город Томск |
|
14 июня 2023 г. |
Дело N А27-14445/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Марченко Н.В., |
судей |
|
Вагановой Р.А., |
|
|
Сухотиной В.М., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кобляковой А.Е. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном онлайн-заседании в режиме веб-конференции апелляционную жалобу Министерства строительства Кузбасса (N 07АП-10819/2022) на решение от 24.10.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-14445/2022 (судья Беляева Л.В.) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СДС-Строй" (г. Кемерово, ОГРН 1064205110089, ИНН 4205109101) к Кемеровской области - Кузбассу в лице Министерства строительства Кузбасса (г. Кемерово, ОГРН 1074205023420, ИНН 4205142998) о взыскании 68 300 148 руб. 82 коп.
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Фролов С.В., доверенность N 348 от 01.06.2022,
от ответчика: Давыдова В.И., доверенность от 22.08.2022.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СДС-Строй" (далее - ООО "СДС-Строй") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Кемеровской области - Кузбассу в лице Министерства строительства Кузбасса (далее - Министерство) о взыскании 68 300 148 руб. 82 коп. задолженности по контракту от 02.07.2020 N 20/065.
Решением от 24.10.2023 Арбитражного суда Кемеровской области исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, Министерство в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование жалобы указано, что отсутствовали основания для корректировки стоимости работ по указанным в спорных актах конструктивным решениям (элементам), комплексам (видам) работ, подписания и оплаты спорных актов на сумму 68 300 148, 82 руб., поскольку наряду с работами, выполненными в 2021 году, указанные акты содержали в себе работы, которые фактически выполнялись в 2020 году, что противоречит нормам Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр; судом первой инстанции необоснованно не применены к правоотношениям сторон регламентированный подпунктом д) пункта 14.2 Методики порядок пересчета стоимости работ, выполненных после 01.01.2021 и принятых заказчиком.
ООО "СДС-Строй" в представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда первой инстанции оставить без изменения жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представители сторон настаивали на своих позициях.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между ООО "СДС-Строй" (Подрядчик) и Министерством строительства Кузбасса, выступающим от имени Кемеровской области (Заказчик) заключен государственный контракт N 20/065 от 02.07.2020 на выполнение работ по проектированию и строительству объекта капитального строительства: "Комплекс городской многопрофильной больницы г. Междуреченск" (далее - работы, Объект), включая разработку проектной и рабочей документации, получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполнение строительно-монтажных работ, иных действий Подрядчика, необходимых для выполнения работ по Контракту и передать результат работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить результат работ в порядке и сроки, установленные Контрактом, получить заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного Объекта требованиям технических регламентов и проектной документации и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 3.1 цена контракта составляет 1 847 661 529, 38 руб.
Сторонами подписано дополнительное соглашение N 10, в соответствии с которым цена контракта (работ) составляет 2 043 385 187,73 руб., в том числе, НДС в размере 340 564 197, 96 руб.
Подрядчиком Заказчику переданы следующие документы об увеличении цены работ, выполненных и принятых Заказчиком в 2021 году до даты представления Расчета, в связи с существенным возрастанием стоимости:
- акт выполненных работ (КС-2) N 7 от 30.05.2022 на сумму 78 734 464,70 руб. с учетом НДС, выполненного на основании откорректированной сметы контракта по итогу экспертизы достоверной сметной стоимости строительства в связи с удорожанием строительных ресурсов N 42-1-1-2-014946-2022 от 17.03.2022 (Постановление Правительства РФ N 1315 от 09.08.2021), пункт 14.3, 14.2 (д) приказа Министерства Строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ N 841/пр от 23.12.2019 (в редакции приказов N 500/пр, N 728/пр, N 124/пр) - 2 экз;
- акт сдачи-приемки выполненных работ N 5 от 30.05.2022 г. на сумму 78 734 464,70 руб. с учетом НДС - 2 экз.;
- справка о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) N 5 от 30.05.2022 на сумму 78 734 464,70 руб. с учетом НДС - 2 экз.;
- счет на оплату N 194 от 30.05.2022 на сумму 78 734 464,70 руб. с учетом НДС;
- счет-фактура N 994 от 30.05.2022 на сумму 78 734 464,70 руб. с учетом НДС. 10.06.2022 письмом N МС-01/2819.
