г. Саратов |
|
13 июня 2023 г. |
Дело N А12-4445/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Пузиной Е.В., Степуры С.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глебовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Волгоградской области "Училище Олимпийского резерва имени дважды Героя Советского Союза А.И. Родимцева" (400005, г. Волгоград, ул. им. Маршала Чуйкова, д. 53, ОГРН 1023403457318, ИНН 3444048240)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 апреля 2023 года по делу N А12-4445/2023
по заявлению Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Волгоградской области "Училище Олимпийского резерва имени дважды Героя Советского Союза А.И. Родимцева" (400005, г. Волгоград, ул. им. Маршала Чуйкова, д. 53, ОГРН 1023403457318, ИНН 3444048240)
к Комитету финансов Волгоградской области (400066, г. Волгоград, ул. Порт-Саида, д. 7) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
заинтересованное лицо: Комитет физической культуры и спорта Волгоградской области (400078, г. Волгоград, ул. Кубинская, д. 26),
при участии в судебном заседании:
представителя Комитета финансов Волгоградской области Аникеевой С.В., по доверенности от 12.04.2022,
без участия в судебном заседании представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Волгоградской области "Училище Олимпийского резерва имени дважды Героя Советского Союза А.И. Родимцева" (далее - ГАПОУ ВО "УОР имени дважды Героя Советского Союза А.И. Родимцева", учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета финансов Волгоградской области (далее - комитет, административный орган) от 14.02.2023 N 06-06-02-14/7 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 102 708 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20.04.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ГАПОУ ВО "УОР имени дважды Героя Советского Союза А.И. Родимцева", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Комитетом финансов Волгоградской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2023 удовлетворено ходатайство ГАПОУ ВО "УОР имени дважды Героя Советского Союза А.И. Родимцева" об участии в судебном заседании 06.06.2023 путем использования системы веб-конференции (онлайн-заседание).
Согласно части 1 статьи 153.2 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса могут участвовать в судебном заседании путем использования системы веб-конференции при условии заявления ими соответствующего ходатайства и при наличии в арбитражном суде технической возможности осуществления веб-конференции.
В судебном заседании 06.06.2023 представитель учреждения подключение к судебному онлайн-заседанию не обеспечил.
Личное участие в судебном заседании в здании Двенадцатого арбитражного апелляционного суда представитель учреждения также не обеспечил.
Учреждению была обеспечена возможность дистанционного участия в процессе, которая не была реализована по причинам, находящимся в сфере контроля данного лица, у апелляционного суда имелась возможность проведения веб-конференции, технические неполадки отсутствовали.
Доказательств наличия объективных препятствий в осуществлении действий, необходимых для участия в процессе (судебной защиты), суду не представлено.
В силу положений статьи 156 АПК РФ неявка в судебное заседание лиц, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не является препятствием для рассмотрения такой жалобы.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, наличие сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, учитывая необходимость соблюдения срока рассмотрения апелляционной жалобы, обеспечения осуществления судопроизводства своевременно и в разумные сроки, наличие возможности представления дополнительных документов в обоснование позиции по делу через электронный сервис "Мой Арбитр", доступный участникам арбитражных процессов в постоянном режиме, основываясь на положениях статьи 156 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отложения рассмотрения апелляционной жалобы и посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу в назначенном судебном заседании.
Представитель Комитета финансов Волгоградской области в судебном заседании возражала против удовлетворения требований апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Комитетом финансов Волгоградской области проведена плановая камеральная проверка использования субсидий, предоставленных из бюджета Волгоградской области ГАПОУ ВО "УОР имени дважды Героя Советского Союза А.И. Родимцева", и их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год, в ходе которой установлен факт нецелевого использования средств областного бюджета в 2021 году, выразившийся в том, что средства областного бюджета, выделенные на осуществление расходов, связанных с объектами недвижимого имущества, находящегося на территории Краснодарского края, Туапсинского района, Тенгинского сельского поселения, с. Лермонтово, до начала использования объектов в целях выполнения государственного задания в 2021 году использованы на приобретение автомобиля и горюче-смазочных материалов, на цели, не соответствующие полностью или частично целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 26.12.2022.
По факту выявленных нарушений комитетом в отношении ГАПОУ ВО "УОР имени дважды Героя Советского Союза А.И. Родимцева" составлен протокол от 31.01.2023 N 3 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ.
Постановлением Комитета финансов Волгоградской области от 14.02.2023 N 06-06-02-14/7 учреждение признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 102 708 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что событие и состав административного правонарушения и вина заявителя в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным в силу следующего.
Статьей 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Объективную сторону данного правонарушения образует нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся, в том числе в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Субъектами указанного правонарушения являются должностные лица и юридические лица, являющиеся распорядителями и получателями бюджетных средств.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Абзацем 4 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ предусмотрено, что порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели из бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченными им органами государственной власти (государственными органами).
При рассмотрении спора судами установлено, что в соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ Комитетом физической культуры и спорта Волгоградской области издан приказ от 26.02.2021 N 153 "Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых комитет физической культуры и спорта Волгоградской области осуществляет функции и полномочия учредителя" (далее - Приказ N 153).
