г. Саратов |
|
15 июня 2023 г. |
Дело N А12-21809/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "07" июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" июня 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Землянниковой В.В., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Наховой М.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "ВолгоградНИИгипрозем", общества с ограниченной ответственностью "Российская инновационная топливно-энергетическая компания" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 31 марта 2023 года по делу N А12-21809/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Российская инновационная топливно-энергетическая компания" (443041, Самарская область, г. Самара, ул. Ленинская, д. 120 А, ОГРН 1186313094681, ИНН 6317130144), общества с ограниченной ответственностью "ВолгоградНИИгипрозем" (400012, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Витимская, д. 3, ОГРН 1173443010377, ИНН 3443135034)
к комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (400074, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Ковровская, д. 24, оф. 35, ОГРН 1093459000557, ИНН 3442103030)
заинтересованные лица: Федеральное агентства лесного хозяйства (113184, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 59/19, ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840), ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области (400050, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. им Ткачева, д. 20 Б, ОГРН 1023402989235, ИНН 3443042326), ФГБУ "Рослесинфорг" в лице Воронежского филиала (109316, г. Москва, Волгоградский проспект, д. 45, стр. 1, ОГРН 1157746215527, ИНН 7722319952)
о признании ненормативного акта незаконным,
при участии в судебном заседании представителей: от общества с ограниченной ответственностью "Российская инновационная топливно-энергетическая компания" - Румянцев Олег Николаевич, действующий на основании доверенности N 337 от 28.10.2022; от Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области - Полякова Татьяна Геннадиевна, действующая на основании доверенности N 35 от 07.02.2023; от иных лиц - не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Российская инновационная топливно-энергетическая компания" (далее - ООО "РТТЭК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (далее - Комитет, Облкомприрода), выраженного в письме от 16.06.2022 N 10-20-04/14476 об отказе в направлении представленных обществом с ограниченной ответственностью "ВолгоградНИИгипрозем" (далее - ООО "ВолгоградНИИгипрозем") межевых планов в отношении земельных участков из состава земель лесного фонда в орган регистрации для постановки на государственный кадастровый учет.
В порядке восстановления нарушенного права общество просит обязать Комитет направить представленные 20.05.2022 ООО "ВолгоградНИИгипрозем", подготовленные по заявке ООО "РИТЭК", межевые планы в отношении земельных участков из состава земель лесного фонда в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области для постановки на государственный кадастровый учет.
Определением от 10.03.2023 удовлетворено заявление ООО "ВолгоградНИИгипрозем" о вступлении в дело N А12-21809/2022 в качестве соистца.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области, ФГБУ "Рослесинфорг" в лице Воронежского филиала.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 31 марта 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "ВолгоградНИИгипрозем", общество с ограниченной ответственностью "Российская инновационная топливно-энергетическая компания" не согласились с принятым решением и обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области в порядке статьи 262 АПК РФ представлены возражения на апелляционные жалобы, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании участвовали представители общества с ограниченной ответственностью "Российская инновационная топливно-энергетическая компания", Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 186 АПК РФ, путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа. Также извещены о времени и месте судебного заседания посредством направления заказной корреспонденции.
Согласно отчету о публикации информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
Информация о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца 2 части 1 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, в том числе в виде электронных образов, размещенных в системе "КАД Арбитр" (далее - материалы дела), проверив доводы апелляционных жалоб, с учетом возражений на них, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 14.02.2017 между АО "РИТЭК" (правопредшественником ООО "РИТЭК") (заказчик) и ООО "ВолгоградНИИгипрозем" (исполнитель) заключен договор N 17R0381 на выполнение кадастровых работ и внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особым режимом использования под размещение объектов АО "РИТЭК" ТПП "Волгограднефтегаз".
Предметом договора в соответствии с пунктом 1.1 являются услуги, связанные с выполнением кадастровых работ и по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особым режимом использования под размещением объектов АО "РИТЭК" ТПП "Волгограднефтегаз".
Согласно Техническому заданию (приложение N 1 к Договору) в состав работ исполнителя входит подготовка документов и сопровождение процедуры постановки на государственный кадастровый учет земельных участков.
Во исполнение принятых на себя обязательств по договору от 14.02.2017 N 17R0381 на выполнение кадастровых работ и внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особым режимом использования под размещение объектов ООО "РИТЭК", заключенного между ООО "РИТЭК" и ООО "ВолгоградНИИгипрозем", исполнитель обратился в адрес Комитета с письмами от 23.03.2022 и 04.04.2022 о направлении межевых планов в отношении земельных участков из состава земель лесного фонда для постановки на государственный кадастровый учет.
