г. Саратов |
|
16 июня 2023 г. |
Дело N А57-27238/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Лыткиной О. В.,
судей Савенковой Н. В., Шалкина В. Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Дроздовой В. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МАУК "Натальинский ЦК" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 апреля 2023 года по делу N А57-27238/2022,
по иску АО "Ситиматик", (ИНН 7725727149,ОГРН:1117746488232),
к МАУК "Натальинский ЦК", (ИНН 6439071601),
о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с января по июль 2022 года в размере 80468,78 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от МАУК "Натальинский ЦК" - Анисимова И.К. по доверенности N 3 от 20.01.2023,
от АО "Ситиматик" - Нетреба Н.В. по доверенности N 96 от 07.12.2022,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением обратилось акционерное общество "Ситиматик" (далее - АО "Ситиматик", истец) к МАУК "Натальинский" (далее - МАУК "Натальинский", ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период январь - июль 2022 года в размере 80468,78 руб., расходов по оплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 17 апреля 2023 года по делу N А57-27238/2022 с МАУК "Натальинский ЦК" в пользу АО "Ситиматик" взыскана задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО за период январь - июль 2022 года в размере 80468,78 руб., судебные расходы по оплате государственной пошлины, в размере 3219 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МАУК "Натальинский ЦК" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать полностью.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом при принятии решения неправильно применены нормы материального и процессуального права, не выяснены все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела: судом применены ненормативные законодательные акты, в частности, Приказ министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 07.02.2022 N 48 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Саратовской области" (далее - Приказ N 48), недействующий в момент заключения между сторонами договора, поскольку, по мнению апеллянта, подлежит применению норма, регламентирующая объем контейнеров для складирования ТКО, указанная в пункте 4.1 "Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Саратовской области", утвержденного Приказом министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 7 февраля 2022 года N 48, может применяться только к договорам заключенным после вступления его в законную силу, то есть после 14 февраля 2022 года, а к договорам, заключенным до указанной даты, до окончания по 31.12.2022 должен применяться "Порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Саратовской области", утвержденный Приказом министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 5 октября 2017 года N 853 (далее - Приказ N 853); судом приняты расчеты АО "Ситиматик", сделанные на основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области N 157 от 26 апреля 2021 года "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области" (далее - приказ N 157), при этом указанный законодательный акт является ненормативным, так как в нем отсутствуют нормативы накопления ТКО для населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек, однако судом не учтены обстоятельства зависимости нормативов, перечисленных в таблицах численности населения населенных пунктов с численностью населения от 10 тыс. до 100 тыс. человек; судом не исследованы доводы ответчика об изменениях количества зрительных мест в клубах в период распространения коронавирусной инфекцией (COVID-19); судом не дана оценка доводам ответчика о неоказании услуг, о неполном указании услуг региональным оператором.
В порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от АО "Ситиматик" поступили письменные объяснения по делу, которые приобщены к материалам дела.
Представители сторон в судебном заседании поддержали свои правовые позиции по делу и настаивали на их удовлетворении.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный апелляционный суд в порядке части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ), обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии: заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Таким образом, обязанность по внесению платы за оказанные услуги по обращению с ТКО возникает у потребителей при наличии двух условий: заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО; утвержденного тарифа на услуги по обращению с ТКО.
23 января 2018 года между Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и АО "Управление отходами" (переименованное в АО "Ситиматик") на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 25 декабря 2017 года заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности N 1).
Единый тариф на услугу регионального оператора Саратовской области филиала акционерного общества "Управление отходами" (переименованное в АО "Ситиматик") установлен и введен в действие с 12 августа 2018 года постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31.07.2018 N 28/1.
Зона деятельности определена Территориальной схемой обращения с отходами, в т.ч. с ТКО, в Саратовской области, утвержденной приказом министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области N 262 от 30.05.2020.
Таким образом, у собственников твердых коммунальных отходов возникает обязанность по оплате услуг регионального оператора.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон N 89-ФЗ) Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Пункт 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" закрепляет, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. При этом договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ определяет, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016года N1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008года N641" (далее - Правила обращения с ТКО) утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом 1(1) Правил обращения с ТКО. Указанные Правила обращения с ТКО являются обязательными для Регионального оператора и собственников ТКО.
В соответствии с пунктом 8(1) Правил обращения с ТКО региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Как следует из материалов дела, между АО "Ситиматик" и МАУК "Натальинский ЦК" заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 07/234/0002883/004 на условиях типового, поскольку до настоящего времени не урегулированы разногласия в части места складирования ТКО (контейнеры или площадка общего пользования) и периодичности вывоза отходов.
В соответствии с пунктом 1.1 договора N 07/234/0002883/004, по настоящему договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - договор) региональный оператор обязуется обеспечить прием твердых коммунальных отходов в объеме и месте, которые определены в настоящем договоре, а также их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 1.4 договора N 07/234/0002883/004, дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами - 1 января 2022 года.
Пунктом 2.1 договора N 07/234/0002883/004 предусмотрено, что под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц.
Согласно пунктам 2.2, 2.3 договора расчет размера платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ, по следующей формуле:
P = Qтко * T отх
где:
P - размер платы за услугу по обращению с ТКО за расчетный период для Потребителя;
Qтко - количество твердых коммунальных отходов за расчетный период для Потребителя, определяемое в соответствии с п. 4.1. настоящего договора (при наличии у Потребителя нескольких объектов, количество твердых коммунальных отходов определяется как сумма количества твердых коммунальных отходов на каждом объекте Потребителя);
T отх - цена на услугу по обращению с ТКО, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО.
Плата за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами начисляется региональным оператором с даты начала оказания услуг, указанной в пункте 1.4. настоящего договора (пункт 2.4 договора).
Согласно пункту 2.5 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пункт 3 договора N 07/234/0002883/004 на оказание услуг по обращение ТКО содержит права и обязанности сторон.
В приложении к договору N 07/234/0002883/004 на оказание услуг по обращению с ТКО "Информация по предмету договора" сторонами согласованы объекты образования отходов, объем принимаемых ТКО, количество расчетных единиц.
Порядок учета объема ТКО производится, исходя из нормативов накопления ТКО, установленных приказом министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 26.04.2021 N 157.
Согласно пункту 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В силу положений статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что стороны вступили в гражданско-правовые отношения по возмездному оказанию услуг, которые подлежат регулированию нормами главы 39 Гражданского Кодекса Российской Федерации
Пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
При рассмотрении споров, связанных с оплатой оказанных в соответствии с договором услуг, арбитражным судам необходимо руководствоваться положениями статьи 779 Гражданского кодекса Федерации, по смыслу которых исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности). При этом следует исходить из того, что отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1999 года N 48 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг").
По смыслу статей 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации услуга в качестве предмета договора неотделима от процесса ее оказания и потребляется в процессе исполнения договора возмездного оказания услуг, следовательно, услуги могут не иметь материального результата, который можно было бы сдать или принять, в то же время оплате подлежат фактически оказанные услуги. При возмездном оказании услуг заказчика интересует именно деятельность исполнителя, не приводящая непосредственно к созданию вещественного результата и связанная с совершением действий, не имеющих материального воплощения. Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2010 года N 18140/09 по делу N А56-59822/2008.
В соответствии со статьей 783 Гражданского кодекса Российской Федерации общие положения о подряде (статьи 702-729) и положения о бытовом подряде (статьи 730-739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779-782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 1 статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
На основании пункта 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
В силу статьи 783 Гражданского кодекса Российской Федерации общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Статьями 779 - 782 Гражданского кодекса Российской Федерации не урегулировано, каким образом оформляется приемка заказчиком услуг, оказанных исполнителем, вследствие чего подлежат применению общие положения о подряде.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Договор N 07/234/0002883/004 заключен в отношении следующих объектов образования ТКО, а именно: Саратовская обл., Балаковский р-н, с. Натальино, ул. Карла Маркса, дом 21; Саратовская обл., Балаковский р-н, с. Николаевка, Центральная ул., дом 3; Саратовская обл., Балаковский р-н, с. Матвеевка, ул. Кирова, дом 33Б; Саратовская обл., Балаковский р-н, с. Хлебновка, ул. Советская, дом 125; Саратовская обл., Балаковский р-н, с. Андреевка, ул. Береговая, дом N 38/1; Саратовская обл., Балаковский р-н, п. Новониколаевский, Куйбышева ул., дом N 37; Саратовская обл., Балаковский р-н, п. Грачи, 1-й мкр., дом N 3; Саратовская обл., Балаковский р-н, п. Головановский п ул. Новая, дом N 12; Саратовская обл., Балаковский р-н, с. Подсосенки, Дачный проезд, дом N 3.
Согласно пункту 5 "Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", утвержденных постановлением Правительства РФ от 03 июня 2016 г. N 505 (далее - Правила N 505), коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Пунктом 9 Правил N 1156 предусмотрено потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Расчет оказанных услуг между сторонами производился, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, поскольку на момент заключения договора у ответчика отсутствовала индивидуальная контейнерная площадка, исключающая доступ третьих лиц.
Довод ответчика о том, что в населенных пунктах, по которым производиться начисление за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, отсутствуют контейнерные площадки общего пользования, в связи с чем у ответчика отсутствует обязанность по оплате за оказанные услуги по обращению с ТКО судом отклоняется в силу следующего.
Согласно статье 13.4. Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 3 "Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года N 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с письмом N 01-11/421 от 07.04.2023 Администрации Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО, утвержденного администрацией Балаковского муниципального района, на территории Натальинского муниципального образования осуществляется бестарный вывоз ТКО от населения.
В с. Натальино есть контейнерные площадки общего пользования, которые расположены по адресам: с. Натальино, ул. К. Маркса, д.4, д.8 и д.4, д.8 (бункер).
Таким образом, на территории Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области организован сбор твердых коммунальных отходов.
Довод заявителя апелляционной жалобы о применении судом ненормативно-законодательного акта, в частности, Приказа N 48, недействующего в момент заключения между сторонами договора, и надлежащем применении Приказа N 853, суд апелляционной инстанции отклоняет по следующим правовым основаниям.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.
Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В силу пункта 2 Приказа N 48 признан утратившим силу приказ министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 5 октября 2017 года N 853 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Саратовской области". Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования (пункт 5 Приказа N 48).
Вместе с тем, ответчик с заявкой на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО обратился 06.04.2022, то есть после издания Приказа N 48.
Довод ответчика о необходимости расчетов, исходя из контейнеров, имеющихся у ответчика, объем которых составляет 0,12 м3, судом в связи принятием администрацией Балаковского муниципального района Саратовской области постановления N 1755 от 23.05.2022 судом обоснованно отклонен в силу следующего.
Пунктом 4.1 Приказа N 48 потребители обеспечивают складирование ТКО в контейнеры емкостью от 0,7 до 1,2 куб. м с крышкой, в бункеры емкостью до 15 куб. м, расположенные на контейнерных площадках, обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Пункт 4.3 Приказа N 48 регламентирует, что контейнер представляет собой опорожняемую емкость, которая выгружается с помощью мусоровозов.
При выборе контейнеров соблюдаются требования законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения:
- наличие крышек для предотвращения распространения запахов, растаскивания отходов животными и птицами, распространения инфекций, сохранения ресурсного потенциала отходов, предотвращения обводнения отходов;
- оснащение колесами, что позволяет выкатывать контейнер для опорожнения при вывозе мусоровозами;
- прочность, огнеупорность, сохранение прочности в холодный период года;
- низкие адгезионные свойства с целью предотвращения примерзания и прилипания отходов.
Кроме того, пунктом 4.5 Приказа N 48 установлено, что контейнеры и бункеры должны находиться в технически исправном состоянии. Металлические контейнеры и бункеры должны быть окрашены.
Установленные по вышеуказанным адресам контейнеры объемом 0,12 куб. м не отвечают требованиям, предъявляемым к техническим характеристикам контейнеров, регламентированным действующим законодательством, доказательств иного Ответчиком не представлено.
Вследствие чего указанные несоответствия технических характеристик контейнеров ответчика вызывают несовместимость контейнеров с характеристиками спецтехники, осуществляющей прием и транспортирование ТКО, что препятствует приему оператором твердых коммунальных отходов и, как следствие, оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не представляется возможным.
Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505, в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) с собственниками твердых коммунальных отходов предусматривают учет ТКО расчетным путем, исходя из нормативов накопления отходов, выраженных в количественных показателях объема или исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления ТКО.
В адрес ответчика истцом было направлено письмо N 14083/22 от 22.06.2022 с разъяснениями о том, что в целях недопущения нарушений действующего законодательства в области обращения с отходами до изменения ответчиком емкостей, установленных на контейнерных площадках, расположенных по вышеуказанным адресам (до приобретения и установки контейнера, предоставления согласования контейнерной площадки с органом местного самоуправления и внесения изменений в территориальную схему обращения с отходами), учет твердых коммунальных отходов будет производиться исходя из действующих нормативов накопления ТКО.
Ответчику также было разъяснено, что складирование твердых коммунальных отходов при данном способе учета ТКО осуществляется в местах накопления твердых коммунальных отходов, организованных органами местного самоуправления.
Расчет производился по следующей формуле:
где:
Ki - количество расчетных единиц;
* - норматив накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов";
Tотх - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области установлены приказами Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области N 134 от 18 марта 2020 года, N 157 от 26 апреля 2021 года "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области":
Наименование категории объектов |
Расчетная единица |
Годовой норматив накопления, м3/год |
Годовой норматив накопления, кг/год |
8 |
Культурно-развлекательные и спортивные организации и учреждения |
|||
8.1 |
Театры, кинотеатры, концертные залы, цирки, клубы и пр.
|
1 место |
0,3 |
39,0 |
При этом тот факт, что приказ N 157 является ненормативным правовым актом, не свидетельствуют о его неправомерном применении судом первой инстанции. Ненормативный правовой акт - правовой акт регламентированной формы, изданный в установленном порядке уполномоченным лицом (органом), содержащий индивидуальные предписания, рассчитанные на однократное применение и адресованные конкретному лицу (лицам).
Подробный расчет представлен в материалы дела. Контррасчет ответчиком не представлен, расчетные единицы не оспорены. Указанный в апелляционной жалобе расчет судом признан неверным ввиду неправильного применения нормативов.
Как прояснил истец в своих объяснениях, норматив накопления для данной категории устанавливается независимо от численности населения на территории населенных пунктов Саратовской области. Расчетные единицы предоставлены ответчиком. Ответчиком не была подана заявка на изменение расчетных единиц.
Истец является единственной специализированной организацией, осуществляющей сбор, хранение, транспортировку и утилизацию твердых бытовых отходов.
Ответчиком не представлены доказательства того, что ТКО вывозились ответчиком собственным транспортном, либо иной специализированной организацией.
Порядок фиксации нарушения определяется пунктами 5.1-5.5 договора, а также Типовой формой договора, утвержденной Постановлением N 1156.
Ответчиком не представлены в материала дела документы о том, что со стороны регионального оператора имеются какие-либо нарушения требований санитарных правил и норм или условий заключенного договора по обращению с твердыми бытовыми отходами, в частности, наличие несанкционированных свалок на принадлежащей ответчику территории, обращения на несвоевременный вывоз твердых бытовых отходов за вышеуказанный период.
Следовательно, отсутствие мусора на контейнерных площадках свидетельствует о том, что услуги по вывозу твердых коммунальных отходов фактически истцом оказаны.
Положения действующего гражданского законодательства связывают возникновение у заказчика обязанности оплаты услуг с фактом их выполнения и принятия.
В соответствии с пунктом 5.1 договора N 07/234/0002883/004 в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору, потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора.
Довод апеллянта об изменениях количества зрительных мест в клубах в период распространения коронавирусной инфекцией (COVID-19) подлежит отклонению, как несостоятельный, невлиящий на порядок начисления ТКО.
Ответчиком не представлены в материалы дела предусмотренные законодательством доказательства, неоказания услуг истцом, либо оказание услуг ненадлежащего качества, в связи с чем довод апелляционной жалобы о неоказании истцом услуг является неправомерным.
Истец произвел начисление платы за оказанные им услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с условиями договора и требованиями действующего законодательства.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковое требование о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период январь - июль 2022 года в размере 80468,78 руб.
Указанные в апелляционной жалобе доводы судом не принимаются, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции в процессе разрешения спора по результатам оценки доказательств, представленных в дело.
Доводы апелляционной жалобы выражают своё несогласие с выводами суда первой инстанции. Всем изложенным в апелляционной жалобе доводам судом дана правильная правовая оценка. Вынесенное судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, принято с правильным применением норм материального и процессуального права, изложенные в нем выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Правовых оснований к отмене судебного акта апелляционной коллегией судей не установлено. В силу изложенного апелляционная жалоба МАУК "Натальинский ЦК" удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 апреля 2023 года по делу N А57-27238/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О. В. Лыткина |
Судьи |
Н. В. Савенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-27238/2022
Истец: АО Ситиматик
Ответчик: МАУК Натальинский ЦК