город Ростов-на-Дону |
|
15 июня 2023 г. |
дело N А53-4158/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу: представитель Колесникова Ж.А. по доверенности от 15.05.2023, удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "ГЛАВБИР" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.03.2023 и МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу на определение Арбитражного суда Ростовской области от 22.05.2023 об исправлении опечатки по делу N А53-4158/2023
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (ИНН: 6165157156, ОГРН: 1096165003791)
о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ГЛАВБИР" (ОГРН: 1172375063706, ИНН: 2312263672)
к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу, управление) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ГЛАВБИР" (далее - ООО "ГЛАВБИР", общество) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 руб. Суд передал на уничтожение пиво в ассортименте, находящееся в металлических кегах объемом по 30 и 50 литров в количестве 55 единиц, возвратил обществу находящиеся на ответственном хранении металлические кеги емкостью по 30 и 50 литров в количестве 55 единиц. Решение мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным. Суд снизил штраф, применив положения ст. 4.1.2 КоАП РФ.
ООО "ГЛАВБИР" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда в части назначения административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей отменить, заменить в соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ административный штраф на предупреждение.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что общество включено реестр субъектов малого предпринимательства, как малое предприятие, ранее к административной ответственности не привлекалось.
МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу обжаловало определение суда первой инстанции от 22.05.2023 об исправлении опечатки и просило определение об исправлении опечатки отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления ООО "Главбир" отказать, ссылаясь на то, что исправлением опечатки фактически изменил вынесенное решение, поскольку суд в мотивировочной части решения не конкретизирует ООО "Главбир" ИНН 3443130910, не конкретизирует лицо, которому кеги подлежат возвращению, указание в резолютивной части решения ООО "Главбир" ИНН 2312263672 (привлеченное лицо).
От МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу поступили дополнения N 2.
Суд протокольным определением приобщил представленные дополнения N 2 к материалам дела.
От ООО "ГЛАВБИР" поступил отзыв на апелляционную жалобу с приложенными дополнительными документами.
Суд приобщил отзыв на апелляционную жалобу с приложенными дополнительными документами к материалам дела.
В судебном заседании представитель МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу просил отменить решение суда первой инстанции в части кег, с учетом определения об исправлении опечатки.
ООО "ГЛАВБИР", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, в ходе проводимой внеплановой документарной проверки осуществлен анализ представленных материалов проверки МО МВД России "Красносулинский" по факту перевозки алкогольной продукции без регистрации в системе ЕГАИС (КУСП N 5846 от 08.10.2022), установлено, что 08.10.2022 сотрудниками МО МВД России "Красносулинский" 08.10.2022 в 16 часов 45 минут на 993 км а/д М-4 "Дон" остановлен для проверки автомобиль 4710-0000010-02 государственный регистрационный знак Х939ВК761 под управлением водителя: Епищенко Сергея Александровича, проживающего по адресу: г. Гуково, ул. Коминтерна, 23, двигающийся по маршруту Ростов-Морозовск.
При обследовании транспортного средства выявлен факт оборота алкогольной продукции (пива) общим объемом 3300 литров, информация об обороте которой отсутствует (не отражена) в ЕГАИС. Данный груз доставлен в МО МВД России "Красносулинский".
Водителем на перевозимый груз (пиво) предоставлена товарно-транспортная накладная N РБ000002062 от 08.10.2022, грузоотправитель: ООО "ГЛАВБИР" грузополучатель: ИП Лященко Татьяна Анатолиевна, ИНН 612101369143, Ростовская область, Морозовский район, г. Морозовск, ул. Коммунистическая, 189.
Согласно информации, содержащейся в ЕГАИС, информация по ТТН N РБ000002062 от 08.10.2022 об обороте пива отсутствует. Иные документы на перевозимый груз водителем не предоставлены.
В отношении алкогольной продукции принята мера обеспечения в виде изъятия и передачи на ответственное хранение в АО "Росспиртпром" (Акт приема-передачи от 14.10.2022 N уЗ-13219/09-12).
