город Омск |
|
16 июня 2023 г. |
Дело N А70-26600/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4733/2023) Департамента имущественных отношений Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 23.03.2023 по делу N А70-26600/2022 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Ембаевский" (ИНН 7224008489, ОГРН 1027200848806, адрес: 625511, Тюменская область, Тюменский район, село Ембаево, улица Трактовая, дом 15) к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (ОГРН 1057200738792, ИНН 7202138460, адрес 625004, город Тюмень, улица Сакко, дом 30, корпус 1), о признании недействительным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату от 09.11.2022 N4272-0, об обязании устранить нарушение прав и законных интересов сельскохозяйственного производственного кооператива "Ембаевский",
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента имущественных отношений Тюменской области - Александрова О.В. (по доверенности от 17.06.2022 N 118/08-3-Д сроком действия 1 год),
от сельскохозяйственного производственного кооператива "Ембаевский" - Важенина Н.М. (по доверенности от 16.01.2023 сроком действия 1 год),
УСТАНОВИЛ:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Ембаевский" (далее - заявитель, кооператив, СПК "Ембаевский") обратился в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, департамент) о признании недействительным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату от 09.11.2022 N 4272-о и об обязании устранить нарушение прав и законных интересов СПК "Ембаевский".
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 23.03.2023 по делу N А70-26600/2022 заявленные требования удовлетворены, признано недействительным решение департамента об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату от 09.11.2022 N 4272-о. Суд также обязал департамент в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушение прав и законных интересов СПК "Ембаевский" путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого им земельного участка.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает, что судом первой инстанции не дана оценка доводам департамента о том, что оспариваемый отказ основан на пункте 8 статьи 39.15, пункте 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ); не исследованы генеральный план Ембаевского муниципального образования Тюменского муниципального района и справка Администрации Тюменского муниципального района от 03.11.2022 N 11378/0-1 о размещении на испрашиваемом участке объекта местного значения ЛЭП 10 кВ.
По мнению подателя апелляционной жалобы, судом первой инстанции также не дана оценка акту обследования земельного участка, который подтверждает, что спорный земельный участок занят древесной растительностью; в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка кооператив указал цель использования - скотоводство, в то время как согласно государственному акту N ТЮ2-1700281 целевое назначение использования предоставляемой земли - для сельскохозяйственного производства, что, по мнению департамента, не является равнозначным.
Кроме того, податель апелляционной жалобы указал, что заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка направлено в отсутствие заявления о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком.
СПК "Ембаевский" в материалы дела представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу департамента, в котором заявитель просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель департамента поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель кооператива с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
СПК "Ембаевский" создан в результате преобразования товарищества с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие "Ембаевское" (приказ администрации Тюменского района от 05.03.1999 N 120), которое в свою очередь являлось правопреемником коллективного сельскохозяйственного предприятия "Ембаевское" (постановление администрации Тюменского района от 31.03.1993 N 288).
На основании постановления главы Тюменского района от 02.09.1992 N 566 коллективному сельскохозяйственному предприятию "Ембаевское" были предоставлены земельные участки общей площадью 7 327 гектаров, в том числе 1 166 гектаров в бессрочное (постоянное) пользование, о чем выдан государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N ТЮ-2-1700281.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 02.11.2018 по делу N А70-17967/2017 СПК "Ембаевский" признан несостоятельным (банкротом), в отношении должника введено конкурсное производство.
Конкурсный управляющий СПК "Ембаевский" Лосев В.А. обратился в департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Ембаево, который надлежит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка из земельного участка, принадлежащего заявителю на праве бессрочного (постоянного) пользования, для предоставления в собственность на основании подпункта 7 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, цель использования - скотоводство.
Решением от 09.11.2022 N 4272-о департамент отказал заявителю в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с тем, что:
в соответствии с генеральным планом Ембаевского муниципального образования Тюменского муниципального района, утвержденным распоряжением Главного управления строительства Тюменской области от 28.03.2017 N 017-р, в границах испрашиваемого земельного участка (в соответствии с представленной схемой) предусмотрено размещение объекта местного значения - ЛЭП 10 кВ (существующий, реконструируемый, строящийся);
испрашиваемый земельный участок занят древесной растительностью, относящейся к зеленому фонду, что исключает возможность осуществления на нем хозяйственной деятельности;
целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (испрашиваемый вид разрешенного использования образуемого земельного участка не соответствует виду разрешенного использования земельного участка предоставленного по государственному акту на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N ТЮ2-1700281.
Кроме того, департаментом указано, что кооперативом не представлено заявление о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком.
Полагая, что отказ департамента не соответствует действующему законодательству и нарушает права и интересы заявителя, СПК "Ембаевское" обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
23.03.2023 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса.
Статья 39.14 ЗК РФ определяет следующий порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 2 статьи 39.14. ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия (пункт 1); схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (пункт 2).
Согласно пункту 3 статьи 39.15 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В силу подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Кодекса.
Пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ установлены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, одним из которых (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ) является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
При этом, согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В данном случае, одним из оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка явилось то, что в соответствии с генеральным планом Ембаевского муниципального образования Тюменского муниципального района, утвержденным распоряжением Главного управления строительства Тюменской области от 28.03.2017 N 017-р, в границах испрашиваемого земельного участка (в соответствии с представленной схемой) предусмотрено размещение объекта местного значения - ЛЭП 10 кВ.
Как верно указывает в своей апелляционной жалобе департамент, в соответствии с генеральным планом Ембаевского муниципального образования Тюменского муниципального района, в границах испрашиваемого земельного участка действительно предусмотрено размещение объекта местного значения - ЛЭП 10 кВ.
Указанное также следует из справки Администрации Тюменского муниципального района от 03.11.2022 N 11378/0-1.
В соответствии с пунктом 17 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Письме Минэкономразвития России от 30.12.2019 N Д23и-45772 "О размещении линейных объектов", способы приобретения прав на земельные участки для размещения линейных объектов, конкретные условия, выполнение которых необходимо в том или ином случае для оформления таких прав, а также основания их возникновения определяются ЗК РФ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В зависимости от вида, признаков, назначения и иных характеристик линейных объектов ЗК РФ устанавливает различные способы их размещения, в том числе правовые основания предоставления без проведения торгов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При этом Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" (далее - Федеральный закон N 341-ФЗ) ЗК РФ дополнен новой главой V.7, определяющей порядок установления публичного сервитута в целях, указанных в статье 39.37 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 1 статьи 39.37 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается в том числе для использования земельных участков и (или) земель в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.23 ЗК РФ размещение линейных объектов, кроме того, допускается на условиях сервитута, предусмотренного главой V.3 ЗК РФ.
Кроме того, Федеральным законом N 341-ФЗ статья 39.20 ЗК РФ дополнена пунктом 1.1, согласно которому земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что пункт 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ запрещает иной способ размещения линейного объекта кроме сервитута, публичного сервитута для тех случаев, когда сервитут является подходящим правом для размещения линейного сооружения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.16 ЗК РФ, наличие на земельном участке объектов, размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, а также объектов, указанных в статьи 39.36 ЗК РФ не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
Кроме того, в соответствии с генеральным планом Ембаевского муниципального образования Тюменского муниципального района, весь испрашиваемый земельный участок полностью расположен в производственной зоне сельскохозяйственных предприятий, согласно Правилам землепользования и застройки Ембаевского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области - в зоне Сх2 "Зона, занятая объектами сельскохозяйственного назначения".
Таким образом, земельный участок не располагается в зоне, предназначенной для размещения и строительства линейных объектов и на нем не планируется размещение объектов местного значения.
Следовательно, наличие в границах испрашиваемого земельного участка линейного объекта, учтенного в схеме, представленной СПК "Ембаевский", не может являться основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В апелляционной жалобе департамент настаивает на правомерности избранных оснований для отказа, в частности, ссылаясь на пункт 6 статьи 11.9 ЗК РФ, полагает, что образование испрашиваемого земельного участка, который занят древесной растительностью, относящейся к зеленому фонду, нарушает требования преамбулы Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которой в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции признает данную позицию департамента необоснованной, поскольку произрастание деревьев на земельном участке не является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка согласно вышеприведенным нормам земельного законодательства.
Как было указано выше, испрашиваемый земельный участок площадью расположен в территориальной зоне, занятой объектами сельскохозяйственного назначения (Сх2).
Согласно Правилам землепользования и застройки Ембаевского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области для территориальной зоны Сх2 ("Зона, занятая объектами сельскохозяйственного назначения") в качестве основного вида разрешенного использования предусмотрен такой вид как скотоводство, включающий осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с разведением сельскохозяйственных животных (крупного рогатого скота, овец, коз, лошадей, верблюдов, оленей); сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, производство кормов, размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных; разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала).
При этом изменение возможного вида разрешенного использования не прекращает право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок и не умаляет правовых возможностей на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности путем выкупа (статья 45 ЗК РФ).
Таким образом, указание кооперативом скотоводства в качестве вида разрешенного использования образуемого земельного участка соответствует разрешенному использованию земельного участка, предоставленного для бессрочного (постоянного) пользования землей.
Довод апелляционной жалобы департамента относительно непредставления кооперативом заявления о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком подлежит отклонению, поскольку пункт 5 статьи 39.14 ЗК РФ требует одновременной подачи такого заявления только при поступлении заявления о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду, в настоящем же случае СПК "Ембаевский" обратился в департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.
Приведенная выше совокупность обстоятельств позволяет прийти к выводу о незаконности отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, изложенного в оспариваемом решении.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требования кооператива о признании недействительным решения департамента от 09.11.2022 N 4272-о об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка, который находится у СПК "Ембаевский" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как департамент освобожден от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269 статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 23.03.2023 по делу N А70-26600/2022 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-26600/2022
Истец: СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ "ЕМБАЕВСКИЙ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