город Омск |
|
09 июня 2023 г. |
Дело N А70-880/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Коноваловой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4793/2023) акционерного общества "Россети Тюмень" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.04.2023 по делу N А70-880/2023 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению акционерного общества "Россети Тюмень" (ОГРН 1028600587399, ИНН 8602060185, адрес: 628408, город Сургут, улица Университетская, дом 4) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (ОГРН 1027200812308, ИНН 7202081799, адрес: 625048, город Тюмень, улица Холодильная, 58, а), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Дмитриевой Ольги Викторовны, об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21- 519/2022 об административном правонарушении от 27.12.2022,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Россети Тюмень" - Долганов Н.П. (по доверенности N 87829 от 04.047.2023 сроком действия по 16.09.2024).
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Россети Тюмень" (далее - заявитель, общество, АО "Россети Тюмень") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, Тюменское УФАС России, управление, антимонопольный орган) об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-519/2022 об административном правонарушении от 27.12.2022.
Определением от 13.03.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Дмитриева Ольга Викторовна (далее - третье лицо, Дмитриева О.В.).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 12.04.2023 по делу N А70-880/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Россети Тюмень" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт о признании оспариваемого постановления незаконным и его отмене.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств Дмитриевой О.В. требуется выполнить строительство ВЛИ-0,4 кВ, монтаж и подключение к сети прибора коммерческого учета электрической энергии, кроме того осуществить мероприятия по реконструкции объектов электросетевого хозяйства, необходимые для присоединения энергопринимающих устройств заявителя. При проведении данных работ филиал АО "Россети Тюмень" Тюменские электрические сети столкнулся с непредвиденными трудностями, что вызвало превышение сроков выполнения мероприятий по договору.
АО "Россети Тюмень" ссылается на то, что не осуществляет мероприятия по технологическому присоединению своими силами, без привлечения подрядных организаций, ввиду отсутствия штата квалифицированных специалистов для выполнения землеустроительных и проектно-изыскательских работ, а также отсутствия у общества лицензий и свидетельств на проведение подобного вида работ, ввиду чего после заключения договора об осуществлении технологического присоединения N Т13/21/5705-ДТП от 27.09.2021 АО "Россети Тюмень" опубликовало на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке www.rosseti.roseltorg.ru запрос цен по итогам предварительного отбора на право заключения рамочных соглашений на выполнение комплекса проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по строительству/реконструкции объектов электросетевого хозяйства филиала АО "Россети Тюмень" Тюменские электрические сети для осуществления технологического присоединения потребителей в 2021 - 2022 годах на выполнение работ по строительству. Вместе с тем, подрядчиком работы не выполнены, тем самым договорные обязательства в полном объеме, в силу чего произошло нарушение указанных сроков.
АО "Россети Тюмень" со своей стороны проинформировало заявителя о возникших трудностях и предложило рассмотреть возможность продлить срок выполнения мероприятий путем подписания дополнительного соглашения к договору об осуществлении технологического присоединения. Ответ на указанное предложение в адрес АО "Россети Тюмень" от заявителя не поступил.
Податель апелляционной жалобы полагает, что в настоящем случае имеются основания для признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку выполнение АО "Россети Тюмень" мероприятий по технологическому присоединению позже срока, установленного Правилами N 861 не причинило и не могло причинить реальный ущерб интересам граждан, общества и государства, не привело к иным негативным последствиям, а также не создало существенной опасности охраняемым общественным отношениям.
Отзыв в материалы дела не представлен.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства управление и третье лицо явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об его отложении не заявили, управлением заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя, которое судом инстанции удовлетворено, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей данных лиц в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителя общества, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 15.11.2021 между АО "Россети Тюмень" и Дмитриевой О.В. был заключен договор N Т13/21/5705-ДТП от 27.09.2021 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств ВРУ-0,4 кВ жилого дома, расположенного по адресу: Российская Федерация, Тюменская область, Тюменский район, ТОО "Успенское", земельный участок с кадастровым номером 72:17:2208002:3018, с заявленной максимальной мощностью 15 кВт, со сроком выполнения мероприятий по технологическому присоединению 6 (шесть) месяцев, в соответствии с абзацем 13 подпункта "б" пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Согласно платежному поручению N 239874 Дмитриевой О.В. 15.11.2021 внесена оплата за услуги по технологическому присоединению по договору.
В Тюменское УФАС России поступило обращение Дмитриевой О.В. на действия общества, выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям.
Уполномоченным должностным лицом управления в отношении АО "Россети Тюмень" вынесено определение от 06.10.2022 о возбуждении дела об административном правонарушении N 072/04/9.21-519/2022 и проведено административное расследование.
В ходе проведения административного расследования управлением установлено, что в нарушение Правил N 861, обществом не выполнены мероприятия по технологическому присоединению в установленный срок.
В связи с установлением изложенных обстоятельств, уполномоченным должностным лицом управления в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 24.11.2022 N 072/04/9.21-519/2022 по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Рассмотрев названный протокол и иные материалы дела, заместитель руководителя управления Полухин Д.А. вынес оспариваемое постановление о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-519/2022 об административном правонарушении от 27.12.2022, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Полагая, что постановление является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Принятое Арбитражным судом Тюменской области решение от 12.04.2023 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения, исходя из следующего.
В силу 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения, в том числе, заключается в несоблюдении лицом порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий установлены Правилами N 861, согласно первому абзацу пункта 3 которых сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и при наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац второй пункта 3 Правил N 861).
Следовательно, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил N 861 и наличии технической возможности технологического присоединения.
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ), пункта 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Пунктом 7 Правил N 861 предусмотрена процедура технологического присоединения.
Согласно пункту 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8 (1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4 - 7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).
В силу абзаца 12 пункта 15 Правил N 861 сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12-14 настоящих Правил.
При этом сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств определены в подпункте "б" пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора технологического присоединения.
Как следует из материалов дела, между 15.11.2021 между АО "Россети Тюмень" и Дмитриевой О.В. был заключен договор N Т13/21/5705-ДТП от 27.09.2021 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств ВРУ-0,4 кВ жилого дома, расположенного по адресу: Российская Федерация, Тюменская область, Тюменский район, ТОО "Успенское", земельный участок с кадастровым номером 72:17:2208002:3018.
В соответствии с условиями договора и изложенными выше нормами срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора. Договор считается заключенным со дня оплаты счета за технологическое присоединение заявителем.
Согласно платежному поручению N 239874 Дмитриевой О.В. 15.11.2021 внесена оплата за услуги по технологическому присоединению по договору.
С учетом того, что срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев, то мероприятия по технологическому присоединению должны были быть осуществлены сетевой организацией не позднее 15.05.2022.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, участвующими в деле, согласно акту об осуществлении технологического присоединения N Т13/21/5705-АТП технологическое присоединение потребителя осуществлено 26.12.2022.
Из процессуальной позиции АО "Россети Тюмень" следует, что общество не оспаривает обстоятельства заключения договора с третьим лицом, однако ссылается на то, что принимало меры к исполнению договора, вместе с тем, пропуск установленного срока произошел по вине подрядчиков.
Суд апелляционной инстанции не признает доводы АО "Россети Тюмень" в качестве обоснованных, поскольку в силу абзаца второго пункта 5 статьи 38 Закона об электроэнергетике договор, заключаемый гарантирующим поставщиком с потребителем электрической энергии, является публичным. Исполнение требований Правил N 861, в том числе соблюдение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению, является для общества обязательным.
Вместе с тем, общество, располагая достаточно длительным сроком исполнения обязательств, могло и должно было предполагать о наступлении рисков, связанных с задержкой ввода в эксплуатацию необходимого оборудования, и заблаговременно принять меры для своевременного выполнения мероприятий по договору N Т13/21/5705-ДТП от 27.09.2021.
Однако, указанные меры обществом приняты не были, что повлекло за собой нарушение срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению. Таким образом, предпринятые обществом меры оказались недостаточными для своевременного осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств третьего лица к электрическим сетям, что, в свою очередь, свидетельствует о наличии вины в действиях общества, выразившихся в нарушении установленного Правилами N 861.
Суд апелляционной инстанции подтверждает выводы управления о нарушении обществом срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению, нарушению Правил N 861, что образует в действиях заявителя событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку в рассматриваемом случае АО "Россети Тюмень" не представлены доказательства, подтверждающие наличие каких-либо препятствий для выполнения предписанных Правилами N 861 действий, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности административным органом не нарушены.
Административное наказание назначено АО "Россети Тюмень" в пределах санкции части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Обстоятельства, позволяющие признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9 КоАП РФ, а также изменить размер назначенного наказания, не установлены.
Суд апелляционной инстанции считает, что часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ не подлежит применению, так как тяжелого материального положения общества не доказано, из материалов дела не усматривается наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером административного правонарушения и его последствиями.
Рассмотрев материалы дела, апелляционный суд установил, что заявитель не представил ни при рассмотрении дела судом первой инстанции, ни при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции доказательств наличия исключительных обстоятельств, свидетельствующих о том, что взысканный размер штрафа является чрезмерным и приводит к ограничению его экономической свободы и права собственности при его привлечении к административной ответственности (часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Как указывает в апелляционной жалобе общество, при решении вопроса о возможности снижения административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, суд должен учитывать конкретные обстоятельства дела, а именно: отсутствие в материалах дела доказательств наличия негативных последствий в результате совершенного правонарушения; негативное влияния на экономику и на финансовое положение хозяйствующих субъектов распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Между тем, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что при определении административного штрафа административным органом учтено имущественное и финансовое положение юридического лица, а также систематическое нарушение АО "Россети Тюмень" Правил N 861 - за период с 13.01.2022 по 11.11.2022 Тюменским УФАС России в отношении АО "Россети Тюмень" вынесено 67 постановлений о привлечении юридического лица к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ.
При этом оценка наличия обстоятельств, позволяющих назначить размер административного наказания ниже низшего предела, помимо зависимости этой оценки от представленных в их обоснование доказательств, также носит в определенной мере и субъективный, оценочный, зависящий от усмотрения (внутреннего убеждения - часть 1 статьи 71 АПК РФ) каждого конкретного судьи характер, в связи с чем пересмотр выводов суда первой инстанции в этой части возможен только в исключительных случаях, а именно - при наличии в материалах дела безусловных доказательств, свидетельствующих о том, что оценка судом (его внутреннее убеждение) имеющихся в деле документов полностью противоречит содержанию последних в результате их неправильной трактовки судом, недостоверности этих документов, их несоответствия императивным правовым нормам и т.д., что в данном случае места не имеет.
Суд апелляционной инстанции считает, что назначенное обществу наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб. является адекватным и соразмерным правонарушению, допущенному АО "Россети Тюмень".
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
По убеждению апелляционного суда, общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, следовательно, судом первой инстанции законно отказано в удовлетворении требования заявителя об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-519/2022 об административном правонарушении от 27.12.2022.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем судебные расходы по уплате государственной пошлины заявителем не понесены, на заявителя не относятся.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Россети Тюмень" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.04.2023 по делу N А70-880/2023 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-880/2023
Истец: АО "Россети Тюмень"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
Третье лицо: Дмитриева Ольга Викторовна