г. Челябинск |
|
09 июня 2023 г. |
Дело N А47-4641/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жернакова А.С.,
судей Колясниковой Ю.С., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой С.П.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства труда и занятости населения Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.02.2023 по делу N А47-4641/2022.
В судебном заседании приняли участие:
представитель Министерства труда и занятости населения Оренбургской области - Кривошеенкова Марина Владиславовна (доверенность N 14/2034 от 23.05.2023, сроком до 31.12.2023, паспорт, диплом);
директор общества с ограниченной ответственностью "Каравай" - Блинова Ирина Сергеевна (паспорт).
Министерство труда и занятости населения Оренбургской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Каравай" (далее - ответчик, ООО "Каравай") о взыскании суммы субсидии в размере 60 213 руб. 30 коп.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казенное учреждение "Центр занятости населения города Новотроицка" (далее - ГКУ "Центр занятости населения города Новотроицка").
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 17.02.2023 (резолютивная часть от 09.02.2023) в удовлетворении исковых требований отказано.
С указанным решением суда не согласилось Министерство (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), подало апелляционную жалобу, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ее податель указал, что согласно пункту 3 Порядка предоставления субсидии юридическим лицам на возмещение затрат по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, утверждённого постановлением Правительства Оренбургской области от 18.05.2020 N 403-пп (далее - Порядок), субсидия предоставляется работодателям в целях возмещения затрат по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области на срок не менее 12 месяцев после 17.03.2020. Данное условие является результатом и показателем предоставления субсидии (п. 4.1.4 и п. 4.1.5 соглашения), представляющим собой сохранение работодателем рабочего места не менее 12 месяцев с момента трудоустройства работника, а также обязанность работодателя в случае увольнения трудоустроенного работника до истечения 12 месяцев трудоустроить другого работника на ту же штатную единицу в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора, что суммарно в период 18 месяцев равно 12 месяцам, в течение которых должны были отработать трудоустроенные лица.
Податель жалобы не согласился с выводом суда первой инстанции о том, что факт последующего увольнения работников, принятых в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора на вакантные должности по направлению службы занятости, нормативно не урегулирован, следовательно, в данном случае не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку последствия такого увольнения не предусмотрены Порядком N 403-пп. По мнению апеллянта, последствия увольнения вновь трудоустроенного лица входят в результат и показатель предоставления субсидии (подпункт "в" пункта 6 Порядка), где сказано, что субсидия предоставляется работодателям при соблюдении условия о трудоустройстве работника(ов) на срок не менее 12 месяцев на одну штатную единицу, а в случае увольнения работника(ов) ранее истечения 12 месяцев - трудоустройства другого(их) работника(ов) по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области на ту же штатную единицу в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора после 17.03.2020. Предусмотренная в Порядке формула возврата субсидии содержит показатель - Пнзi - период, в течение которого штатная единица была вакантна (месяцев), что говорит о необходимости возврата суммы субсидии при работе работника (ов) менее 12 месяцев на одной штатной единице. Апеллянт полагал, что обязательства получателя субсидии по соглашению N 151 от 22.07.2020 не выполнены, не достигнут результат предоставления субсидии.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2023 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании на 03.05.2023.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции от ООО "Каравай" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2023 судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы отложено на 07.06.2023.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2023 была произведена замена судьи Аникина И.А. в составе суда на судью Колясникову Ю.С.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель третьего лица не явился.
В отсутствии возражений представителей истца и ответчика и в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением Правительства Оренбургской области от 18.05.2020 N 403-пп утвержден Порядок предоставления субсидии юридическим лицам на возмещение затрат по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (л.д. 55-61).