Между Комитетом физической культуры и спорта Волгоградской области и ГАПОУ ВО "УОР имени дважды Героя Советского Союза А.И. Родимцева" заключено соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидии на иные цели от 11.03.2021 N 4-ИЦ-2021.
Предметом соглашения является предоставление учреждению из областного бюджета в 2021 году субсидии в целях осуществления расходов, связанных с объектами недвижимого имущества, находящегося на территории Краснодарского края, Туапсинского района, Тенгинского сельского поселения, с. Лермонтово, до начала использования объектов в целях выполнения государственного задания в размере 3 420 777,35 руб. (пункт 2.2 соглашения), с учетом изменений, внесенных дополнительными соглашениями, уточненная сумма субсидии составила 13 522 095,59 руб. Соглашение со стороны ГАПОУ ВО "УОР имени дважды Героя Советского Союза А.И. Родимцева" подписано директором учреждения Чуксиной Ж.Ю.
По договору поставки от 30.06.2021 N АШ000017756, заключенному между ГАПОУ ВО "УОР имени дважды Героя Советского Союза А.И. Родимцева" и ООО "Арконт шина", за счет средств субсидии на иные цели, предоставленной из областного бюджета в рамках заключенного соглашения, учреждением приобретен автомобиль Nissan X-Trail стоимостью 2 000 000 руб. (универсальный передаточный документ от 30.06.2021 N 19442). Платежным поручением от 29.07.2021 N 365023 ГАПОУ ВО "УОР имени дважды Героя Советского Союза А.И. Родимцева" перечислило ООО "Арконт шина" 2 000 000 руб. за приобретенный автомобиль Nissan X-Trail.
По договору от 08.07.2021 N RU218035832, заключенному ГАПОУ ВО "УОР имени дважды Героя Советского Союза А.И. Родимцева" и ООО "ЛУКОИЛ-Интер-Кард", последним произведена поставка бензина АИ-95 на сумму 54 154,9 руб. Место поставки топлива: АЗС, расположенные на территории Ростовской, Волгоградской областей, Краснодарского края, согласно перечню, указанному на сайте www.licard.ru. Платежными поручениями от 24.08.2021 N 862831, от 14.09.2021 N 414913, от 14.10.2021 N 176433, от 08.11.2021 N 612749, от 23.12.2021 N 844472 учреждение перечислило ООО "ЛУКОЙЛ-Интер-Кард" 54 154,9 руб. за горюче-смазочные материалы.
Согласно пункту 1.1 соглашения о предоставлении из областного бюджета автономному учреждению субсидии на иные цели от 11.03.2021 N 4-ИЦ-2021 цель предоставления субсидии определена как осуществление расходов, связанных с объектами недвижимого имущества, находящегося на территории Краснодарского края, Туапсинского района, Тенгинского сельского поселения, с. Лермонтово, до начала использования объектов в целях выполнения государственного задания.
Пунктом 4.3.2 соглашения предусмотрено, что учреждение обязуется использовать субсидию для достижения цели, указанной в пункте 1.1 настоящего соглашения, в соответствии с условиями предоставления субсидии, установленными Приказом N 153.
Пунктом 11.10 Приказа N 153 предусмотрено, что результатом предоставления субсидии, направленной на обеспечение расходов, связанных с объектами недвижимого имущества, до начала использования объектов в целях выполнения государственного задания является отсутствие задолженности по содержанию объектов недвижимого имущества, перечень которых указан в представленных учреждением в Комитет физической культуры и спорта Волгоградской области документах, на дату, установленную в соглашении, в объеме предоставленной на эти цели субсидии.
Согласно пункту 4.3.3 соглашения учреждение обязуется обеспечить достижение значений результатов предоставления субсидии, показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии и соблюдения сроков их достижения, установленных приложением N 2 к соглашению, а именно отсутствие задолженности по содержанию объектов недвижимого имущества, единица измерения - рубль, показатель на 31.12.2021 - ноль.
По данным бухгалтерского учета учреждения по состоянию на 31.12.2021 кредиторская задолженность по расчетам с поставщиками услуг по содержанию объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Краснодарского края, Туапсинского района, Тенгинского сельского поселения, с. Лермонтово, составила 60 073 руб., в том числе:
- перед ООО "Частная охранная организация "ОБЕРЕГ-КУБАНЬ" в сумме 26 038 руб. за оказанные услуги по охране объектов;
- перед МУП "ЖКХ города Туапсе" в сумме 14 609 руб. за оказанные услуги по водоснабжению и водоотведению;
- перед ПАО "ТНС энерго Кубань" в сумме 16 326 руб. за оказанные услуги по продаже электроэнергии;
- перед ПАО "Ростелеком" в сумме 3 100 руб. за оказанные услуги по предоставлению доступа к сети Интернет.
В нарушение пункта 11.10 Приказа N 153, пункта 4.3.3 соглашения учреждением в 2021 году не обеспечено достижение значений результатов предоставления субсидии, показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии по состоянию на 31.12.2021.
Таким образом, в нарушение пункта 1.1 соглашения от 11.03.2021 N 4-ИЦ-2021 средства областного бюджета, выделенные на осуществление расходов, связанных с объектами недвижимого имущества, находящегося на территории Краснодарского края, Туапсинского района, Тенгинского сельского поселения, село Лермонтово, до начала использования объектов в целях выполнения государственного задания в 2021 году в общей сумме 2 054 154,9 руб. перечислены на приобретение автомобиля Nissan X-Trail в сумме 2 000 000 руб. и оплату горюче-смазочных материалов в сумме 54 154,9 руб., что не соответствует целям, определенным условиям выделения средств субсидии, а именно автомобиль и горюче-смазочные материалы не являются объектами недвижимого имущества, а также их приобретение не относится к расходам, связанным с содержанием объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Краснодарского края, Туапсинского района, Тенгинского сельского поселения, с. Лермонтово.
В соответствии с диспозицией статьи 15.14 КоАП РФ направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, является нецелевым использованием бюджетных средств.
В рассматриваемом случае документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, а именно субсидии на иные цели, является соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидии на иные цели от 11.03.2021 N 4-ИЦ-2021.
Следовательно, в нарушение соглашения от 11.03.2021 N 4-ИЦ-2021 средства субсидии на иные цели, источником финансового обеспечения которых являются средства областного бюджета в сумме 2 054 154,9 руб., использованы ГАПОУ ВО "УОР имени дважды Героя Советского Союза А.И. Родимцева" не по целевому назначению.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы заявителя об отсутствии в его действиях состава вменяемого административного правонарушения как основанные на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, согласование приобретения автомобиля и горюче-смазочных материалов с Комитетом физической культуры и спорта Волгоградской области не освобождает заявителя от административной ответственности за допущенное нецелевое использование бюджетных средств в сумме 2 054 154,9 руб.
Учреждение, как получатель бюджетных средств, является субъектом правонарушения по статье 15.14 КоАП РФ.
Кроме того, согласно пункту 4.3.2 соглашения от 11.03.2021 N 4-ИЦ-2021 обязанностью ГАПОУ ВО "УОР имени дважды Героя Советского Союза А.И. Родимцева" является использование средств субсидии на осуществление расходов, связанных с объектами недвижимого имущества, находящегося на территории Краснодарского края, Туапсинского района, Тенгинского сельского поселения, с. Лермонтово, до начала использования объектов в целях выполнения государственного задания, к которым приобретение автомобиля Nissan X-Trail и горюче-смазочных материалов не относится.
Пунктом 11.10 Приказа N 153 предусмотрено, что результатом предоставления субсидии, направленной на обеспечение расходов, связанных с объектами недвижимого имущества, до начала использования объектов в целях выполнения государственного задания является отсутствие задолженности по содержанию объектов недвижимого имущества на дату, установленную в соглашении.
Согласно пункту 4.3.3 соглашения учреждение обязуется обеспечить достижение значений результатов предоставления субсидии, а именно отсутствие задолженности по содержанию объектов недвижимого имущества на 31.12.2021.
Вместе с тем, по состоянию на 31.12.2021 задолженность перед поставщиками услуг по содержанию объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Краснодарского края, Туапсинского района, Тенгинского сельского поселения, с. Лермонтово, составила 60 073 руб.
То обстоятельство, что платежными поручениями от 26.01.2023 N 8434 и N 8435 учреждением на лицевой счет Комитета физической культуры и спорта Волгоградской области произведен возврат субсидии прошлых лет по соглашению от 11.03.2021 N 4-ИЦ-2021 в сумме 2 054 154,9 руб. обстоятельством, исключающим административную ответственность, не является.
Обстоятельства нарушения вышеприведенных требований законодательства установлены судом апелляционной инстанции, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.
Доказательств, свидетельствующих о принятии учреждением необходимых и достаточных мер по соблюдению требований бюджетного законодательства, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ГАПОУ ВО "УОР имени дважды Героя Советского Союза А.И. Родимцева" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ.
Административный орган при определении меры наказания не усмотрел оснований для применения положений статьи 2.9, части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, с чем правомерно согласился суд первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что совершенное учреждением правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений, регулируемых нормами бюджетного законодательства, находящегося под особой защитой государства, создает угрозу устойчивости бюджетной системы, ее принципам, качеству управления общественными финансами, снижает уровень бюджетной дисциплины. Допущенное правонарушение привело к нецелевому использованию бюджетных средств в сумме 2 054 154,9 руб.
Таким образом, выводы административного органа и суда первой инстанции о невозможности применения к возникшим правоотношениям положений статьи 2.9, части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ основаны на внутреннем убеждении, соответствуют материалам дела и закону не противоречат, оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений порядка привлечения учреждения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Заявитель апелляционной жалобы привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа назначено по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной статьей 15.14 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 апреля 2023 года по делу N А12-4445/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
Е.В. Пузина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-4445/2023
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "УЧИЛИЩЕ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.И.РОДИМЦЕВА"
Ответчик: КОМИТЕТ ФИНАНСОВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: КОМИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