Заказчик отказал в подписании акта о приемке выполненных работ N 5 от 30.05.2022.
С учетом замечаний ответчика, изложенных в письме N МС-01/2819 от 10.06.2022, акт выполненных работ был скорректирован и уменьшен до суммы 68 300 148,82 руб. с учетом НДС (акт о приемке выполненных работ N 8 от 17.06.2022, справка о стоимости выполненных работ и затрат N 6 от 17.06.2022).
Отказ заказчика в подписании акта выполненных работ и оставление претензии от 17.06.2022 без удовлетворения послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Правоотношения по заключению контрактов для муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 763 Гражданского кодекса российской Федерации (далее - ГК РФ) по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами, а при отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной; односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными (пункт 4 статьи 753 ГК РФ)
В силу статьи 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 ГК РФ.
На основании пункта 1 статьи 766 ГК РФ муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей к выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Изменения условий муниципального контракта в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом (пункт 2 статьи 767 ГК РФ).
С учетом системного толкования норм Закона N 44-ФЗ условия о порядке оплаты выполненных работ относятся к существенным условиям контракта, изменение сторонами таких условий прямо противоречит установленным законом принципам и нормам, а также существу законодательного регулирования, направленного на надлежащее исполнение обязательств и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок.
В силу статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, установленных данной статьей.
Подпунктом б пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов.
При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.
Согласно пункту 8.1.1 контракта возможность изменения условий контракта предусмотрена документацией о закупке и контрактом, если по предложению муниципального заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом объем работы не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом объем работы не более чем на десять процентов.
При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному объему работы, исходя из установленной в контракте цены работы, но не более чем на десять процентов цены контракта.
При уменьшении предусмотренных контрактом объема работы стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы работы.
Как следует из материалов дела, требования истца основаны на положениях пункта 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, согласно которому увеличение цены контракта на большую сумму возможно, если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию.
Вместе с тем, предусмотренное данным пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений.
Предельный размер цены контракта, при котором или при превышении которого допускается внесение изменений, предусмотренных пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 N 1186 (далее - Постановление N 1186) и составляет 100 млн рублей.
Таким образом, существенные условия контракта, в частности цена контракта может быть изменена более чем на 30 процентов на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации и при соблюдении совокупности иных условий, предусмотренных указанными нормами Закона N 44-ФЗ и постановления N 1186; одним из таких условий является возникновение независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения.
Для обеспечения возможности завершения строительства объектов по государственным и муниципальным контрактам, а также компенсации непредвиденных расходов подрядчиков по таким контрактам Правительством Российской Федерации принято постановление N 1315 от 09.08.2021 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1315), предусматривающее возможность увеличения цены контракта на сумму до 30%.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1315 размер изменения (увеличения) цены контракта определяется в порядке, установленном Методикой составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 23 декабря 2019 года N 841/пр (далее - Методика N 841/пр).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 14.2 Методики N 841/пр при расчете цены работ по новой (откорректированной) смете контракта в уровне цен исполнения контракта по соглашению сторон может дополнительно учитываться увеличение цены работ, выполненных и принятых заказчиком в 2021 году до даты представления расчета, с применением коэффициента корректировки цены контракта (Ккор).
Согласно подпункту "д" пункта 14.2 Методики N 841/пр стоимость работ, выполненных подрядчиком и оплаченных заказчиком в 2021 году до даты выполнения расчета, обосновывающего существенное возрастание стоимости строительных ресурсов (далее - Расчет), а также стоимость работ, выполненных подрядчиком и оплаченных заказчиком от даты выполнения Расчета до даты заключения дополнительного соглашения об изменении цены контракта, подлежит корректировке.
