город Москва |
|
7 июня 2023 г. |
дело N А40-284191/22 |
Резолютивная часть постановления оглашена 01.06.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.06.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Лепихин Д.Е.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной антимонопольной службы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.03.2023
по делу N А40-284191/22
по заявлению ООО "Технология РД"
к Федеральной антимонопольной службе
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - Новик Р.П. по доверенности от 26.01.2023, Котов Н.В. по доверенности от 25.01.2023;
от заинтересованного лица - Кузнецов Г.С. по доверенности от 28.11.2022;
от третьего лица - Пашаев Р.М. по доверенности от 12.10.2022;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.03.2023 признано незаконным решение Федеральной антимонопольной службы от 25.11.2022 по делу N 22/44/104/448 о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков и на Федеральную антимонопольную службу возложена обязанность устранить в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу судебного акта допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.
Антимонопольный орган, не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует Министерство обороны Российской Федерации.
Представители лиц, участвующих в деле в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Через канцелярию суда от общества поступил отзыв, который приобщен судом к материалам дела.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Положениями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ урегулированы отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч. 1 ст. 1 Закона).
В постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения. По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, уклонившимся от заключения государственного контракта, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоответствия действий лица положениям законодательства, а в рамках выполнения возложенной на антимонопольный орган функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении.
Согласно п. 1 приказа Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках", при поступлении сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения муниципального контракта антимонопольный орган должен провести проверку и установить факт уклонения данного лица от заключения государственного контракта с заказчиком и в случае подтверждения осуществить размещение соответствующих сведений в реестре недобросовестных поставщиков.
Вина участника аукциона (конкурса) может выражаться не только в форме умысла (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, имел намерение их наступления или не имел, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в форме неосторожности, то есть при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Из материалов дела следует, что Министерством обороны Российской Федерации 19.11.2021 на сайте оператора специализированной электронной площадки размещено приглашение на участие в закрытом электронном аукционе на право заключения государственного контракта на поставку технических средств охраны объектов Вооруженных Сил Российской Федерации I, II, III категорий (поставка, установка и пусконаладочные работы) по спецификации, утверждаемой Министерством обороны Российской Федерации: поставка, установка и пусконаладочные работы комплекса технических средств охраны "Атолл 1 С" (ФКУ "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации") (реестровый номер закупки - 0173100004521002573).
13.12.2021 между заказчиком и ООО "Технология РД" заключен государственный контракт N 2122187102752412225215220, цена которого составила 18.775.448 руб.
По условиям п. 1.1.1 контракта, товаром является комплекс технических средств охраны "Атолл 1 С" (ФКУ "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации"), включая монтажные и пусконаладочные работы, инструктаж (обучение) специалистов заказчика (грузополучателя) по пользованию и эксплуатации поставленного товара, который должен быть поставлен ООО "Технология РД" на условиях, установленных контрактом.
В соответствии с п. 1.1.2 контракта составными частями товара являются составные части (агрегаты, системы, узлы, комплекты и т.д.) комплекса технических средств охраны "Атолл 1С".
Согласно п. 2.1 контракта ООО "Технология РД" обязуется в установленный срок поставить заказчику товар в количестве, комплектности, соответствующий качеству и иным требованиям, установленным контрактом путем его передачи грузополучателю на условиях, установленных контрактом, включая монтажные и пусконаладочные работы, инструктаж (обучение) специалистов заказчика (грузополучателя) по пользованию и эксплуатации поставленного товара.
Пунктом 3.2.2 контракта установлено, что ООО "Технология РД" обязано осуществить доставку товара, включая монтажные и пусконаладочные работы, инструктаж (обучение) специалистов заказчика (грузополучателя) по пользованию и эксплуатации поставленного товара до 10.11.2022.
В соответствии с п. 6 Приложения N 6 к контракту (Техническое задание) ООО "Технология РД" обязано заключать лицензионные договоры на используемые результаты интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации.
В соответствии с п. 17.7.3 контракта расторжение контракта допускается в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Из пояснений ООО "Технология РД" следует, что исполнение обязательств по контракту в установленный срок являлось невозможным, ввиду отсутствия в контракте нормативно-технической документации на товар и его составные части, а также отказа заказчика в предоставлении НТД и наступлении обстоятельств непреодолимой силы, обусловленных невозможностью поставки части товара в силу введенных недружественными странами ограничений в отношении Российской Федерации и её организаций.
С учетом таких обстоятельств, ООО "Технология РД" принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 24.10.2022 N 382.
Датой надлежащего уведомления ООО "Технология РД" заказчика о принятом решении является 08.11.2022.
21.11.2022 заказчиком направлено обращение в антимонопольный орган о включении информации об ООО "Технология РД" в реестр недобросовестных поставщиков.
Антимонопольный орган по результатам рассмотрения обращения заказчика, пришел к выводу об отсутствии оснований для одностороннего отказа ООО "Технология РД" от исполнения контракта, в связи с чем информация об ООО "Технология РД" включена в реестр недобросовестных поставщиков на основании решения от 25.11.2022 по делу N 22/44/104/448.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из добросовестного поведения исполнителя по контракту.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции, поддерживая выводы суда первой инстанции, приходит к выводу о том, что антимонопольным органом не доказаны обстоятельства, свидетельствующие о намерении заявителя уклониться от заключения контракта.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом первой инстанции исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана надлежащая правовая оценка с учетом действующего законодательства, фактических обстоятельств дела, нормы процессуального законодательства соблюдены, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.03.2023 по делу N А40-284191/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-284191/2022
Истец: ООО "ТЕХНОЛОГИЯ РД"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