город Ростов-на-Дону |
|
14 июня 2023 г. |
дело N А32-34794/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Меридиан"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 30.03.2023 по делу N А32-34794/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Меридиан"
к заинтересованному лицу отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю
при участии третьего лица Резан Яны Олеговны
о признании незаконным решения,
по встречному исковому заявлению отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю
к обществу с ограниченной ответственности "Меридиан"
о взыскании излишне выплаченных сумм,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Меридиан" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Филиалу N 4 Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственному учреждению - Краснодарскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (в настоящее время - отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю) о признании незаконными решения о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения N 230422400000404 от 15.06.2022, в части требования возмещения пособия, выплаченного Резан Я.О. в размере 26 021, 80 рублей.
Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось со встречным заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Меридиан" излишне выплаченного пособия по беременности и родам в размере 26 021,80 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.03.2023 в удовлетворении первоначальных заявленных требований отказано. Взыскано с ООО "Меридиан" в пользу Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации излишне выплаченное пособие по беременности и родам в размере 26 021,80 рублей.
Решение суда мотивировано тем, что из Положения N 1540 "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" следует, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть менее минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", поэтому пособие Резан Я.О. должно было быть назначено и выплачено с учетом неполного рабочего времени (0,5 ставки) в сумме 32 856.60 руб. Следовательно, расходы на сумму 26021,80 руб., являются излишне понесенные региональным отделением Фонда и подлежат возмещению страхователем ООО "Меридиан".
Суд первой инстанции пришел к выводу, что излишняя выплата региональным отделением Фонда пособия по беременности и родам произошла в связи с неправомерными действиями страхователя по представлению недостоверных сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего пособия, поэтому удовлетворил встречный иск.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Меридиан" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 14 ФЗ от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
П. 1.1 предусмотрено, что в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, ниже минимального размера оплаты труда, определенного с учетом этих коэффициентов, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, равным минимальному размеру оплаты труда, определенному с учетом этих коэффициентов. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Средний заработок Резан Я.О. составил 171 560, 98 / 730 = 235,01 руб. На момент наступления страхового случая по МРОТ - 420,56 руб.
Вынося решение, с выводами Фонда согласился Арбитражный суд Краснодарского края, основывая свою правовую позицию на Положении N 1540 "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Однако Постановление Правительства РФ N1540 вступило в силу 01.01.2022, т.е. в рассматриваемом периоде (период нетрудоспособности Резан Я.О. с 29.01.2021 по 17.06.2021) Постановление Правительства РФ N 1540 не было принято, действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375.
На момент наступления страхового случая средний заработок Резан Я.О. был ниже минимального размера оплаты труда. Следовательно, расчет пособия по беременности и родам и временной нетрудоспособности необходимо производить из среднего заработка, равного МРОТ, без учета продолжительности рабочего времени 420,56*140 = 58 878, 40 руб.
Указанный подход соответствует выводам, поддержанным в Определениях Верховного суда РФ от 05.06.2018 N 309-КГ18-6206 по делу NА50-20675/2017, от 05.10.2018 N 309-КГ18-16194 по делу N А50-2794/2018, N301-ЭС209094 по делу N А17-1700/2019, постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6910/2022 от 02.12.2022.
В отзыве на апелляционную жалобу отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю просит судебный акт оставить без изменения.
Дело слушанием откладывалось.
От ООО "Меридиан" поступило ходатайство о процессуальном правопреемстве, в котором общество указало на реорганизацию государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации и как следствие создание юридического лица - Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В соответствии со статьей 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Учитывая вступление в законную силу п. 2 ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации", руководствуясь статьей 48 АПК РФ, апелляционный суд производит в порядке процессуального правопреемства замену государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, отделением Фонда в ходе проверки полноты и достоверности документов (сведений), влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего пособия и исчисление его размера, в отношении ООО "Меридиан" установлено, застрахованное лицо Резан Яна Олеговна принята в ООО "Меридиан" 01.10.2018 на должность товароведа на 0,5 ставки, на условиях шестидневной рабочей недели продолжительностью 20 часов с установленным должностным окладом в размере 6 500 руб. Данное место работы является основным. Указанную должность Резан Я.О. занимала до 09.11.2020, а с 10.11.2020 г. Резан Я.О. переведена на должность бухгалтера на полную ставку, не имея соответствующего образования и опыта работа в данной должности.
Результат проведенной проверки страхователя оформлен актом отделения Фонда от 06.05.2022 N 230422400000402.
На основании указанного акта отделением Фонда вынесено решение о возмещении страхователем излишне понесенных страховщиком расходов на выплату страхового обеспечения от 15.06.2022 N 230422400000404 (л.д. 19-24).
Несогласие с указанным решением отделения Фонда послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Принимая обжалуемый акт, суд первой инстанции с учетом положений статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о необоснованности заявленных обществом требований.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора (пункт 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ).
В силу подпунктов 7, 8, 10, 11 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка являются видами страхового обеспечения.
Согласно части 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются, в том числе пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка.
В соответствии со статьей 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 1.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Пунктом 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ, частью 2 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что страхователи обязаны, в том числе своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации;
в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев, предусмотренных законом, вести учет и отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации и расходам на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам; выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; предъявлять для проверки в территориальные органы страховщика документы, связанные с расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам.
Пунктами 6, 7 части 2 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что страховщик обязан в частности: - осуществлять в случаях, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, выплату страхового обеспечения застрахованным лицам; - выделять страхователям в установленном порядке необходимые средства на выплату страхового обеспечения сверх начисленных ими страховых взносов.
При исследовании материалов дела судом первой инстанции верно установлено, что страхователем ООО "Меридиан" 03.02.2021 в отделение Фонда был представлен реестр, содержащий сведения необходимые для назначения и выплаты пособия по беременности и родам Резан Яне Олеговне на основании листка нетрудоспособности N 910054952148 (период нетрудоспособности с 29.01.2021 по 17.06.2021).
В установленные сроки отделением Фонда произведена обработка поступившего электронного реестра сведений и принято решение о назначение и перечисление Резан Я.О. пособия по беременности и родам в размере 58 878,40 руб. Пособие по беременности и родам было выплачено Резан Я.О. 10.02.2021.
06.05.2022 отделением Фонда проведена камеральная проверка полноты и достоверности документов (сведений), влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего пособия и исчисление его размера, в отношении ООО "Меридиан".
При проведении проверки отделение Фонда руководствовалось Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2375 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2021 году территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников" (далее - Постановление) вступило в законную силу 01.01.2021.
В ходе проверки было установлено, что застрахованное лицо Резан Я.О. принята в ООО "Меридиан" 01.10.2018 на должность товароведа на 0,5 ставки, на условиях шестидневной рабочей недели продолжительностью 20 часов с установленным должностным окладом в размере 6500 руб. Данное место работы является основным. Указанную должность Резан Я.О. занимала до 09.11.2020, а с 10.11.2020 Резан Я.О. переведена на должность бухгалтера.
Согласно дополнительному соглашению N МН-01 от 10.11.2020 к трудовому договору N МН51 от 01.10.2018, Резан Я.О. установлена шестидневная рабочая неделя, продолжительностью 40 часов и установлен должностной оклад в размере 15 000 руб.
Согласно сведениям, содержащимся в трудовой книжке Резан Я.О. работала с 02.06.2016 по 27.01.2017 в ООО "Меридиан" менеджером по продажам, с 01.07.2017 по 20.09.2018 у ИП Хрисаниди Н.К. продавцом, а с 01.10.2018 в ООО "Меридиан" в должности товароведа, т.е. до 10.11.2020 должность бухгалтера Резан Я.О. ранее никогда не занимала, таким образом, опыт работы в должности бухгалтера отсутствует. Экономическое образование у Резан Я.О. также отсутствует. Страхователем предоставлен диплом Резан Я.О. о среднем профессиональном образовании по специальности: Технология продукции общественного питания (технолог).
В соответствии со штатным расписанием в 2019 г. и 2020 г. в ООО "Меридиан" предусмотрено 2 штатные единицы на должности бухгалтера с должностным окладом 15 000 руб. за штатную единицу. Согласно табелям учета рабочего времени в 2019 г. и до 25.10.2020 в ООО "Меридиан" работали 3 бухгалтера, из которых один бухгалтер работал на условиях полного рабочего времени, а два бухгалтера на 0,5 ставки (суммарно 2 штатные единицы).
