13 июня 2023 г. |
Дело N А83-627/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.06.2023.
В полном объёме постановление изготовлено 13.06.2023.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Евдокимова И.В., судей Колупаевой Ю.В., Тарасенко А.А.,
при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Молчановой В.С.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Селена" - Чаплыгина Д.Ю., представитель по доверенности от 09.03.2023 N 01/23,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Симферополя Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 08 декабря 2022 года по делу N А83-627/2022,
по иску Администрации города Симферополя Республики Крым
к обществу с ограниченной ответственностью "Селена",
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
МКУ Департамент развития муниципальной собственности Республики Крым, МКУ Департамент строительства и архитектуры Республики Крым, Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю Республики Крым
о взыскании неосновательного обогащения за пользование земельным участком,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Симферополя Республики Крым (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Селена" (далее - ответчик) о взыскании с суммы неосновательного обогащения за пользование земельным участком, расположенным по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Ушинского, 1/48, кадастровый номер: 90:22:000000:228, за период с 01.01.2015 по 01.06.2021 года в общей сумме 244 063,70 рублей, а том числе: неосновательное обогащение в размере 163 800,67 рублей; проценты на сумму неосновательного обогащения в размере 80 263,03 рублей; обязать ООО "Селена" установить границы земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Ушинского, 1/48, кадастровый номер: 90:22:000000:228; обязать ООО "Селена" заключить с Администрацией города Симферополя Республики Крым договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Ушинского, 1/48, кадастровый номер: 90:22:000000:228.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 08.12.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Решение суда первой инстанции мотивировано тем, что лицо, обладающее титульным правом постоянного пользования земельным участком, является плательщиком земельного налога, что подтверждается правовой позицией, высказанной в абзаце 7 пункта 1 Письма ФНС России от 16.06.2015 года N БС-4-11/10412 "О земельном налоге". Кроме того, в материалы дела приобщены договора аренды N 237-2022 и N 238-2022 от 06.10.2022 в отношении земельных участков с КН 90:22:010301:8523 и КН N90:22:010301:8524, расположенных по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Ушинского, 1/48 которые согласно представленным выпискам из ЕГРН зарегистрированы Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в установленном Законом порядке.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация города Симферополя Республики Крым обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции при принятии обжалуемого решения неполно установил обстоятельства имеющие существенное значение для правильного рассмотрения настоящего спора, а также неправильно применил нормы материального права.
Так, апеллянт указывает, что границы земельных участков с кадастровыми номерами 90:22:000000:228 и 90:22:000000:227, не установлены. ООО "Селена" не обращалось в адрес Администрации с целью заключения договора аренды земельного участка, никаких действий на оформление надлежащей документации не принято, что привело к нарушениям прав владельца участка.
По мнению апеллянта, поскольку у ООО "Селена" отсутствуют правоустанавливающие документы, подтверждающие право на использование земельного участка, а также небыли внесены платежи за пользование земельным участком, с общества подлежит взысканию неосновательное обогащение в заявленном размере.
Более подробные доводы изложены в апелляционной жалобе.
ООО "Селена" представило отзыв на апелляционную жалобу, просило оставить её без удовлетворения, решение суда первой инстанции без изменений, по тем основаниям, что суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований о понуждении к заключению договоров аренды и об уточнении границ земельных участков в связи с выполнением этих требований во внесудебном порядке.
Из ответа налогового органа, на запрос суда, следует, что ООО "Селена" представлены в ИФНС России по г. Симферополю налоговые декларации по земельному налогу за 2015-2019 по земельным участкам с кадастровыми номерами 90:22:000000:228 и 90:22:000000:227, а также за 6 месяцев 2021 года авансовых платежей по земельному налогу не поступало.
В материалы дела приобщены договора аренды N 237-2022 и N 238-2022 от 06.10.2022 в отношении земельных участков с КН 90:22:010301:8523 и КН N 90:22:010301:8524, расположенных по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Ушинского, 1/48, которые согласно представленным выпискам из ЕГРН зарегистрированы Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в установленном Законом порядке. При этом, кадастровые номера 90:22:010301:8523 и 90:22:010301:8524, присвоены по результатам уточнения границ земельных участков. У ответчика отсутствует обязанность по оплате неосновательного обогащения в размере арендной платы до заключения договоров аренды, ввиду того, что он являлся пользователем земельного участка на основании государственного акта на право постоянного пользования.
Кроме того, по мнению общества, по требованиям о взыскании неосновательного обогащения, Администрацией города Симферополя Республики Крым пропущен срок исковой давности.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
На основании решения Симферопольского городского совета от 28.09.2001 года N 1739, ООО "Селена" на праве постоянного пользования, на основании государственного акта серии I-КМ N 004506 принадлежит право пользования земельными участками с кадастровыми номерами 90:22:000000:228 и 90:22:000000:227.
13.05.2021 Управлением муниципального контроля Администрации города Симферополь Республики Крым было осуществлены обследование земельных участков с кадастровыми номерами 90:22:000000:228 и 90:22:000000:227 без взаимодействия с юридическим лицом, согласно которым было установлено наличие объектов капитального строительства на земельном участке, принадлежащий на праве собственности ООО "Селена".
03.11.2021 Администрацией города Симферополя Республики Крым в адрес ООО "Селена" были направлены требование о необходимости формирования земельного участка, переоформления акта постоянного пользования земельным участком и погашения неосновательного обогащения.
