город Омск |
|
08 июня 2023 г. |
Дело N А70-24744/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4844/2023) Главного управления министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.03.2023 по делу N А70-24744/2022 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению Главного управления министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области (ОГРН 1047200654995, ИНН 7202130510, адрес: 625048, город Тюмень город, улица Максима Горького, дом 72, 303) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области (ОГРН 1077203060230, ИНН 7204117779, адрес: 625009, город Тюмень, улица Товарное шоссе, дом 15, с участием третьих лиц, - Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области (ОГРН 1037200569493, ИНН7202105344, адрес: 625048, город Тюмень, улица Республики, дом 83а), Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 (ОГРН 1047200671880, ИНН 7203000979, адрес: 625009, Тюмень город, улица Товарное шоссе, дом 15), о возложении обязанности возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии за период с 2002 по 2009 годы в размере 786,00 руб.; на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в размере 1,00 руб.; на обязательное пенсионное страхование, зачисляемое в ПФ РФ, на выплату страховой пенсии за период до 01.01.2017 в размере 5017,18 руб.; на обязательное медицинское страхование в бюджет федерального фонда ОМС за период до 01.01.2017 в размере 1217,93 руб.; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособностью и в связи с материнством за расчетный период до 01.01.2017 в размере 15,02 руб.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области (далее - заявитель, Управление, ГУ МЧС России по Тюменской области, плательщик взносов) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, МИФНС России N 14 по Тюменской области, налоговый орган) о возложении обязанности возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии за период с 2002 по 2009 годы в размере 786 руб.; на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в размере 1 руб.; на обязательное пенсионное страхование, зачисляемое в ПФ РФ, на выплату страховой пенсии за период до 01.01.2017 в размере 5017,18 руб.; на обязательное медицинское страхование в бюджет федерального фонда ОМС за период до 01.01.2017. в размере 1217,93 руб.; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособностью и в связи с материнством за расчетный период до 01.01. в размере 15,02 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области (далее - ОСФР по Тюменской области), Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 (далее - ИФНС России по г. Тюмени N 3).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 22.03.2023 по делу N А70-24744/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано по причине пропуска трехлетнего срока на обращение в суд с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГУ МЧС России по Тюменской области обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что возврат излишне уплаченных взносов и платежей из бюджета носит заявительный характер, следовательно, возникновение обязанности у налогового органа произвести такой возврат определено моментом востребования. Учитывая, что налоговый орган отказал в возврате сумм переплаты после 04.05.2022, с рассматриваемым заявлением ГУ МЧС России по Тюменской области обратилось в суд в пределах срока исковой давности.
МИФНС России N 14 по Тюменской области, ИФНС России по г. Тюмени N 3, ОСФР по Тюменской области представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых указано на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
ИФНС России по г. Тюмени N 3, ИФНС России N 14 по Тюменской области, ОСФР по Тюменской области заявлены ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей, которые суд апелляционной инстанции посчитал необходимым удовлетворить.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, установил следующие обстоятельства.
ГУ МЧС России по Тюменской области представлены в ИФНС России по г. Тюмени N 3 заявления о возврате сумм излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа):
- N 10 от 04.05.2022 на сумму 5017,18 руб. "Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года)";
- N 11 от 04.05.2022 на сумму 1 руб. "Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии";
- N 12 от 04.05.2022 на сумму 786 руб. "Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации, на выплату накопительной пенсии (за расчетные периоды с 2002 года по 2009 год включительно)";
- N 13 от 04.05.2022 на сумму 15,02 руб. "Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года";
-N 14 от 04.05.2022 на сумму 1217,93 руб. "Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года".
По представленным заявлениям МИФНС России N 14 по Тюменской области приняты решения об отказе в возврате налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), которые основаны на том, что суммы переплаты образовались более 3-х лет назад.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Тюменской области решение от 22.03.2023 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
Согласно статье 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
По правилам статьи 21 Закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
Возврат переплаты плательщику осуществляют налоговые органы.
Согласно части 3 статьи 21 Закона N 212-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.
При этом из положений части 13 статьи 26 Закона N 212-ФЗ следует, что заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано плательщиком во внебюджетные фонды в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Аналогичный срок, подлежащий применению к возврату излишне уплаченных страховых взносов с 01.01.2017, установлен статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Так, в соответствии с пунктами 1, 7 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пени и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанного налога.
Факт излишней уплаты Управлением страховых взносов сторонами не оспаривается, спор по размеру страховых взносов, подлежащих возврату заявителю, отсутствует.