Письмом от 11.04.2022 N 10-20-04/7950 Облкомприроды ответил отказом в направлении представленных межевых планов в отношении земельных участков из состава земель лесного фонда в орган регистрации для постановки на государственный кадастровый учет.
20.05.2022 года повторно были направлены Облкомприроды межевые планы в отношении земельных участков площадью 362 кв.м. и 1577 кв.м. из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 34:08:000000:3891 для постановки на государственный кадастровый учет вновь образованных земельных участков.
Письмом от 16.06.2022 N 10-20-04/14476 Облкомприроды ответил отказом в направлении представленных межевых планов в отношении земельных участков из состава земель лесного фонда в орган регистрации для постановки на государственный кадастровый учет.
ООО "ООО "РИТЭК", ООО "ВолгоградНИИгипрозем", полагая, что отказ от 16.06.2022 года является незаконным, нарушает их права и законные интересы, обратились в арбитражный суд с рассматриваемым в настоящем деле заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что отсутствует совокупность условий для признания оспариваемого акта недействительным.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь, обязанность доказывания нарушения прав в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Согласно части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также ЗК РФ, если иное не установлено настоящим кодексом, иными федеральными законами.
Статьей 8 Лесного кодекса установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно части 1 статьи 9 Лесного кодекса право аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
В силу части 1 статьи 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
В соответствии с пунктом 3 статьи 45 ЛК РФ лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Таким образом, из приведенных положений ЛК РФ следует, что в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов использование лесов осуществляется с предоставлением земельного участка (путем заключения договора аренды, безвозмездного пользования) или без предоставления лесного участка (статья 39.34, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (Земельный кодекс), с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
В силу статьи 92 Лесного кодекса и статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) кадастровый учет осуществляется по единым правилам для всех земельных участков, и в том числе, лесных земельных участков, и позволяет установить их точное местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах, границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенные законодательством цели использования.
На основании пункта 4 части 11 статьи 41 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образуемый объект недвижимости может быть осуществлена, в том числе, на основании проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, если образование земельных участков осуществлено в соответствии с требованиями ЛК РФ.
Пунктом 2.1 статьи 11.3 ЗК РФ установлено, что образование лесных участков в целях размещения линейных объектов осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории.
Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области в соответствии с пунктом 1.1 Положения о Комитете, утвержденного Постановлением Администрации Волгоградской обл. от 19.12.2016 N 693-п, является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным осуществлять государственное управление в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на территории Волгоградской области.
В соответствии со статьей 70.1 ЛК РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев проектирования лесных участков в целях размещения линейных объектов.
В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2021 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N304-ФЗ), принятым Государственной Думой и 15.06.2021 и утвержденным Советом Федерации 23.06.2021, в статью 70.1 Лесного кодекса внесены изменения, вступившие в законную силу с 01.01.2022.
Пунктом 14 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка документов, на основании которых осуществляется государственный кадастровый учет недвижимого имущества в отношении лесных участков из состава земель лесного фонда в целях их предоставления в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, осуществляется на основании соответствующего договора федеральным государственным бюджетным учреждением, подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Лесным кодексом (ФГБУ "Рослесинфорг").
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 13.01.2022 N 7 "Об определении федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего подготовку документов, на основании которых осуществляется государственный кадастровый учет недвижимого имущества в отношении лесных участков из состава земель лесного фонда в целях их предоставления в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование" (позднее - Приказом Рослесхоза от 02.03.2022 N 88, содержащим те же положения), федеральным государственным бюджетным учреждением, осуществляющим на основании соответствующего договора подготовку документов, на основании которых осуществляется государственный кадастровый учет недвижимого имущества в отношении лесных участков из состава земель лесного фонда в целях их предоставления в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование определено ФГБУ "Рослесинфорг".
20.05.2022 года в административный орган представлены межевые планы на земельные участки площадью 362 кв.м. и 1577 кв.м. (л.д. 45-61 т. 1).
Межевые платы подготовлены в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путем раздела с сохранением в изменённых границах исходного земельного участка с кадастровым номером 34:08:000000:3891, расположенного: РФ, Волгоградская область, р-н Иловлинский, Иловлинское лесничество, Иловлинское сельское участковое лесничество, квартал Ш2, часть выдела 1.