По направлению ГКУ "Центр занятости населения города Новотроицка" 13.07.2020 ООО "Каравай" заключило трудовой договор N 2/20 с Ларионовой Анной Аркадьевной (далее - Ларионова А.А.), которая была принята на работу в отдел сбыта на должность "кладовщик", а также - трудовой договор N 3/20 с Тузовым Дмитрием Николаевичем (далее - Тузов Д.Н.), который был принят на работу в пекарню на должность "наладчик оборудования в пищевой промышленности" (л.д. 16, 17).
ООО "Каравай" обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении субсидии юридическим лицам на возмещение затрат по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, в размере 215 006 руб. 64 коп., согласно расчету по каждому работнику за 6 месяцев (л.д. 13-15).
Между Министерством и ООО "Каравай" заключено соглашение о предоставлении субсидии юридическим лицам на возмещение затрат по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, N 151 от 22.07.2020 (далее также - соглашение, л.д. 8-9), согласно п. 1.1 которого предметом настоящего соглашения является предоставление из областного бюджета в 2020 году субсидии:
в целях возмещения затрат получателя, связанных с оплатой труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (далее - субсидия) (п. 1.1.1 соглашения);
в целях достижения результатов государственной программы "Содействие занятости населения Оренбургской области".
В силу п. 2.1 соглашения субсидия предоставляется получателю на цели, указанные в разделе 1 настоящего соглашения в 2020 году, в размере 215 006 руб. 64 коп.
На основании п. 4.1.5 соглашения показателем, необходимым для достижения результата предоставления субсидии, является количество трудоустроенных работников при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области на срок не менее 12 месяцев на одну штатную единицу, а в случае увольнения работника ранее истечения 12 месяцев - трудоустройство другого работника по направлению службы занятости на ту же штатную единицу в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора после 17.03.2020.
Дополнительным соглашением N 2 от 30.12.2020 стороны заменили в п. 1.1.1 соглашения слова "в 2020 году" словами "в 2020 и 2021 годах", в также в п. 2.1 соглашения заменили слова "в 2020 году в размере 215 006 руб. 64 коп." словами "в 2020 году в размере 147 110 руб. 89 коп. и в 2021 году в размере 67 895 руб. 75 коп." (л.д. 11).
Дополнительным соглашением от 16.12.2021 стороны в п. 2.1 соглашения заменили слова "в 2021 году в размере 67 895 руб. 75 коп." словами "в 2021 году в размере 20 342 руб. 57 коп." (л.д. 12).
Во исполнение условий соглашения, по заявкам ООО "Каравай" Министерство перечислило ООО "Каравай" денежные средства в размере 167 453 руб. 46 коп., что подтверждается платежными поручениями N 505110 от 31.08.2020 на сумму 22 777 руб. 14 коп., N 747371 от 07.12.2020 на сумму 35 834 руб. 44 коп., N 783894 от 18.12.2020 на сумму 34 604 руб. 89 коп., N 783902 от 18.12.2020 на сумму 27 269 руб. 33 коп., N 783902 от 18.12.2020 на сумму 26 625 руб. 09 коп., N 103420 от 03.03.2021 на сумму 17 917 руб. 22 коп., N 327064 от 10.06.2021 на сумму 2 425 руб. 35 коп. (л.д. 23-37).
19.02.2021 работник Ларионова А.А. уволилась по собственному желанию. На освободившуюся должность "кладовщик" по направлению службы занятости 12.05.2021 принят другой работник Сергадеева Е.Г., которая была уволена 30.06.2021.
23.11.2020 работник Тузов Д.Н. уволился по собственному желанию. На освободившуюся должность "наладчик оборудования в пищевой промышленности" по направлению службы занятости принят другой работник Счастливцев И.Д., который был уволен 30.06.2021.
За период работы вышеуказанных работников по профессиям "кладовщик" и "наладчик оборудования в пищевой промышленности" (с 12.07.2020 (дата заключения трудового договора с первыми работниками) по 30.06.2021 (дата увольнения последних работников)) ООО "Каравай" выплатило заработную плату в общем размере 272 950 руб. 03 коп., из которых 180 681 руб. 98 коп. - по профессии "кладовщик" и 92 268 руб. 05 коп. - "наладчик оборудования в пищевой промышленности в пищевой промышленности".
На основании приказа Министерства от 08.06.2021 N 166 "О проведении проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий юридическим лицам" была проведена проверка документов, подтверждающих трудоустройство граждан в ООО "Каравай", по результатам которой составлен акт проверки документов, подтверждающих трудоустройство граждан в ООО "Каравай", от 23.12.2021 (л.д. 20).
Согласно указанному акту в результате проведенной проверки выявлено следующее: количество штатных единиц на которые трудоустроены граждане при содействии органов службы занятости, составляет 2 (две) единицы. Установлено, что период трудовой деятельности по штатной единице "наладчик оборудования в пищевой промышленности" согласно представленным на проверку документам составил 5 мес. 21 день, по штатной единице "кладовщик" согласно представленным на проверку документам - составил 8 мес. 27 дней. Вследствие увольнения работников с штатных единиц "кладовщик" и "наладчик оборудования в пищевой промышленности" ранее истечения 12 месяцев и не трудоустройства на данные штатные единицы в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора других работников по направлению службы занятости, результат предоставления субсидии согласно соглашению о предоставлении субсидии не достигнут.
ООО "Каравай" с данным актом ознакомлено, выразило несогласие в связи с тем, что на основании приказа N 7/1 от 30.06.2021 ООО "Каравай" с 01.07.2020 приостановило свою деятельность (л.д. 62).
Ссылаясь на то, что результат предоставления субсидии ответчиком не достигнут, Министерство направило ООО "Каравай" уведомление от 24.01.2022 N 14/138 о возврате в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления суммы субсидии в размере 60 213 руб. 30 коп. (л.д. 38).
Оставление ООО "Каравай" требований указанного уведомления без удовлетворения послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии фактов нарушения работодателем цели, порядка и условий предоставления субсидии, поскольку после увольнения первых принятых работников, ответчик в течение трех дней подал информацию о наличии вакантных должностей в органы службы занятости и в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора по направлению службы занятости принял на эти же вакантные должности других работников. Суд пришел к выводу, что работодателем (ответчиком) полностью выполнены условия, необходимые для достижения результата предоставления субсидии, предусмотренные пунктом 19 и подпунктом "в" пункта 6 Порядка.
Проверив законность и обоснованность решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы истца, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии с абзацем 5 статьи 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за установленными в этой норме исключениями), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу подпунктов 2, 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).
Постановлением Правительства Оренбургской области от 18.05.2020 N 403-пп утвержден Порядок предоставления субсидии юридическим лицам на возмещение затрат по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
В соответствии с пунктом 1 указанного Порядка порядок устанавливает цели, условия и правила предоставления субсидии юридическим лицам на возмещение затрат по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (далее - субсидия).
В силу пункта 2 Порядка (здесь и далее положения Порядка приведены в редакции, действующей на дату заключения соглашения) получателями субсидии являются юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированные на территории Оренбургской области и трудоустроившие работников при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области (далее - работодатели).
На основании пункта 3 Порядка субсидия предоставляется работодателям в целях возмещения затрат по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, в рамках государственной программы "Содействие занятости населения Оренбургской области", утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 25.12.2018 N 869-пп.
Согласно пункту 4 Порядка под работниками, трудоустроенными при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, понимаются незанятые граждане, зарегистрированные в органах службы занятости населения Оренбургской области в целях поиска подходящей работы, а также граждане, признанные в установленном порядке безработными, которые трудоустроены по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области после 17.03.2020 (далее - работники).
В пункте 6 Порядка установлено, что субсидия предоставляется работодателям при соблюдении следующих условий:
а) отсутствие на дату подачи заявления о предоставлении субсидии просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами Оренбургской области, и иной просроченной задолженности перед областным бюджетом;
б) на дату подачи заявления о предоставлении субсидии работодатель не должен:
находиться в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, деятельность работодателя не должна быть приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
являться иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;
являться получателем средств из федерального и областного бюджетов в соответствии с иными нормативными правовыми актами на цель, указанную в пункте 3 настоящего Порядка;
в) трудоустройство работника(ов) на срок не менее 12 месяцев на одну штатную единицу, а в случае увольнения работника(ов) ранее истечения 12 месяцев - трудоустройство другого(их) работника(ов) по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области на ту же штатную единицу в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора после 17 марта 2020 года.
В случае увольнения работника ранее истечения 12 месяцев работодатель обязан в течение трех дней подать информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в органы службы занятости населения Оренбургской области и принять другого работника по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области.
На основании пункта 7 Порядка субсидия предоставляется в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии, заключенным по типовой форме, установленной Министерством финансов Оренбургской области (далее - соглашение).
В пункте 15 Порядка определено, что размер субсидии рассчитывается на каждого трудоустроенного работника из расчета не более 6 месяцев трудовой деятельности работника в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора после 17 марта 2020 года по следующей формуле:
Сот - размер субсидии, предоставляемой работодателю (рублей);
Сотi = (Смротi + Нсвi) x Пз, где:
Сотi - размер субсидии на одного работника, предоставляемой работодателю (рублей);
Смротi - минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Порядка, увеличенный на размер районного коэффициента, при условии установления трудовым договором полного рабочего времени работника (далее - сумма заработной платы, подлежащая возмещению).
При условии установления трудовым договором работнику неполного рабочего времени сумма заработной платы, подлежащая возмещению, рассчитывается пропорционально фактически отработанному времени;
Нсвi - страховые взносы в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации из расчета суммы заработной платы, подлежащей возмещению;
Пз - количество месяцев трудовой деятельности работника в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора после 17 марта 2020 года, но не более 6 месяцев.
Результатом предоставления субсидии и показателем, необходимым для достижения результата предоставления субсидии, значения которых устанавливаются соглашением, являются:
результат предоставления субсидии - трудоустройство работника(ов) с соблюдением условий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 6 настоящего Порядка;
показатель, необходимый для достижения результата предоставления субсидии, - количество трудоустроенных работников с соблюдением условий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 6 настоящего Порядка (пункт 19 Порядка).
По условиям пункта 25 Порядка в случае недостижения результата предоставления субсидии, значения показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, работодатель обязан вернуть средства в областной бюджет в течение 30 календарных дней по истечению срока действия соглашения на счет 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" в объеме, рассчитанном по следующей формуле:
Св = S (Сci х Пнзi /12), где:
Св - сумма субсидии, подлежащая возврату в областной бюджет;
Сci - размер субсидии, полученной работодателем на возмещение затрат на оплату труда работника(ов), трудоустроенных на одну штатную единицу;
Пнзi - период, в течение которого штатная единица была вакантна (месяцев).
Возврат работодателем в областной бюджет субсидии в связи с недостижением результата предоставления субсидии, значения показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, не производится в случае документально подтвержденного наступления обстоятельств непреодолимой силы (чрезвычайной ситуации), препятствующих исполнению обязательств в части достижения указанных результата и значения показателя (пункт 26 Порядка).
Из материалов дела следует, что во исполнение пункта 3 Правил, по направлению ГКУ "Центр занятости населения города Новотроицка" ООО "Каравай" 13.07.2020 заключило трудовые договоры с работниками Ларионовой А.А., которую приняло на работу на должность "кладовщик", и Тузовым Д.Н., которого приняло на работу на должность "наладчик оборудования в производстве пищевой продукции". Трудовой договор заключен с указанными лицами бессрочно, что следует из текста трудовых договоров.
Между Министерством и ООО "Каравай" было заключено соглашение о предоставлении субсидии юридическим лицам на возмещение затрат по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, N 151 от 22.07.2020.
19.02.2021 работник Ларионова А.А. уволилась по собственному желанию. На освободившуюся должность "кладовщик" по направлению службы занятости 12.05.2021 принят другой работник Сергадеева Е.Г., которая была уволена 30.06.2021.
23.11.2020 работник Тузов Д.Н. уволился по собственному желанию. На освободившуюся должность "наладчик оборудования в пищевой промышленности" по направлению службы занятости принят другой работник Счастливцев И.Д., который был уволен 30.06.2021.
За период работы указанных работников работодатель произвел выплату им заработной платы в общем размере 272 950 руб. 03 коп., что подтверждается отчетом работодателя о достижении результатов предоставления субсидии (л.д. 22).
В свою очередь, Министерство произвело перечисление ответчику субсидии в возмещение затрат на выплату заработной платы этим работникам в общем размере 167 453 руб. 46 коп.
Указанная сумма субсидии соответствует условиям соглашения N 151 от 22.07.2020 с учетом дополнительных соглашений N 2 от 30.12.2020 и от 16.12.2021 к нему.
Доказательств того, что Министерство произвело перечисление ответчику субсидии в большем размере, чем полагалось обществу, материалы дела не содержат.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии фактов нарушения работодателем (ответчиком) цели, порядка и условий предоставления субсидии.
Согласно подпункту "в" пункта 6 Порядка субсидия предоставляется работодателям при соблюдении следующего условия: трудоустройство работника(ов) на срок не менее 12 месяцев на одну штатную единицу, а в случае увольнения работника(ов) ранее истечения 12 месяцев - трудоустройство другого(их) работника(ов) по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области на ту же штатную единицу в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора после 17 марта 2020 года. В случае увольнения работника ранее истечения 12 месяцев работодатель обязан в течение трех дней подать информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в органы службы занятости населения Оренбургской области и принять другого работника по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области.
Проанализировав указанное положение Порядка, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что из буквального прочтения и толкования подпункта "в" пункта 6 Порядка не следует, что в случае увольнения работника(ов) ранее истечения 12 месяцев работодатель был обязан обеспечить трудоустройство другого(их) работника(ов) по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области на ту же штатную единицу также на срок 12 месяцев, или обеспечить совокупный период трудоустройства ранее уволенного и вновь принятого работников в размере 12 месяцев. Единственным условием, указанным в Порядке, на случай увольнения работника(ов) ранее истечения 12 месяцев являлось трудоустройство другого(их) работника(ов) по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области на ту же штатную единицу в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора после 17 марта 2020 года.
В пункте 19 Порядка стороны предусмотрели, что результатом предоставления субсидии и показателем, необходимым для достижения результата предоставления субсидии, значения которых устанавливаются соглашением, являются:
результат предоставления субсидии - трудоустройство работника(ов) с соблюдением условий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 6 настоящего Порядка;
показатель, необходимый для достижения результата предоставления субсидии, - количество трудоустроенных работников с соблюдением условий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 6 настоящего Порядка (пункт 19 Порядка).
Судом первой инстанции было установлено, что указанный результат предоставления субсидии ответчиком был достигнут, требование о необходимости трудоустройства другого(их) работника(ов) по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области на ту же штатную единицу в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора после 17 марта 2020 года было соблюдено.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что исходя из положений пункта 3 Порядка, условий п. 4.1.4, 4.1.5 соглашения, ответчик был обязан сохранить рабочие места не менее 12 месяцев с момента трудоустройства работника, а в случае увольнения трудоустроенного работника до истечения 12 месяцев - трудоустроить другого работника на ту же штатную единицу в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора, и более того обеспечить, чтобы суммарно в период 18 месяцев равно 12 месяцев трудоустроенные лица отработали у ответчика, отклонен судебной коллегией как не соответствующий содержанию и толкованию подпункта "в" пункта 6 Порядка.
Апелляционный суд находит несостоятельной ссылку апеллянта на пункт 3 Порядка в редакции постановления Правительства Оренбургской области от 06.10.2020 N 845-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 18 мая 2020 года N 403-пп", поскольку на дату заключения соглашения о предоставлении субсидии редакция пункта 3 Порядка предусматривала, что субсидия предоставляется работодателям в целях возмещения затрат по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, в рамках государственной программы "Содействие занятости населения Оренбургской области", утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 25 декабря 2018 года N 869-пп.
Условие о трудоустройстве при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области работников на срок не менее 12 месяцев после 17 марта 2020 года в пункте 3 Порядка на дату заключения соглашения не содержалось. Положения пункта 3 Порядка были уточнены только постановлением Правительства Оренбургской области от 06.10.2020 N 845-пп, то есть уже после заключения соглашения о предоставлении субсидии с ответчиком.
Апелляционный суд также отмечает, что условия пункта 15 Порядка предусматривали, что размер субсидии рассчитывается на каждого трудоустроенного работника из расчета не более 6 месяцев трудовой деятельности работника в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора.
Из материалов дела усматривается, что период трудовой деятельности по штатной единице "наладчик оборудования в пищевой промышленности" согласно представленным на проверку документам составил 5 мес. 21 день, по штатной единице "кладовщик" согласно представленным на проверку документам составил 8 мес. 27 дней.
Доказательства того, что 6 месяцев трудовой деятельности работника по штатной единице "наладчик оборудования в пищевой промышленности" не были обеспечены по вине ответчика, материалы дела не содержат.
Напротив, из материалов дела усматривается, что после увольнения работника Тузова Д.Н. 23.11.2020 с указанной должности ответчик уведомил о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей органы службы занятости населения Оренбургской области и принял меры для отбора и трудоустройства другого работника по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области.
Прерывание трудовой деятельности с 01.07.2021 было вызвано объективной причиной - тяжелым материальным положением ООО "Каравай", вылившимся в дело N А47-11707/2020 о признании ООО "Каравай" несостоятельным (банкротом).
При этом из материалов дела следует, что вышеуказанные обстоятельства (периоды выполнения трудовой деятельности работниками по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области) были учтены сторонами путем заключения дополнительного соглашения N 2 от 30.12.2020 и дополнительного соглашения от 16.12.2021, путем корректировки (уменьшения) суммы субсидии, причитающейся обществу.
Доказательства того, что ООО "Каравай" получило субсидию за те периоды времени, в которые не было обеспечено выполнение трудовой деятельности работниками по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области, то есть в большем размере, чем могло рассчитывать, в материалы дела не представлены.
Конституционным Судом Российской Федерации неоднократно в постановлениях от 06.06.1995 N 7-П, от 13.06.1996 N 14-П, в определении от 18.01.2011 N 8-О-П было разъяснено, при рассмотрении дела суды обязаны исследовать по существу его фактические обстоятельства и не должны ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы, так как иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным.
Применение норм права не должно приводить к неосновательному обогащению одной стороны обязательства за счет другой его стороны, даже если формальное содержание нормы при ее грамматическом толковании ведет к такому результату (определения Верховного Суда Российской Федерации от 23.10.2017 N 309-ЭС17-8472 и N 309-ЭС17-8475).
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии фактических оснований требовать возврата перечисленной ответчику субсидии.
Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленного иска является обоснованным, правильным, отмене не подлежит.
Доводы апеллянта, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
На основании вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ.
В связи с подачей апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.02.2023 по делу N А47-4641/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства труда и занятости населения Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.С. Жернаков |
Судьи |
Ю.С. Колясникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-4641/2022
Истец: Министерство труда и занятости населения Оренбургской области
Ответчик: ООО "Каравай"
Третье лицо: Арбитражный суд Оренбургской области, ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА НОВОТРОИЦКА", КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА НОВОТРОИЦКА", Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд