г. Саратов |
|
15 июня 2023 г. |
Дело N А06-6387/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "07" июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" июня 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Землянниковой В.В., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Наховой М.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы веб-конференции апелляционную жалобу акционерного общества "Каустик" на решение Арбитражного суда Астраханской области от 30 марта 2023 года по делу N А06-6387/2022
по заявлению акционерного общества "КАУСТИК" (400097, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. 40 лет ВЛКСМ, д. 57, ОГРН 1023404355666, ИНН 3448003962)
к Астраханской таможне (414018, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Адмирала Нахимова, д. 42, ОГРН 1033001700159, ИНН 3017003414)
о признании незаконным решения,
при участии в судебном заседании: от Астраханской таможни - представитель Сысова Ирина Николаевна, действующая на основании доверенности N 07-18/19751 от 29.12.2022, сроком до 31.12.2023; от иных лиц - не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "КАУСТИК" (далее - АО "КАУСТИК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Астраханской таможне (далее - таможенный орган) со следующими требованиями:
- о признании незаконным решения от 05.07.2022 N 1031100/210/050722/Т000028/001 о выявлении нарушения АО "КАУСТИК" пункта 3 статьи 5 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов от 06.06.2016, а также о признании товаров "смесь нефтепродуктов" незаконно перемещенными при вывозе с территории Российской Федерации в Республику Кыргызстан в нарушение пункта 1 статьи 104 ТК ЕАЭС, влекущее доначисление таможенных платежей в соответствии с пунктом 2, 5 статьи 56 ТК ЕАЭС;
- о признании незаконным уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 05.07.2022 N 10311000/У2022/0000219.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 30 марта 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Также суд указал на отмену после вступления в законную силу судебного акта обеспечительных мер, принятых определением арбитражного суда по данному делу от 25.07.2022, выраженных в приостановлении действия уведомления Астраханской таможни о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 05.07.2022 N 10311000/У2022/0000219 и запрета таможенному органу совершать действия, связанные с исполнением данного уведомления до рассмотрения дела по существу.
Акционерному обществу "КАУСТИК" из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в размере 6 000 рублей, уплаченная по платежным поручениям от 19.07.2022 N 12042 и от 19.07.2022 N 12043.
Акционерное общество "КАУСТИК" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Астраханской таможней в порядке статьи 262 АПК РФ представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании участвовал представитель Астраханской таможни.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 186 АПК РФ, путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа. Также извещены о времени и месте судебного заседания посредством направления заказной корреспонденции.
Согласно отчету о публикации информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
Информация о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца 2 части 1 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, в том числе в виде электронных образов, размещенных в системе "КАД Арбитр" (далее - материалы дела), проверив доводы апелляционной жалобы, с учетом отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, с 03.02.2022 года Астраханской таможней в отношении акционерного общества "Каустик" в соответствии со статьей 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) проведена камеральная таможенная проверка по факту незаконного перемещения товара группы 27 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза "прочие отработанные нефтепродукты".
В ходе проведения камеральной таможенной проверки было установлено, что 05.03.2017 АО "Каустик" в рамках внешнеторгового контракта от 15.02.2017 N RF/00203275/42-17, заключенного с ООО "Профикс-Юг" (Республика Киргизия), в Республику Киргизия осуществлена поставка товара "прочие отработанные нефтепродукты" весом 55 960 кг., стоимостью 1 091 220 руб., товарной подсубпозиции 2710 99 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС с использованием железнодорожного транспорта (т. 2, л.д. 127). На данный товар подана статистическая форма N 10311000/060317/С165201 (т. 2, л.д. 114).
Заявленный код ТН ВЭД ЕАЭС товаров, исходя из их описания, физических характеристик и химического состава АО "КАУСТИК" определен верно и подтверждается представленными обществом документами и сведениями. При этом данная поставка осуществлена без таможенного декларирования.
На основании акта камеральной таможенной проверки от 31.05.2022 N 10311000/210/310522/А000028 (т. 1, л.д. 76 - 91), составленного по результатам указанной проверки, таможенным органом 05.07.2022 принято решение по результатам таможенного контроля N 10311000/210/050722/Т000028/001, в соответствии с которым таможенным органом установлено нарушение Обществом пункта 3 статьи 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской республики о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов от 06.06.2016, товары "прочие отработанные нефтепродукты" признаны незаконно перемещенными при вывозе из Российской Федерации в Республику Киргизия в нарушение пункта 1 статьи 104 ТК ЕАЭС, влекущее за собой доначисление таможенных платежей в соответствии со статьей 56 ТК ЕАЭС в сумме 299 990,42 руб. (т. 1, л.д. 57 - 63). При этом данное решение содержит ссылки как на нормы Таможенного кодекса таможенного союза, так и на нормы Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
Кроме того, таможенным органом обществу выставлено уведомление 05.07.2022 о не уплаченных в установленный срок таможенных платежах, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней N 10311000/У2022/0000219 на общую сумму 420 736, 57 руб. (т. 1 л.д. 64-65).
Не согласившись с указанными решением и уведомлением, АО "Каустик" обратилось в суд с рассматриваемым в настоящем деле заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые решение и уведомление о не уплаченных в установленный срок таможенных платежах и пенях соответствуют законодательству и не нарушают материальных прав заявителя.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь, обязанность доказывания нарушения прав в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
В соответствии с пунктом 4 статьи 188 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС) при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату.
В силу пункта 1 статьи 75 ТК ТС объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 51 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, а также иные товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС.
Согласно статье 203 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" товары, ввозимые в РФ с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза, в том числе перемещаемые через территории государств - членов Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также товары, вывозимые из РФ за пределы таможенной территории Таможенного союза, подлежат таможенному декларированию в соответствии с главой 27 ТК ТС при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры.
Под товаром в соответствии со статьей 4 ТК ТС понимается любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств - членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.
Аналогичная норма закреплена в пункте 45 части 1 статьи 2 ТК ЕАЭС.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2012 N 923 "Об утверждении Перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об определении видов стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тыс. рублей" нефть сырая и нефтепродукты, содержащие 70% или более нефти или нефтепродуктов (при условии, что эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов), отработанные нефтепродукты, классифицируемые в соответствии с товарными позициями 2709-2710 ТН ВЭД ЕАЭС, отнесены к перечню стратегически важных ресурсов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов от 06.06.2016 (далее - Соглашение от 06.06.2016) товары 27 группы ТН ВЭД ЕАЭС в целях учета подлежат таможенному декларированию в Российской Федерации, как если бы они вывозились за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, без применения временного периодического таможенного декларирования, установленного законодательством Российской Федерации.
Пунктом 25 статьи 2 ТК ЕАЭС закреплено понятие "незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза", в соответствии с которым незаконным считается перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 ТК ЕАЭС должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.
Таким образом, АО "Каустик", в рассматриваемом случае, должна была быть подана таможенная декларация. Данное обстоятельство в соответствии с пунктом 25 статьи 2 ТК ЕАЭС свидетельствует о незаконности перемещения Обществом спорного товара.
В соответствии с пунктом 2 статьи 56 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает у лиц, незаконно перемещающих товары.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 56 ТК ЕАЭС при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размере, как если бы товары помещались под таможенную процедуру экспорта - без применения льгот по уплате вывозных таможенных пошлин.
Как было указано выше, таможенным органом в рамках проведения камеральной проверки был установлен факт вывоза 05.03.2017 с территории Российской Федерации в Республику Киргизия товаров "смесь нефтепродуктов", классифицируемых в позиции 2710 ТНВЭД ЕАЭС, без таможенного декларирования, предусмотренного Соглашением от 06.06.2016.
На данный товар обществом 06.03.2017 подана статистическая форма N 10311000/060317/С165201.
Пунктом 4 статьи 96 ТК ТС (пункт 2 статьи 14 ТК ЕАЭС) установлено, что товары Союза находятся под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Союза с момента регистрации таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации, либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Союза, и до пересечения таможенной границы.
Республика Киргизия в соответствии с Договором о присоединении к договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 является государством-членом Союза, в связи с чем товар "прочие отработанные нефтепродукты" перемещался по таможенной территории Союза, его вывоз с таможенной территории Союза не осуществлялся.
Пунктом 3 статьи 5 Соглашения от 06.06.2016 товары 27 группы ТН ВЭД ЕАЭС в целях учета подлежат таможенному декларированию в Российской Федерации, как если бы они вывозились за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза.