Согласно межевым планом образование земельных участков осуществлено на основании Приказа Комитета архитектуры и градостроительства Волгоградской области от 19.01.2022 N 7-ОД "Об утверждении документации по планировке территории для размещения объекта "Строительство газопровода от месторождений ВОЗ до Кудиновской группы месторождений", а также утвержденный проект планировки и межевания территории.
Образуемые земельные участки с категорией земель - земли лесного фонда, с разрешенным использованием: строительство, реконструкциям, эксплуатация линейных объектов, в целях предоставления вновь образованных земельных участков для нужд ООО "РИТЭК".
Межевые планы подготовлены на основании договора подряда от 14.02.2017 N 17R0381, заключенного между ООО "РИТЭК" и ООО "ВолгоградНИИгипрозем", на выполнение кадастровых работ и внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особым режимом использования под размещение объектов ООО "РИТЭК". Пунктом 1.3. Договора предусмотрено оказание услуг на основании заявок ООО "РИТЭК", подписанных уполномоченным лицом.
Пунктом 5.1. Договора предусмотрен срок его действия, а именно с момента его подписания полномочными представителями обеих сторон и до полного исполнения сторонами всех своих обязательств, при этом, срок выполнения работ определен пунктом 1.4. и составлял до 31.12.2019. Дополнительными соглашениями к договору, срок выполнения работ неоднократно продлевался. Так, дополнительным соглашением N 17R0381 006 от 01.01.2022 к договору, срок выполнения работ по договору продлен до 31.12.2022 включительно.
05.04.2022 года в рамках указанного договора и дополнительного соглашения ООО "РИТЭК" обратился к ООО "ВолгоградНИИгипрозем" с заявкой N 32-02-319а о выполнении кадастровых работ для размещения линейных объектов: "Строительство газопровода от Кудиновского группы месторождений до КГПЗ" общей протяжённостью 111616 м. (Ольховское лесничество), "Строительство газопровода от месторождений ВОЗ до Кудиновского группы месторождений" общей протяжённостью 38115 м. (Иловлинское лесничество).
В результате выполнения работ по заявке, были сформированы межевые планы на земельные участки из состава земель лесного фонда.
Согласно ст.26 п. 42 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 г. площадь земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, может отличаться от площади земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания территории, схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, не более чем на десять процентов.
Координаты угловых и поворотных точек границы образуемых земельных участков были определены методом спутниковых геодезических измерений (определений).
Отказывая в направлении межевых планов в орган регистрации Комитет исходил из того, что они были подготовлены не уполномоченной организацией, как того требует законодательство.
Как указывалось выше, подготовка документов, на основании которых осуществляется государственный кадастровый учет недвижимого имущества в отношении лесных участков из состава земель лесного фонда в целях их предоставления в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, осуществляется на основании соответствующего договора федеральным государственным бюджетным учреждением, подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Лесным кодексом (ФГБУ "Рослесинфорг") - пункт 14 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в соответствии с пунктом 14 статьи 70.1 Лесного кодекса подготовка межевого плана возложена только на федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг", подведомственное уполномоченному федеральному органу исполнительной власти Рослесхоз, будет являться межевой план, в связи с чем представленные межевые планы, подготовленные ООО "ВолгоградНИИгипрозем", не являются надлежащими документами в целях осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
Довод апелляционных жалоб о том, что договор N 17R0381 между ООО "РИТЭК" и ООО "ВолгоградНИИгипрозем" на выполнение кадастровых работ и внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особым режимом использования под размещение объектов заказчика заключен 14.02.2017, то есть до вступления 01.01.2022 в законную силу изменений в статью 70.1 Лесного кодекса в соответствии с Законом N 304-ФЗ, в связи с чем указанные изменения на возникшие по договору N 17R0381 правоотношения в соответствии со ст. 422 Гражданского кодекса РФ не распространяются, отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
В соответствии со статьями 421, 422 Гражданского кодекса РФ стороны свободны в заключении договора и в определении любых его условий, не противоречащих закону.
В соответствии с пунктом 2 статьи 422 Гражданского кодекса РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Вместе с тем, как было указано выше договор N 17R0381 между ООО "РИТЭК" и ООО "ВолгоградНИИгипрозем" заключен 14.02.2017. Дополнительными соглашениями к договору, срок выполнения работ неоднократно продлевался. Так, дополнительным соглашением от 01.01.2022 N 17R0381 006 к договору, срок выполнения работ продлен до 31.12.2022 включительно. Работы во исполнение условий договора выполнены 22.03.2022.
Кроме того, основанием для изготовления межевых планов являлся Приказа Комитета архитектуры и градостроительства Волгоградской области от 19.01.2022 N 7-ОД "Об утверждении документации по планировке территории для размещения объекта "Строительство газопровода от месторождений ВОЗ до Кудиновской группы месторождений", а также утвержденный проект планировки и межевания территории.
Таким образом, в связи с тем, что дополнительное соглашение о продлении срока выполнения работ, а также сами работы по договору от 14.02.2017 были проведены после вступления в законную силу императивной нормы пункта 14 статьи 70.1 Лесного кодекса, применение её судом первой инстанции при вынесении судебного акта является законным и обоснованным.
В апелляционной жалобе ООО "РИТЭК" указывает, что положение пункта первого статьи 70.1 Лесного кодекса содержит в себе исключение (в виду того, что целью заявителя является размещение на лесных участках линейных объектов) и норма части 14 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации не распространяется на рассматриваемые правоотношения.
Таким образом, по мнению апеллянта, нормы всей статьи 70.1 Лесного кодекса РФ, в целом не распространяются на рассматриваемые правоотношения.
Однако, данное утверждение основано на неверном толковании норм, установленных законодательством, в связи с чем указанный довод заявителя отклоняется, как несостоятельный.
Как предусмотрено статьей 70.1 Лесного кодекса, при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков за исключением случаев проектирования лесных участков в целях размещения линейных объектов.
Вопреки мнению апеллянта, из содержания пункта 1 статьи 70.1 Лесного кодекса следует, что исключение состоит лишь в том, что в случае проектирования лесных участков в целях размещения линейных объектов, подготовка проектной документации не осуществляется.
В соответствии с Письмом Минэкономразвития России от 09.10.2018 N ОГ-Д23-9965, образование лесных участков проводится в соответствии с проектной документацией лесных участков. Если лесной участок образуется для размещения линейных объектов, необходим только утвержденный проект межевания территории - проектная документация не требуется (пункт 2.1 статьи 11.3 Земельного кодекса).
Таким образом, основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав согласно статье 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) является, в том числе, межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка, государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 Федерального закона N 218-ФЗ).
Таким образом, документом, указанным в части 14 статьи 70.1 Лесного кодекса, подготовка которого возложена законодателем только на федеральное государственное бюджетное учреждение, подведомственное уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, будет являться межевой план.
При этом, законодатель также однозначно устанавливает, что при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73.1 Лесного кодекса), безвозмездное пользование, выполнение работ по подготовке проектной документации лесных участков действительно может быть обеспечено заинтересованным лицом (часть 7 статьи 70.1 Лесного кодекса).
Однако, как уже говорилось ранее, при предоставлении лесных участков в целях размещения линейных объектов, образование лесных участков осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории, подготовленного в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, а не на основании проектной документации.
Таким образом, межевые планы, подготовленные ООО "ВолгоградНИИгипрозем" на основании проекта межевания территории, а не ФГБУ "Рослесинфорг" не подлежали передаче в регистрирующий орган.
Также суд обращает внимание на то, что ФГБУ "Рослесинфорг" проводит кадастровые работы в отношении лесных участков из состава земель лесного фонда в целях дальнейшего предоставления их в пользование, а в остальных случаях, то есть в отношении участков, которые уже находятся в пользовании, кадастровые работы проводятся в порядке, определенном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" и Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Данная позиция комитета подтверждается письмами Федерального агентства лесного хозяйства от 27.01.2022 N АВ-03-54/1800 и 04.03.2022 N АВ-03-47/5120.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что по делу принято законное и обоснованное решений, оснований для отмены которого не имеется.
Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционных жалобах, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, апелляционная коллегия считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у апелляционного суда нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 31 марта 2023 года по делу N А12-21809/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.М. Степура |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-21809/2022
Истец: ООО "ВОЛГОГРАДСКОЕ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ", ООО "РОССИЙСКАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: КОМИТЕТ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ФГБУ "РОСЛЕСИНФОРГ", ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области, ФГБУ филиал "Рослесинфорг" "Воронежлеспроект", ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА