г. Москва |
|
13 июня 2023 г. |
Дело N А40-134724/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой,
судей: |
С.М. Мухина, Л.Г. Яковлевой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Е. Нестеровой |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 23.03.2023 по делу N А40-134724/22,
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН: 1037739510423, ИНН: 7705031674)
к Управлению Росреестра по г. Москве (ОГРН: 1097746680822, ИНН: 7726639745)
третьи лица: 1. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (ОГРН: 1097746349535, ИНН: 7708701670), 2. Федеральное государственное унитарное предприятие "Охрана" Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (ОГРН: 1057747117724, ИНН: 7719555477), 3. Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по городу Москве" (ОГРН: 1027739533260, ИНН: 7723002556)
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Фисенко Г.С. дов. от 22.11.2022 |
от ответчика от третьих лиц: |
Ноберцева Л.В. дов. от 24.01.2023 1-3 не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы, далее Департамент, обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по г. Москве, далее Росреестр, изложенного в уведомлении от 23.03.2022 N КУВД-001/2021-52826440/7, об отказе об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении помещений площадью 188,5 кв.м. (тех. подполье, пом 1, ком. 1-7, 21-25), площадью 405,7 кв.м. (эт. 1, пом. 1, ком. 20, 22-24, 26-39; эт. 2,пом. 1, ком. 1-16), площадью 203 кв.м. (эт. 2, пом. 2, ком. 1-14), образованных в результате раздела помещения площадью 808 кв.м. по адресу: г. Москва, Строгинский б-р, д. 17, корп. 3, к.н. 77:08:0008005:7754.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.03.2023 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Росреестра просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными.
Представители третьих лиц, надлежаще извещенные о месте и времени, в судебное заседание не явились, в связи с чем суд рассмотрел дело в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителей сторон, приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении помещений площадью 188,5 кв.м. (тех. подполье, пом 1, ком. 1-7, 21-25), площадью 405,7 кв.м. (эт. 1, пом. 1, ком. 20, 22-24, 26-39; эт. 2,пом. 1, ком. 1-16), площадью 203 кв.м. (эт. 2, пом. 2, ком. 1-14), образованных в результате раздела помещения площадью 808 кв.м. по адресу: г. Москва, Строгинский б-р, д. 17, корп. 3, к.н. 77:08:0008005:7754.
22.12.2021 Управление Росреестра по Москве, оформленным уведомлением N КУВД-001/2021-52830144 приостановлены действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации в связи с созданием помещений образованных в результате раздела помещения с кадастровым номером 77:08:0008005:7754, расположенных по адресу: г. Москва, Строгинский бульвар, д. 17, корпус 3.
23.03.2022 Управлением Росреестра по Москве оформленным уведомлением N КУВД-001/2022-52830144, отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав.
Департамент, не согласившись с решением Росреестра, обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции обоснованно учел следующее.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона государственная регистрация включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно п. 1 ст. 14 Закона о недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Представленный с заявлением от 08.02.2022 Технический план помещения подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием помещений образованных в результате раздела помещения с кадастровым номером 77:08:0008005:7754, расположенных по адресу: г. Москва, Строгинский бульвар, д. 17, корпус 3.
При проведении правовой экспертизы выявлено противоречие в части контура вновь образованных помещений на этажах - техническое подполье, 1 и 2 этажи.
Также в состав вновь образованного помещения на 1 этаже вошло пространство между комн. 28 и 38 не принадлежащее на праве собственности г. Москве.
Сведения ЕГРН соблюдают основной принцип законности и достоверности сведений в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона о регистрации.
Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); реестра прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость).
Согласно п. 7 ст. 1 Закона о регистрации подтверждение существования недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально - определенной вещи подтверждается кадастровым учетом такого недвижимого имущества. Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
Пунктом 3 ст. 40 Закона о недвижимости предусмотрено осуществление государственного кадастрового учета всех помещений в здании, сооружении, в том числе относящихся к имуществу общего пользования.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Пункт 1 статьи 131 ГК РФ устанавливает, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Как отмечено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 1160/13 по делу N А76-1598/2012 (далее - постановление), по смыслу указанных положений ГК РФ право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных (самостоятельных) объектов гражданских прав. И
ндивидуализация недвижимого имущества как объекта сделки для целей государственной регистрации осуществляется уполномоченными органами (организациями) в процессе кадастрового учета (в том числе при выполнении кадастровых работ, подготовке технического плана), в результате чего объект получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других недвижимых вещей (что является не только описанием таких объектов, но и подтверждением факта существования предмета сделки).
При учете зданий, сооружений, помещений в них (в связи с образованием, изменением характеристик, либо прекращением существования объекта недвижимости) описываются реально существующие объекты недвижимости, объективными границами которых являются конструктивные элементы зданий, помещений и сооружений (стены, перегородки, потолки и т.п.).
Статья 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" определяет помещение как часть 5 объема здания или сооружения, имеющую определенное назначение и ограниченную строительными конструкциями.
Таким образом, конструктивные элементы здания, не относящиеся к помещениям, не являются самостоятельным объектом недвижимости, не способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных (самостоятельных) объектов гражданских прав, и, соответственно, не подлежат государственному кадастровому учету в качестве самостоятельных объектов недвижимости (помещений).
Технический план подготовлен в нарушении п. 20 Приказа Минэкономразвития РФ от 18 декабря 2015 г. N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений.
Следует также отметить, что согласно сведениям ЕГРН в здании с кадастровым номером 77:08:0008005:1053, часть помещений принадлежит ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по городу Москве" на праве оперативного управления.
Отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы.
Поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК РФ к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности статьи 249, 289, 290 ГК РФ.
В силу изложенного собственнику отдельного помещения в здании во всех случаях принадлежит доля в праве общей собственности на общее имущество здания.
К общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое уведомление Росреестра прав является законным и не нарушает права и законные интересы заявителя являются правильными.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и не влияют на законность принятого судом решения.
С учетом изложенного оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.03.2023 по делу N А40-134724/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-134724/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ, ФГУП "ОХРАНА" ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ГОРОДУ МОСКВЕ"