Таким образом, в связи с тем, что 05.03.2017 с территории Российской Федерации в Республику Киргизию был вывезен товар "смесь нефтепродуктов", классифицируемый в позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС, без таможенного декларирования, предусмотренного Соглашением от 06.06.2016, сроком уплаты таможенных платежей, пошлин, налогов в отношении рассматриваемого товар является 05.03.2017.
На основании акта камеральной таможенной проверки от 31.05.2022 N 10311000/210/310522/А000028 таможенным органом 05.07.2022 принято решение по результатам таможенного контроля N 10311000/210/050722/Т000028/001, в соответствии с которым таможенным органом установлено нарушение Обществом пункта 3 статьи 5 Соглашения от 06.06.2016, товары "прочие отработанные нефтепродукты" признаны незаконно перемещенными при вывозе из Российской Федерации в Республику Киргизия в нарушение пункта 1 статьи 104 ТК ЕАЭС.
В тот же день, 05.07.2022, таможенным органом в адрес общества направлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее - уведомление) N 10311000/У2022/0000219 в размере 299 990,42 руб. (55,96 х 91 х 58,9099 (курс доллара на 05.03.2017).
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 ТК ЕАЭС товары, вывозимые с таможенной территории Союза, находятся под таможенным контролем с момента регистрации таможенной декларации либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Союза.
В соответствии с пунктом 7 статьи 310 ТК ЕАЭС после наступления обстоятельств, указанных в пункте 7 статьи 14 ТК ЕАЭС, а именно помещение товаров под выбранную таможенную процедуру, таможенный контроль проводится до истечения трех лет со дня наступления такого обстоятельства.
АО "Каустик" осуществлен вывоз с территории Российской Федерации товара товарной группы 27 ТН ВЭД без таможенного декларирования и помещения под таможенные процедуры, соответственно трехлетний срок для проведения таможенного контроля, предусмотренный статьей 14 ТК ЕАЭС, на данный товар не распространяется.
В силу подпункта 2 пункта 5 статьи 81 ТК ТС, действовавшего на дату вышеуказанной поставки товара в Республику Киргизия, при незаконном перемещении товаров через таможенную границу таможенные пошлины, налоги подлежат уплате при вывозе товаров таможенного союза с таможенной территории - в размерах, соответствующих суммам вывозных таможенных пошлин, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенную процедуру экспорта, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным исходя из ставок таможенных пошлин и курса валют, устанавливаемого в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов, и действующих на день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, - на день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу.
Пунктом 3 статьи 74 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации установлено, что факты нарушения норм международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, влекущие наступление срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов или пеней, фиксируются на основании решения таможенного органа по результатам таможенного контроля (аналогичные положения содержались в пункте 5 статьи 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
Нарушение со стороны Общества вышеуказанного Соглашения от 06.06.2016, выразившееся в недекларировании товаров 27 группы ТН ВЭД ЕАЭС при вывозе таких товаров из Российской Федерации в Республику Киргизия, было выявлено таможенным органом 05.07.2022 - в день регистрации решения по результатам таможенного контроля.
В соответствии с пунктом 15 статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, процентов и пеней должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по соответствующей уплате.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 74 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ выявление факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный ТК ЕАЭС и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок фиксируется таможенным органом если таможенное декларирование товаров не производилось либо производилось с применением иных таможенных документов, - путем заполнения расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, корректировки таможенного приходного ордера, корректировки заявления, предусмотренного пунктом 4 статьи 277 ТК ЕАЭС, либо иного таможенного документа, определенного Комиссией в соответствии с пунктом 24 статьи 266 ТК ЕАЭС, а в случае, указанном в пункте 26 статьи 266 ТК ЕАЭС, - путем расчета таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам.
В рассматриваемом случае, с учетом положений подпункта 3 пункта 2 статьи 74 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ, днем обнаружения факта неисполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней является день регистрации расчета таможенных платежей от 05.07.2022 N 10311000/050722/0000002 в соответствии с решением по результатам таможенного контроля от 05.07.2022 N 10311000/210/050722/Т000028/001 (т. 2, л.д. 144 - 145).
В силу подпункта 1 пункта 8 статьи 71 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не применяются, если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, предусмотренное статьей 73 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ, не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 ТК ЕАЭС, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению.
