город Омск |
|
13 июня 2023 г. |
Дело N А46-12339/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Грязниковой А.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Зайцевой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4253/2023) Министерства имущественных отношений Омской области на определение Арбитражного суда Омской области от 22.03.2023 о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта по делу N А46-12339/2018 (судья Пермяков В.В.) по исковому заявлению Министерства имущественных отношений Омской области (ИНН 5503079101, ОГРН 1045504006822) к обществу с ограниченной ответственностью "Черлакский" (ИНН 5505036921, ОГРН 1045509008775) об обязании освободить земельные участки, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Черлакский тракт",
при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
от Министерства имущественных отношений Омской области - Граф Л.В. (удостоверение, диплом, по доверенности от 09.01.2023 N ИСХ-23/МИО/02-01/1 сроком действия по 31.12.2023),
от общества с ограниченной ответственностью "Черлакский" - Курбатова В.В. (паспорт, диплом, по доверенности от 15.07.2022 сроком действия 2 года); Болдыря А.Б. (паспорт, по доверенности от 31.05.2023 сроком действия 2 года),
от общества с ограниченной ответственностью "Черлакский тракт" - Курбатова В.В. (паспорт, диплом, по доверенности от 15.07.2022 сроком действия 2 года),
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Омской области (далее - Министерство, Минимущество Омской области, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Черлакский" (далее - ООО "Черлакский", Общество, ответчик) об обязании освободить самовольно занимаемые земельные участки, находящиеся в собственности Омской области: земельный участок с кадастровым номером 55:36:170109:1590, площадью - 2180 кв.м, местоположение которого установлено примерно в 650 м от 1 этажного здания по направлению на северо-запад, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, тракт Черлакский, д. 3, от некапитальных объектов мелкорозничной сети - павильонов "Парикмахерская", "Общественное питание", строения ангарного типа (складов для хранения и оптовой торговли продовольственных товаров); земельный участок с кадастровым номером 55:36:170109:1591, площадью - 78 кв.м, местоположение которого установлено примерно в 600 м от 1 этажного здания по направлению на северо-запад, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, тракт Черлакский, д. 3, от мусорных баков, деревянных поддонов; а также обязании вернуть Минимуществу Омской области земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:170109:1590, 55:36:170109:1591 по акту приема-передачи.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привечено общество с ограниченной ответственностью "Черлакский тракт" (далее - третье лицо, ООО "Черлакский тракт").
Решением от 30.07.2022 Арбитражный суд Омской области удовлетворил исковые требования в полном объеме.
В порядке статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) 23.03.2021 ООО "Черлакский" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Арбитражного суда Омской области от 30.07.2020 по делу N А46-12339/2018: на срок до 01.06.2021 в части обязания ООО "Черлакский" освободить и передать по акту приема-передачи Министерству самовольно занимаемый земельный участок с кадастровым номером 55:36:170109:1591, площадью 78 кв.м, местоположение которого установлено примерно в 600 м от одноэтажного здания по направлению на северо-запад, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Ленинский административный округ, тракт Черлакский, д. 3, находящийся в собственности Омской области от мусорных баков, деревянных поддонов; на срок до 01.09.2021 в части обязания ООО "Черлакский" освободить и передать по акту приема-передачи Министерству самовольно занимаемый земельный участок с кадастровым номером 55:36:170109:1590, площадью 2180 кв.м, местоположение которого установлено примерно в 650 м от одноэтажного здания по направлению на северо-запад, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Ленинский административный округ, тракт Черлакский, д. 3, находящийся в собственности Омской области от некапитальных объектов мелкорозничной сети - павильонов "Парикмахерская", "Общественное питание", строения ангарного типа (складов для хранения и оптовой торговли продовольственных товаров).
Определением от 16.04.2021 Арбитражный суд Омской области удовлетворил заявление ООО "Черлакский".
25.08.2021 ООО "Черлакский" вновь обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Арбитражного суда Омской области от 30.07.2020 по делу N А46-12339/2018 на срок до 01.12.2021 в части обязания ООО "Черлакский" освободить и передать по акту приема-передачи Министерству самовольно занимаемый земельный участок с кадастровым номером 55:36:170109:1590, площадью 2180 кв.м, местоположение которого установлено примерно в 650 м от одноэтажного здания по направлению на северо-запад, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Ленинский административный округ, тракт Черлакский, д. 3, находящийся в собственности Омской области от строения ангарного типа (складов для хранения и оптовой торговли продовольственных товаров).
Определением от 10.09.2021 Арбитражный суд Омской области удовлетворил заявление.
Кроме того, 30.11.2021 ООО "Черлакский" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Арбитражного суда Омской области от 30.07.2020 по делу N А46-12339/2018 на срок до 01.08.2022 в части обязания ООО "Черлакский" освободить и передать по акту приема-передачи Министерству самовольно занимаемый земельный участок с кадастровым номером 55:36:170109:1590, площадью 2180 кв.м, местоположение которого установлено примерно в 650 м от одноэтажного здания по направлению на северо-запад, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Ленинский административный округ, тракт Черлакский, д. 3, находящийся в собственности Омской области от строения ангарного типа (складов для хранения и оптовой торговли продовольственных товаров).
Определением от 10.12.2021 Арбитражный суд Омской области удовлетворил заявление.
25.07.2022 ООО "Черлакский" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Арбитражного суда Омской области от 30.07.2020 по делу N А46-12339/2018 на срок до 01.05.2023 в части обязания ООО "Черлакский" освободить и передать по акту приема-передачи Министерству самовольно занимаемый земельный участок с кадастровым номером 55:36:170109:1590, площадью 2180 кв.м, местоположение которого установлено примерно в 650 м от одноэтажного здания по направлению на северо-запад, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Ленинский административный округ, тракт Черлакский, д. 3, находящийся в собственности Омской области от строения ангарного типа (складов для хранения и оптовой торговли продовольственных товаров).
Определением от 05.08.2022 Арбитражный суд Омской области удовлетворил заявление ООО "Черлакский", предоставил ответчику отсрочку исполнения решения суда от 30.07.2020 по делу N А46-12339/2018 на срок до 01.03.2023.
01.03.2023 Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Арбитражного суда Омской области от 30.07.2020 по делу N А46-12339/2018 на срок до 01.10.2023 в части обязания ООО "Черлакский" освободить и передать по акту приема-передачи Министерству самовольно занимаемый земельный участок с кадастровым номером 55:36:170109:1590, площадью 2180 кв.м, местоположение которого установлено примерно в 650 м от одноэтажного здания по направлению на северо-запад, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Ленинский административный округ, тракт Черлакский, д. 3, находящийся в собственности Омской области от строения ангарного типа (складов для хранения и оптовой торговли продовольственных товаров).
Определением от 22.03.2023 Арбитражный суд Омской области удовлетворил заявление, предоставил ответчику отсрочку исполнения решения суда от 30.07.2020 по делу N А46-12339/2018 на срок до 01.10.2023.
Не согласившись с определением суда от 22.03.2023, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления, ссылаясь ее обоснование на следующее: ответчику неоднократно предоставлялась отсрочка от исполнения решения суда; процедура внесения изменений в градостроительную документацию не осуществлена, перераспределение земельных участком не может быть осуществлено; ответчик в течение длительного времени безуспешно осуществляет мероприятия, направленные на оформление прав на земельный участок; судебный акт не исполняется на протяжении двух с половиной лет, должник создает условия затрудняющие исполнение судебного акта; перераспределение земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:170109:2443, 55:36:170109:1590, о котором заявляет ответчик не представляется возможным; земельный участок площадью 2180 кв.м может быть самостоятельно вовлечен в оборот, образование земельного участка путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:170109:2443, 55:36:170109:1590, не представляется возможным; земельный участок с кадастровым номером 55:36:170109:1590 располагается в границах красных линий - в границах территорий общего пользования - планируемой к размещению автомобильной дороги; земельный участок с кадастровым номером 55:36:170109:1590 является земельным участком общего пользования, следовательно, не подлежит передаче в частную собственность, в том числе путем перераспределения.
К апелляционной жалобе приложены дополнительные доказательства: ответ Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на обращение Министерства от 22.07.2022 N ИСХ-22/МИО/03-01/9734.
ООО "Черлакский" в представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с доводами жалобы, просило определение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
К отзыву приложены дополнительные доказательства (копии): письмо Прокуратуры города Омска от 25.05.2023 N 370ж-2022/1624; письмо Департамента архитектуры и градостроительства (далее - Департамент архитектуры) от 25.05.2023 N Исх-ДАГ05-03/4889.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, приложенных к апелляционной жалобе, вопрос о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, приложенных к отзыву на апелляционную жалобу, оставил на усмотрение суда; поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил определение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители ООО "Черлакский" и ООО "Черлакский тракт" не возражали против удовлетворения ходатайства истца о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, заявили ходатайство о приобщении дополнительных доказательств приложенных к отзыву на апелляционную жалобу, выразили несогласие с доводами апелляционной жалобы, поддержали возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просили оставить определение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая определение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Руководствуясь абзацем вторым части 2 статьи 268 АПК РФ, а также пунктом 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 12 от 30.06.2020 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - Постановление N 12), суд апелляционной инстанции приобщил к материалам дела представленный Министерством ответ Департамента имущественных отношений на обращение Министерства от 22.07.2022 N ИСХ-22/МИО/03-01/9734, а также документы, представленные ответчиком в обоснование возражений на доводы апелляционной жалобы в соответствии со статьей 262 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей истца, ответчика и третьего лица, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены определения суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В порядке статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле документов.
Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (далее - Постановление N 50), по смыслу положений статьи 37 Закона N 229-ФЗ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 N 467-О Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит перечня оснований для отсрочки либо рассрочки, а лишь устанавливает критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.
Следовательно, установление обстоятельств, свидетельствующих о возможности предоставления должнику отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта с учетом обеспечения баланса прав и законных интересов должника и взыскателя, относится к компетенции судов.
Суд первой инстанции установил, что ООО "Черлакский" исполнило решение в части освобождения от мусорных баков, деревянных поддонов земельного участка с кадастровым номером 55:36:170109:1591, площадью 78 кв.м, местоположение которого установлено примерно в 600 м от одноэтажного здания по направлению на северо-запад, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Ленинский административный округ, тракт Черлакский, д. 3, находящийся в собственности Омской области.
Указанное подтверждается актом совершения исполнительных действий от 05.07.2021, составленным ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП по ЛАО г. Омска УФССП России по Омской области Бержановым А.А.
По акту приема-передачи земельного участка, находящегося в собственности Омской области от 05.07.2021, земельный участок с кадастровым номером 55:36:170109:1591 передан от ООО "Черлакский" Министерству.
Между тем, на сегодняшний день процедура перераспределения земельного участка с кадастровым номером 55:36:170109:1590 и земельного участка с кадастровым номером 55:36:170109:2443 не завершена.
Ответчик представил суду документы, из которых следует, что с даты предоставления отсрочки ООО "Черлакский" осуществлены следующие мероприятия.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "Черлакский тракт", вынесено представление Прокуратуры города Омска об устранении нарушений федерального законодательства от 29.06.2022 N 7-04-2022, на основании которого издано Постановление Мэра города Омска от 28.07.2022 N 46-пм "Об организации и проведении общественных обсуждений по проектам внесения изменений в проект планировки и проект межевания части территории муниципального образования городской округ г. Омск Омской области, проекту межевания части территории муниципального образования городской округ г. Омск Омской области" (далее - Постановление N 46-пм).
В соответствии с Постановление N 46-пм общественные обсуждения (прием предложений и замечаний от участников обсуждений) проведены в период с 12.08.2022 по 23.08.2022 (включительно).
В процессе общественных обсуждений от Министерства поступило замечание, оформленное письмом от 23.08.2022 N ИСХ22/МИО/03-03/11211, которое учтено Департаментом архитектуры.
24.08.2022 Министерство, изучив подготовленную документацию по планировке территории, направило организатору общественных обсуждений письмо N ИСХ-22/МИО/03-03/11266, в котором просило ранее направленные возражения оставить без рассмотрения.
25.08.2022 Департамент архитектуры оформил заключение о результатах общественных обсуждений (опубликовано в издании "Третья столица" от 01.09.2022 N 41 (1315), в котором указал на наличие замечаний, однако, не указал, что замечания отозваны самим участником обсуждений и подателем замечаний.
В результате, Департамент архитектуры пришел к выводу о необходимости учета замечаний, несмотря на то, что они уже отозваны, и указывает на необходимость внесения изменений в Проекты внесения изменений в документацию по планировке территории.
Постановлением Администрации города Омска от 03.10.2022 N 750-п "Об отклонении проектов внесения изменений в проект планировки и проект межевания части территории муниципального образования городской округ г. Омск Омской области, проекта межевания части территории муниципального образования городской округ г. Омск Омской области" (далее - Постановление N 750-п) отклонено утверждение ранее подготовленной документации по планировке территории, по причине, описанной в ранее отозванных замечаниях Министерства.
ООО "Черлакский тракт" посчитало действия Администрации города Омска по учету замечаний относительно документации по планировке территории, уже отозванных участником общественных обсуждений - Министерством, несоответствующими нормам действующего законодательства, в связи с чем обратилось в Прокуратуру города Омска с жалобой от 19.12.2022 N 38.
По результатам рассмотрения жалобы, Прокуратура города Омска в ответе от 17.01.2023 N 370-Ж-2022 указала, что Администрацией города Омска нарушены пункты 4, 5, части 22 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), а именно, в заключении о результатах общественных обсуждений от 25.08.2022, опубликованном 01.09.2022 в печатном издании "Третья столица" N 41 (1315) отсутствует информация об отзыве замечаний Министерством, а также отсутствуют аргументированные рекомендации о целесообразности или нецелесообразности их учета. Кроме того, указано на нарушение Администрацией города Омска срока вынесения Постановления N 750-п.
17.01.2023 Прокуратура города Омска направила в адрес Администрации города Омска информацию для рассмотрения вопроса о возможных вариантах восстановления нарушенных прав подателя жалобы.
Учитывая изложенное суд первой инстанции пришел к верному выводу, что в связи с неправомерными и непоследовательными действиями Департамента архитектуры (организатора общественных обсуждений) с даты предоставления отсрочки по определению суда от 05.08.2022, у ответчика отсутствовала возможным осуществить процедуру внесения изменений в документацию по планировке территории, и в дальнейшем завершить процедуру перераспределения земельных участков.
Кроме того, как обоснованно отмечено судом первой инстанции ООО "Черлакский" длительный период времени, за плату, использует земельный участок с кадастровым номером 55:36:170109:1590, не допуская просрочек внесения платы в бюджет Омской области, что способствует рациональному использованию указанного земельного участка.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что в случае освобождения земельного участка с кадастровым номером 55:36:170109:1590 от строений, принадлежащих ООО "Черлакский", прекратятся поступления от использования указанного земельного участка в бюджет, указанное не приведет к рациональному использованию спорного земельного участка.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, конфигурация спорного земельного участка (клиновидный треугольник) и его площадь 2180 кв.м, а также местоположение (окраина города Омска) не предполагают спроса на него со стороны иных субъектов предпринимательской деятельности, кроме ООО "Черлакский" на котором уже расположены строения ООО "Черлакский", в связи с чем в случае освобождения земельного участка от строений ответчика, земля на неопределенный период времени будет полностью исключена из хозяйственного оборота, что также не будет способствовать рациональному использованию земельного участка с кадастровым номером 55:36:170109:1590.
В обоснование заявления о предоставлении отсрочки ООО "Черлакский" указало, что на сегодняшний день заинтересованными лицами: Министерством, Администрацией города Омска, ООО "Черлакский", ООО "Черлакский тракт" активно рассматриваются следующие варианты сохранения вовлеченности в хозяйственный оборот земельного участка с кадастровым номером 55:36:170109:1590:
1. Выставление земельного участка с кадастровым номером 55:36:170109:1590 на аукцион, в котором имеет право принять участие ООО "Черлакский". С целью возможности проведения аукциона, Министерством проведены следующие мероприятия:
- специалистами БУ Омской области "Омский центр кадастровой оценки и технической документации" осуществлен выезд на земельный участок с целью установления местоположения Объектов и их площади;
- принято Распоряжение Минимущества от 26.11.2021 N 1994-р в части изменения вида разрешенного использования земельного участка;
- получен градостроительный план земельного участка.
Вместе с тем, в градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером 55:36:170109:1590 отсутствует информация о "пятне застройки", поскольку земельный участок с кадастровым номером 55:36:170109:1590 располагается за "красной линией", что послужило препятствием для проведения аукциона в отношении земельного участка.
ООО "Черлакский тракт" (заказчик работ по разработке документации по планировке территории) в целях возможности использования земельного участка под застройку разработало документацию по планировке территории, содержащую положения по корректировке прохождения "красной линии".
В рамках разработки указанной документации по планировке территории были, в том числе, осуществлены следующие действия:
- заключен договор на разработку документации по планировке территории с специализированной организацией ООО "ГЮЦН "Эталон";
- выполнены инженерно-геодезические изыскания в рамках границ проектирования на площади 27 Га;
- представители ООО "Черлакский тракт" приняли участие в процедурах общественных обсуждений, внесении предложений, замечаний по вопросу изменения границ функциональных зон при утверждении нового Генерального плана города Омска и изменения границ территориальных зон при утверждении Правил землепользования и застройки города Омска.
2. Письмом от 16.02.2023 N ИСХ-23/МИО/03/2047 "Об образовании земельных участков", Министерство проинформировало ООО "Черлакский", ООО "Черлакский тракт" о возможности передачи земельного участка с кадастровым номером 55:36:170109:1590 в муниципальную собственность города Омска.
В настоящее время, заинтересованными лицами проводятся рабочие встречи с целью реализации указанных действий, направленных на передачу земельного участка в муниципальную собственность города Омска.
Письмом от 16.02.2023 N ИСХ-23/МИО/03/2047 "Об образовании земельных участков" Министерство предложило обратиться в Администрацию города Омска с предложением рассмотреть возможность реализации предложенных вариантов решения вопроса.
3. В настоящее время Министерством экономики Омской области прорабатывается вопрос о создании на площадке ООО "Черлакский тракт" оптового продовольственного рынка в рамках Концепции развития оптовых продовольственных рынков Российской Федерации (далее - ОПР), на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.09.2021 N 2689-р.
Письмом от 22.07.2022 N ИСХ-22/МЭК-5957 "О создании регионального оптового продовольственного рынка" Министерством экономики Омской области предложено выразить мнение о заинтересованности (незаинтересованности) создания ОПР на площадке ООО "Черлакский тракт", и в случае заинтересованности направить в Минэкономики Омской области предложения по необходимым мерам поддержки местного, регионального и федерального уровней, для соответствия данной площадки установленным требованиям.
28.11.2022 ООО "Черлакский тракт" направило в адрес Министра экономики Омской области письмо N 33, с предложением точечных мероприятий, направленных присвоение территории оптового рынка по Черлакскому тракту в городе Омске статуса ОПР.
В числе прочих мероприятий, указано на целесообразность перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:170109:1590, площадью 2180 кв.м (находящегося в собственности Омской области) и 55:36:170109:2443 (находящегося в собственности ООО "Черлакский тракт").
В настоящее время вопрос присвоения оптовому рынку по Черлакскому тракту в городе Омске статуса ОПР, находится в проработке Минэкономики Омской области.
Таким образом, ответчиком представлены в материалы дела доказательства того, что на сегодняшний день имеется несколько рабочих вариантов сохранения строений ООО "Черлакский" в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:170109:1590, вследствие осуществления следующих вариантов (проведение аукциона; передача земельного участка в муниципальную собственность города Омска; перераспределение земельных участков; придание территории статуса Оптового продовольственного рынка в соответствии с концепцией, утвержденной Правительством РФ).
При этом, как верно отметил суд первой инстанции, два первых варианта были предложены заинтересованным лицом - Министерством письмом от 16.02.2023 N ИСХ-23/МИО/03/2047.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в письме от 16.02.2023 N ИСХ-23/МИО/03/2047 Министерство указало, что в целях реализации второго варианта решения вопроса истец 22.07.2022 направило в Администрацию города Омска письмо N ИСХ-22/МИО/03-01/9734 с предложением о передаче земельного участка в муниципальную собственность. Действий направленных на решение вопроса предложенным способом со стороны органов местного самоуправления и подведомственных учреждений не совершено.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что из содержания ответа Департамента имущественных отношений на обращение Министерства от 22.07.2022 N ИСХ-22/МИО/03-01/9734 следует, что Генеральным планом муниципального образования городской Омск Омской области, приняты основные положения по развитию территории и функциональному зонированию города до 2040 года.
Согласно Карте функциональных зон муниципального образования городской округ город Омск Омской области (Приложение N 19), содержащейся в составе Генерального плана, земельный участок определяется в границах многофункциональной общественно-деловой зоны (планируемая).
Многофункциональная общественно-деловая зона предназначена для размещения объектов торгового, административного назначения, логистических и многофункциональных комплексов, промышленных предприятий' и других производственных объектов (площадь участков как правило не более 5 га), с непожароопасными и невзрывоопасными производственными процессами, не являющимися источниками шума, вибрации, электромагнитных и ионизирующих излучений, загрязнений атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, превышающих установленные для жилой и общественной застройки нормы, не требующие устройства санитарно-защитных зон более 50 м, подъездных железнодорожных путей, а также не требующие большого потока грузовых автомобилей (не более 50 автомобилей в сутки в одном направлении).
Согласно Карте градостроительного зонирования территорий города Омска, содержащейся в Правилах землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, земельный участок определяется в границах территориальной зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности ОД-2, которая включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения объектов торгового, административного назначения, логистических и многофункциональных комплексов, производственных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон более 100 м.
Департаментом имущественных отношений в письме от 05.08.2022 N Ис-ДИО/10670 отмечено, что рассматриваемый земельный участок органами местного самоуправления, муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями города Омска не используется, а также градостроительной документацией размещение объектов местного значения на рассматриваемом земельном участке не предусмотрено, основания для его передачи в муниципальную собственность отсутствуют.
При этом ответчиком представлены письма из Прокуратуры города Омска и Департамента архитектуры, в которых указанными органами ООО "Черлакский тракт" предложено представить в Администрацию города Омска заявление с приложением документации по планировке территории.
Так, согласно ответу из Прокуратуры города Омска от 25.05.2023 N 370ж-2022/1624, проведенной проверкой установлено, что по результатам проведения общественных обсуждений, организованных в соответствии с постановлением Мэра города Омска от 28.07.2022 N 46-пм, сотрудниками Департамента архитектуры подготовлен проект протокола общественных обсуждений от 24.08.2022, а также проект заключения от 25.08.2022, в которых отражены поступившие 23.08.2022 замечания Министерства.
25.08.2022 после поступления от Министерства отзыва ранее направленных замечаний, также были подготовлены проекты протокола общественных обсуждений и заключения с учетом отозванных замечаний. Вместе с тем, данные документы оставлены без внимания и не учтены при приятии решения.
В целях восстановления прав ООО "Черлакский тракт" и инициирования процедуры проведения общественных обсуждений, Прокуратура города Омска предложила ответчику представить в Администрацию города Омска заявление с приложением документации по планировке территории.
Департамента архитектуры в письме от 25.05.2023 N Исх-ДАГ05-03/4889 указал, что для разрешения сложившейся ситуации, в целях инициирования процедуры проведения общественных обсуждений по проекту планирования территории, ответчику предлагается представить в Департамент архитектуры заявление с приложением документации по планировке территории.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы подателя жалобы о том, что ответчик в течение длительного времени не исполняет судебный акт, и создает условия затрудняющие исполнение судебного акта.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обращает внимание также на тот факт, что договор аренды земельного участка расторгнут Министерством, путем заявления одностороннего отказа от исполнения договора, по причине невозможности сохранения в обороте земельного участка, как "земель общего пользования" (территориально определялся в зоне планируемой дороги).
На момент расторжения договора аренды требовалось приведение указанного земельного участка, к параметрам, допускающим его участие в обороте (изменение характеристик территориальной зоны, корректировка красных линий), в связи с чем требовалось внесение изменений в действующую документацию по планировке территории: Правила землепользования и застройки города Омска, Проект планировки территории города Омска.
Как указал ответчик, по результатам совместных совещаний в Министерстве, было принято решение о разработке и утверждении проектной документации с целью внесения изменений в действующую документацию по планировке территории для последующего сохранения земельного участка в обороте.
Заказчиком работ по проектированию изменений в указанную документацию по планировке территории является ООО "Черлакский тракт".
Проект, предварительно согласованный с Министерством, учитывал интересы Омской области в двух аспектах: устранение препятствий в дальнейшем эффективном использовании (распоряжении) земельным участком с кадастровым номером 55:36:170109:1590; реализация планов по проработке планировочных элементов и межеванию территории, включающей в свой состав земельные участки Омской области, осуществлялась силами и за счет третьего лица, что создавало экономию при расходовании бюджетных денежных средств на указанные мероприятия в будущем.
С момента начала работ 2018 год по настоящее время ответчиком проделана работа.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что доводы Министерства, изложенные им в апелляционной жалобе противоречат позиции истца, которую он занимал на протяжении длительного периода времени относительно возможности перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:170109:2443 и 55:36:170109:1590 и необходимости разработки проектной документации по внесению изменений в документацию планировки территории.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает доказанной позицию о том, что предоставление отсрочки исполнения решения суда будет способствовать соблюдению баланса интересов сторон и надлежащему исполнению судебного акта.
Исходя из принципа равноправия сторон в арбитражном процессе и необходимости соблюдения баланса интересов лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление ответчика об отсрочке исполнения решения арбитражного суда по настоящему делу.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого определения суда.
Судом апелляционной инстанции не разрешается вопрос о распределении судебных расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе, поскольку подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена уплата государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы на определения арбитражного суда, вынесенное по результатам рассмотрения заявления об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Омской области от 22.03.2023 о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта по делу N А46-12339/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-12339/2018
Истец: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ЧЕРЛАКСКИЙ"
Третье лицо: ООО "Черлакский тракт", Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Омской области, Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области, ОСП по ЛАО г. Омска СПИ Бержанова Аслана Алмазовича, судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по Ленинскому административному округу города Омска УФССП России по Омской области Бержанов Аслан Алмазович
Хронология рассмотрения дела:
10.01.2024 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-13278/2023
12.09.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4248/2023
13.06.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4253/2023
30.07.2020 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-12339/18