Согласно данным ПФР по состоянию на текущую дату за периоды, истекшие до 01.01.2017 у Управления имеется переплата:
- по страховым взносам на страховую пенсию в размере 5 017,18 руб. (КБК 39210202010061000160 в сумме 4 903,19 руб. от 29.12.2016 и КБК 18210202010061000160 в сумме 113,99 руб. от 16.04.2018), из платежа от 29.12.2016 на общую сумму 27 488,78 руб. учтено за календарный 2016 год - 22 472,40 руб. и 113,19 руб. по обязательствам выездной проверки;
- по страховым взносам на накопительную пенсию в размере 1 руб., которая образовалась следующим образом:
Плательщиком допущены ошибки в отчетности по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма РСВ-1 ПФР) в 2011 году. По данным расчета за полугодие 2011 года в строке 110 (Начислено страховых взносов с начала расчетного периода) по накопительной пенсии (графа 4) отражено значение в сумме 258 178,00 руб., фактически за периоды с января по июнь 2011 года плательщиком произведено начисление в сумме 258 177,00 руб. (начислено за 1 квартал 2011 года 89 259 руб. (строка 114) и начислено за 2 квартал 2011 года 168 918 руб. (строка 114)), сумма расхождения 1,00 руб. Таким образом, переплата по страховым взносам на накопительную часть в размере 965 руб., в том числе 1 руб., отражена заявителем в РСВ-1 за 6 месяцев 2011 года (стр. 002, строка 150, графа 4), которая представлена в ПФР 19.08.2011).
- по страховым взносам на накопительную пенсию в размере 786 руб. (образовалась за периоды 2002-2009 годы и отражена заявителем в РСВ-1 за 2010 год (раздел 5, страница 004), представленной в ПФР 15.02.2011).
Переплата по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды до 01.01.2017 в общей сумме 1 217,93 руб. образовалась следующим образом:
- платеж от 28.12.2011 на сумму 34209,00 руб. - взносы на обязательное медицинское страхование в ТФОМС, из них 34126,00 руб. зачтено за 2011 год - переплата в размере 83 руб. (отражена в расчете по страховым взносам за 2011 год строка 150, графа 6, расчет представлен в ПФР по ТКС 15.05.2012);
- платеж от 29.12.2016 на сумму 6372,40 руб. - взносы на обязательное медицинское страхование, из них 5237,47 руб. зачтено за 2016 год, переплата - в размере 1134, 93 руб.
Переплата по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за расчетный период до 01.01.2017 в размере 15,02 рублей образовалась 06.03.2018 в связи с оплатой данной суммы по платежному поручению N 557 при отсутствии задолженности.
Таким образом, переплата по страховым взносам образовалась более трех лет назад.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.06.2001 N 173-О, и положений пункта 79 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", лицо, имеющее переплату по обязательному платежу, в случае пропуска срока возврата переплаты в административном порядке, вправе обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 N 12882/08 по делу N А65-28187/2007-СА1-56 разъяснено, что вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.
Таким образом, удовлетворение заявленных требований о возврате переплаты возможно в случае, если будет подтвержден факт переплаты и плательщик докажет, что узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты взносов в срок менее, чем три года перед обращением в суд.
Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 АПК РФ возлагается на плательщика.
Управление указывает на то, что срок исковой давности для обращения в суд с заявлением подлежит исчислению с момента отказа налогового органа в возврате сумм переплаты, то есть с 2022 года.
Вместе с тем момент, с которого начинается трехлетний срок на обращение плательщика взносов за возвратом переплаты в налоговый орган (при отказе в возврате - в суд), определяется не датой принятия соответствующим органом ненормативного акта (письма, решения), которым отказывается в возврате, и не указанием этим органом на имеющуюся у плательщика переплату (в письме, справке, акте сверки), а исключительно с момента, когда такая переплата должна быть обнаружена по объективным обстоятельствам, с которыми закон и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации связывает дату представления отчетности за соответствующий период, при сравнении показателей которой с суммами уплаченного за этот период налога налогоплательщик и должен (обязан) обнаружить переплату.
Согласно материалам дела, ГУ МЧС России по Тюменской области, является плательщиком страховых взносов в соответствии со статьей 5 Закона N 212-ФЗ.
В силу пункта 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы, вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов, представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Так как расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, плательщиками страховых взносов производится самостоятельно, следовательно, о факте излишней уплаты страховых взносов плательщику должно было известно непосредственно в момент уплаты.
В рассматриваемом случае переплата по обязательным платежам возникла по причине перечисления заявителем сумм страховых взносов в завышенном размере, то есть спорная переплата возникла в результате действий самого плательщика, следовательно, трехлетний срок для возврата следует исчислять с момента уплаты отмеченных платежей (2011-2017 гг.).
Поскольку с заявлением о возврате спорных излишне уплаченных сумм страховых взносов Управление обратилось в суд 18.11.2022, следовательно, заявителем пропущен трехлетний срок исковой давности.
Пояснений, свидетельствующих о наличии у Управления объективных причин, препятствующих реализации права на правильное исчисление и уплату страховых взносов, не представлено.
Таким образом, отказав в удовлетворении заявленных Управлением требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку Управление согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобождено от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.03.2023 по делу N А70-24744/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-24744/2022
Истец: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области
Ответчик: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области
Третье лицо: ИФНС N 3 по г. Тюмени, МФНС N 14 по Тюменской области, Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тюменской области