Таким образом, трехлетний срок, установленный подпунктом 1 пункта 8 статьи 71 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ, исчисляется со дня наступления обстоятельств, при которых наступила обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, а именно со дня принятия решения по результатам проведенной камеральной таможенной проверки от 05.07.2022 N 10311000/210/050722/Т000028/001 и регистрации расчета таможенных платежей от 05.07.2022 N 10311000/050722/0000002/02, который на дату выставления Обществу оспариваемого уведомления не истек.
Как верно указано судом первой инстанции, оспариваемое по делу уведомление выставлено АО "Каустик" 05.07.2022 (дата уведомления), то есть в пределах срока, установленного пунктом 15 статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ.
Поскольку незаконное перемещение товаров фактически было выявлено только в 2022 году, трехлетний срок для проведения таможенного контроля в рассматриваем случае не применим ввиду того, что товар перемещен незаконно, то есть отсутствуют фактическое перемещение товаров через таможенную границу Союза, факты регистрации таможенной декларации на данные товары или помещение таких товаров под действие таможенной процедуры вопреки обязательному совершению таких действий со стороны АО "Каустик" в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Соглашения от 06.06.2016.
В рассматриваемом случае таможенным органом установлена предполагаемая дата декларирования товара под таможенную процедуру экспорта - 05.03.2017 (согласно Соглашению от 06.06.2016 между Правительством Российской Федерации и Республикой Киргизия товары 27 группы ТН ВЭД ЕАЭС, вывозимые из Российской Федерации в Республику Киргизия в целях учета подлежат таможенному декларированию в Российской Федерации, как если бы они вывозились за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза).
Суд апелляционной инстанции признает несостоятельным довод заявителя апелляционной жалобы о том, что при принятии оспариваемого решения таможенным органом не были применены положения Федерального закона от 27 ноября 2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311 -ФЗ) и Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС), подлежащие применению.
Акт таможенного органа от 31.05.2022 N 10311000/210/310522/А000028, решение таможни от 05.07.2022 N 10311000/210/050722/Т000028/001 содержат ссылки на нормы ТК ТС, Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ, а также ссылки на нормы ТК ЕАЭС и Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ факты нарушения норм международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, влекущие наступление срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов или пеней, фиксируются на основании решения таможенного органа по результатам таможенного контроля (аналогичные положения содержатся в пункте 5 статьи 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ).
Вместе с тем, нарушение со стороны общества Соглашения от 06.06.2016, заключенного между Правительством Российской Федерации и Республикой Киргизия, выразившееся в недекларировании товаров 27 группы ТН ВЭД ЕАЭС при вывозе таких товаров из Российской Федерации в Республику Киргизия, было выявлено таможенным органом только в 2022 году, 05.07.2022 - в день регистрации решения по результатам таможенного контроля в соответствии с пунктом 3 статьи 74 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ (пункт 5 статьи 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ).
Рассматриваемые положения действующего законодательства (Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ и Таможенного кодекса Евразийского экономического союза дублируют положения ранее действующего законодательства (Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ и ТК ТС).
Таким образом, на дату выявления и фиксации факта допущенного обществом нарушения - 05.07.2022 подлежали применению нормы действующего таможенного законодательства (Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ и ТК ЕАЭС).
Также подлежит отклонению довод апелляционной жалобы об истечении трехлетнего срока на осуществление таможенного контроля ввиду того, что действие по фактическому вывозу товара с территории Российской Федерации подтверждается подачей статистической формы от 06.03.2017 N 10311000/060317/С165201 в электронном виде.
Пунктом 7 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза (далее - Союз), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. N 1329 и действовавшими до 24 июля 2020 г. (далее - Правила) предусмотрено, что статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Следовательно, сам факт подачи статистической формы в таможенный орган не является подтверждением того, что именно в тот же день была фактически осуществлена отгрузка товаров, а также не подтверждает дату фактического пересечения таможенной границы Российской Федерации.
Более того, статистическая форма в электронной форме заполняется и подается через личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности заявителем посредством сети "Интернет". Поступает такая статистическая форма в таможенный орган автоматически.
Статистическая форма отчетности не является видом таможенной декларации в соответствии со статьей 105 ТК ЕАЭС. Обязанность таможенного органа инициировать проверочные мероприятия по каждому факту подачи статистической формы законодательно не закреплена.
При этом, ссылка общества на пункт 11 Правил ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891, неправомерна, поскольку постановление Правительства Российской Федерации, утвердившее данные правила, вступило в законную силу 24.07.2020, в то время как статистическая форма была подана 06.03.2017.
Довод апелляционной жалобы о том, что буквальное толкование пункта 3 статьи 5 Соглашения от 06.06.2016, устанавливающего обязательное таможенное декларирование вывозимых с территории Российской Федерации в Республику Киргизия товаров 27 группы ТН ВЭД ЕАЭС, как если бы они вывозились за пределы таможенной территории Союза, следует, что совершение действий, направленных на вывоз товаров с территории Российской Федерации аналогично действиям, направленным на вывоз товаров с таможенной территории Союза, основан на неверном толковании норм права.
Пунктом 4 статьи 96 ТК ТС (пункт 2 статьи 14 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза - далее ТК ЕАЭС) установлено, что товары Союза находятся под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Союза с момента регистрации таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации, либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Союза, и до пересечения таможенной границы.
Пунктом 3 статьи 5 Соглашения от 06.06.2016 определяются лишь классификация таможенной процедуры, в соответствии с приложением N 1 к приказу ФТС России от 21 августа 2007 г. N 1003 "О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей", который необходимо применить для целей учета вывозимых из Российской Федерации в Республику Киргизия товаров из нефтепродуктов - экспорт (путем подачи экспортной декларации). Указанным пунктом не устанавливаются новые границы таможенной территории Союза.
По результатам проведенной таможенным органом проверки товары были признаны незаконно перемещенными товарами ввиду отсутствия надлежащего таможенного декларирования в соответствии с Соглашением от 06.06.2016.
Для целей определения точного размера сумм подлежащих уплате таможенных платежей таможенным органом была определена дата 05.07.2022, указанная в железнодорожной накладной N 22957992. Установление данной даты таможенным органом не свидетельствует о том, что от нее должен исчисляться 3-х летний срок, установленный статьей 99 ТК ТС (пунктом 7 статьи 310 ТК ЕАЭС), для осуществления таможенного контроля ввиду того, что выпуск товаров, как и его декларирование не осуществлялись, вывоз товаров за пределы таможенной территории Союза также осуществлен не был, срок для проведения таможенного контроля при незаконном перемещении товаров законодательством не ограничен.
Кроме того, в обоснование довода о неправомерности проведения таможенного контроля за пределами 3-х летнего срока и осуществлении последующих действий по выставлению уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей и пени общество приводит положения пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства", которые утратили силу с принятием Постановления Пленума ВС РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза".
Относительно довода общества о неверном определении ставки пени до 04.09.2018 суд считает необходимым указать следующее.
Товары, вывозимые обществом в Республику Киргизия в 2017 году, признаны незаконно перемещенными товарами ввиду отсутствия надлежащего декларирования в соответствии с Соглашением от 06.06.2016. Факт незаконного перемещения товара выявлен в 2022 году и отражен в решении по результатам таможенного контроля от 05.07.2022 N 10311000/210/050722/Т000028/001. Таким образом, отношения, рассматриваемые в настоящем споре, возникли в 2022 году.
Пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ закрепляет положение о том, что акты законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, а также указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ, применяются к отношениям, возникшим со дня вступления их в силу, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 6 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ положения актов законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иных правовых актов Российской Федерации в сфере таможенного регулирования, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу в случаях, если предусматривают это. Акты законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иные правовые акты Российской Федерации в сфере таможенного регулирования могут иметь обратную силу в случаях, если это предусмотрено международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования или федеральными законами.
Таким образом, расчет пени, произведенный в соответствии с положениями статьи 72 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ, указанный в уведомлении о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей и пеней от 05.07.2022 N 10311000/У2022/0000219, соответствует требованиям действующего законодательства.
Кроме того, суд обращает внимание на то, что применение ставки пени за период с 06.03.2017 по 04.09.2018, равной одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 151 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ, увеличит размер подлежащих уплате сумм пени, что свидетельствует о том, что примененная таможенным органом ставка равная одной трехсот шестидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в любом случае не нарушает прав и интересов общества.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что по делу принято законное и обоснованное решений, оснований для отмены которого не имеется.
Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, апелляционная коллегия считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у апелляционного суда нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 30 марта 2023 года по делу N А06-6387/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.М. Степура |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-6387/2022
Истец: ОАО "Каустик"
Ответчик: Астраханская таможня, Астраханская таможня Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы