Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2023 г. N 09АП-28824/23 по делу N А40-8556/2023
город Москва |
|
10 июня 2023 г. |
дело N А40-8556/23 |
Резолютивная часть постановления оглашена 06.06.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.06.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.03.2023 по делу N А40-8556/23
по заявлению ООО "Управляющая инвестиционная компания Второй дом"
к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы
о признании незаконным отказа;
при участии:
от заявителя - Лысенко В.О. по доверенности от 20.02.2023;
от заинтересованного лица - Джилавян Л.А. по доверенности от 29.12.2021;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.03.2023 признано незаконным решение Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы N ГНИ-ИСХ-53469/22 от 20.12.2022 и на Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы возложена обязанность в 10-дневный срок с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Управляющая инвестиционная компания Второй дом" в установленном законом порядке путем предоставления надлежаще заверенной копии акта, составленного по результатам обследования земельного участка по адресу: Москва, улица Флотская, вл. 86, кадастровый номер 77:09:0001014:137, проведенного по поручению N 9094187 от 14.09.2022.
Административный орган, не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители административного органа и общества, в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО "Управляющая инвестиционная компания Второй дом" на основании договора аренды N М-09-042420 от 09.07.2013, заключённого с Департаментом городского имущества г. Москвы является арендатором земельного участка площадью 1.956 кв.м., имеющего адресный ориентир: Москва, улица Флотская, вл. 86, кадастровый номер 77:09:0001014:137.
В соответствии с поручением государственной инспекции по недвижимости N 9094187 от 14.09.2022 уполномоченными Управления по контролю за объектами недвижимости по Северному административному округу г. Москвы проведено обследование земельного участка, расположенного по адресу: Москва, улица Флотская, вл. 86, по результатам которого работниками ГБУ г. Москвы "МКМЦН" проведены мероприятия по техническому сопровождению работ Государственной инспекции по недвижимости по сносу расположенных на участке служебных строений к зданию, построенных ранее 1995 года, включённых в технический паспорт домовладения.
15.11.2022 общество обратилось в Государственную инспекцию по недвижимости с заявлением о предоставлении копии документа (документов), составленных по результатам обследования земельного участка по адресу: Москва, улица Флотская, вл. 86, кадастровый номер 77:09:0001014:137, проведённого по поручению N 9094187 от 14.09.2022.
Письмом от 20.12.2022 N ГНИ-ИСХ-53469/22 (л.д. 32 - 33) в предоставлении документов отказано со ссылкой на постановление Правительства г. Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП, которым не предусмотрено предоставление составленных в рамках взаимодействия органов исполнительной власти г. Москвы документов лицам, не участвующим в работе по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков.
Не согласившись с отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из несоответствия оспариваемого отказа действующему законодательству и нарушения прав и законных интересов заявителя.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Порядок взаимодействия органов исполнительной власти г. Москвы в рамках предоставленных им полномочий по выявлению и пресечению фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности г. Москвы установлен Положением о взаимодействии органов исполнительной власти г. Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, утверждённым постановлением Правительства г. Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП.
Согласно п. 3.3 Положения в случае выявления Управой района г. Москвы, органами исполнительной власти г. Москвы, указанными в п. 3.2 настоящего Положения, либо Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы в рамках осуществления своей деятельности признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков, указанных в п. 2.1 настоящего Положения, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы в срок 15 рабочих дней проводит обследование соответствующих земельных участков, по результатам которого составляет, в том числе акт о подтверждении факта наличия незаконно размещённого объекта недвижимости в случае наличия признаков, указанных в п. 2.2 настоящего Положения с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Департамент городского имущества г. Москвы (п. 3.3.3.)
В соответствии с п. 4.1.1 Положения, в целях пресечения фактов незаконного (нецелевого) использования земельного участка Государственная инспекция по недвижимости в 15- дневный срок, а при необходимости разработки проектной документации в 30-дневный срок обеспечивает проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
Согласно п. 2.3.14 Устава ГБУ г. Москвы "МКМЦН" проводит мероприятия по техническому сопровождению работ Государственной инспекции по недвижимости по сносу самовольных построек, освобождению земельных участков.
Согласно п. 3.3 Положения в случае выявления управой района г. Москвы, органами исполнительной власти города Москвы, указанными в п. 3.2 настоящего Положения, либо Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы в рамках осуществления своей деятельности признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков, указанных в п. 2.1 настоящего Положения, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы в срок 15 рабочих дней проводит обследование соответствующих земельных участков, по результатам которого составляет один из следующих актов: 3.3.1. акт об отсутствии факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка в случае отсутствия на соответствующем земельном участке признаков (фактов), указанных в п. п. 2.1, 2.2 настоящего Положения, а также в случае подтверждения проведения лицом, имеющим право на использование земельного участка, ремонтных работ и работ по благоустройству территории соответствующего земельного участка, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Департамент городского имущества г. Москвы; 3.3.2. акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка в случае наличия на соответствующем земельном участке признаков, указанных в п. 2.1 настоящего Положения, с направлением в течение 2-х дней копии данного акта в префектуру соответствующего административного округа г. Москвы и Департамент городского имущества г. Москвы, а при наличии в информационной системе сведений о наличии разрешения на строительство, в том числе срок действия которого истек, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Комитет государственного строительного надзора г. Москвы; 3.3.3. акт о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости в случае наличия признаков, указанных в п. 2.2 6 настоящего Положения, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Департамент городского имущества г. Москвы.
Акт, составленный по результатам обследования земельного участка проверки является средством фиксации выявленных нарушений и, как следствие, является доказательством нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных правовыми актами.
В рамках арбитражного процесса акт проверки является доказательством в понимании ст. 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подлежит оценке судом при рассмотрении соответствующего спора.
По сути, акт проверки содержит констатацию нарушений и не является итоговым актом, а имеет только доказательственное значение и в дальнейшем может являться основанием для принятия решений соответствующими государственными органами (вынесение предписания, представления, составление протокола и т.п.).
С учетом приведенных норм и содержания акта обследования, его значения в случае составления такого акта общество вправе знать о том, что указано инспекцией в этом акте обследования в отношении объекта недвижимости, принадлежащего обществу, к каким выводам пришла инспекция в отношении имущества общества.
С учётом приведённых норм, содержание составленных по результатам обследования документов, послуживших основанием для сноса расположенных на участке служебных строений к зданию, напрямую затрагивает права и законные интересы заявителя.
Возложение на государственный орган соответствующей обязанности является способом устранения нарушенных прав заявителя в порядке, предусмотренном ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Д.Е. Лепихин
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, обжалуемое решение суда соответствует нормам материального права, процессуального законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.03.2023 по делу N А40-8556/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-8556/2023
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ КОМПАНИЯ ВТОРОЙ ДОМ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ
Хронология рассмотрения дела:
26.06.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-22502/2023
22.04.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12366/2024
18.09.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-22502/2023
09.06.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-28824/2023
16.03.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-8556/2023