01.2019 NДГ-293/19/Р-28 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию - учреждением в 2020 году за счет средств обязательного медицинского страхования на основании договоров поставки приобретены реагенты для определения ВИЧ-инфекции и гепатитов В и С на общую сумму 1 419 731,05 руб., что повлекло направление средств обязательного медицинского страхования на цели, не предусмотренные целям их предоставления (пункт 1 представления).
По результатам проверки учреждению вынесено представление от 09.11.2022 N 23-13-47/23-5893, не согласившись с которым последнее обратилось в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительным акта и незаконными действий (бездействий) процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Рассмотрев спор, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности пункта 1 оспариваемого представления, в связи с чем удовлетворил требования заявителя в данной части. Возражения апелляционной жалобы сводятся к несогласию только данным выводом.
Согласно пункту 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
В соответствии со статьей 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
В соответствии с Положением о Федеральном казначействе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703, Федеральное казначейство осуществляет, в том числе функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные федеральные казенные учреждения во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4).
Указанные нормы права предоставляют полномочия УФК по Амурской области на проведение государственного (муниципального) финансового контроля.
Как следует из материалов дела, управлением в отношении ГАУЗ Амурской области "Городская поликлиника N 1" проведена проверка по вопросу целевого использования средств обязательного медицинского страхования за период 2020-2021 гг., по итогам которой выдано оспариваемое представление.
Таким образом, вывод арбитражного суда, что УФК по Амурской области при вынесении оспариваемого представления действовало в рамках предоставленных полномочий, признается верным.
Относительно пункта 1 оспариваемого представления суд второй инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Нецелевым использованием бюджетных средств согласно части 1 статьи 306.4 БК РФ признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Статьей 3 этого Закона определено, что обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии со статьей 4 Закона N 326-ФЗ одним из принципов обязательного медицинского страхования является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования.
Медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом (пункт 1 части 1 статьи 20 Закона).
Пунктом 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ установлена обязанность медицинской организации использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Из положений вышеуказанной нормы, а также главы 7 Закона N 326-ФЗ следует, что средства обязательного медицинского страхования медицинская организация обязана использовать в соответствии с программами обязательного медицинского страхования, в том числе базовой программой обязательного медицинского страхования и территориальной программой обязательного медицинского страхования, являющихся составной частью программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам за счет средств обязательного медицинского страхования.
Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 07.12.2019 N 1610 (далее - Программа N1610), предусмотрено, что порядок формирования и структура тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются в соответствии с Законом N 326-ФЗ.
В соответствии с положениями части статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с вышеуказанной Программой N 1610 разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на соответствующий год, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Указанные программы, в числе прочего, определяют виды медицинской помощи, заболевания и состояния, при которых застрахованным лицам оказывается соответствующая помощь за счет средств обязательного медицинского страхования.
Согласно разделу IV Программы N 1610 гражданам (застрахованным лицам) оказывается: первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения.
Согласно разделу 5 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Амурской области медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 27.12.2019 N 774 (далее - Территориальная программа N 774), застрахованным лицам, в том числе находящимся в стационарных организациях социального обслуживания, оказывается: первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в раздел I Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе 3 Территориальной программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения.
Из материалов дела следует, что в проверяемый период учреждением здравоохранения за счет средств обязательного медицинского страхования в 2020 году приобретены товары медицинского назначения - реагенты для определения ВИЧ- инфекции и гепатитов В и С на общую сумму 1 419 731,05 рублей.
В оспариваемом представлении орган контроля пришел к выводу, что расходы по приобретению вышепоименованных соответствующих реагентов (тест-систем), исходя из положений пункта 3 Постановления N 1438, пункта 2 Постановления N 1640, а также пункта 1.1 статьи 6 Федерального закона от 30.03.1995 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", не могут быть осуществлены за счет средств обязательного медицинского страхования.
Рассмотрев настоящий спор, арбитражный суд не согласился с управлением, обоснованно мотивировав следующим.
Согласно пункту 1.1 статьи 6 Закона N 38-ФЗ финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, проводимых медицинскими организациями, подведомственными исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 4 этого Закона государством гарантируются: регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции; эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации; производство лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий для профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, а также контроль за качеством, эффективностью и безопасностью лекарственных препаратов для медицинского применения, биологических жидкостей и тканей, используемых в диагностических, лечебных и научных целях; доступность медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции (далее - медицинское освидетельствование), в том числе и анонимного, с предварительным и последующим консультированием и обеспечение безопасности такого медицинского освидетельствования как для освидетельствуемого, так и для лица, проводящего освидетельствование; предоставление медицинской помощи ВИЧ- инфицированным - гражданам Российской Федерации в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; развитие научных исследований по проблемам ВИЧ-инфекции; социально-бытовая помощь ВИЧ-инфицированным - гражданам Российской Федерации, получение ими образования, их трудоустройство; подготовка специалистов для реализации мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции; развитие международного сотрудничества и регулярный обмен информацией в рамках международных программ предупреждения распространения ВИЧ-инфекции; бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Амурской области от 03.07.2013 N 302 утверждена государственная программа "Развитие здравоохранения Амурской области", подпрограммой 1 которой "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи" предусматривается, что в рамках реализации мероприятия планируются:
1) финансовое обеспечение закупок диагностических средств для выявления и мониторинга лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов B и (или) C;
2) финансовое обеспечение реализации мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции и гепатитов B и C, в том числе с привлечением к реализации указанных мероприятий социально ориентированных некоммерческих организаций с 1 января 2017 года: проведение работы по постоянному информированию населения, в том числе через средства массовой информации, и обучению различных групп населения (учащейся молодежи, работающего населения) средствам и методам профилактики ВИЧ-инфекции и гепатитов B и C, формированию настороженности и повышению ответственности за свое здоровье; пропаганда среди ВИЧ-инфицированных пациентов жизненных навыков, препятствующих распространению ВИЧ-инфекции и гепатитов B и C, повышающих качество жизни и препятствующих переходу ВИЧ-инфекции в стадию СПИД.
Мероприятие "Финансовое обеспечение закупок антивирусных препаратов для профилактики и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов B и C" предусматривает следующее.
В соответствии с федеральным законодательством государством гарантируются, в том числе производство средств профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, а также контроль за безопасностью медицинских препаратов, биологических жидкостей и тканей, используемых в диагностических, лечебных и научных целях, а также предоставление медицинской помощи ВИЧ-инфицированным - гражданам Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи.
В ходе реализации мероприятия планируется реализация комплекса мер по обеспечению антиретровирусными лекарственными препаратами пациентов с ВИЧ-инфекцией и гепатитами B и C, нуждающихся в получении специфического лечения.
В рамках реализации мероприятия планируется обеспечение антиретровирусными лекарственными препаратами пациентов с ВИЧ-инфекцией и гепатитами B и C.
Арбитражным судом установлено, что в соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности от 12.12.2014 N 28-01-001126 ГАУЗ АО "Амурский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" оказывает в амбулаторных условиях первичную медико-санитарную и специализированную медицинскую помощь. Ведется сбор оперативной и статистической информации, анализ и оценка эпидемической ситуации, организация мероприятий по профилактике ВИЧ/СПИД и иммунопрофилактике на территории области. В рамках реализации мероприятия планируется организация и проведение консультативных, методических, профилактических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции.
Мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции и гепатитов B и C на территории Амурской области проводятся в соответствии с Федеральными законами N 38-ФЗ и N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон NN 323-ФЗ), приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 08.11.2012 N 689н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)".
Таким образом, постановлением Правительства Амурской области от 03.07.2013 N 302 "Об утверждении государственной программы "Развитие здравоохранения Амурской области" регламентированы полномочия медицинских учреждений в отношении мероприятий, предусмотренных пунктом 1.1 статьи 6 Закона N 38-ФЗ.
Согласно нормам действующего законодательства мероприятия по лечению, а также предупреждению распространения ВИЧ-инфекции выполняются медицинскими учреждениями, прямо поименованными в названном постановлении N 302 (ГАУЗ АО "Амурский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями").
При этом указанные полномочия к ГАУЗ Амурской области "Городская поликлиника N 1" не относятся, доказательств обратного в материалы настоящего дела апеллянтом не представлено.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1438 (далее - Постановление N 1438) финансовое обеспечение закупок антивирусных препаратов для профилактики и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С, а также мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции и гепатитов В и С осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству здравоохранения Российской Федерации на соответствующий финансовый год и плановый период, путем предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов, в том числе, на реализацию мероприятий по профилактике ВИЧ- инфекции и гепатитов В и С.
Указанным Постановлением утвержден перечень закупаемых диагностических средств для выявления и мониторинга лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С, а также антивирусных препаратов для профилактики и лечения указанных лиц:
1. Тест-системы для выявления лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека
2. Тест-системы для мониторинга эффективности лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека
3. Тест-системы для мониторинга эффективности лечения больных гепатитом B
4. Тест-системы для мониторинга эффективности лечения больных гепатитом C
Пунктом 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерльного бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по предупреждению и борьбе с социально значимыми инфекционным заболеваниями, являющимися приложением N 1 к государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1640 (далее - Постановление N 1640) определено, что субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации, в том числе, мероприятий по закупке диагностических средств для выявления и мониторинга лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов В и (или) С.
Согласно положениям пунктов 3, 4, 6, 7 статьи 2 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение; профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания; диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий.
Из материалов настоящего дела видно, что по договорам поставки от 30.12.2019 N 2019.538056 и от 23.06.2020 N 2020.448796, заключенным ГАУЗ АО "Городская поликлиника N1" с ООО "Медтест Плюс" оплачены за счет средств обязательного медицинского страхования товар медицинского назначений (тест-системы) на сумму 897 708 руб. и 522 023,05 руб., который приобретен для распознавания состояний или установления факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациентов, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных и иных исследований, то есть относятся к диагностике.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных Законом N 326- ФЗ случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Страховое обеспечение в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 4 статьи 35).
Пунктом 4 статьи 3 Закона N 326-ФЗ установлено, что страховой случай - совершившееся событие (заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица), при наступлении которого застрахованному лицу предоставляется страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию.
Арбитражным судом установлено, что учреждение использует средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (статья 20 Закона).
Перечень случаев, при наступлении которых в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, установлен частью 6 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, в следующих случаях: инфекционные и паразитарные болезни, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита; новообразования; болезни эндокринной системы; расстройства питания и нарушения обмена веществ; болезни нервной системы; болезни крови, кроветворных органов; отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм; болезни глаза и его придаточного аппарата; болезни уха и сосцевидного отростка; болезни системы кровообращения; болезни органов дыхания; болезни органов пищеварения; болезни мочеполовой системы; болезни кожи и подкожной клетчатки; болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани; травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин; врожденные аномалии (пороки развития); деформации и хромосомные нарушения; беременность, роды, послеродовой период и аборты; отдельные состояния, возникающие у детей в перинатальный период.
В рассматриваемом случае судебная коллегия соглашается с доводом заявителя по делу, что в соответствии со стандартами оказания специализированной помощи, которые предусмотрены при определенных заболеваниях, входящих в территориальную программу обязательного медицинского страхования, проведение исследований на ВИЧ-инфекции, гепатиты, сифилис являются обязательными, что обуславливает приобретение учреждением реактивов для оказания медицинской помощи по заболеваниям, входящим в территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н утверждены Правила обязательного медицинского страхования, пунктом 192 которых установлено, что в расчет тарифов включаются: затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления; затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Пунктом 193 Правил N 108Н в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются следующие группы затрат: затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, принимающих непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на амортизацию основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь), используемых при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
Согласно приказу Росстата от 29.12.2011 N 520 "Об утверждении статистического инструментария для организации Минздравсоцразвития России федерального статистического наблюдения за деятельностью учреждений системы здравоохранения" в перечень заболеваний, передаваемых половым путем, включены: сифилис (код по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) (МКБ-10) А50-А53), гонококковая инфекция (А54.0-А54.9), трихомоноз (А59.0, 8, 9), хламидийные инфекции (А56.0- 4, 8), аногенитальная герпетическая инфекция (А60.0, 1, 9), аногенитальные (венерические) бородавки (А63.0).