В связи с неисполнением ответчиком обязательств по оплате за фактическое пользование землей, и не урегулированием взаимоотношений в досудебном порядке, истец обратился в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением о взыскании неосновательного обогащения и понуждением оформить договор аренды земельного участка.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта, по следующим основаниям.
Так, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в силу статьи 2 закона Республики Крым от 31.07.2017 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", права на имущество, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного Закона от 21.03.2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", на территории Республики Крым в соответствии с нормативно-правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются правами, установленными законодательством Российской Федерации.
Решением Симферопольского городского совета от 28.11.2014 года N 96, создана Администрация города Симферополя Республики Крым с правами юридического лица в форме муниципального казенного учреждения, которая располагается по адресу: ул. Горького, 15 в городе Симферополе. Администрация города Симферополя Республики Крым образована для осуществления полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решением Симферопольского городского совета от 13.11.2014 N 61 "О принятии устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым", администрация осуществляет владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
При рассмотрении данного дела, судом первой инстанции установлено, что в пользовании ООО "Селена" согласно государственному Акту на право постоянного пользования землёй N I-КМ 004506 от 05.10. 2001 года, находился земельный участок общей площадью 0,1 гектара, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, выданный на основании решения Симферопольского городского совета от 28.09.2001 года N 1739.
Как правильно указал суд первой инстанции, согласно пункту 7 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Формами платы за использование земли, как установлено пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило (п. 2 ст. 1105 ГК РФ).
По требованию о взыскании неосновательного обогащения в порядке п. 2 ст. 1105 ГК РФ истец должен доказать факт пользования ответчиком чужим имуществом в отсутствие для этого правовых оснований, а также размер неосновательного обогащения.
В пункте 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, обладающее титульным правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, является плательщиком земельного налога, что также подтверждается правовой позицией, высказанной в абзаце 7 пункта 1 Письма ФНС России от 16.06.2015 N БС-4-11/10412 "О земельном налоге".
При этом, право постоянного пользования земельным участком прекращается только после завершения процесса переоформления, в данном случае - государственной регистрации договора аренды, а до окончания этого процесса, общество несёт обязанность по уплате земельного налога.
Согласно материалам дела, из ответа налогового органа, на запрос суда первой инстанции, усматривается, что ООО "Селена" представлены в ИФНС России по г. Симферополю налоговые декларации по земельному налогу за 2015-2019 по земельным участкам с кадастровыми номерами 90:22:000000:228 и 90:22:000000:227, а также за 6 месяцев 2021 года авансовых платежей по земельному налогу не поступало.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается истцом возникновение у ответчика права постоянного пользования землей в соответствии с законодательством Украины.
При этом, с учётом возникновения у ответчика права постоянного пользования по законодательству Украины, не оспоренного в установленном порядке, то обстоятельство, что землепользователь не переоформил своё право в соответствии с законодательством Российской Федерации не свидетельствует о наличии оснований считать пользование земельным участком безосновательным и начислять в связи с этим задолженность исходя из размера арендной платы, исчисленной в соответствии с актами Республики Крым (постановление АС ЦО от 18 марта 2019 года по делу N А83-3437/2018).
Таким образом, поскольку лицо, обладающее титульным правом постоянного пользования земельным участком, является плательщиком земельного налога, согласно правовой позиции, высказанной в абзаце 7 пункта 1 Письма ФНС России от 16.06.2015 года N БС-4-11/10412 "О земельном налоге", исковые требования Администрации о взыскании с ответчика денежных средств за фактическое пользование земельным участком, а также суммы необоснованного обогащения, были обоснованно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
Относительно требований о понуждении ООО "Селена" установить границы земельных участков, расположенных по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Ушинского, 1/48, кадастровые номера: 90:22:000000:228, 90:22:000000:227, обязать ответчика заключить с истцом договора аренды земельных участков, расположенных по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Ушинского, 1/48, кадастровый номер: 90:22:000000:228, 90:22:000000:227, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 432 ГК РФ, договор считается заключённым, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (часть 2 статьи 432 ГК РФ).
Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора (часть 1 статьи 435 ГК РФ).
Из материалов дела усматривается, что 04.06.2021 года за N 1096/40/05-10 и N 1095/40/05-10, Администрацией было направлено предложение (оферта) на заключение договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 90:22:000000:228, 90:22:000000:227 и предложено в течении 30 дней с момента получения проектов договоров направить в адрес истца решение об акцепте в заключении договоров аренды.
В ходе рассмотрения данного дела в суде первой инстанции, были приобщены договоры аренды N 237-2022 и N 238-2022 от 06.10.2022 в отношении земельных участков с КН 90:22:010301:8523 и КН N90:22:010301:8524, расположенных по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Ушинского, 1/48, которые согласно представленным выпискам из ЕГРН зарегистрированы Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в установленном Законом порядке.
Кроме того, кадастровые номера 90:22:010301:8523 и 90:22:010301:8524 присвоены по результатам уточнения границ земельных участков.
Исходя из вышеизложенного, в удовлетворении требований о понуждении заключить договора аренды земельных участков и о понуждении уточнения границ земельных участков, было обоснованно отказано судом первой инстанции.
Учитывая всё выше изложенное, коллегия судей полагает, что доводы подателя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 части 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 08 декабря 2022 года по делу N А83-627/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Симферополя Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Евдокимов |
Судьи |
Ю.В. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-627/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: ООО "СЕЛЕНА"
Третье лицо: ИФНС по г. Симферополю, МКУ "Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