г. Красноярск |
|
08 июня 2023 г. |
Дело N А69-1564/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Парфентьевой О.Ю.,
судей: Белан Н.Н., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания Щекотуровой Я.С.,
при участии: от истца - общества с ограниченной ответственностью "Водоканал-Сервис": Дубинниковой И.Р., представителя по доверенности от 16.01.2023 N 017, удостоверение адвоката от 27.07.2017 N 2055,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал-Сервис" (ИНН 1701061444, ОГРН 1181719001342) на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 28 июня 2022 года по делу N А69-1564/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Водоканал-Сервис" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Хайдып Девелопмент" (далее - ответчик) о взыскании задолженности за оказанные в период с 01.08.2019 по 31.03.2021 услуги по водоснабжению и водоотведению в сумме 62 033 703 рублей 77 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 28.06.2022 в иске отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, правовой оценкой установленных обстоятельств и представленных доказательств. Заявитель жалобы считает, что представленными в материалы дела доказательствами, подтверждается факт потребления ответчиком ресурса водоснабжения и водоотведения в спорный период. При этом заявитель указал, что спора относительно потребления коммунального ресурса у сторон отсутствует, разногласия возникли по порядку определения объема полученного ресурса.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.08.2023 апелляционная жалоба оставлена без движения, поскольку была подана с нарушением требований статьи 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, до 06.09.2023.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 07.09.2023 апелляционная жалоба принята к производству, поскольку заявителем были устранены обстоятельства, послужившие основанием для оставления апелляционной жалобы без движения, судебное заседание назначено на 25.10.2023.
С учетом определений об отложении судебного разбирательства и объявлении перерыва в судебном заседании, в порядке статей 158, 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебное заседание назначено на 01.06.2023.
Определениями от 30.09.2022, от 10.04.2023 и от 01.06.2023 в связи с очередными отпусками в составе судей производились замены. С учетом произведенных замен по состоянию на 01.06.2023 (дата объявления резолютивной части постановления) сформирован следующий состав судей: Парфентьева О.Ю., Белан Н.Н., Петровская О.В.
Учитывая замены в составе судей, на основании части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы осуществлялось с самого начала.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в жалобе и дополнительных пояснениях. Просит решение отменить и принять новый судебный акт. Заявил ходатайство о приобщении дополнительных документов к материалам дела: копию направления документов в адрес ответчика; письмо от 24.05.2023 исх.N 379; расчет; акт обследования системы водоснабжения дома по адресу ул. Ангарский бульвар N 25 от 23.05.2023 (оригинал на обозрение и копия для приобщения к материалам дела); проект мирового соглашения не подписанный сторонами.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с необходимостью полно и всестороннего исследования доводов сторон и необходимостью проверки правильности определения объеме потребления и расчета задолженности, определил приобщить к материалам дела в копиях: письмо от 24.05.2023 исх.N 379; расчет задолженности; акт обследования системы водоснабжения дома по адресу ул. Ангарский бульвар от 23.05.2023 N 25, подписанный сторонами, а также доказательства направления ответчику указанных документов. Оригинал акта обследования и проект мировое соглашение не подписанный сторонами возвращены истцу в судебном заседании под расписку.
Ответчик и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в пунктах 14, 15, 16, 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" путем размещения определения суда о принятии апелляционной жалобы к производству суда, выполненного в форме электронного документа, на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет", явку своих представителей не обеспечили.
На основании изложенного, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие ответчика и третьего лица.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением Мэрии г. Кызыла от 20.08.2019 N 489 истец наделен статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного (питьевого) водоснабжения и водоотведения в границах городского округа "Город Кызыл Республики Тыва".
Ранее, на основании постановления Мэрии г. Кызыла от 31.07.2015 N 830 гарантирующей организацией для централизованной системы холодного (питьевого) водоснабжения и водоотведения с зоной деятельности в границах городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" являлось ООО "Водоканал" (ИНН 1701055634), в отношении которого определением Арбитражного суда Республики Тыва от 12.12.2019 по делу N А69-3199/2019 возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) по заявлению самого должника и решением Арбитражного суда Республики Тыва от 20.08.2020 данное общество признано банкротом, открыта процедура конкурсного производства.
