г. Челябинск |
|
09 июня 2023 г. |
Дело N А34-20479/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новокрещеновой Е.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 22.03.2023 по делу N А34-20479/2022.
В судебном заседании принял участие представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области - Цалапова Е.В. (паспорт, доверенность от 09.01.2023, диплом).
Государственное учреждение - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования города Кургана "Детская школа искусств им. В.А. Громова" (далее - ответчик, МБОУ ДО г. Кургана "Детская школа искусств им. В.А. Громова") о взыскании:
- пени, начисленные за период с 18.01.2022 по 15.04.2022 на недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1 707,16 рублей;
- пени, начисленные за период с 16.04.2022 по 15.07.2022 на недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1 040,19 рублей (с учетом принятых судом уточнений).
Определением суда от 25.01.2023 в соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена истца по делу N А34-20479/2022 на правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1024500517282, ИНН 4501008505, далее также - Отделение Фонда).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 22.03.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Отделение Фонда (далее также - апеллянт, податель жалобы), не согласившись с принятым судебным актом, обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что на ответчика мораторий на начисление финансовых санкций не распространяется, поскольку МБОУ ДО г. Кургана "Детская школа искусств им. В.А. Громова" в силу статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не может быть признано несостоятельным (банкротом). Ссылаясь на позицию, изложенную в письме Федеральной налоговой службы от 08.04.2022 N КЧ-4-18/4265@, отмечает, что режим моратория применяется только к тем субъектам, которые могут быть должниками по делам о банкротстве. Кроме того, ответчиком не заявлены возражения о распространении на него режима моратория на взыскание неустойки (пени), отзыв не представлен, в судебное заседание представитель ответчика не явился. Самостоятельное применение судом ограничений в рамках моратория на банкротство нарушает принцип состязательности. Судом в нарушение части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не учтено, что в заявленный ОСФР по Курганской области период начисления пени с 18.01.2022 по 15.04.2022 входит период, возникший до даты введения моратория (до 01.04.2022).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание участников процесса.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МБОУ ДО г. Кургана "Детская школа искусств им. В.А. Громова" зарегистрировано в качестве юридического лица 30.01.2003 (было зарегистрировано до 01.07.2002) (ОГРН 1034500001359).
Зарегистрировано Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Кургану с присвоением индивидуального номера налогоплательщика 4501054117 и в качестве страхователя состоит на учете в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области с 28.07.2016. Страхователю присвоен регистрационный номер 450000462345001.
По результатам камеральной проверки, проведенной за период с 18.01.2022 по 15.04.2022, у страхователя выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в размере 21 311,61 рублей. В связи с неисполнением страхователем обязательств по уплате ежемесячных страховых взносов своевременно и в полном объеме, истцом начислены пени за период с 18.01.2022 по 15.04.2022 на недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 1 707,16 рублей.
Как следует из материалов дела, ответчику истцом выставлено требование от 07.06.2022 N 450022100413402 (л.д. 12) об уплате недоимки по страховым взносам в размере 21 311,618 рублей, пени в размере 1 707,16 рублей. Факт направления требования ответчику подтверждается копией квитанции и почтовым реестром (л.д. 16-20).
Кроме того, по результатам камеральной проверки, проведенной за период с 16.04.2022 по 15.07.2022, у страхователя выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в размере 19 659,58 рублей. В связи с неисполнением страхователем обязательств по уплате ежемесячных страховых взносов своевременно и в полном объеме, истцом начислены пени за период с 16.04.2022 по 15.07.2022 на недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 1 040,19 рублей.
Ответчику истцом выставлено требование от 23.08.2022 N 450022100843002 (л.д. 22) об уплате недоимки по страховым взносам в размере 19 659,58 рублей, пени в размере 1 040,19 рублей. Факт направления требования ответчику подтверждается копией квитанции и почтовым реестром (л.д. 21-29).
Ответчиком в установленные сроки требования от 07.06.2022 и от 23.08.2022 не исполнены.
В ходе рассмотрения настоящего дела недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 18.01.2022 по 15.04.2022 в размере 8 230,45 рублей и за период с 16.04.2022 по 15.07.2022 в размере 19 659,58 рублей ответчиком была оплачена, в связи с чем, истец просил взыскать с ответчика пени в размере 1 707,16 рублей за период с 18.01.2022 по 15.04.2022 и в размере 1 040,19 рублей за период с 16.04.2022 по 15.07.2022, начисленные на сумму недоимки.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика пеней ввиду распространения на ответчика моратория, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 29 и части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают дела о взыскании сумм обязательных платежей и санкций с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" принят в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 2 Закона N 165-ФЗ).
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях регламентированы Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 27.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предусмотрено, что обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования.
Согласно статье 17 Федерального закона N 125-ФЗ страхователь обязан, в том числе: правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Согласно пункту 4 статьи 22 Федерального закона N 125-ФЗ суммы страховых взносов перечисляются страхователем, заключившим трудовой договор с работником, ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления) в банках (иных кредитных организациях) средств на выплату заработной платы за истекший месяц, а страхователем, обязанным уплачивать страховые взносы на основании гражданско-правовых договоров, - в срок, установленный страховщиком.
Пунктом 1 статьи 24 указанного Закона установлено, что страхователи ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в установленном порядке страховщику по месту их регистрации отчетность по форме, установленной страховщиком.
Исполнение обязанности по уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона N 125-ФЗ.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ, статьи 22.1 Федерального закона N 125-ФЗ страховщик (Фонд социального страхования РФ) вправе взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пеню в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 26.11 Федерального закона N 125-ФЗ в случае уплаты страхователем страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными сроками он уплачивает пени в установленных настоящей статьей порядке и размерах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в период просрочки ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 26.1 Федерального закона N 125-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке.
Поскольку ответчик является бюджетным учреждением, которому открыт лицевой счет в органах казначейства, взыскание пени может быть произведено только в судебном порядке.
Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика пеней в сумме 1 707,16 рублей за период с 18.01.2022 по 15.04.2022 и в размере 1 040,19 рублей за период с 16.04.2022 по 15.07.2022, начисленные на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Судом первой инстанции учтено, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497, в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Настоящее постановление вступило в силу со дня его официального опубликования и действовало в течение 6 месяцев (с 01.04.2022 до 01.10.2022).
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 9.1 Закона о банкротстве на срок действия моратория в отношении должников наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 настоящего Федерального закона, в частности не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Ввиду действия моратория, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497, суд пришел к выводу об отказе во взыскании с ответчика пени.
В апелляционной жалобе Отделение Фонда указывает, что МБОУ ДО г. Кургана "Детская школа искусств им. В.А. Громова" в силу статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и письма ФНС России от 08.04.2022 N КЧ-4-18/4265@ "О реализации моратория на возбуждение дел о банкротстве" не может быть признано несостоятельным (банкротом), в связи с чем на него не распространяется мораторий, и подлежат взысканию пени в сумме 1 707,16 рублей за период с 18.01.2022 по 15.04.2022 и в размере 1 040,19 рублей за период с 16.04.2022 по 15.07.2022.
В силу части 1 статьи 9.1 Закона о банкротстве для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами (далее для целей настоящей статьи - мораторий), на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
При этом пунктом 3 статьи 9.1 Закона N 127-ФЗ установлено, что на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 Закона N 127-ФЗ, в частности, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Закона о банкротстве в период действия моратория пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве). Лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить возражения об освобождении от уплаты неустойки (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве) и в том случае, если в суд не подавалось заявление о его банкротстве.
Таким образом, последствием введения моратория, помимо невозможности инициирования процедуры банкротства, является невозможность начисления неустойки (штрафов, пени) и иных финансовых санкций в течение срока его действия.
Правила о моратории, установленные Постановлением N 497, распространяют свое действие на всех участников гражданско-правовых отношений (граждане, включая индивидуальных предпринимателей, юридические лица) независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет, за исключением лиц, прямо указанных в пункте 2 Постановления N 497.
Любое лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить об отказе от применения в отношении его моратория, внеся сведения об этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. После опубликования заявления об отказе лица от применения в отношении его моратория действие моратория не распространяется на такое лицо, в отношении его самого и его кредиторов ограничения прав и обязанностей, предусмотренные пунктами 2 и 3 указанной статьи, не применяются.
Сведения об отказе Учреждения от применения в отношении него моратория, отсутствуют. Учреждение не относится к лицам, указанным в пункте 2 Постановления N 497, следовательно, на него распространяются правила, введенные данным Постановлением.
Действующее законодательство Российской Федерации действительно не предусматривает возможность банкротства юридических лиц некоторых организационно-правовых форм (пункт 1 статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации). Действие Закона о несостоятельности (банкротстве)) распространяется только на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 2 статьи 1 Закона о несостоятельности (банкротстве).
Вместе с тем, принятие Постановления N 497 с учетом положений статьи 9.1 Закона о банкротстве обусловлено необходимостью поддержки российской экономики и предполагает помощь всем субъектам экономического оборота.
Однородные по своей юридической природе отношения должны регулироваться одинаковым образом, что соответствует конституционному принципу равенства сторон спора (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2001 N 8-П, от 03.06.2004 N 11-П, от 15.06.2006 N 6-П, от 16.06.2006 N 7-П, от 05.04.2007 N 5-П, от 25.03.2008 N6-П, от 26.02.2010 N 4-П и от 14.07.2011 N 16-П).
Излагаемая Отделением Фонда позиция нарушает принцип юридического равенства между активно участвующими в гражданском обороте муниципальными, государственными учреждениями, предприятиями и прочими участниками экономических отношений, которые окажутся в менее выгодном положении, нежели коммерческие организации и предприниматели, на которых распространяется освобождение от уплаты финансовых санкций в период введенного Постановлением N 497, моратория.
Общая экономическая направленность мер по поддержке российской экономики, принимаемых Правительством Российской Федерации, предполагает помощь всем субъектам экономического оборота.
На основании изложенного суд первой инстанции верно исходил из того, что мораторий, установленный Постановлением N 497 распространяется и на ответчика.
Вместе с тем, при оценке наличия оснований для освобождения ответчика от обязанности по уплате пени за период действия моратория суд апелляционной инстанции считает необходимым исходить из буквального содержания разъяснений, изложенных в п. 7 постановления Пленума N 44, согласно которым в период действия моратория финансовые санкции не начисляются только на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие.
Из разъяснений, изложенных в Письме ФНС России от 08.04.2022 N КЧ-4-18/4265@ "О реализации моратория на возбуждение дел о банкротстве" также следует, что под мораторий в виде неначисления пени попадает сумма непогашенной задолженности по основному долгу, день окончания налогового (отчетного) периода которой возник до 01.04.2022 (пункт 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016).
Согласно пункту 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.
Таким образом, пеня не начисляется за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория, следовательно, не подлежат взысканию с ответчика пени, начисленные за период с 18.01.2022 по 15.04.2022.
Вместе с тем, обязанность по уплате страховых взносов за период с 16.04.2022 по 15.07.2022 наступила у Учреждения после введения моратория, в связи с чем оснований для освобождения ответчика от уплаты пени в размере 1 040,19 рублей не имеется.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявления Отделения Фонда, в части взыскания пени начисленных за период с 16.04.2022 по 15.07.2022 в сумме 1 040,19 рублей.
По приведенным в постановлении мотивам решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с подачей апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 22.03.2023 по делу N А34-20479/2022 отменить.
Заявление Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области (ОГРН 1024500517282, ИНН 4501008505) удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Кургана "Детская школа искусств им. В.А. Громова" (ОГРН 1034500001359, ИНН 4501054117) в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области (ОГРН 1024500517282, ИНН 4501008505) пени в сумме 1 040,19 рублей.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-20479/2022
Истец: ГУ КУРГАНСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДА КУРГАНА "ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМ. В.А. ГРОМОВА"
Третье лицо: Арбитражный суд Курганской области, Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области