В соответствии с МКБ-10 вирусные гепатиты (В15-В19), в том числе гепатиты В и С, включены в класс "Инфекционные и паразитарные болезни". Оплата оказанной медицинской помощи лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию и страдающим гепатитом В и/или С, осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, включая проведенные необходимых диагностических исследований. Оказание медицинской помощи, в том числе первичной медико-санитарной (поликлиника), осуществляется в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2012 N 69н, на основе Клинических рекомендаций "Хронический вирусный гепатит С", "Острый гепатит В (ГВ) у взрослых" и с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания населению Амурской области медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 27.12.2019 N 774, и разработанной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.12.2019 N 1610 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", установлено, что гражданам (застрахованным лицам) оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, при заболеваниях и состояниях (инфекционные и паразитарные болезни; новообразования; болезни эндокринной системы; расстройства питания и нарушения обмена веществ; болезни нервной системы; болезни крови, кроветворных органов; отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм; болезни глаза и его придаточного аппарата; болезни уха и сосцевидного отростка; болезни системы кровообращения; болезни органов дыхания; болезни органов пищеварения, в том числе болезни полости рта, слюнных желез и челюстей (за исключением зубного протезирования); болезни мочеполовой системы; болезни кожи и подкожной клетчатки; болезни костномышечной системы и соединительной ткани; травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин; врожденные аномалии (пороки развития); деформации и хромосомные нарушения; беременность, роды, послеродовой период и аборты; отдельные состояния, возникающие у детей в перинатальный период; психические расстройства и расстройства поведения; симптомы, признаки и отклонения от нормы, не отнесенные к заболеваниям и состояниям) за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения.
Медицинская помощь гражданам с заболеваниями, передаваемыми половым путем, вызванными вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психическими расстройствами и расстройствами поведения, оказывается также бесплатно следующими соответствующими специализированными учреждениями: ГБУЗ АО "Амурский областной кожно-венерологический диспансер", ГАУЗ АО "Амурский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями", ГБУЗ АО "Амурский областной противотуберкулезный диспансер", ГБУЗ АО "Амурская областная психиатрическая больница", ГАУЗ АО "Амурский областной наркологический диспансер".
Проведение диагностических исследований на ВИЧ, для которых ГАУЗ "Городская поликлиника N 1" закуплены реагенты для определения ВИЧ - инфекции, необходимы по клиническим показаниям при постановке диагноза у больных с хотя бы одним из следующих клинических проявлений: лихорадка более 1 месяца, увеличение лимфоузлов двух и более групп свыше 1 месяца, диарея, длящаяся более 1 месяца, необъяснимая потеря массы тела на 10 и более процентов; с затяжными, рецидивирующими и возвратными пневмониями или пневмониями, не поддающимися обычной терапии; с затяжными и рецидивирующими гнойно-бактериальными или паразитарными заболеваниями, сепсисом; с ворсистой лейкоплакией языка; с хроническими и рецидивирующими бактериальными, грибковыми и вирусными заболеваниями кожи и слизистых, в т.ч. с рецидивирующей пиодермией; у женщин с хроническими воспалительными заболеваниями женской репродуктивной системы неясной этиологии и др. Данные требования установлены Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2016 "МУ 3.1.3342-16. 3.1. Эпидемиология. Профилактика инфекционных болезней. Эпидемиологический надзор за ВИЧ-инфекцией. Методические указания".
Таким образом, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу, что ГАУЗ "Городская поликлиника N 1" не осуществляет лечение и профилактику ВИЧ-инфекции и гепатитов B и C, реагенты для определения ВИЧ-инфекции и гепатитов В и С приобретались заявителем для обследования пациентов в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи, которые предусмотрены при определенных заболеваниях, являющихся страховыми случаями, данное обследование являются видом диагностического исследования.
Следовательно, признание недействительным пункта 1 спорного представления управления является правомерным.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции по существу заявленных требований сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, второй инстанцией не установлено. При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 20.03.2023 по делу N А04-10504/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-10504/2022
Истец: ГАУЗ Амурской области "Городская поликлиника N1"
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Амурской области
Третье лицо: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Амурской области, Шестой арбитражный апелляционный суд (10504/22 2т, 3775/22 1т, 10067/22 1т, 10306/22 1т)