25.10.2020 бухгалтер Константинова О.Н., которая занимала должность бухгалтера на 0.5 ставки, была переведена на должность - заведующая складом, в связи с чем должность бухгалтера на неполный рабочий день стала вакантной.
С 10.11.2020 Резан Я.О. с должности товароведа переведена на должность бухгалтера, на полный рабочий день. В результате чего в ноябре - декабре 2020 г. должностные обязанности бухгалтера исполняли 2,5 штатные единицы, что превышает численность, предусмотренную штатным расписанием.
С 29.01.2021 на основании заявления и листка нетрудоспособности по беременности и родам Резан Я.О. предоставлен отпуск по беременности и родам с 29.01.2021 по 17.06.2021. Пособие по беременности и родам назначено из минимального размера оплаты труда из расчета полного рабочего времени (1 ставки) в сумме 58 878,40 руб.
В должности бухгалтер Резан Я.О. проработала около 2,5 месяца. Факт работы Резан Я.О. в должности бухгалтера страхователем не подтвержден.
В письменных пояснениях страхователь ООО "Меридиан" ссылается на то, что Резан Я.О. работала бухгалтером на участке "обработка первичной документации". Права подписи первичных документов Резан Я.О. не имела, а в должностные обязанности ее входило проверить наличие подписей и печатей на документах, количество сданных документов, складирование документов в архив, проверка НДС и сверка контрагента в книге продаж.
В январе 2021 г. двум бухгалтерам предоставлен отпуск по беременности и родам. С февраля по апрель 2021 г. работал один бухгалтер на условиях полного рабочего дня, с 13.05.2021 г. принят второй бухгалтер так же на 1 ставку (с мая по октябрь 2021 работали 2 штатные единицы бухгалтера), с декабря 2021 г. один бухгалтер переведен на 0.5 ставки и на конец 2021 должностные обязанности бухгалтера исполняли 1.5 штатные единицы.
На основании изложенного отделение Фонда пришло к выводу, что переводить Резан Я.О. на должность бухгалтера, на полный рабочий день у страхователя не было необходимости, вакантная должность бухгалтера была на 0.5 ставки, в связи с чем назначение и выплата пособия из расчета полного рабочего времени не обоснована.
Как следует из Постановления N 2375, после получения реестра сведений от страхователя региональное отделение Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий.
Таким образом, отделение Фонда исчисляет и выплачивает застрахованному лицу (работнику) пособие на основании сведений, представленных в региональное отделение Фонда страхователем (работодателем).
На основании представленного ООО "Меридиан" реестра сведений отделение Фонда назначило и перечислило Резан Я.О. пособие по беременности и родам за период с 29.01.2021 по 17.06.2021 в сумме 58 878,40 руб.
12.10.2022 отделением Фонда направлена претензия с требованием добровольно перечислить излишне выплаченное пособие по беременности и родам в сумме 26 021,80 руб. в течение 30 календарных дней со дня получения письма.
Отделение Фонда должно было произвести расчет пособия по беременности и родам согласно пункта 1.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ от 29.12.2006 г. "Об обязательном социальном страховании и на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством" (далее Закон N 255-ФЗ) в котором указано, что в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, ниже минимального размера оплаты труда, определенного с учетом этих коэффициентов, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, равным минимальному размеру оплаты труда, определенному с учетом этих коэффициентов. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.
Довод общества, изложенный в апелляционной жалобе о том, что принимая решение по данному делу, суд руководствовался Положением N 1540 "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Положение N 1540) которое действует с 01.01.2022, принимается апелляционным судом
Вместе с тем указанное не привело к принятию неверного судебного акта в силу следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Положение N 375).
Согласно пункту 1 Положения N 375 настоящее Положение, разработанное в соответствии со статьей 14 Закона N 255, определяет особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Пунктом 11 (1) Положения N 375 предусмотрено, что в случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 настоящего Положения, не имело заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу, исходя из минимального размера оплаты труда, размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
Согласно пункту 15 Положения N 375 во всех случаях для исчисления пособий используется средний дневной заработок, за исключением исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с пунктом 23 настоящего Положения. Пункты 15 (1) - 15 (3) Положения N 375 устанавливают порядок определения среднего дневного заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В соответствии с пунктом 15 (3) Положения N 375 в случаях, указанных в пункте 11 (1) настоящего Положения, для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний дневной заработок определяется путем деления минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730. Согласно пункту 16 Положения N 375 в случае установления застрахованному лицу неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня) средний дневной заработок определяется в том же порядке, который предусмотрен пунктами 15 (1) - 15 (3) настоящего Положения. Таким образом, в случае если застрахованному лицу установлен режим неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний дневной заработок определяется в таком же порядке как и в случае когда работнику установлен нормальный режим рабочего времени и работник работает полный рабочий день.
В тоже время в соответствии с абзацем 3 статьи 93 Трудового кодекса Российской Федерации при работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.
Апелляционный суд соглашается с позицией Фонда о том, что с учетом Постановления N 375 расчет пособия следует произвести следующим образом:
1. Заработок за расчетные годы
Год |
Заработок |
Предельная |
Дней болезни, |
Страхователь |
2021 |
78 471,81 |
|
- |
|
Итого: |
78 471,81 |
755 000 |
|
|
2020 |
93 089,16 |
|
-1 |
|
Итого: |
93 089,16 |
815 ООО |
|
Всего заработка с учетом предельной облагаемой взносами величины: 171560,97
2. Расчет среднего заработка
Среднедневной заработок составил: 171560 / 731 = 234.69
3. Расчет пособия по беременности и родам
234,69 * 140 = 32856,60 руб.
4. Размер пособия по беременности и родам назначенного и выплаченного ФСС
исходя из предоставленных сведений страхователем
420,56 * 140 = 58878,40
5. Излишне понесенные расходы ФСС
58878,40 - 32856,60 = 26021,80 руб.
В соответствии с пунктом 6.1 части 2 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" страхователь обязан возмещать страховщику суммы излишне понесенных им расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам в случае, если страхователем представлены недостоверные и (или) неполные сведения.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право осуществлять взыскание сумм излишне понесенных страховщиком расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам со страхователей или с застрахованных лиц в судебном порядке.
В соответствии со статьей 15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Указанные расходы по смыслу части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ являются убытками, понесенными территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2015 N 304-КП5-5176).
Отделение Фонда является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Денежные средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий и являются федеральной собственностью.
Как следует из материалов дела, установлено судом, в связи с предоставлением страхователем недостоверных данных, отделением Фонда было выплачено пособие в завышенном размере; размер переплаты (убытков) составил 26 021,80 руб.
На основании изложенного судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что пособие Резан Я.О. должно было быть назначено и выплачено с учетом неполного рабочего времени (0,5 ставки) в сумме 32 856.60 руб. Поскольку излишняя выплата отделения Фонда пособия по беременности и родам произошла в связи с неправомерными действиями страхователя по представлению недостоверных сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего пособия, расходы на сумму 26 021,80 руб. подлежат возмещению страхователем ООО "Меридиан".
Суд первой инстанции на основе полного, объективного и всестороннего исследования доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установил совокупности двух условий, необходимых для признания оспариваемого решения недействительным, поэтому правомерно отказал в удовлетворении заявленных обществом требований и удовлетворил встречные требования. Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела не установил оснований для иной оценки доказательств, представленных в материалы дела.
В целом доводы апелляционной жалобы общества направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
произвести процессуальную замену заинтересованного лица - государственного учреждения - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2308007718, ОГРН 1022301212878) на отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю (ИНН 2308014320, ОГРН 1022301602091).
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.03.2023 по делу N А32-34794/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-34794/2022
Истец: ГУ Краснодарский региональный Фонд социального страхования РФ, ООО МЕРИДИАН
Ответчик: ГУ Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ ФИЛИЛ N4 КРАСНОДАРСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ, Филиал N4 Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
Третье лицо: Резан Яна Олеговна, Рязан Я О