Между истцом (концессионер) и Правительством Республики Тыва в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва (концедент) заключено концессионное соглашение от 09.01.2020, согласно предмету которого (пункт 1.1) концессионер обязуется за свой счет создать, реконструировать, эксплуатировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе 2 соглашения (объект соглашения), право собственности на которое принадлежит и будет принадлежат Концеденту, и осуществлять деятельность по производству, передаче и распределению холодной питьевой воды, приему, передаче и очистке сточных вод, созданию и развитию единой системы коммунальной инфраструктуры водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на территории г. Кызыла с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно пунктам 9.3, 10.1 соглашения, концессионер обязан осуществлять деятельность, указанную в пункте 1.1 соглашения, с момента заключения соглашения до 08.01.2025. Соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует до 08.11.2025.
Ответчик является застройщиком многоквартирного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ангарский бульвар, д. 25. Мэрией г. Кызыла выдано ответчику разрешение на строительство от 20.03.2020 N RU/17302000-8-1, срок которого продлен до 05.08.2022.
ООО "Водоканал" (прежней гарантирующей организацией) ответчику выданы технические условия от 14.09.2015 N 9 на водоснабжение и водоотведение многоквартирного жилого дома по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ангарский бульвар, д. 25, с особыми условиями.
Истцом ответчику выданы технические условия от 08.05.2020 N 5 на водоснабжение и водоотведение многоквартирного жилого дома по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ангарский бульвар, д. 25, с особыми условиями.
В материалы дела представлены договоры от 02.06.2020 N 2020/15-В и N 2020/15-К о подключении многоквартирного жилого дома по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ангарский бульвар, д. 25, к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения. Данные договоры подписаны только со стороны истца.
Также представлены два акта без даты и номера в качестве приложений к договорам N 2020/15-В и N 2020/15-К, подписанные истцом и ответчиком, согласно которым, мероприятия по подготовке внутриплощадочных и (или) внутридомовых сетей и оборудования объекта "Многоквартирный жилой дом по ул. Ангарский бульвар, 25" к подключению (технологическом присоединению) к централизованной системе водоотведения выполнены в полном объеме.
Ответчик обратился 08.09.2021 к истцу с заявкой на заключение договора холодного водоснабжения и водоотведения в отношении многоквартирного жилого дома по ул. Ангарский бульвар, 25.
Письмом от 17.09.2021 N 0669 истец предложил представить недостающие документы: исполнительную документацию по наружным сетям холодного водоснабжения и водоотведения, проект на узел учета холодной воды, технический паспорт на прибор учета холодной воды.
Письмом от 22.02.2022 N 1002 истец направил для рассмотрения и согласования проект договора на холодное водоснабжение и водоотведение со сроком действия с 01.01.2022 по 31.12.2022.
Как указывает истец, письменный договор на холодное водоснабжение и водоотведение между истцом и ответчиком не заключен. Многоквартирный жилой дом по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ангарский бульвар, д. 25, заселен жителями, которые пользуются холодным водоснабжением и водоотведением, в нем отсутствуют общедомовые приборы учета.
Поскольку ответчик является застройщиком многоквартирного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ангарский бульвар, д. 25, истец выставил ответчику для оплаты счета за оказанные в этом многоквартирном жилом доме услуги по холодному водоснабжению и водоотведению за период с 01.08.2019 по 31.03.2021 на общую сумму 62 033 703 рубля 77 копеек, использовав расчетный способ коммерческого учета методом учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду, при отсутствии у абонента приборов учета воды, допущенных к эксплуатации в установленном порядке, в соответствии с пунктами 15 (а) и 16 (в) Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776, а также тарифы, утвержденные Службой по тарифам Республики Тыва.
Претензией от 01.04.2021 N 0231 истец предложил ответчику оплатить задолженность в сумме 62 033 703 рубля 77 копеек в течение 30 дней с момента получения претензии.
Поскольку ответчик не осуществил оплату за оказанные услуги по водоснабжению и водоотведению, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что поскольку многоквартирный жилой дом со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ангарский бульвар, д. 25, застройщиком которого является ответчик, еще не введен в эксплуатацию; управление многоквартирным жилым домом не осуществляется; письменный договор между истцом и ответчиком не заключен; ОДПУ на водоснабжение и водоотведение, допущенные к эксплуатации в установленном порядке, в данном доме отсутствуют, постольку оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Сложившиеся между сторонами правоотношения подлежат регулированию нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления (статья 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 13 Закона о водоснабжении и водоотведении по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения, заключают с гарантирующими организациями договор холодного водоснабжения.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении физическое или юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, является Абонентом.
Таким образом, абонентом является физическое или юридическое лицо, объекты капитального строительства которого подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения.
В силу части 14 статьи 161 Жилищного кодекса до заключения договора управления многоквартирным домом между застройщиком и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, проведенного в соответствии с частью 13 настоящей статьи, управление многоквартирным домом осуществляется застройщиком при условии его соответствия стандартам и правилам деятельности по управлению многоквартирными домами, установленным в соответствии с настоящей статьей Правительством Российской Федерации, или управляющей организацией, с которой застройщиком заключен договор управления многоквартирным домом, который заключается не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 161 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс, за исключением случая, предусмотренного частью двадцать пятой статьи 7.3 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации". В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса. Если в течение двух месяцев со дня проведения открытого конкурса собственники не заключили договор управления с управляющей организацией, такой договор считается заключенным на условиях, определенных открытым конкурсом.
Поскольку подача холодной воды и водоотведение осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающих в многоквартирном жилом доме, данные отношения подлежат регулированию положениями жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта "в" пункта 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация также приступает к предоставлению коммунальной услуги собственникам и пользователям жилых домов, по общему правилу, со дня первого фактического подключения жилого дома в установленном порядке к централизованной сети инженерно-технического обеспечения.
При этом согласно пункту 30 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 66 Правил N 354 плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В ходе рассмотрения настоящего спора, сторонами не оспаривалось, что в спорный период приборы учета не были приняты и введены в эксплуатацию и не были опломбированы, при этом объект спорный МКД подключен к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения в точках подключения по ул. Ангарский бульвар, что подтверждается актами о подключении многоквартирного дома.
Начисление оплаты услуг за холодное водоснабжение и водоотведение, или открытие лицевых счетов, участникам долевого строительства (жителям, приобретателям) не представляется возможным, так как в соответствии с частью 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Факт подключения спорного МКД к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
Факт оказания истцом ответчику услуги по водоснабжению и водоотведению также установлен вступившим в заоконную силу постановлением Третьего Арбитражного апелляционного суда от 21.08.2018 по делу N А69-1008/2018.
При этом факт заселения спорного МКД подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, в том числе: решениями Арбитражного суда Республики Тыва по делам N А69-249/2021 (л.д.21-23), протоколом совещания у председателя Комитета Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва по энергетике, строительству, транспорту и жилищно-коммунальному хозяйству по рассмотрению обращений граждан от 09.12.2020 (л.д.24-25).
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в постановлении от 30.09.2021 по делу N А69-249/2021 указал, что судами установлено, что на момент проверки многоквартирный жилой дом, построенный обществом, эксплуатируется заселения гражданами с 30.09.2018; ООО "Хайдып Девелопмент", не получив в регламентированном Градостроительным кодексом РФ порядке разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, фактически эксплуатирует объект капитального строительства - многоквартирный жилой дом, в связи с передачей квартир гражданам.
Факт эксплуатации объекта капитального строительства в отсутствие разрешения на ввод данного объекта в эксплуатацию обществом не оспаривается; в судебном заседании суда кассационной инстанции представителем общества пояснено, что ООО "Хайдып Девелопмент" осуществляет обслуживание многоквартирного дома. При рассмотрении настоящего спора суды установили, что выявленное правонарушение достоверно подтверждается собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ. Довод общества об отсутствии доказательств систематического проживания граждан в МКД N 25 опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Ответчик в ходе рассмотрения настоящего дела не представил доказательств опровергающие указанные выше факты.
Суд апелляционной инстанции предлагал ответчику представить доказательства наличия объективных непреодолимых препятствиями, находящихся вне его контроля и независящих от действий/бездействия самого ответчика, не позволивших ответчику выполнить обязанности, предусмотренные частями 13, 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Также ответчиком не представлено надлежащих доказательств наличия в указанном МКД управляющей компании, представленная в материалы дела справка не является надлежащим доказательством, подтверждающие факт избрания управляющей компании в установленном порядке и осуществления ее функций исполнителя коммунальной услуги в спорный период. В материалы дела не представлен договор управления и иные документы.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Истцом в материалы дела представлен расчет задолженности, согласно которому расчет произведен по "открытой" системе горячего водоснабжения, без использования теплообменника для подогрева холодной питьевой воды для нужд горячего водоснабжения.
Расчет объема коммунальных услуг произведен с применением: норматива, установленного постановлением Правительства Республики Тыва 01.08.2017 N 347 "О нормативах потребления коммунальных услуг и нормативах потребления коммунальных услуг на территории Республики Тыва", согласно которому норматив потребления водоснабжения в жилых помещениях до 31.07.2022 равнялся 6 м3 в месяц на холодное водоснабжение, 3,4 м3 в месяц на горячее водоснабжение, норматив водоотведения 9,4 м3 в месяц, норматив потребления водоснабжения в целях содержания общего имущества в МКД равен 0,037 м3 на холодное водоснабжение и 0,037 м3 на горячее водоснабжение, тарифов, установленных постановлениями Службы по тарифам Республики Тыва от 20.12.2016 N 85, от 30.08.2019 N 18, от 20.08.2020 N 11.
В силу пункта 42 Правил N 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента. Применяя формулу 4(1) приложения N 2 Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению (за исключением случая установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду), водоотведению в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии, при наличии технической возможности установки таких приборов учета и электроснабжению, рассчитывается по формуле: Pi = ni x Nj x Kпов x Tкр, где: ni -количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении; Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги; Kпов -повышающий коэффициент, величина которого с 01.01.2017 - 1,5; Tкр -тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 56(2) Правил N 354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Многоквартирный дом по ул. Ангарский бульвар, 25 в г. Кызыле состоит из 2х 9ти этажных блок-секций, 8 этажей которого занимают жилые квартиры в количестве 56 шт. на каждую блок-секцию. Итого на 112 квартир - 112 жителей.
За период с 01.08.2019 по 31.08.2019 - 1 месяц водоснабжение по тарифной цене 19 рублей 58 копеек на сумму 19 736 рублей 64 копейки (112*6*1,5*19,58*1 мес.) и за водоотведение метра по тарифной цене 19 рублей 58 копеек на сумму 30 920 рублей 73 копейки (112*9,4*1,5*19,58*1 мес.) Общая сумма 50 657 рублей 37 копеек.
За период с 01.09.2019 по 31.12.2019 - 4 месяца водоснабжение по тарифной цене 31 рубль 11 копеек на сумму 125 435 рублей 52 копейки (112*6*1,5*31,11*4 мес.) и за водоотведение по тарифной цене 17 рублей 83 копейки на сумму 112 628 рублей 54 копейки (112*9,4*1,5*17,83*4 мес). Общая сумма 238 064 рублей 06 копеек.
За период с 01.01.2020 по 31.08.2020 - 8 месяцев водоснабжение по тарифной цене 31 рубль 11 копеек на сумму 301 045 рублей 24 копеек с учетом НДС (20%) (112*6*1,5*31,11*1,2 НДС*8 мес.) и за водоотведение по тарифной цене 17 рублей 83 копейки на сумму 270 308 рублей 50 копеек с учетом НДС (20%) (112*9,4*1,5*17,83*1,2 НДС*8 мес). Общая сумма на общую сумму 571 353 рубля 74 копейки.
За период с 01.09.2020 по 31.03.2021 - 7 месяц водоснабжение по тарифной цене 31 рубль 11 копеек на сумму 263 414 рублей 59 копеек с учетом НДС (20%) (112*6*1,5*31,11*1,2 НДС*7 мес.) и за водоотведение по тарифной цене 17 рублей 29 копеек на сумму 229 356 рублей 69 копеек с учетом НДС (20%) (112*9,4*1,5*17,29*1,2 НДС*7 мес). Общая сумма 492 771 рубль 28 копеек.
Итого с 01.08.2019 по 31.03.2021 1 352 846 рублей 45 копеек.
В соответствии с пунктом 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в пункте 40 настоящих Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно пункту 10 Приложения N 2 к Правилам размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44 - 48 Правил определяется по формуле 10:
*, где:
* - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;
Tкр - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения N 2 к настоящим Правилам:
*, где:
Nодн - норматив потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за расчетный период, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг;
Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В данном случае о отношение Si к So6 при сложении всех i-x жилых помещений и принадлежности всех жилых помещений одному публичному собственнику будет равно 1.
Общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме определена из проектной документации, в котором она составляет 9971,44 м2.
Норматив потребления установлен постановлением Правительства Республики Тыва от 01.08.2017 N 347 (0,037 м3 для холодного водоснабжения, 0,037 м3 для горячего водоснабжения).
На основании изложенного расчет задолженности за услуги следующий:
Холодное водоснабжение: 0,037 * 8505,18 *1 =314,69 м/месяц;
Расход холодной воды (теплоносителя) для горячего водоснабжения: 0,037 * 8505,18 *1 =314,69 м/месяц;
Итого для обеспечения многоквартирного дома потребовалось 629,38 м/месяц холодной воды.
Водоотведение равняется сумме расходов холодного водоснабжения и горячего водоснабжения: 314,69+314,69 = 629,38 м/месяц.
За период с 01.08.2019 по 31.08.2019 - 1 месяц водоснабжение по тарифной цене 19 рублей 58 копеек на сумму 12 323 рубля 26 копеек (629,38*19,58*1 мес.) и за водоотведение метра по тарифной цене 19 рублей 58 копеек на сумму 12 323 рубля 26 копеек (629,38*19,58*1 мес.). Общая сумма 24 646 рублей 52 копейки.
За период с 01.09.2019 по 31.12.2019 - 4 месяца водоснабжение по тарифной цене 31 рубль 11 копеек на сумму 78 320 рублей 04 копейки (629,38*31,11*4 мес.) и за водоотведение по тарифной цене 17 рублей 83 копейки на сумму 44 887 рублей 38 копеек (629,38*17,83*4 мес). Общая сумма 123 207 рублей.
За период с 01.01.2020 по 31.08.2020 - 8 месяцев водоснабжение по тарифной цене 31 рубль 11 копеек на сумму 187 968 рублей 11 копеек с учетом НДС (20%) (629,38*31,11*1,2 НДС*8 мес.) и за водоотведение по тарифной цене 17 рублей 83 копейки на сумму 107 729 рублей 71 копейка с учетом НДС (20%) (629,38*17,83*1,2 НДС*8 мес). Общая сумма на общую сумму 295 697 рублей 82 копейки.
За период с 01.09.2020 по 31.12.2020 - 7 месяцев водоснабжение по тарифной цене 31 рубль 11 копеек на сумму 164 472 рубля 09 копеек (629,38*31,11*1,2 НДС*7 мес) с учетом НДС (20%) и за водоотведение по тарифной цене 17 рублей 29 копеек на сумму 91 408 рублей 63 копейки с учетом НДС (20%) (629,38*17,29*1,2 НДС*7 мес). Общая сумма 255 880 рублей 72 копейки.
Итого с 01.08.2019 по 31.03.2021 - 699 432 рубля 48 копеек.
Итого с 01.08.2019 по 31.03.2021 задолженность ответчика за услуги по холодному водоснабжению и водоотведению по нормативам потребления коммунальных услуг жилыми помещениями и на общедомовые нужды составляет 2 052 278 рублей 93 копейки.
Проверив представленный истцом расчет задолженности, апелляционный суд признает его арифметически верным.
При этом апелляционный суд принимает во внимание, что ответчиком контррасчет не представлен, в дополнении к отзыву от 31.05.2023 указано на правильность арифметического расчета.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований, а именно в размере 2 052 278 рублей 93 копейки.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
При указанных выше обстоятельствах Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения арбитражного суда и принятия нового судебного акта об частичном удовлетворении исковых требований.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
С учетом частичного удовлетворения исковых требований, с ответчика в пользу истца надлежит взыскать судебные расходы в размере 6617 рублей, за рассмотрение искового заявления и 99 рублей 30 копеек за рассмотрение апелляционной жалобы, а в общем 6716 рублей 30 копеек.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от 28 июня 2022 года по делу N А69-1564/2021 отменить. Принять новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Хайдып Девелопмент" (ИНН 1701048316, ОГРН 1101719001218) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал-Сервис" (ИНН 1701061444, ОГРН 1181719001342) задолженность за оказанные в период с 01.08.2019 по 31.03.2021 услуги по водоснабжению и водоотведению в сумме 2 052 278 рублей 93 копейки, 6716 рублей 30 копеек судебных расходов по уплате государственной пошлины, за рассмотрение искового заявления и апелляционной жалобы.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Ю. Парфентьева |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-1564/2021
Истец: ООО "ВОДОКАНАЛ-СЕРВИС"
Ответчик: ООО "ХАЙДЫП ДЕВЕЛОПМЕНТ"
Третье лицо: Мэрия г. Кызыла