В связи с наличием между сторонами спора в части периодов выполнения работ судом апелляционной инстанции была назначена по делу судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено экспертам Союз "Кузбасская торгово-промышленная палата" Никитиной Лидии Борисове, Ивашневой Ирине Сергеевне.
Согласно экспертному заключению N 17/4-17/33 от 22.05.2023 стоимость выполненных в 2020 году земляных работ по разработке грунта, работ по устройству щебеночного основания, работ по устройству бетонной подготовки, по устройству фундаментной плиты, по устройству монолитных колонн, по устройству монолитных стен, по устройству монолитных перекрытий, по устройству подкрановых путей и перебазировке башенного крана составляет 76 911 093,74 руб. без учета НДС 20% и 92 293 312,49 руб. с учетом НДС.
Стоимость выполненных с 2021 года земляных работ по разработке грунта, работ по устройству щебеночного основания, работ по устройству бетонной подготовки, по устройству фундаментной плиты, по устройству монолитных колонн, по устройству монолитных стен, по устройству монолитных перекрытий, по устройству подкрановых путей и перебазировке башенного крана составляет 193 291 140,10 руб. без учета НДС 20% и 231 949 368,12 руб. с учетом НДС.
Проанализировав заключение эксперта на предмет соответствия требованиям статей 82, 83, 86 АПК РФ, апелляционный суд приходит к выводу о том, что оно соответствует требованиям, предъявляемым законом; экспертами полно и всесторонне исследованы представленные по делу доказательства, даны пояснения по вопросам, поставленным на их разрешение. Доказательств, свидетельствующих о нарушении экспертами при проведении экспертного исследования требований действующего законодательства, наличия в заключении противоречивых или неясных выводов, из материалов дела не следует.
Согласно дополнительному соглашению N 10 к контракту N 20/065 стоимость работ скорректирована в отношении всех конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ, в том числе и спорных, ранее принятых и оплаченных заказчиком, с учетом применения коэффициента корректировки цены контракта 1,11668 без определения работ, произведенных в 2020 году, с 2021 года.
По спорным комплексам работ судебными экспертами определены отдельно работы, произведенные в 2020 году, отдельно - с 2021 года.
Учитывая изложенное, исходя из формулы согласно Методике N 841/пр, результатов экспертного заключения (определенных экспертами объемов выполненных в 2021 году работ по спорным комплексам), а также пояснений сторон, апелляционный суд приходит к выводу о том, что задолженность ответчика по контракту составляет 66 958 954, 85 руб. с учетом НДС 20%.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в части взыскания с ответчика в пользу истца 66 958 954, 85 руб. задолженности. В остальной части исковые требования удовлетворению не подлежат.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению.
В силу абзаца второго части 1 статьи 110 АПК РФ в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
На основании статьи 110 (части 5) АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной жалобы распределяются по правилам, установленным этой статьей.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.10.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-14445/2022 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции.
Взыскать с Кемеровской области - Кузбассу в лице Министерства строительства Кузбасса в пользу общества с ограниченной ответственностью "СДС-Строй" 66 958 954 руб. 85 коп. задолженности по контракту, 196 080 руб. расходов по уплате государственной пошлины по иску.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Перечислить Союзу "Кузбасская торгово-промышленная палата" с депозитного счета Седьмого арбитражного апелляционного суда 95 000 руб. в счет проведения судебной экспертизы (платежный документ от 14.12.2022 N 253974) по следующим реквизитам.
Получатель: Союз "Кузбасская торгово-промышленная палата"
Счет: 40703810626020100016
Банк получателя: Кемеровское отделение 8615 ПАО Сбербанк
БИК: 043207612
к/счет: 30101810200000000612
ИНН: 4207008170
КПП: 420501001
Назначение платежа: оплата проведенной по делу N А27-14445/2022 судебной экспертизы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Н.В. Марченко |
Судьи |
Р.А. Ваганова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-14445/2022
Истец: ООО "СДС-СТРОЙ"
Ответчик: Министерство строительства Кузбасса
Третье лицо: Союз "Кузбасская торгово-промышленная палата"