город Томск |
|
13 июня 2023 г. |
Дело N А45-4635/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полевый В. Н. с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Каинская заимка" (07АП11344/2021 (6)) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 07 марта 2023 г. по делу N А45-4635/2021 (судья Рубекина И.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Каинская заимка" (ОГРН 1205400057587, ИНН 5433975870), п. Каинская Заимка к администрации Новосибирского района Новосибирской области, г. Новосибирск третьи лица - 1) общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Румер" (ОГРН 1195476038240, ИНН 5401993193), г. Новосибирск; 2) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ОГРН: 1087746829994, ИНН: 7710723134), г.Москва; 3) территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, 4) ООО "Союз-10" (ОГРН: 1205400057587, ИНН: 5433975870), 5) Верхне-Обское Бассейновое Водное Управление Федерального Агентства Водных Ресурсов (ОГРН: 1025401491246, ИНН: 5404161860); 6) ЖСК "Каинская заимка 1" о признании недействительным разрешения на строительство с изменениями.
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: и.о. директора Ермаков А. В., приказ от 06.04.2023,
От заинтересованного лица: Макарова Н. В. по дов. от 23.11.2022, диплом,
От третьего лица - общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Румер": Горшкова Е. С. по дов. от 20.08.2021, диплом: от иных третьих лиц: без участия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Каинская заимка" (далее - заявитель, общество, ООО СЗ "Каинская заимка") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации Новосибирского района Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании недействительными выданных Администрацией Новосибирского района Новосибирской области обществу с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Румер":
- разрешение на строительство N 54-RU54519301-192-2020 от 25.12.2020,
- разрешение на строительство (внесение изменений в разрешение на строительство от 25.12.2020, N 54-RU54519301-192-2020) N 54-RU54519301-103-2021 от 04.08.2021,
- разрешение на строительство (внесение изменений в разрешение на строительство от 25.12.2020, N 54-RU54519301-192-2020) N 54-RU54519301-99-2022 от 19.07.2022,
- разрешение на строительство от 29.12.2022 (внесение изменений в Разрешение на строительство от 25.12.2020, N 54-RU54519301-192-2020).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены: общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Румер" (далее - ООО СЗ "Румер", Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, Верхне-Обское Бассейновое Водное Управление Федерального Агентства Водных Ресурсов, ЖСК "Каинская заимка 1" (далее совместно - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 07.03.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование своей позиции заявитель указывает, что решение суда вынесено с существенными нарушениями норм материального и процессуального права; ссылается на несоответствие схемы планировочной организации земельного участка требованиям градостроительного плана земельного участка, в связи с нахождением в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:164601:1286 подземной кабельной линии КЛ-10, принадлежащей на праве собственности ООО "СОЮЗ-10"; невозможность осуществления строительства объектов капитального строительства на земельных участках, частично расположенных в водоохранных зонах; незаконность строительства и ввода в эксплуатацию канализационной насосной станции с кадастровым номером 54:19:164601:1955 и сооружения канализационная инженерная сеть с кадастровым номером 54:19:164601:1956; указывает, что проектная документация, предоставляемая застройщиком в орган местного самоуправления в целях получения разрешения на строительство, должна содержать раздел "Инсоляция", выполненный в отношении объектов капитального строительства, расположенных на смежных к застраиваемому земельных участках; земельный участок с кадастровым номером 54:19:164601:1286 является незаконным.
Также обществом заявлено ходатайство о назначении судебной строительно-технической экспертизы (в том числе с проведением расчета инсоляции строящегося жилого дома N 3) на соответствие объекта застройки (строящийся комплекс жилых зданий) ООО СЗ "Румер" на земельном участке с кадастровым номером 54:19:164601:1963 (ранее : 1957, еще ранее :1286) в п. Каинская заимка Новосибирского района Новосибирской области, действующему законодательству РФ (в том числе строительным и санитарным регламентам); представлены документы от экспертной организации ООО "Сибирские градостроительные проекты".
Администрация и ООО СЗ "Румер" в отзывах на апелляционную жалобу с ее доводами не соглашаются, считая решение суда законным и обоснованным.
От иных лиц отзывы не поступили.
В судебном заседании представители заявителя, администрации и ООО СЗ "Румер" свои доводы поддержали. Представители администрации и ООО СЗ "Румер" против удовлетворения ходатайства о назначении судебной строительно-технической экспертизы возражали.
На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие иных лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представителем заявителя устно заявлено об отводе составу суда, рассматривающему дело (председательствующий Кривошеина С. В., судьи Павлюк Т. В., Хайкина С. Н.).
В порядке статьи 25 АПК РФ указанное заявление разрешено, вынесено определение об отказе в удовлетворении заявления об отводе от 13.06.2023 (резолютивная часть оглашена 06.06.2023).
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов, заслушав представителей заявителя, администрации и ООО СЗ "Румер", суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене.
Согласно материалам дела, ООО СЗ "Каинская заимка" является собственником и застройщиком смежного земельного участка с кадастровым номером 54:19:164601:495, на котором находятся объекты незавершенного строительства с кадастровыми номерами 54:19:164601:728 и 54:19:164601:731 (жилые многоквартирные дома N 3 и N 4 по ул. Серебряное озеро в п. Каинская заимка).
Строительство ведется ООО СЗ "Каинская заимка" на основании разрешения на строительство N 54- RU54519301-210-2020 и N 54- RU54519301-211-2020 от 25.12.2020, являющимися внесением изменения в разрешение на строительство N54- RU54519301-33 от 29.07.2013. Наименование объекта капитального строительства "Многоэтажные жилые дома с объектами общественного, административного назначения, инженерными сетями и сооружениями, автостоянкой в пос. Каинская Заимка Новосибирского района НСО".
25.12.2020 Администрацией также выдано ООО СЗ "Румер" разрешение на строительство N 54-RU54519301-192-202 (далее - разрешение на строительство) на объект капитального строительства: "Многоквартирные среднеэтажные жилые дома с пристроенными подземными автостоянками, встроенной дошкольной образовательной организацией, автостоянки с эксплуатируемой кровлей, объект обслуживания жилой застройки, газовая котельная по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Барышевский сельсовет, п. Каинская Заимка" (далее - объект).
Согласно разрешения строительство объекта планируется на земельном участке с кадастровым номером 54:19:164601:1286.
02.08.2021 ООО СЗ "Румер" обратилось в администрацию с заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с внесенными изменениями в разделы проектной документации.
Разделы проектной документации (Шифр: НВСБ-2909-ПЗ, НВСБ-2909-ПЗУ, разработанной ООО "СЕМРЕН И МОНССОН МОС" в 2020) дополнены актуальным градостроительным планом земельного участка: от 21.09.2020 РФ-54-4-19-2-01-2020-0071. Разделы проектной документации (Шифр: НВСБ-2909-АР1.1, НВСБ-2909-АР1.2, НВСБ-2909-АР1.3, НВСБ-2909-АР2.1, НВСБ-2909-АР2.2, НВСБ-2909-АР2.3, НВСБ-2909-АР3.1, НВСБ-2909-АР3.2, разработанной ООО "СЕМРЕН И МОНССОН МОС" в 2020) заменены реквизиты градостроительного плана земельного участка.
Администрацией в выданное ранее разрешение на строительство от 25.12.2020 осуществлено внесение изменений в разрешение на строительство от 04.08.2021 N 54-RU54519301-103-2021 на объект капитального строительства: "Многоквартирные среднеэтажные жилые дома с пристроенными подземными автостоянками, встроенной дошкольной образовательной организацией, автостоянки с эксплуатируемой кровлей, объект обслуживания жилой застройки, газовая котельная по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Барышевский сельсовет, п. Каинская Заимка").
13.07.2022 ООО СЗ "Румер" обратилось в администрацию с заявлением о внесении изменений в ранее выданное разрешение на строительство в связи с изменениями в разделы проектной документации НВСБ-2909-ПЗ, НВСБ-2909-СП, НВСБ-2909-АР1.1, НВСБ-2909-АР1.3, НВСБ-2909-АР2.1, НВСБ-2909-АР2.3, НВСБ-2909-КР.1.2, НВСБ-2909-КР1.3, НВСБ-2909-ИОС 1.1.1, НВСБ-2909-ИОС 1.1.3, НВСБ-2909-ИОС1.2.1, НВСБ-2909-ИОС1.2.3, НВСБ-2909-ИОС1.3.1, НВСБ-2909-ИОС 1.4.1, НВСБ-2909-ИОС 1.4.2, НВСБ-2909-ИОС1.4.3, НВСБ-2909-ИОС2/3.1, НВСБ-2909-ИОС2/3.2.1, НВСБ-2909-ИОС2/3.2.2, НВСБ-2909-ИОС2/3.4.1, НВСБ-2909-ИОС2/3.4.2, НВСБ-2909-ИОС2/3.4.3, НВСБ-2909-ИОС4.2.1, НВСБ-2909-ИОС4.2.2, НВСБ-2909-ИОС4.5.1, НВСБ-2909-ИОС4.5.2, НВСБ-2909-ИОС4.7.2, НВСБ-2909-ИОС5.1.2, НВСБ-2909-ИОС5.2.2, НВСБ-2909-ИОС5.3.2, НВСБ-2909-ПОС, НВСБ-2909-ООС1, НВСБ-2909-ООС2, НВСБ-2909-ПБ1.1, НВСБ-2909-ПБ1.2, НВСБ-2909-ПБ1.3 (приложение: "Перечень внесенных изменений в проектную документацию" от 08.07.2022).
Администрацией по заявлению указанного застройщика были внесены изменения от 19.07.2022 за N 54-RU54519301-99-2022 в ранее выданное разрешение на строительство.
18.11.2022 земельный участок кадастровым номером 54:19:164601:1286 снят с государственного кадастрового учета.
Из указанного земельного участка были образованы несколько земельных участков, а именно земельные участки с КН 54:19:164601:1957 разрешенное использование: Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6); Среднеэтажная жилая застройка (2.5); Обслуживание жилой застройки (2.7), КН 54:19:164601 :1959 разрешенное использование: Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6); Среднеэтажная жилая застройка (2.5); Обслуживание жилой застройки (2.7), КН 54:19:164601:1958 разрешенное использование: Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2. 6); Среднеэтажная жилая застройка (2.5); Обслуживание жилой застройки (2.7).
При этом в силу положений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешения на строительство от 25.12.2020 N 54-RU54519301-192-2020, изменения в него от 04.08.2021 N 54-RU54519301-103-2021, выданные администрацией застройщику ООО СЗ "Румер", являются действующими.
26.12.2022 ООО "СЗ "Румер" обратилось в администрацию с заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с изменениями в разделы проектной документации НВСБ-2909-ПЗ, НВСБ-2909-ПЗУ, НВСБ-2909- ПОС, а именно, произведено разделение земельного участка, получены новые градостроительные планы земельного участка, откорректированы кадастровые номера земельных участков (приложение: "Перечень внесенных изменений в проектную документацию" от 21.12.2022).
Администрацией внесены изменения от 29.12.2022 в ранее выданное разрешение на строительство от 25.12.2020 N 54-RU54519301- 192-2020 на объект капитального строительства: "Многоквартирные среднеэтажные жилые дома с пристроенными подземными автостоянками, встроенной дошкольной образовательной организацией, автостоянки с эксплуатируемой кровлей, объект обслуживания жилой застройки, газовая
котельная по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Барышевский сельсовет, п. Каинская Заимка".
С учетом внесенных Администрацией изменений от 29.12.2022 в ранее выданное разрешение на строительство от 25.12.2020 объект строительства ООО СЗ "Румер" расположен на земельном участке с КН 54:19:164601:1957.
ООО СЗ "Каинская заимка", посчитав, что администрация с нарушением статьи 51 ГрК РФ выдала ООО СЗ "Румер" разрешение на строительство и внесло в него изменения, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые разрешение на строительство, внесение изменений в него, выданные ООО СЗ "Румер", не нарушают права и законные интересы общества.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 8 ГрК РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выдача разрешений на строительство объектов, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу части 4 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
В соответствии с Законом Новосибирской области от 24.11.2014 N 484-03 "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области" (с учетом изменений, внесенных Законом Новосибирской области от 18.12.2015 N 27-03 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области и органами государственной власти Новосибирской области и внесении изменения в статью 3 Закона Новосибирской области "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области") внесены изменения в вопросы выдачи разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях сельских поселений Новосибирского района исключены из вопросов местного значения сельских поселений.
Выдачу разрешений на строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства на территориях сельских поселений Новосибирского района с 01.01.2016 осуществляет администрация Новосибирского района Новосибирской области, то есть имеет полномочия на выдачу указанных разрешений.
Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 51 ГрК РФ).
В соответствии с частью 7 статьи 51 ГрК РФ, в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 этой статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления; указаны документы, которые прилагаются к заявлению.
Из положений части 11 статьи 51 ГрК РФ следует, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство (1), проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка (2), выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (3).
Разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 настоящей статьи. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет (часть 19 статьи 51 ГрК РФ).
В силу части 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган отказывает в выдаче разрешения при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.
Согласно пункту 2.16 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство, утвержденный администрацией Новосибирского района Новосибирской области от 28.11.2016 N 2121-па, основаниями для отказа в выдаче разрешения на строительство являются:
* отсутствие документов, указанных в пунктах 2.7 настоящего административного регламента (в ред. от 20.12.2018 N 1404-па),
* несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в ред. от 20.12.2018 N 1404-па).
Судом установлено, что при проверке заявлений ООО СЗ "Румер" и выдаче администрацией последствии указанному обществу оспариваемых разрешений на строительство, нарушений норм ГрК РФ и Административного регламента на предмет представления необходимых документов не выявлено.
Оспариваемые разрешения на строительство соответствуют требованиям к строительству (Правилам землепользования и застройки Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, утвержденным приказом министерства строительства Новосибирской области от 27.11.2019 N 645).
Следовательно, у администрации отсутствовали, в соответствии с частью 13 статьи 51 ГрК РФ и пунктом 2.16 Административного регламента, основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, внесения соответствующих изменений в него.
Общество указывает на то, что в связи со строительством объектов капитального строительства ООО СЗ "Румер" соблюдение нормируемой продолжительности инсоляции в жилых помещениях строящегося заявителем 10-ти этажного многоквартирного жилого дома N 3 с кадастровым номером 54:19:164601:728 не обеспечивается; в обоснование ссылается на экспертное заключение ООО "ТД СЕРВИСГРУПП", шифр СГ-2022-00-01.
Отклоняя указанный довод общества (заявленный и в апелляционной жалобе), суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В перечне документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 ГрК РФ, представляемых застройщиком с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, не указано на необходимость представления документа, подтверждающего соблюдение нормируемой продолжительности инсоляции в жилых помещениях строящихся объектов на смежных земельных участках.
Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" утвержден состав разделов проектной документации и требования к их содержанию. В данном документе отсутствует раздел проектной документации "инсоляция".
Кроме того, по проектной документации застройщиком ООО СЗ "Румер" получено положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации от 09.12.2020 N 54-2-1-3-063460-2020 ООО "Межрегиональный экспертный центр" (Свидетельство об аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации N RA.RU.611795. Свидетельство об аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы инженерных изысканий N RA.RU.610846).
Согласно выводам положительного заключения негосударственной экспертизы, результаты инженерно-геодезических, инженерно-экологических, инженерно-гидрометеорологических изысканий, выполненных для подготовки проектной документации по объекту "Многоквартирные среднеэтажные жилые дома по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Барышевский сельсовет, п. Каинская Заимка", инженерно-геологических изысканий, выполненных для подготовки проектной документации по объекту "ЖК "Серебряное озеро", соответствуют требованиям, установленным частью 5 статьи 49 ГрК РФ. Проектная документация по объекту "Многоквартирные среднеэтажные жилые дома с пристроенными подземными автостоянками, встроенной дошкольной образовательной организацией, автостоянки с эксплуатируемой кровлей, объект обслуживания жилой застройки, газовая котельная по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Барышевский сельсовет, п. Каинская Заимка" соответствует требованиям, установленным частью 5 статьи 49 ГрК РФ.
Учитывая наличие положительного заключения проектной документации, по проверке содержания которого органы местного самоуправление полномочиями не наделены, отсутствие в проектной документации раздела по расчету инсоляции основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство не является.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с частью 10 статьи 51 ГрК РФ для решения вопроса о выдаче разрешения на строительство не допускается требовать у заявителя иные документы, кроме указанных в части 7 статьи 51 ГрК РФ.
Принимая во внимание изложенное, ссылку заявителя на экспертное заключение ООО "ТД СЕРВИСГРУПП" суд первой инстанции обоснованно отклонил.
При этом суд исследовал содержание указанного экспертного заключения и установил, что оно выполнено на основании проектной документации 2013 года, по которой в настоящее время не осуществляется и не будет осуществляться строительство объекта капитального строительства застройщика ООО СЗ "Каинская заимка". Эксперт при выдаче данного заключения рассматривал "Разрешение на строительство от 2013 г. Проектная документация Шифр 8845-3, НФ ОАО "ССПИ" - Новосибирский "ВНИПИЭТ". Застройщик ООО СЗ "Каинская заимка". При этом в материалы дела представлены разрешения на строительство объектов капитального строительства застройщика ООО СЗ "Каинская заимка" от 25.12.2020 N 54-RU54519301-210-2020, от 25.12.2020 N 54-RU54519301-211-2020, в которых указаны сведения о проектной документации объекта - шифр проекта: 30/ГП, разработан ООО ПСП "Архстройдизайн, 2017 г. Кроме того, данное экспертное заключение не содержит ссылок на действующий ГОСТ Р 57795-2017.
Расчет затенения строящегося жилого дома N 3 стр. от жилой застройки ООО "СЗ Румер", выполненный ООО СЗ "Каннская заимка" судом также не принят, поскольку у данной организации нет права производить такого рода расчеты.
При этом в материалы дела представлен документ, подготовленный геодезистом, содержащий информацию о том, что расстояние между ближайшими точками запроектированного к строительству жилого дома N 3 стр., имеющего кадастровый номер 54:129:164601:728, принадлежащего ООО СЗ "Каинская Заимка", и строящегося ООО СЗ "Румер" жилого дома 1-1 составляет 35,54 метров.
Ссылка апеллянта на подпункт (д) пункта 13 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" не принимается судом, учитывая, что указанный подпункт внесен в данный документ Постановлением Правительства РФ от 27.05.2022 N 963.
При этом изменения не применяются при подготовке проектной документации, если задание застройщика или технического заказчика на проектирование, предусматривающее подготовку этой проектной документации, утверждено до 01.09.2022 (пункт 2 Постановления).
В соответствии со статьей 48 ГрК РФ, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка.
Следовательно, проектная документация на объект капитального строительства подготавливается в отношении земельного участка, подлежащего застройке, что было осуществлено до указанной даты; иного не следует из материалов дела.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения ходатайства общества о назначении судебной строительно-технической экспертизы (в том числе с проведением расчета инсоляции строящегося жилого дома N 3) на соответствие объекта застройки (строящийся комплекс жилых зданий) ООО СЗ "Румер" на земельном участке с кадастровым номером 54:19:164601:1963 (ранее : 1957, еще ранее :1286) в п. Каинская заимка Новосибирского района Новосибирской области, действующему законодательству РФ (в том числе строительным и санитарным регламентам). Протокольным определением от 06.06.2023 в удовлетворении ходатайства отказано на основании части 2 статьи 268 АПК РФ.
Рассмотрев иные доводы заявителя, суд первой дал им оценку и также обоснованно отклонил.
Так, общество ссылается на незаконность оспариваемых разрешения на строительство и внесенных в него изменений в связи с разделом земельного участка.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 54:19:164601:1286 было зарегистрировано на застройщика на момент выдачи оспариваемого разрешения на строительство, согласно выпискам из ЕГРН.
18.11.2022 земельный участок кадастровым номером 54:19:164601:1286 снят с государственного кадастрового учета.
Из данного земельного участка были образованы несколько земельных участков, а именно:
- 54:19:164601:1957 разрешенное использование: Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6); Среднеэтажная жилая застройка (2.5); Обслуживание жилой застройки (2.7),
* 54:19:164601:1959 разрешенное использование: Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6); Среднеэтажная жилая застройка (2.5); Обслуживание жилой застройки (2.7),
* 54:19:164601:1958 разрешенное использование: Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6); Среднеэтажная жилая застройка (2.5); Обслуживание жилой застройки (2.7).
Согласно части 21.7 статьи 51 ГрК РФ, в случае образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, в отношении которых выдано разрешение на строительство, физическое или юридическое лицо, у которого возникло право на образованные земельные участки, вправе осуществлять строительство на таких земельных участках на условиях, содержащихся в указанном разрешении на строительство, с соблюдением требований к размещению объектов капитального строительства, установленных в соответствии с ГрК РФ и земельным законодательством.
Исходя из положений частей 21.10, 21.14 статьи 51 ГрК РФ, лица, указанные в 4.21.7, обязаны направить уведомление о переходе к ним прав на земельные участки в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления, при этом срок направления такого уведомления законом не установлен; орган местного самоуправления уполномоченный на выдачу разрешений на строительство должен принять решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в такое разрешение с указанием причин отказа в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в части 21.10, или со дня получения заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство).
Сведения о нормативных требованиях к строительству объектов капитального строительства, установленных правилами землепользования и застройки Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, были изначально отражены в градостроительном плане от 17.02.2020 N RU54519301-0003 земельного участка с кадастровым номером 54:19:164601:1286.
Земельный участок с кадастровым номером 54:19:164601:1286 был расположен в территориальной зоне "Зона застройки многоэтажными жилыми домами в границах земель населенных пунктов".
Приказом Министерства строительства Новосибирской области от 05.06.2020 N 316, ООО СЗ "Румер" предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства "Среднеэтажная жилая застройка" (2.5) в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:19:164601:1286.
Приказом Министерства строительства Новосибирской области от 06.08.2020 N 432, ООО СЗ "Румер" предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства "Обслуживание жилой застройки (2.7)" в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:19:164601:1286.
Согласно проектной документации НВСБ-2909-ПЗУ, все планируемые к строительству объекты капитального строительства расположены в пределах места допустимого размещения, с соблюдением отступов от границ земельного участка.
Проектная документация ООО СЗ "Румер" соответствует требованиям градостроительного регламента, а именно Правилам землепользования и застройки Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, утвержденным приказом Министерства строительства Новосибирской области от 27.11.2019 N 645.
Следовательно, внесение изменений в ранее выданное разрешение на строительство по указанным основаниям предусмотрено законом и не может нарушать прав заявителя.
Общество ссылается также на невозможность осуществления строительства объектов капитального строительства на земельных участках, частично расположенных в водоохранных зонах.
Земельный участок с кадастровым номером 54:19:164601:1286 частично расположен водоохранной зоне р. Ельцовка, ГО г. Новосибирск, Новосибирский район, ГО рп. Кольцово Новосибирской области.
Ограничения использования территории водоохранной зоны определены частями 15, 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации.
В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Как правильно указано судом, согласно разделу проектной документации НВСБ-2909-ИОС предусмотрено водоотведение строящихся объектов в соответствии с техническими условиями в раздельные сети бытовой и дождевой канализации.
В жилых зданиях предусматривается бытовая канализация от санузлов и других бытовых помещений с отводом стоков в проектируемую сеть бытовой внутриплощадочной канализации.
В пристроенном подземном паркинге предусматривается бытовая канализация от санузлов и других помещений с отводом стоков в проектируемую сеть бытовой внутриплощадочной канализации с использованием модульных канализационных насосных установок.
Отвод случайных, аварийных и промывных вод из приямков технических помещений подземного паркинга предусматривается погружными насосами. Канализационная установка полностью автоматизирована, оборудована запорной арматурой и сетью напорных трубопроводов.
При таких обстоятельствах, отсутствуют основания утверждать о несоблюдении ограничений использования ООО СЗ "Румер" территории водоохранной зоны.
Общество ссылается также на незаконность строительства и ввода в эксплуатацию канализационной насосной станции с кадастровым номером 54:19:164601:1955 и сооружения канализационная инженерная сеть с кадастровым номером 54:19:164601:1956.
Согласно пункту 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, критерии отнесения к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как указывает администрация, указанные инженерные системы являются вспомогательными по отношению к строящимся объектам капитального строительства и отдельных разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию не требуют. Обратного обществом не доказано.
В то же время, при наличии обоснованных сомнений законности строительства и ввода в эксплуатацию канализационной насосной станции третьим лицом ООО СЗ "Румер", общество вправе обратиться в суд с самостоятельными требованиями.
В апелляционной жалобе имеется ссылка на несоответствие схемы планировочной организации земельного участка требованиям градостроительного плана земельного участка, в связи с нахождением в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:164601:1286 подземной кабельной линии КЛ-10, принадлежащей на праве собственности ООО "Союз-10".
Между тем, ООО "Союз-10" в рамках дела N А45-7005/2022 оспаривало разрешения на строительство от 25.12.2020 N 54-RU54519301-192-2020, разрешения на строительство от 04.08.2021 N 54-RU54519301-103-2021, выданных администрацией застройщику ООО СЗ "Румер", в удовлетворении требований судом отказано.
Судом установлено, что в период с 15.09.2020 по 30.09.2020 ООО СЗ "Румер" был осуществлен вынос расположенной на спорном земельном участке части кабельной 10 кВ, имеющей кадастровый номер 54:00:000000:20349; на момент выноса кабельная линия на кадастровом учете не состояла; с 01.12.2021 (после выноса кабельной линии) собственником указанного объекта стало ООО "Союз-10".
Решением от 19.07.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-9656/2021 ООО "Союз-10" отказано в удовлетворении требований к ООО СЗ "Румер" об обязании восстановить перенесенную часть подземной кабельной линии 2КЛ-10 кВ.
На момент выдачи спорных разрешений на строительство право общества на кабельную линию в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано не было, спор относительно переноса кабельной линии также отсутствовал.
Доводы заявителя о том, что у него имеется разрешение на строительство, а также имеется оспариваемое разрешение на строительство у ООО СЗ "Румер" и наличие двух действующих разрешений на строительство у разных лиц невозможно, в случае признания законным оспариваемого разрешения, выданное заявителю разрешение будет недействительно, правомерно отклонены судом, учитывая, что разрешения на строительство выданы разным лицам на строительство разных объектов, на самостоятельных земельных участках; выданное заявителю и продленное в настоящее время разрешение на строительство предметом спора не является, никем не оспаривается, заявитель вправе вести строительство своего объекта.
При этом право собственности застройщика ООО СЗ "Румер" не признано отсутствующим в установленном порядке; пользование земельным участком, где осуществляется строительство на основании оспариваемого разрешения с изменениями в настоящее время никем не ограничено. ООО СЗ "Румер" не лишено было права в ходе строительства внести изменения в разрешение при наличии такой необходимости и обоснованности.
Судом первой инстанции также была дана оценка иным многочисленным доводам общества и сделан вывод о том, что они на законность выданных администрацией оспариваемых разрешения на строительство объектов капитального строительства и внесенных в него изменений, не влияют.
Таким образом, суд первой инстанции, оценивая действия администрации применительно к предмету спора, пришел к правильному выводу о том, что полномочиями по проверке проектной документации, администрация как орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство объектов капитального строительства, в соответствии с положениями статьи 51 ГрК РФ, не наделена. Вопрос принятия проектных решений не является предметом рассмотрения администрации в рамках части 11 статьи 51 ГрК РФ и находится в компетенции организации, выдавшей положительное заключение экспертизы проектной документации.
Администрацией в рамках своей компетенции при выдаче оспариваемых разрешений на строительство и внесении изменений нарушений не произведено, учитывая, что осуществлена проверка представленных ООО СЗ "Румер" с заявлениями о выдаче спорных разрешений на строительство, документов, необходимых для их получения; представленная ООО СЗ "Румер" проектная документация получила положительное заключение и соответствует требованиям действующего законодательства, что нашло подтверждение также в судебных актах с участием общества (апелляционное определение Новосибирского областного суда от 21.11.2021 N 33а-10845/2021, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2022 по делу N А45-7005/2022).
Судебными актами по указанным делам, в частности, установлено соответствие разрешения на строительство от 25.12.2020 нормам действующего законодательства; при рассмотрении дела районным судом и Новосибирским областным судом также рассмотрены и оценены подробно доводы Ермакова А.В. и его расчет об инсоляции. Доступность на территорию земельного участка, принадлежащего заявителю с кадастровым номером 54:19:164601:495, обеспечена, что подтверждается данными, содержащимися в Разделе 2 Проектной документации от 2020 (НВСБ -2909-ПЗУ). Смежные земельные участки, имеющие кадастровые номера 54:19:164601:498, 54:19:164601:500, не принадлежат заявителю на каком-либо праве, в связи с чем его права и законные интересы нарушаться не могут.
Таким образом, доводы, приведенные заявителем в жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции; оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усмотрел.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 07 марта 2023 г. по делу N А45-4635/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Каинская заимка" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-4635/2021
Истец: ООО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "КАИНСКАЯ ЗАИМКА"
Ответчик: Администрация Новосибирского района Новосибирской области
Третье лицо: ООО Специализированный застройщик "Румер", Сомов Иван Олегович, ООО "СОЮЗ-10", Седьмой арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
13.06.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11344/2021
07.03.2023 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-4635/2021
05.10.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11344/2021
05.08.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11344/2021
26.05.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11344/2021
04.02.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11344/2021
09.12.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11344/2021