В ходе проведения проверки сотрудниками МО МВД России "Красносулинский" 08.10.2022 опрошен водитель Епищенко Сергей Александрович, согласно объяснению которого алкогольная продукция в алюминиевой таре объемом 50 и 30 литров загружена в автомобиль с оптового склада, находящегося по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Стартовая 3/11, и направлялась в город Морозовск, вместе с продукцией водителю Епищенко С.А. выдан пакет документации.
Кроме этого, 10.10.2022 представителем ООО "ГЛАВБИР" Максаковым А.Н. даны пояснения, согласно которым документация на груз была выдана водителю ошибочно, в связи, с чем 10.10.2022 им предоставлены товарно-транспортные накладные, в которых грузоотправителем является ООО "Главбир" ИНН 2312263672, КПП 616145001, адрес: 344092, г. Ростов-на-Дону, ул. Стартовая 3/11, а именно:
ТТН РБ00002066 от 08.10.2022;
ТТН РБ00002063 от 08.10.2022;
ТТН РБ00002057 от 08.10.2022;
ТТН РБ00002058 от 08.10.2022;
ТТН РБ00002060 от 08.10.2022;
ТТН РБ00002064 от 08.10.2022;
ТТНРБ00002059 от 08.10.2022;
ТТН РБ00002065 от 08.10.2022;
ТТН РБ00002069 от 08.10.2022;
ТТН РБ00002068 от 08.10.2022;
ТТН РБ00002067 от 08.10.2022;
ТТН РБ00002061 от 08.10.2022, которые, согласно позиции ООО "Главбир", должны были сопровождать оборот пива, пресеченного сотрудниками МО МВД "Красносулинский".
Согласно сведениям ЕГАИС, информация о принятии ТТН грузополучателем зафиксирована до остановки транспортного средства сотрудниками МО МВД "Красносулинский" (08.10.2022 в 16 часов 45 минут) по следующим ТТН:
ТТН N РБ00002068 от 08.10.2022, грузополучатель ИП Вивденко Максим Валентинович, адрес: 346479, Ростовская обл, Октябрьский р-н, Каменоломни рп, Комсомольская ул, дом N 55, алкогольная продукция принята получателем 08.10.2022 в 12 часов 59 минут;
ТТН N РБ00002065 от 08.10.2022, грузополучатель ИП Толстиков Сергей Михайлович, адрес: Ростовская обл, Новошахтинск г, Харьковская ул, дом N 87, корпус б, алкогольная продукция принята получателем 08.10.2022 в 14 часов 15 минут;
ТТН N РБ00002064 от 08.10.2022, грузополучатель ИП Толстиков Сергей Михайлович, адрес: Ростовская обл, Новошахтинск г, Харьковская ул, дом N 52, п8, алкогольная продукция принята получателем 08.10.2022 в 14 часов 16 минут;
ТТН N РБ00002063 от 08.10.2022, грузополучатель ИП Лукьянов Андрей Владимирович, адрес: Ростовская обл, Ростовская обл, Каменск-Шахтинский г, Станционный пер, дом N 8, корпус А, алкогольная продукция принята получателем 08.10.2022 в 13 часов 00 минут;
ТТН N РБ00002060 от 08.10.2022, грузополучатель ИП Лукьянов Андрей Владимирович, адрес: Ростовская обл, Ростовская обл, Каменск-Шахтинский г, Станционный пер, дом N 8, корпус А, алкогольная продукция принята получателем 08.10.2022 в 13 часов 00 минут;
ТТН N РБ00002059 от 08.10.2022, грузополучатель ИП Лукьянов Андрей Владимирович, адрес: Ростовская обл, Каменск-Шахтинский г, Гагарина ул., дом N 71, корпус б, алкогольная продукция принята получателем 08.10.2022 в 13 часов 00 минут;
ТТН N РБ00002058 от 08.10.2022, грузополучатель ИП Лукьянов Андрей Владимирович, адрес: Ростовская обл, Каменск-Шахтинский г, Гагарина ул., дом N71, корпус б, алкогольная продукция принята получателем 08.10.2022 в 13 часов 02 минуты;
ТТН N РБ00002057 от 08.10.2022, грузополучатель ИП Лукьянов Андрей Владимирович, адрес: 347809, Ростовская обл, Каменск-Шахтинский г, Ворошилова ул, дом N 10, алкогольная продукция принята получателем 08.10.2022 в 13 часов 00 минуты;
ТТН N РБ00002066 от 08.10.2022, грузополучатель ИП Лукьянов Андрей Владимирович, адрес: 347809, Ростовская обл, город Гуково, Шахтерская ул., дом N 46, алкогольная продукция принята получателем 08.10.2022 в 13 часов 00 минуты;
ТТН N РБ00002056 от 08.10.2022, грузополучатель ИП Лукьянов Андрей Владимирович, адрес: 347809, Ростовская обл, город Гуково, Шахтерская ул., дом N 46, алкогольная продукция принята получателем 08.10.2022 в 13 часов 00 минуты.
По ТТН N РБ00002069 от 08.10.2022, грузополучатель ИП Махарева Е.А.
ИНН 615011182361, адрес: 346510, Ростовская область, г. Шахты, ул. Жукова, 9, корпус а., алкогольная продукция принята получателем 10.10.2022 в 10 часов 38 минут.
По ТТН N РБ00002067 от 08.10.2022, грузополучатель ИП Лукьянова Светлана Владимировна, адрес: Ростовская обл, 347810, Ростовская обл, Каменск-Шахтинский г., Подтелкова ул., дом N 74В, алкогольная продукция принята получателем 20.10.2022 в 21 часов 50 минут.
По ТТН N РБ00002061 от 08.10.2022, грузополучатель ИП Лукьянова Светлана Владимировна, адрес: 347805, Ростовская обл, Каменск-Шахтинский г, Героев Пионеров ул., дом N 25, алкогольная продукция принята получателем 20.10.2022 в 21 часов 50 минут.
Информация в товарно-транспортных накладных (ТТН N РБ00002069, РБ00002067, РБ00002061), принятых 10.10.2022 и 20.10.2022, также указывает на не относимость данных документов к перечисленному факту оборота, так как согласно Акту приема-передачи от 14.10.2022 NуЗ-13219/09-12 алкогольная продукция, обнаруженная сотрудниками МО МВД "Красносулинский" в транспортном средстве 4710-0000010-02 государственный регистрационный знак Х939ВК761 под управлением водителя: Епищенко Сергея Александровича, в количестве 55 кегов, общим объемом 2650 литров передана на хранение в АО "Росспиртпром".
По ТТН N РБ00002056 от 08.10.2022 и по ТТН N РБ00002055 от 08.10.2022 информация о принятии получателем имеет статус "отклонена" 20.10.2022 в 21 часов 50 минут.
Согласно информации транспортного раздела данных товарно-транспортных накладных грузоперевозчиком указан ИП Левицкий Андрей Владимирович, 344011, г. Ростов-на-Дону, ул. Народного ополчения, 109, автомобиль газель, государственный Н067СС46, под управлением водителя Левицкого Андрея Владимировича.
Кроме этого, суммарное количество кегов по представленным товарно-транспортным накладным составляет 29 кегов общим объемом 1470 литров, однако фактически сотрудниками МО МВД "Красносулинский" изъято 55 кегов (50 металлических кегов объемом 50 литров и 5 металлических кегов объемом 30 литров) общим объемом 2650 литров.
В ответ на требование о представлении документов от 14.12.2022 исх. N уЗ-16100/09-13 и от 29.12.2022 исх. уЗ-16699/09-13, ООО "ГЛАВБИР" представлены пояснения исх. 2790/р от 28.12.2022(вхЗ-10554 от 28.12.2022), исх. 2793/р от 30.12.2022 (вхЗ-39 от 09.01.2023), согласно которым в организацию 07.10.2022 поступила заявка от контрагента ИП Лященко Т.А. на 08.10.2022, однако в день отгрузки заявка отменена ИП Лященко Т.А. в телефонном режиме. Накладная была создана в учетной системе 1С и в ЕГАИС не выгружалась, товар из машины выгружен обратно на склад, а накладная была ошибочно отдана водителю.
ООО "ГЛАВБИР" представлены копии товаросопроводительных документов, подтверждающих закупку пива у ООО "ОПТТОРГ" ИНН/КПП 6449101534/644901001, адрес: 413090, Саратовская область, г. Маркс, ул. Загородная Роща, 27.
По результатам проведения проверки, установлено, что ООО "Главбир" 08.10.2022 в 16 час. 45 мин. по адресу: 993 км а/д М-4 "Дон" допустило оборот (поставку) алкогольной продукции без сопроводительных документов.
02.02.2023 ведущим специалистом-экспертом отдела контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Межрегионального управления федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу Мамунц З.А. в отсутствие надлежаще извещенного представителя ООО "ГЛАВБИР" составлен протокол N N 0301/020223/0008 об административном правонарушении в отношении ООО "ГЛАВБИР" по признакам ч. 2 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Ростовской области для рассмотрения.
Частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации установлена ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объектом правонарушения являются охраняемые законом отношения, регламентирующие предпринимательскую деятельность в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона правонарушения выражается в обороте этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной правонарушителя.
Субъектами правонарушения, могут являться лица, на которых возложена обязанность обеспечить соблюдение правил оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Исходя из системного толкования диспозиции части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состав правонарушения, предусмотренной данной статьей, образует фактическое отсутствие документов, определенных федеральным законом и сопровождающих оборот алкогольной продукции, а также отсутствие документов на алкогольную продукцию, удостоверяющих легальность производства и оборота такой продукции. Сведения, изложенные в данных документах, должны соответствовать фактически реализуемой или закупаемой алкогольной продукции и требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к документам и к самой алкогольной продукции.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N171-ФЗ) предусмотрено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных статьей 10.2 указанного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: 1) товарно-транспортная накладная; 2) справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); 3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); 4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции); 5) заверенные подписью руководителя организации и (при наличии печати) ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).
Форма справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию и правила ее заполнения утверждены постановлением Правительства Российской федерации от 31 декабря 2005 N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию" (далее - постановление N 864).
Таким образом, для подтверждения законности нахождения алкогольной продукции в обороте необходимо наличие всех документов, подтверждающих легальность данной продукции, в том числе информации, содержащаяся в данных документах должна соответствовать действительности.
Судом первой инстанции установлено, что общество в нарушение статей 25, 26 Федерального закона N 171-ФЗ допустило оборот алкогольной продукции без документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, предусмотренных ст. 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ.
Отсутствие при обороте алкогольной продукции необходимых сопроводительных документов указывает на нарушение обществом статей 10.2, 26 Федерального закона Российской Федерации от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Из материалов дела следует, что ООО "Главбир" 08.10.2022 в 16 час. 45 мин. по адресу: 993 км а/д М-4 "Дон" допустило оборот (поставку) алкогольной продукции без сопроводительных документов, что подтверждается материалом проверки, зарегистрированных в КУСП МО МВД России Красносулинский за N 5846 от 08.10.2022 (письмо исх. N 5/8755 от 17.10.2022, вх. N 8889 от 25.10.2022); Сведениями из ЕГАИС; Объяснениями директора ООО "Главбир" A.M. Малова и предоставленными документами исх. 2790/р от 28.12.2022 (вхЗ-10554 от 28.12.2022) и исх. 2793/р от 30.12.2022 (вхЗ-39 от 09.01.2023).
ООО "ГЛАВБИР" не представлены надлежащим образом оформленные в соответствии с законодательством РФ товаросопроводительные документы, удостоверяющие легальность оборота алкогольной продукции.
Таким образом, ООО "ГЛАВБИР" осуществлялся оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота, что указывает на нарушение ст. 10.2, ст. 26 Федерального закона Российской Федерации от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Доказательств, свидетельствующих о принятии обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины общества во вменяемом ему правонарушении.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса об административном правонарушении, не истек.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года N 17-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов.
Обществом не представлены доказательства того, что при совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имел место исключительный случай, с учетом того, что данное правонарушение характеризуется пренебрежительным отношением заявителя к действующему законодательству в области алкогольного законодательства, с учетом наличия у общества реальной возможности исполнения предусмотренных обязанностей.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Судом первой инстанции при определении размера штрафа учтены положения вступившего в силу Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", а именно, ст. 4.1.2 КоАП РФ, согласно которой установлены особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе, к микропредприятиям.
Согласно части 1, 2 статьи 4.1.2 Кодекса при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
Судом первой инстанции установлено, что общество отнесено к малым предприятиям, следовательно, на него распространяются правила, установленные частью 2 статьи 4.1.2 Кодекса, в связи с чем, пришёл к правомерному выводу о назначении административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Данная правовая позиция согласуется с позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.08.2022 N Ф08-8155/2022 по делу N А32-4691/2022.
Апелляционная коллегия не принимает довод общества о возможности замены административного штрафа на предупреждение, так как общество является субъектом малого и среднего предпринимательства и административное правонарушение обществом совершено впервые, по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрено, что за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Апелляционный суд считает, что основания для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют, так как реализация алкогольной продукции без документов, подтверждающих легальность ее оборота, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью потребителей такой продукции.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, предусмотренных законодательством РФ. Совершенное обществом правонарушение посягает на экономические интересы государства в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также интересы граждан в области торговли и оказания услуг, а государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 09.04.2001 N 74-О, от 24.04.2002 N 99-О, правонарушения, связанные с несоблюдением специальных условий производства и оборота алкогольной продукции обладают повышенной опасностью. Предъявление особых требований к производству и обороту алкогольной продукции имеют своей целью защиту здоровья и жизни населения и обеспечение права потребителей на качественную продукцию.
В пункте 43 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, указано, что преференция, предусмотренная статьей 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной.
Установив отсутствие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения, а также то, что назначенное обществу наказание в размере нижнего предела санкции части 2 статьи 14.16 Кодекса соответствует характеру и степени общественной опасности совершенного правонарушения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что назначенное обществу наказание отвечает превентивным целям, а равно принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, в связи с чем, отсутствуют основания для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Общество не представило доказательства того, что в рассматриваемом случае при совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса, имел место исключительный случай, учитывая, что данное правонарушение характеризуется пренебрежительным отношением заявителя к действующему законодательству в области государственного регулирования оборота алкогольной продукции и наличием у общества реальной возможности соблюдения указанного законодательства.
Жалоба Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу (ИНН: 6165157156/ОГРН: 1096165003791) на Постановление Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 21.03.2023 по делу N 5-20/2023, которым ООО "ГЛАВБИР" привлечено к административной ответственности по ст.14.19 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 75 000 рублей 29.05.2023 возвращена заявителю без рассмотрения по существу в связи с пропуском срока обжалования.
Таким образом, по состоянию на дату рассмотрения жалобы ООО "ГЛАВБИР" на решение по делу N А53-4158/23 Постановление Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 21.03.2023 по делу N 5-20/2023 вступило в законную силу.
Определением от 22.05.2023 исправлена опечатка, допущенная при изготовлении резолютивной части решения, судом определено "...абзац 4 резолютивной части решения от 15.03.2023 и в резолютивной части полного текста решения РО от 16.03.2023 по делу N А53-4158/2023 читать в следующей редакции:
"Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ГЛАВБИР" (ОГРН: 1163443070218, Дата присвоения ОГРН: 13.07.2016, ИНН: 3443130910, юридический адрес: 400137, Волгоградская область, город Волгоград, ул. Краснополянская, дом 74д, офис 114) находящиеся на ответственном хранении металлические кеги емкостью по 30 и 50 литров в количестве 55 единиц".
Таким образом, по состоянию на дату рассмотрения жалобы ООО "ГЛАВБИР" на решение от 16.03.2023 по делу N А53-4158/23 утверждения заявителя о противоречии выводов АС РО, изложенных в решении от 16.03.2023 по делу N А53-4158/23 позиции ВС РФ, сформированной в определении от 23.10.2019 N 308-ЭС19-10715 не соответствуют действительности.
Доводы управления о том, что выводы суда общей юрисдикции о возвращении многооборотной тары собственнику - ООО "ГЛАВБИР" (ОГРН: 1163443070218, Дата присвоения ОГРН: 13.07.2016, ИНН: 3443130910, юридический адрес: 400137, Волгоградская область, город Волгоград, улица Краснополянская, дом 74д, офис 114) не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку судебные акты, перечисленные управлением в письменных пояснениях от 05.05.2023 приняты по обстоятельствам, не тождественным установленным по настоящему делу и не опровергают правильность выводов обжалуемого решения, в указанных управлением судебных актах к административной ответственности в суде общей юрисдикции привлекалось должностное лицо правонарушителя и возвращалась тара, а вопрос о возврате спорной тары лицу, не привлекаемому к административной ответственности (собственнику), не рассматривался, также в указанных судебных актах указана индивидуальная потребительская тара (не многооборотная, как в рассматриваемом деле).
Управление, ссылаясь на положения приказа Минфина РФ от 09.03.2017 N 34н, указывает на отсутствие противоречий в последовательности исполнения судебных актов суда общей юрисдикции и арбитражного суда.
Судом апелляционной инстанции данный довод отклоняется, поскольку вступившим в законную силу судебным актом суд общей юрисдикции обязал возвратить спорную многооборотную тару собственнику - лицу, не привлеченному к административной ответственности. Таким образом, ссылка управления на порядок утилизации алкогольной продукции, утвержденный приказом Минфина РФ от 09.03.2017 N 34н в рассматриваемом случае не обоснована.
Утверждение управления о факте обращения в суд первой инстанции с заявлением, изначально содержащим требование об уничтожении алкогольной продукции совместно с тарой, не соответствует действительности и опровергается текстом заявления о привлечении к административной ответственности, текстом дополнительных пояснений от 14.05.2023.
При этом, имеющиеся в материалах дела доказательства подтверждают невозможность уничтожения многооборотной тары, принадлежащей лицу, не привлекаемому в рамках рассматриваемого дела к административной ответственности.
В частности, из имеющихся в материалах дела доказательств - товаросопроводительных документов (стр. 178-225 приложения к заявлению о привлечении к административной ответственности) и представленных ООО "ГЛАВБИР" доказательств следует, что кеги, объемом 50 литров в количестве 50 штук, а также кеги, объемом 30 литров в количестве 5 штук, являются многооборотной тарой, применяемой для хранения и транспортировки продукции (пива). Указанная тара является самостоятельным объектом права, которая не реализуется покупателю совместно с поставляемой алкогольной продукцией (не является потребительской, индивидуальной упаковкой), в стоимость поставляемого покупателю товара не входит.
Пивная продукция в многооборотной таре приобретена ООО "ГЛАВБИР" (ИНН: 2312263672) у ООО "ОПТТОРГ".
Собственником указанной многооборотной тары является ООО "ГЛАВБИР" (ИНН: 3443130910), 400137, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Краснополянская, дом 74Д, офис 114.
Тара приобретена ООО "ГЛАВБИР" (ИНН: 3443130910) на основании сделок, в том числе на основании договора поставки N Э19-220 от 25.12.2019, заключенного с ООО "ЭКСИМА" (ИНН: 9715344609) и поставлена ООО "ГЛАВБИР" (ИНН: 3443130910) на основании УПД N 617 от 26.12.2019, УПД N 621 от 27.12.2019.
Изъятая у ООО "ГЛАВБИР" (ИНН: 2312263672) многооборотная тара находилась в пользовании Общества на основании договора пользования (ссуды) оборотной тары от 02.09.2022, заключенного между ООО "ГЛАВБИР" (ИНН: 3443130910) и ООО "ГЛАВБИР" (ИНН: 2312263672).
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что совокупность имеющихся в материалах дела доказательств свидетельствует о факте приобретения кег лицом, не привлеченным к административной ответственности, право собственности которого на кеги в количестве 55 шт. отражено во вступившим в законную сиу постановлении Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 21.03.2023 по делу N 5-20/2023.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционных жалоб суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.03.2023 и определение Арбитражного суда Ростовской области от 22.05.2023 об исправлении опечатки по делу N А53-4158/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-4158/2023
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Ответчик: ООО "ГЛАВБИР"
Третье лицо: Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка